Социально-психологическая модель педагога в образовательных учреждениях СПО
статья на тему

Мингазов Фарит Фоатович

«Социально-психологическая модель педагога

в образовательных учреждениях СПО»

   Переход страны на рыночные условия хозяйствования и связанные с этим повышенные требования к конкурентоспособности экономики предъявляет новые, более высокие требования к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, которые должны уметь быстро приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям труда, обладать высоким профессиональным мастерством, профессиональной мобильностью и компетентностью.

   В современных условиях от профессионального образования требуется:

   1. Создание условий для овладения знаниями в области профессиональной деятельности, получения квалификации или, в необходимых случаях, переквалификации, с тем чтобы человек мог заниматься общественно полезным трудом в соответствии с его интересами и способностями.

   Для каждого отдельного человека его профессиональное образование выступает в двух значениях:

- как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку в наибольшей мере человек раскрывает свои способности в первую очередь – в профессиональном труде;

- как средство устойчивости социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается и будет распоряжаться как субъект на рынке труда.

   2. Воспитание граждан, социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, способных к преобразованию производства, производственных, экономических и общественных отношений, к участию в управлении, обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своего труда, деятельности предприятия, фирмы, учреждения, где они работают, за охрану природы, за судьбу страны и мира.

   3. Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в экономической, социальной, культурной и других сферах в квалифи-цированных специалистах, соответствующих требованиям гуманитарного, социального и научно-технического прогресса, обладающих широким общеобразовательным и профессиональным кругозором, профессиональной мобильностью.

   Для решения поставленных задач на современном этапе воспитания молодежи, можно выделить основные профессионально-психологические качества, которыми должен обладать педагог учреждения среднего профессионального образования:

   Личностные качества – характеризуют индивидуальные качества и отношение к самому себе. К ним относятся: самооценка, самомотивация, самореализация, рефлексия, активность, креативность, исполнительность, целеустремление, оптимизм, самостоятельность, управление собственными ресурсами, требовательность к себе, уравновешенность, настойчивость, самокритичность.

   Социально-личностные качества – характеризуют отношение к окружающему социуму. К ним относятся: целеустремленность, доброжелательность, стремление к сотрудничеству, любовь к педагогической профессии, открытость в общении, тактичность, доверительность, интерес к другому человеку, коммуникативность, эленатия, коллективные качества, общительность, сочувствие, гуманизм, патриотизм, адаптивность, гибкость, мировоззренческие качества, нравственные качества, эстетические качества, уважительность, трудолюбие, спокойствие, правдивость, скромность.

   Волевые качества – характеризуют психическую деятельность человека, определяющую его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий. К ним относятся: настойчивость, самостоятельность, сосредоточенность, организованность, одержимость, серьезность, ответственность, дисциплинированность, требовательность к себе, принципиальность, решительность, смелость, мужественность.

   В работе с обучающимися педагогам необходимо использовать только позитивные психологические качества, лишь в этом случае можно достичь ауры взаимопонимания и уважение между педагогом и обучающимися.

   На этой основе можно сотрудничать и вместе творить, заниматься исследовательской работой, то есть вводить активные методы обучения.

   Современный мир требует от человека развития его потребностей к развитию и саморазвитию. Целью педагога должно быть развитие у обучающихся внутренних потребностей к саморазвитию. Лишь при этом условии будет обеспечено соответствие между потреблением и производством, а это обеспечивает комфортную жизнь человека.

   Системное знание преподавателей и мастеров производственного обучения всех учебных дисциплин по специальности позволяет вести обучающихся от проблемы к проблеме, управлять не только их овладением всеми предметами по специальности но, прежде всего, изменением внутренних целей и потребностей обучающихся. Формировать новые способы мышления, которые позволяют и обучающимся и педагогам действовать ситуативно, творчески исходя из профессиональных и индивидуальных возможностей.

   Педагоги должны следить за настроением обучающихся и стараться создать такой микроклимат на своих занятиях, который будет способствовать желанию учиться, развиваться, творить.

   Подводя итог вышесказанному, можно вспомнить слова из Энциклопедии профессионального образования: 

   «Педагогическое мастерство – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей, добивающемуся с помощью системы педагогических средств наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Модель педагога55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

ГАОУ СПО «Арский агропромышленный профессиональный колледж»

Методическая разработка

на тему: «Социально-психологическая модель педагога

в образовательных учреждениях СПО»

Выполнил

преподаватель I квалификационной категории Мингазов Фарит Фоатович

                                                       

   «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без при-дирчивости, ласковым, но без приторности, допускать шутку, но не превра-щать серьезное дело в шутку».

                                                                                                                   (К.Д. Ушинский)

   Эффективное проведение теоретических уроков и занятий производственного обу-чения зависит прежде всего от хорошей психолого-педагогической, методической и специальной подготовки преподавателя и мастера производственного обучения.

   Только образованный и эрудированный педагог может сформировать у обучаю-щихся глубокие и прочные знания, умения и навыки, только творчески работающий педагог может воспитать обучающихся, способных творчески мыслить и трудиться.

   В современных условиях научно-технического прогресса к преподавателю предъ-являются повышенные требования.

   Одним из важных требований, предъявляемых к педагогу, является наличие у него хорошей психолого-педагогической подготовки. Чтобы успешно формировать у обучающихся знания, привычки, способности, творческое мышление, педагог должен знать сущность и закономерности процессов обучения и воспитания, воз-растные особенности, психологические и педагогические закономерности их разви-тия.

   Успех педагогической деятельности преподавателя и мастера производственного обучения во многом зависит от призвания его к профессии педагога и любви к про-фессии сельского механизатора, к детям. Любовь педагога к детям всегда должна сочетаться с большой требовательностью к ним, порой даже строгостью, человече-ской заботой об их будущем, пониманием их внутреннего мира.

   Педагогом не может быть человек злой, мстительный, злопамятный, противопо-ставляющий себя обучающимся, равнодушным к их судьбам.

   Без педагогического призвания работать преподавателем или мастером производ-ственного обучения очень тяжело, трудно овладеть по-настоящему педагогическим мастерством.

   Успех в деле обучения и воспитания безусловно, требует от обучающегося и вос-питывающего человека высоких нравственных качеств, высокого уровня знаний, профессиональных умений и навыков, высокого уровня общей культуры. Однако одного этого мало. Требуется и наличие некоторых специфических психологиче-ских особенностей личности. Эти особенности относятся как к умственной, так и к эмоциональной и волевой сферам личности. Они тесно связаны друг с другом, влия-ют друг на друга и образуют единое целое. Поскольку эти особенности отвечают требованиям, которые предъявляет человеку педагогическая деятельность, и опреде-ляют ее успешность, они являются педагогическими способностями.

   Педагогические способности – очень сложная, слитная и многогранная психологи-ческая категория. Однако в структуре педагогических способностей можно выде-лить ряд существенных компонентов, своего рода частных способностей. Исследо-вания психологов позволяют выделить несколько компонентов педагогических спо-собностей: личностные (представляющие собой черты, качества личности), дидактические (связанные с передачей информации) и организаторско-коммуника-тивные (связанные с организаторской функцией и общением).

   Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать в общении с ними. Расположенность педагога к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним, не перерастающем, однако в мягкотелость, уступчивость, безответственную снисходительность и сентименталь-ность, в искренности и простоте общения с детьми.

   Обучающиеся очень наблюдательны и тонко чувствуют, искренне любит педагог свое дело или лишь выполняет тягостную для него обязанность. Обычно дети отве-чают взаимностью, если чувствуют глубокое расположение к ним.

   Выдержка и самообладание. Важное для педагога личностное качество – выдерж-ка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденной ситуации владеть со-бой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не те-рять контроля над своим поведением. Сказанное не означает, что педагог должен всегда искуственно сдерживать свои чувства. Он может и повеселиться, и порадо-ваться вместе с обучающимися. Он может и гневаться, и возмущаться, и обижаться, но при этом не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на крикливо-злой, грубый и оскорбительный тон. Спокойствие и выдержка не должны переходить в безразличие и равнодушие. Большое значение имеет в этой связи на-ходчивость педагога, способность быстро ориентироваться, решать, как надо вести себя в той или иной ситуации.

   Способность владеть своим настроением. Важная способность педагога – это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом со-стоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной жи-востью, но без излишней возбудимости. Что бы ни случилось, педагог всегда дол-жен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой.

   Способность объяснять. Это способность делать свою мысль понятной для другого, пояснять и разъяснять трудное и непонятное. Способный педагог делает содержание учебного предмета доступным для обучающихся, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, вызывает интерес к предмету, возбуждает у обучающихся активную, самостоятельную мысль. Педагог умеет в случае необходимости трудное сделать легким, сложное – простым, непонятное – понятным. В основе этого лежит постоянная установка на учет психологии обучающихся. Педагог учитывает уровень их подготовки, развития, помнит о том, что они знают, что уже могли забыть, предвидит и предупреждает возможные затруднения обучающихся.

   Опытный педагог способен представить себя на месте обучающихся, стать на их позицию. Он исходит из того, что ясное и понятное взрослому человеку может быть совсем неясным и непонятным обучающимся.

   Речевая способность. Это способность ясно и четко выражать свои мысли и чув-ства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой.

Речевая способность одна из важнейших в профессии педагога, так как передача информации от учителя к обучающимся носит в основном второсигнальный, словес-ный характер. Здесь имеют в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и внешние ее особенности. Речь педагога должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Обучающиеся должны чувствовать заинтересованность в том, что говорит педагог.

   Речь педагога должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразитель-ной, эмоционально окрашенной, с четкой дикцией, отличаться отсутствием стили-стических, грамматических, фонетических погрешностей.

   Академические способности. Под академической способностью понимают эруди-цию педагога, капитальность его знаний, широту его умственного кругозора. Такой педагог знает свой предмет значительно шире и глубже, чем это нужно для урока, свободно владеет материалом, постоянно следит за новым в своей науке. Он изучает опыт других педагогов, заимствует у них все ценное, но никогда слепо не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другая группа, дру-гие обучающиеся и сам он другой человек. Надо помнить, что педагог, который пе-рестает учиться, перестает быть педагогом.

   Организаторские способности. Они проявляются в двух видах: во-первых, в способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности; во-вторых, в способности правильно организовать собственную работу. Организация своей работы предполагает аккуратность и четкость, умение правильно планировать ее и осуществлять самоконтроль. У опытных педагогов вырабатывается своеобразное чувство времени – умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

   Коммуникативные способности. Это способность устанавливать правильные вза-имоотношения с обучающимися (коллективом и отдельными обучающимися), учи-тывая их возрастные и индивидуальные особенности. Здесь необходимо воздержи-ваться от двух крайностей. Не следует снисходительно-отчужденно относиться к обучающимся, постоянно подчеркивать разницу положений, держать обучающихся на «дистанции». Но не надо делать и обратной ошибки – позволять фамильярные отношения, стирать всякую грань между собой и обучающимися.

   Педагогическая наблюдательность. Это способность проникать во внутренний мир обучающегося, воспитанника, проницательность, связанная с тонким понимани-ем личности ребенка и его временных психических состояний. Способный педагог, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улав-ливает малейшие изменения во внутреннем состоянии обучающегося и правильно понимает, что значат эти изменения. Такой педагог легко отличает симуляцию вни-мания от подлинной внимательности. В процессе изложения материала педагог по целому ряду признаков (поведение на уроке, выражение лица, мимика и т.д.) состав-ляет верное впечатление о том, как различные обучающиеся усваивают новое содер-жание, понимают объяснение, и перестраивается в случае необходимости.

   Суггестивная способность. Это способность эмоционально-волевого воздействия на обучающихся, способность предъявлять требования и добиваться их выполнения. Суггестивная способность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответственности за обучение и воспитание обучающихся, от убежденности педагога в своей правоте. Причем речь идет о способности требовать, добиваться своего, но добиваться спокойно, без грубого нажима, принуждения и угроз. Такие же черты педагога, как мягкотелость, наивная доверчивость, вялость, беспринцип-ная снисходительность, безволие, не содействуют успеху педагогической деятель-ности.

   Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесо-образные меры воздействия на обучающихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от конкретной ситуации. Такт вы-ражается в умелом сочетании уважения и требовательности к обучающемуся, дове-рия и систематического контроля, в правильном использовании одобрения и осуж-дения. Тактичный педагог доброжелателен, чуток, отзывчив. Он прост и естествен в обращении с обучающимися.

   Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности обучающихся, связанном с представлением, что и при каких условиях из обучающегося получится в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств. Эта способность связана с педагогическим оптимизмом, верой в могущество воспитания, верой в че-ловека.

   Распределение внимания. Способный педагог обладает высокоразвитым умением распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объекта-ми. Он внимательно следит за тем, как излагает материал, как развертывает свою мысль (или слушает ответ обучающегося), в то же время держит в поле внимания всех обучающихся. реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонима-ния, случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой и т.д.).

   Исходя из вышеизложенного можно отметить основные профессионально-психологические качества, которыми должен обладать педагог учреждений начального профессионального образования:

- личностные качества – характеризуют индивидуальные качества и отношение к самому себе;

- социально-личностные качества – характеризуют отношение к окружающему социуму;

- волевые качества – характеризуют психическую деятельность человека, опреде-ляющую его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.

   В работе с обучающимися педагогам необходимо использовать только позитивные психологические качества, лишь в этом случае можно достичь ауры взаимопонима-ния и уважение между педагогом и обучающимися.

   На этой основе можно сотрудничать и вместе творить, заниматься исследователь-ской работой, то есть вводить активные методы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм распределения обязанностей социально-психологической службы образовательной организации

Цель социально-педагогической работы образовательной организации – решение проблем, помощь в преодолении трудностей и обеспечение условий для социального становления обучающихся, а также создание благ...

Статья "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса"

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса  направлено на создание условий для гармоничного развития личности студентов, укрепление их психического и психологического здоро...

Методические рекомендации для педагогов: "Подготовка и создание информационных материалов (пресс-релизов) для официального сайта профессионального образовательного учреждения"

В современном информационном пространстве PR-деятельность образовательного учреждения решает задачи формирования благожелательного отношения общественности  к образовательному учреждению с целью ...

Методические рекомендации для педагогов по формированию у студентов антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении

Предлагаемые методические материалы позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Методические рекомендации – это попытка предложить определенную систему педагогических действий ...

Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения

В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психич...

Наставничество, как форма адаптации педагога в образовательных учреждениях

Статья посвящена решению проблемы адаптации молодых педагогов в образовательных организациях, путем наставничества. Автор рассматривает распространенные профессиональные проблемы, встречающиеся в нача...

Анализ социально-психологического тестирования и анализ еë результатов в "Хатангской средней школе N1" . Педагог-психолог: Михайлов М. А.

Социально-психологическое тестирование в школе и еë подробный анализ пелагогом-психологом. ...