Методические рекомендации для педагогов по формированию у студентов антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении
методическая разработка на тему

Гиль Анна Сергеевна

Предлагаемые методические материалы позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Методические рекомендации – это попытка предложить определенную систему педагогических действий по решению задач антикоррупционного воспитания.

Данные методические рекомендации предназначены для использования преподавателями представленного материала во внеурочной деятельности, на кураторских часах, родительских собраниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antikooruptsiya_metodichka_17.08.2018.docx96.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ульяновский колледж культуры и искусства»

 Методические рекомендации для педагогов по формированию у студентов антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении

Автор: методист А. С. Гиль

Ульяновск, 2018 г.

Аннотация

Являясь одной из острейших социальных проблем на современном этапе развития российского государства, коррупция становится предметом нравственной и правовой оценки: происходит осмысление личного опыта и информационного фона, формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости ко всем формам коррупционной деятельности.

В колледже, в рамках осуществления «Национальной стратегии противодействия коррупции Российской Федерации» и Концепции реализации в Ульяновской области проекта "Дни справедливости, согласия и созидания" продолжается активная работа в области антикоррупционного образования. Ожидаемым результатом урочной и внеурочной деятельности в этом направлении должна стать антикоррупционная нравственно-правовая культура студентов как одна из духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

В настоящее время появляется возможность перевести её на более широкую учебно-методическую основу. Разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения обучающихся (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т. п.) может стать инновационным направлением в методической деятельности педагога.

Колледж нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем обучающихся к формированию собственной системы ценностей. Предлагаемые методические материалы позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Методические рекомендации – это попытка предложить определенную систему педагогических действий по решению задач антикоррупционного воспитания.

Данные методические рекомендации предназначены для использования преподавателями представленного материала во внеурочной деятельности, на кураторских часах, родительских собраниях.

Автор: Гиль А.С., методист первой квалификационной категории ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»

Утверждено

на заседании Методического Совета

ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»

Протокол №______________

от___  _______________2018 г.

Содержание:

Введение с. 6.

1. Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в современном образовательном учреждении с. 7-10.

2. Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения у студентов с. 11-14.

3.     Кураторские часы в рамках антикоррупционного воспитания с. 15-20.

Приложение (методические разработки, планы-конспекты, сценарии) с. 21-44.

Список литературы с. 45.

Введение

«Коррупция есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».

Томас Гоббс

Коррупция как социальное явление, государственная антикоррупционная политика, методы противодействия коррупции, общественные механизмы борьбы с коррупцией, вред, причиняемый общественным отношениям в связи с различными формами коррупционного поведения, законодательство о противодействии коррупции и ответственность за коррупционные правонарушения становятся предметом образовательной деятельности независимо от направленности и уровня образовательной программы.

Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения является использование потенциала воспитательной работы в колледже. Антикоррупционное воспитание осуществляется как с использованием традиционных форм обучения, т.е. включение элементов антикоррупционного образования в общеобразовательные программы, так и нетрадиционных, таких как поощрение разного рода молодежных инициатив в дополнительном образовании: акции, студенческие конференции, круглые столы, диспуты и другие мероприятия.

Понимая, что на современном этапе антикоррупционное воспитание — это не только антикоррупционное образование, а и информирование семей обучающихся, антикоррупционное воспитание в колледже требует от педагогов методического мастерства для воспитания ценностных установок и развития способностей и навыков, необходимых для формирования у обучающихся гражданской позиции относительно коррупции.

  1. Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в современном образовательном учреждении.

Создание системы антикоррупционного воспитания предполагает уточнение ряда терминов, определяющих сущность коррупции как социального явления.

Корру́пция (от лат. corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Выделяют отдельные проявления коррупции.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:

- коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;

- коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);

- коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц;

- коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.

Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные сложности при его искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества, государства, каждого человека по борьбе с коррупцией.

Выделяются следующие признаки коррупции:

1. Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы.

2. Стороны действуют по обоюдному согласию.

3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества.

4. Обе стороны стараются скрыть свои действия.

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

- Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.

- Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.

- Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

- отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

- антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;

- обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;

- педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий.

К сожалению, большинство граждан нашей страны уверено, что любой хранитель порядка (милиционер, педагог, директор) готов за личные услуги обойти существующие правила. В связи с этим возникает необходимость осознанного принятия студентами правил решения жизненных проблем. Для этого необходимо создание ситуаций, в которых они обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. В рамках информационно-просветительной составляющей, направленной на изложение способов честного решения проблем, создаются ситуации решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Основная задача представляется достаточно сложной: демонстрация студентам эффективности жизнедеятельности по существующим нормам и правилам. Ведущей формой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой студенты самостоятельно решают поставленную задачу. Элементом социальной практики может стать организация студенческого самоуправления в группе, увеличение числа поручений для студентов группы с определенными властными полномочиями.

Важным элементом антикоррупционного воспитания становится система практикумов по овладению навыками вне коррупционного решения проблем. Желательно, чтобы составной частью этих практикумов стали реальные жизненные ситуации. В процессе этой работы происходит осознание обучающимися основных способов жизнедеятельности и решения жизненных проблем. Одной из них становится проблема взаимодействия с представителями власти.

В работе с со студентами 2-3х курсов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи студенты изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции обучающихся по данному вопросу. Основные элементы системы антикоррупционного воспитания отражены в табл. 1.

Таблица 1. Система антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении

Возраст студентов

Ведущая воспитательная задача

Основное содержание воспитательной деятельности

Основные формы воспитательной работы

студенты 1-2х курсов

Формирование компетентности в решении

жизненных задач по существующим нормам и правилам

Успех без нарушений

Обучающие практикумы

Студенты 3-4х курсов

Формирование у студентов антикоррупционного мировоззрения

Коррупция как особый вид правонарушения

Уроки,

дискуссии

  1. Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения у студентов

Для студентов 3-4-х курсов предлагается проведение социального практикума «Боремся с коррупцией», в рамках которого анализируются типичные социальные ситуации коррупционного поведения, идет поиск грани, отделяющей преступление от взаимопомощи и сделки.

Данный практикум может включать в себя следующие темы для обсуждения и осмысления:

- Поступление в вуз.

- Сдача экзамена.

- Несоблюдение правил дорожного движения.

- Получение пособия.

- Получение справки.

- Разрешение конфликта.

- Организация предпринимательской деятельности.

Основной формой осуществления социального практикума будет являться дискуссия, в ходе которой студентам будет предложено высказать свое мнение и предложить свой способ решения данной ситуации. Самоопределение студентов во время занятий социального практикума позволит зафиксировать степень их готовности к отказу от коррупционных действий.

Особое внимание следует обратить на проведение разнообразных игр, в которых на студентов возлагают различные властные полномочия. В ходе этих игр можно как диагностировать уровень отношения человека к коррупции, так и формировать антикоррупционное мировоззрение. К сожалению, сломать сложившиеся привычки и стереотипы достаточно сложно. Фактически речь идет о воспитании культуры властных отношений.

Кураторский час может быть рассмотрен как определенный разговор куратора группы с обучающимися. Цель, связанная с изменением собеседников (их индивидуально-личностных качеств, жизненной позиции, поведения), является воспитательной и превращает разговор в воспитательную беседу.

Одной из возможных целей воспитания в современных условиях является формирование осознанного отказа, а затем ценностного неприятия студентами коррупции. Решение этой проблемы невозможно в рамках отдельного информационного часа, но технологически грамотно организованная беседа является важным элементом в системе антикоррупционного воспитания. Воспитательная беседа как способ решения педагогической задачи в процессе общения имеет четко определенную структуру и включает ряд обязательных этапов, превращающих просто разговор в законченное воспитательное мероприятие.

Этап 1 «Приглашение к разговору» направлен на обеспечение мотивации и включение в разговор. Для этого объявляется тема беседы, осуществляется настрой на беседу, определяется цель, излагается план проведения беседы. При необходимости излагаются правила поведения. Беседа невозможна, если ваши собеседники не готовы слушать и разговаривать. Вызвать человека на разговор порой получается за один миг, а иногда приходится прилагать массу усилий («Я с кем разговариваю?», «Интересно, а меня кто-то слушает?», «Перестань дуться, давай поговорим»). Предлагаемые цель и тема разговора должны быть интересны и важны всем участникам беседы. На данном этапе определяется и фиксируется характер отношений в процессе разговора. Ведущий выбирает тон разговора, определяет свое место по отношению к воспитанникам. «Я хочу поговорить» – эта фраза свидетельствует о его желании оказать воздействие в процессе разговора. «Давайте поговорим» – есть показатель направленности усилий воспитателя на организацию взаимодействия со слушателями. «Мне бы хотелось от вас услышать…»; «Готовы ли вы со мной поделиться и рассказать» – эти фразы свидетельствуют о готовности выслушать собеседников.

Этап 2 «Точка зрения» направлен на выявление позиции участников беседы по заданной теме. Не зная взглядов участников беседы, невозможно определить предмет обсуждения. Для этого формулируются соответствующие вопросы, создается механизм высказываний и способ фиксации этих высказываний. В конце этапа анализируются высказывания, тем самым создаются условия для перехода к следующему этапу. Ведущий в рамках данного этапа может зачитать поступившие вопросы, отметив, что на каждый из них в ходе беседы будут даны ответы.

Этап 3 «Информационное сообщение» включает изложение аргументов и новых фактов. Существуют различные варианты данного изложения:

-Рассказы педагога, гостей, студентов.

-Кино, видео.

-Организация дискуссии.

-Чтение.

-Групповое выступление.

Это основной и обычно самый продолжительный этап беседы. Основное его назначение – организация коммуникации (информационного обмена). Один и тот же факт можно преподнести в различном словесном оформлении, что окажет различное влияние на воспитанников.

Этап 4 «Понимание» направлен на анализ того, что услышали и поняли участники беседы. Для этого с помощью специально подобранных вопросов организуется общее обсуждение темы и содержания беседы.

Для проверки понимания важно обеспечить обратную связь с участниками беседы. Специалисты по коммуникации выделяют следующие способы установки обратной связи:

-Расспрашивание.

-Перефразирование или вербализация.

-Отражение чувств.

-Резюмирование.

Важным элементом этого этапа являются вопросы, которые могут задавать участники беседы. Вопросы побуждают к размышлению. С помощью вопросов обеспечивается включение обучающихся в контекст беседы. Выделяют открытые, закрытые и наводящие вопросы.

Этап 5 «Обобщение» обеспечивает логическое завершение беседы. Очень важную роль играет финальная точка – момент перехода от разговора к осмыслению и оценке его результатов. Завершение беседы может быть внешним, формальным: время, отведенное для разговора, закончилось. Об этом может сообщить специальный сигнал: высыпавшийся песок песочных часов, звонок заведенного будильника, сообщение «хранителя времени». Возможен внутренний смысловой финал: цель разговора достигнута, больше говорить не о чем. Об этом может свидетельствовать возникшая пауза. Беседа о состоявшемся разговоре начинается с рефлексии обучающихся: что осталось в памяти, о чем задумался, какие сделал выводы? В зависимости от вида и тематики беседы возможна самооценка обучающихся своих высказываний и оценка высказываний других. Педагог, внимательно выслушав участников, комментирует их выступления, делает необходимые выводы, повторяет основные мысли, прозвучавшие в ходе беседы.

Этап 6 «Послесловие» позволяет поразмышлять о будущем. Казалось бы, беседа завершена, и в ней поставлена финальная точка, но жизнь продолжается, и педагог позволяет себе поразмышлять о «завтрашнем» поведении обучающихся в соответствии с темой и выводами беседы. Для этого обозначаются основные ситуации поведения, называются варианты решения, из которых необходимо совершить выбор оптимального для данной ситуации. Выражается вера в полезность прошедшей беседы и успешность поведения обучающихся в будущем.

  1. Кураторские часы в рамках антикоррупционного воспитания

Предложим несколько вариантов проведения кураторского часа в рамках антикоррупционного воспитания (для студентов 1-2-х курсов).

1. Кураторский час-убеждение (предъявление требований) строится как демонстрация правильного (не нарушающего нормы) поведения, формирование потребности соблюдать нормы и правила, изложение последствий нарушения закона. Ведущий выступает в роли человека, обеспечивающего соблюдение порядка (это соответствует статусу работников прокуратуры). Проявление экстремизма рассматривается как действия, направленные на разрушение существующего порядка по причине недовольства этим порядком.

Для студентов1-х курсов можно провести кураторские часы следующей тематики:

-Коррупционное поведение: возможные последствия.

-Российское законодательство против коррупции.

-Быть честным.

-Поступить по справедливости.

В процессе подготовки беседы следует обратить внимание на подбор примеров из реальной жизни. Причина проведения такой беседы очень прозрачна. Студенты ведут себя не так, как положено: не соблюдают нормы, правила, законы, традиции, считают коррупцию нормой жизни. Возмущенный педагог убеждает их в том, как следует действовать, что нельзя делать и по каким причинам! Как часто мы доводим свое убеждение до положительного подросткового решения? Увы, в реальной жизни наши дети чаще решают поступать наперекор нашим убеждениям. При этом ссылаться на сложность убеждения современного подростка бессмысленно.

Этап 1 «Приглашение к разговору» включает:

-Четкое изложение причин проведения беседы (рост проявлений коррупции, изменения законодательства в данном направлении).

-Объяснение необходимости беседы на данную тему с этой категорией слушателей (без понимания проблемы невозможно остановить волну коррупции).

-Обоснование тематики беседы (коррупция разрушает государство).

 Этап 2 «Точка зрения» направлен на выяснение отношения студентов к закону, правилу, норме через опрос, анкетирование, свободное высказывание мнений. Для этого педагог может выбрать определенное высказывание, пословицу, поговорку, цитату из документа. Возможно прямое отношение: «Как ты относишься к коррупции?» А возможно выяснение отношения к поведению нарушителей. Нежелание студентов отвечать на вопросы – это показатель отсутствия контакта с педагогом и уважения к нему. А нежелание воспитателя задавать вопросы – показатель неуверенности (вдруг студенты не ответят или скажут не то). Увы, не уверенный в себе человек не способен убедить других. Можно начинать с простого поднятия рук: «Поднимите руки те, кто знает, как по современному российскому законодательству наказываются проявления коррупции». Письменное анкетирование в ходе самой беседы непродуктивно, лучше огласить обработанные результаты анкетирования, проведенного накануне. Чтобы в одиночку убедить целую группу, требуется особое мастерство, поэтому на этом этапе важно показать самым сомневающимся, что у вас есть единомышленники среди слушателей.

Этап 3 «Информационное сообщение» направлен на изложение необходимой информации. Положительные и отрицательные примеры, занимательные истории из жизни, неизвестные воспитанникам факты. Структурирование сообщения помогает его пониманию и усвоению: семь аргументов, три довода о необходимости борьбы с коррупцией. Студенты быстро устают только слушать, поэтому продуктивно сочетать информацию с заданиями. К примеру, обучающимся предлагается изготовить памятку «Правила хорошего тона», фиксируя прозвучавшие в выступлении педагога фразы.

Этап 4 «Понимание» направлен на выявление изменений в сознании студентов под воздействием пламенной речи педагога. Для этого педагог предлагает заранее подготовленные вопросы или ситуации, действуя в которых нужно найти правильный выбор. Возможно проведение небольшой письменной работы, в которой излагается логика поведения. Для активизации студентов может быть организована работа в парах, в процессе которой обучающиеся выясняют друг у друга, что они усвоили в процессе выступления педагога.

Этап 5 «Обобщение» позволяет подвести итоги беседы. Прежде всего, куратор оценивает поведение студентов в процессе беседы, хвалит внимательно слушающих и не нарушавших поведение, делает замечание тем, кто, по его мнению, был недостаточно внимателен. Затем оцениваются результаты, продемонстрированные обучающимися на этапе понимания. Студентам предлагается пообещать не нарушать норму.

Этап 6 «Послесловие» содержит призыв вести себя как положено. Педагог выражает свою уверенность в том, что в дальнейшем студенты будут действовать в соответствии с предложенными нормами и правилами. При этом педагог показывает, какие последствия ожидают тех, кто будет вести себя правильно (будут хвалить, не будет проблем и т. п.), и тех, кто не пожелает вести себя так, как надо (наказание, замечание со стороны окружающих, вечные проблемы в жизни и т. д.).

Успешность проведения кураторского часа-убеждения обеспечивается даром педагога убеждать, красноречием, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей обучающихся и грамотной аргументацией.

2. Кураторский час-увлечение строится на основе влияния на эмоции и чувства слушателей. Основной задачей такого выступления становится отторжение участников беседы от коррупционного поведения, ориентация на другие жизненные ценности. Возможны различные варианты названия кураторского часа: внушение (внушаем отвращение к проявлениям коррупции), призыв (призываем задуматься и изменить образ жизни), потрясение (показать всю неприглядность коррупции, заставить слушателей испытать эмоциональное потрясение и сформировать негативное отношение к коррупции). В художественной литературе и публицистике такое выступление называют пламенной речью, заставившей слушателей изменить свое поведение. В религии существует еще одно название подобного выступления: проповедь. Оратор для достижения цели превращает свое выступление в маленький спектакль. К сожалению, не любое яркое выступление заставляет изменить жизненные взгляды, зато всегда остается в памяти.

Тема кураторского часа-увлечения обычно задается ярким лозунгом–призывом.

В качестве вступления могут быть использованы художественные произведения, например, басня И.А. Крылова «Лисица и Сурок».

Выступление-увлечение для обучающихся может быть организовано по следующим темам:

-Коррупция – порождение зла.

-Коррупционеры разрушают страну.

-Жить по совести и чести.

-Путь к справедливости.

Эффективности данного кураторского часа способствует наличие у педагога артистических способностей, гипнотическое воздействие на слушателей, владение психотехниками словесного воздействия на людей.

Важным становится не только смысл слов, а интонация, эмоции и чувства, с какими эти слова произносятся, какие яркие образные слова и выражения используются при этом.

Этап 1 «Приглашение к разговору» ориентирован на создание атмосферы, обеспечивающей определенный эмоциональный настрой. Беседа может начаться с прослушивания музыки, просмотра видеофрагмента, чтения стихов, показа театральной сцены. Очень важно создать образ, в котором коррупция показана как одна из страшных бед нашей жизни. Можно предложить слушателям на минуту задуматься о том, почему страдают от коррупции невинные люди.

Этап 2 «Точка зрения» обеспечивает включение студентов в разговор. Для этого им предлагается ответить на предложенные куратором вопросы. Например, завершить начатые педагогом предложения. Возможен разбор конкретных ситуаций: «Что мы сделаем, если увидим…» В завершение этапа педагог эмоционально оценивает отношение студентов к теме и содержанию беседы. Кроме этого, педагог предлагает студентам выполнить определенные задания по теме беседы. К примеру, что-то нарисовать, сочинить сказку, придумать девиз, подобрать четверостишие и т. д.

Этап 3 «Информационное сообщение» отличается эмоциональной речью педагога, чтением стихов и прослушиванием музыки, просмотром короткого, но эмоционально яркого видеофрагмента. Основной упор делается на внушение определенного отношения: это прекрасно, это надо ценить, так следует действовать – и наоборот, это ужасно, так ведут себя только некультурные люди, это запрещено и действовать так нельзя. Самое сложное на данном этапе – это найти «золотую середину» между разговором об основных жизненных ценностях и разбором реальных жизненных ситуаций.

Этап 4 «Понимание» направлен на проявление и фиксацию эмоциональной оценки обучающимися услышанного и увиденного. Это возможно через творческое задание: придумай и запиши свой жизненный девиз поведения в данной ситуации, сочини четверостишие, в котором отражается твое отношение и т. п. Для закрепления понимания педагог использует приемы хоровой декламации, эмоциональной похвалы, выражение чувств.

Этап 5 «Обобщение» направлен на оценку поведения студента в процессе беседы. Происходит выражение благодарности со стороны педагога наиболее активным участникам беседы.

Этап 6 «Послесловие» направлен на демонстрацию желаемого поведения и отношения к жизни со стороны студента. Педагог высказывает свои пожелания к обучающимся в соответствии с тематикой беседы.

Успешность проведения классного часа-увлечения обеспечивается даром внушения педагога, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей студентов, владением навыками эмоционально-чувственного воздействия и грамотной аргументацией.

3. Кураторский час – информационное сообщение представляет собой изложение путей и способов решения проблемы коррупции. Достаточно часто такое выступление носит название лекции. Лектор выступает в роли специалиста, хорошо знающего и глубоко изучившего данную проблему, что позволяет ему давать слушателям полезные советы по ее решению (таким специалистом вполне может быть работник прокуратуры). Проявление коррупции рассматривается как определенная социальная проблема, связанная с наличием определенной группы людей, пытающихся использовать свое служебное положение в корыстных целях.

Тема обычно определяется проблемой, анализу которой будет посвящен кураторский час.

Возможная тематика кураторских часов:

- Возможно ли преодолеть коррупцию?

- Способна ли борьба с коррупцией изменить мир в лучшую сторону?

- Причины коррупции их преодоление.

- Борьба с проявлениями коррупции в городе Ульяновске.

Девиз подобной беседы – объяснить, как правильно действовать. Педагог осуществляет информационное воздействие на студентов с точки зрения выбора способа достижения цели: «Если ты хочешь достичь конкретной цели, это лучше всего делать следующим образом». Причина проведения в процессе самостоятельной деятельности. Воспитательная цель беседы состоит в формировании компетентности студентов, информировании о конкретном способе решения проблемы и основных ее составляющих.

Этап «Послесловие» направлен на использование студентами высказанных взглядов в реальной жизни с учетом возможных последствий. Куратор позволяет себе дать ряд советов о том, что желательно изменить в своих речах и поступках.

Успешность проведения занятия обеспечивается аналитическими способностями педагога, умением понять и выслушать любое мнение, знанием психологических особенностей обучающихся, мастерством ведения спора. Возможные риски связаны с неумением слушателей излагать свою точку зрения в культурной форме.

Выбор варианта проведения кураторского часа зависит от поставленной цели, особенностей обучающихся и уровня компетентности куратора.


Приложение 1.

Сценарий кураторского часа «Коррупция: выигрыш или убыток?..»

Цель и задачи: способствовать созданию антикоррупционной атмосферы в обществе, предупреждению коррупционного поведения граждан, формировать антикоррупционную устойчивость личности. Показать на примерах, к каким последствиям может приводить коррупция при попустительстве со стороны государства и общества, раскрыть «невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества; выявить наиболее эффективные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.

Участники: педагог-консультант; группы (команды) из 4–5 чел. (для студентов 1-2 курсов.)

Реквизит: справочный раздаточный материал (карточки № 1–3), таблица для заполнения (№ 5) и задания для итогового обсуждения (№ 4).

Время проведения: 1 час.

Ход занятия:

Вступительное слово куратора. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции – дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции в описанных ситуациях.

Для этого необходимо:

-познакомиться со справочным материалом;

-заполнить таблицу № 6, кратко описав в 1–3 предложениях возможную ситуацию, связанную с проявлениями коррупции (1–2 примера);

-определить наличие признаков коррупционного действия в той или иной ситуации;

-проанализировать мотивы, причины коррупционных действий непосредственных участников коррупционного действия;

-выразить собственное отношение к действиям участников ситуации;

-выделить последствия для государства, общества, личности (как для участников «сделки», так и для других людей: «ближний круг» – родственники, друзья, коллеги и др., «дальний круг» – другие жители города, граждане страны; обсудить предложенные меры по профилактике коррупции.

Работа может быть организована в парах или малых группах. При итоговом обсуждении представители групп (команд) излагают ситуацию и анализируют ее. Члены других групп (команд) задают вопросы, делают уточнения.

Задание № 5 предполагает коллективную дискуссию.

№ 1. Основные признаки коррупционного действия:

1. Обоюдное согласие участников действия.

2. Наличие взаимных обязательств.

3. Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.

4. Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.

5. Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.

6. Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

№ 2. Из Федерального закона от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» (Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года. Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года)

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

№ 3. Из Уголовного кодекса РФ (в редакции от 13.02.2009 г.)

Статья 290. Получение взятки.

Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе –наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу.

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Статья 291. Дача взятки.

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

№ 4. Итоговое обсуждение

№ 5. Вопросы для коллективной дискуссии:

-А как бы Вы ответили на данный вопрос?

-От чего, на ваш взгляд, зависит распространение коррупции?

-Кто оказывается в выигрыше, а кто – в убытке от коррупционных действий? Свое мнение обоснуйте.

№ 6. Таблица для анализа коррупционных ситуаций.

Пример жизненной ситуации

(краткое описание

в 1-3 предложения)

Форма коррупции,

её правовые/ этические оценки

Участники

Предполагаемая «выгода» коррупционной ситуации

Вредные последствия

Предлагаемые меры по предупреждению

коррупционной ситуации

«Ближний круг»

Взяткодатель -

Взяткополучатель -

«Дальний круг»

«Ближний круг»

Взяткодатель -

Взяткополучатель -

«Дальний круг»


Примерный анализ ситуации (примерные комментарии для куратора)

Пример жизненной ситуации

(краткое описание

в 1-3 предложениях)

Форма коррупции,

ее правовые/ этические оценки.

Участники

Предполагаемая «выгода» коррупционной ситуации

Вредные последствия

Предлагаемые меры по предупреждению коррупционной ситуации

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель платит сотруднику ГАИ, а не оплачивает штраф по квитанции, не оспаривает неверность замечания, наказания в суде. Сотрудник ГАИ не требовал оплаты, но деньги взял.

Взяточничество.

Уголовное преступление – УК РФ.

«Ближний круг»

Взяткодатель – водитель, его семья

Сэкономлены деньги и время (составление протокола, оплата штрафа, суд). Сохранены права. Демонстрация «лихости», умения "решать вопросы" и т.п.

Риск ДТП для членов семьи. Безнаказанность.

Нежелание исполнять законы («не для меня»).

Анализ законов, процедур штрафования и т.п. на коррупциогенность.

Льготы и высокая зарплата (премии от штрафов).

«Чистка» рядов ГАИ.

Неотвратимость наказания за получение и ДАЧУ взятки.

Разъяснительная работа среди всех участников дорожного движения (социальная реклама, плакаты) и др.

Взяткополучатель –

сотрудник ГАИ

Обогащение. Благодарность от водителя-нарушителя. Моральное удовлетворение от собственной «предприимчивости».

Риск ДТП.

Падение авторитета службы ГАИ.

«Дальний круг»

Коллеги по службе,

водители,

пешеходы,

государство и граждане

Коллеги (начальник) в ГАИ – получение части денег.

Водители – «пример» для подражания (можно откупиться).

Недоверие ко всей службе ГАИ, государству.

Риск ДТП.

Страх за своих близких.

Сокращение бюджетных доходов, неуплата налогов с дохода – сокращение денег на социальные нужды (медицина, образование и т.п.).

Неуважение к Закону. Извращенное понятие о карьере, успешности…


Приложение 2.

Практическое занятие – деловая игра «К нам едет ревизор»

Цели и задачи:

Образовательные: формирование знаний об основных чертах коррупционной деятельности; закрепление понятия «коррупция».

Развивающие: развитие воображения, овладение речью как средством передачи мысли, чувств; развитие навыков анализа и синтеза материала.

Воспитательные: формирование гражданской позиции; воспитание нравственных качеств личности.

Тип занятия: практическое занятие – деловая игра.

Методы проведения: объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; частично-поисковые.

Межпредметные связи: право, обществознание, социология, политология, история.

Оснащение занятия: конспект лекции, учебное пособие, презентация, раздаточный материал.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

 Приветствие, аккумуляция внимания, сообщения темы и порядка работы.

2. Актуализация познавательной деятельности.  

Что включает в себя понятие «коррупция»? (злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование гражданином своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц (в том числе в интересах организаций). Чем опасно это явление? Как общество борется с коррупцией? Приведите известные вам примеры.

3.        Деловая игра «К нам едет ревизор»

Действующие лица:

Суд присяжных во главе с судьей.

Прокурор.

Адвокат.

А. Сквозник-Дмухановский, бывший городничий.

А. Ляпкин-Тяпкин, бывший судья.

А .Земляника, бывший попечитель богоугодных заведений.

И. Шпекин, бывший почтмейстер.

Л. Хлопов, бывший смотритель училищ.

Свидетели:

И. Хлестаков, чиновник из Петербурга.

П. Бобчинский, помещик.

П. Добчинский, помещик.

Абдулин, купец.

Ф. Пошлепкина, слесарша.

Унтер-офицерская вдова.

На заседание суда допускаются граждане, знакомые с материалами следствия (комедией Н. В. Гоголя «Ревизор») и с основами законодательства РФ.

Судья. Уважаемые господа присяжные заседатели! Слушается дело о коррупции среди чиновников уездного города, в том числе о взяточничестве самого городничего. Следствие по делу завершено. Оно было блестяще проведено следователем Николаем Гоголем при непосредственном участии и идейном руководстве Александра Пушкина, предложившего версию происшедшего, подтвердившуюся в ходе расследования. Прошу присяжных выслушать все доводы прокурора и защиты, а также показания свидетелей, чтобы положить их на чашу весов Фемиды и вынести свой приговор. Итак, слово обвинению.

Прокурор. Уважаемый высокий суд! Господа присяжные заседатели!

Перед вами на скамье подсудимых сидят люди, которые не имели права попасть на эту скамью и в то же время случайно оказались на ней. Совсем не случайно!

Почему они не имели права преступать закон? Да потому, что они руководители, они высшие чиновники города, которым правительство доверило высокие посты: возглавить городскую администрацию, городской суд, городское народное образование, здравоохранение, связь. От их честного труда зависело благополучие и благосостояние городского населения.

Но они преступили закон, вопреки всем ожиданиям! Почему это произошло? Потому, что они использовали свое служебное положение не для служения людям, не для исполнения долга, а для личных корыстных целей. Это не могло не привести их на скамью подсудимых.

Ваша честь! Господа присяжные! Я хотел бы обратить ваше внимание на особую опасность данного вида преступлений. Эти люди виновны в нарушении ряда законов и должны нести ответственность по статьям Уголовного кодекса РФ:

Статья 285 - злоупотребление должностными полномочиями; статья 290 - получение взятки, причем неоднократно (пункт 46); статья 291 - дача взятки, что, к сожалению, многие до сих пор не считают преступлением, однако пункт 2 этой статьи предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до восьми лет.

Я прошу суд учесть особую общественную опасность преступлений, поскольку сегодня коррупция и взяточничество проникли не только в городские власти, но и в государственный аппарат, что мешает нам проводить реформы, преодолеть экономический кризис и строить правовое государство.

Адвокат. Я просил бы уважаемого прокурора более объективно оценивать меру вины подзащитных и не сваливать на них недостатки сегодняшней политической системы. Я прошу высокий суд дать моим подзащитным высказаться прежде свидетелей, которые пристрастны. Это поможет их защите и даст возможность суду присяжных вынести справедливый приговор.

Судья. Предложение защиты принимается. Слово подсудимому Сквозник-Дмухановскому. Что вы скажете по существу предъявленных вам обвинений?

Сквозник-Дмухановский. Вот не было заботы, так подай! Уж, видно, судьба. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы, черные, неестественной величины. Пришли, понюхали и пошли прочь. Тут прокурор говорил про какие-то взятки. Странно: ведь нет человека, который бы не имел за собою каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено.

Ляпкин-Тяпкин. Что вы полагаете, Антон Антонович, грехами? Грехи грехам рознь. Я говорю всем открыто, что брал взятки, но чем? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Земляника. Осмелюсь доложить, что тут грехов никаких мы не видели. Еще в детстве я выучил строчки из комедии Капниста:

Бери - большой тут нет науки,

Бери, что только можно взять.

На что ж привешены нам руки,

Как не на то, чтоб брать?

Сквозник-Дмухановский. Нет, я не таков. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах, но, верите ли, я всегда думал: «Господи, как бы все так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно?» Когда в городе порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало - то чего же мне больше? Ей-богу, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета.

Прокурор. Ваша честь, защита и обвиняемые пытаются разжалобить суд и привлечь на свою сторону общественное мнение. Это тонкий ход. Они рассчитывают на то, что взяточничество и особенно дача взятки не найдут осуждения в народе. Мол, таков обычай... Но этому пора поставить преграду, и Уголовный кодекс предусматривает суровые наказания за такой обычай. Пора очистить общество от этой скверны. Я прошу начать опрос свидетелей, чтобы яснее была картина совершенных противоправных деяний.

Судья. Предложение принимается. Предоставляю слово свидетелям.

Хлестаков. Был я в этом городе проездом из Петербурга. Скверный городишко. В овощных лавках ничего в долг не дают. А в трактире подают такую твердую говядину, как бревно. И клопы такие, как собаки кусают. Правда, по моей петербургской физиономии приняли меня за генерал-губернатора, а городничий поселил меня в своем доме. Я люблю, когда мне оказывают почет и уважение.

Прокурор. Вы подтверждаете, что городничий и его чиновники, приняв вас за генерала, давали вам взятки?

Хлестаков. Зачем взятки? Нет, я никаких взяток не брал. А вот взаймы мне давали сколько угодно.

Прокурор. Но ведь вы не собирались возвращать эти деньги? Поскольку вас принимали за высокопоставленную особу, значит, вам давали взятки, а не в долг. А как известно, дача взятки является преступлением, предусмотренным статьей 291 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Хлестаков. Нет, вы не думайте, я не беру совсем никаких взяток. Я это и купцам говорил: вот, говорю, если бы вы предложили мне взаймы рублей триста - ну, тогда совсем другое дело: взаймы я могу взять.

Прокурор. Вы взяли у купцов пятьсот рублей, у городничего - восемьсот, у судьи Ляпкина-Тяпкина, у почтмейстера Шпекина, у Земляники, у смотрителя училищ Хлопова по триста рублей, да у Бобчинского и Добчинского шестьдесят пять. По нынешнему курсу сотни миллионов рублей. Нынешний суд не инкриминирует вам лично, свидетель Хлестаков, факт взяточничества, потому вы являетесь свидетелем. Хотя я с удовольствием посадил бы вас на скамью подсудимых рядом с обвиняемыми. Однако для меня несомненно, что тут имела место дача взятки в крупных размерах, за что законом предусмотрено наказание сроком до 8 лет лишения свободы.

Хлестаков. Ей-богу, я не виноват, они сами приняли меня за важную особу и давали взаймы. Они страшные оригиналы. Городничий глуп, как сивый мерин, надзиратель за богоугодными заведениями Земляника - совершенная свинья в ермолке, смотритель училищ насквозь пропах луком. А впрочем, народ гостеприимный и добродушный.

Прокурор. Я считаю факт дачи взятки доказанным. Ведь вы заранее договорились об этом, подсудимый Земляника?

Земляника. Никак нет-с, гражданин прокурор. Это не я, это Аммос Федорович первый сказал: надо подсунуть.

Ляпкин-Тяпкин. Нет, Артемий Филиппович, это вы первый сказали: надо кое-что предпринять.

Земляника. Нет, Аммос Федорович. Я сказал: предпринять, а вы сказали - подсунуть. У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел.

Прокурор. Комментарии излишни. Я удовлетворен, ваша честь. Обвинение получило полные доказательства в части, касающейся дачи взятки в крупных размерах. Это говорит о коррупции, поразившей верхушку городских властей. Кто привык брать взятки, тот без колебаний и дает их. Прошу предоставить слово следующему свидетелю.

Судья. Свидетель Абдулин!

Купец Абдулин. И судья, и которые присяжные, и господин прокурор, челом бью вашей милости! Не погубите, обижательство терпим совсем понапрасну!

Судья. Успокойтесь, свидетель Абдулин, что вам известно о злоупотреблениях городских властей? От кого терпите, как вы выразились, обижательство?

Купец Абдулин. Да все от городничего здешнего. Такие обиды чинит, что и описать нельзя. Мы, купцы, порядок всегда исполняем: что следует на платья супруге и дочке его - мы против этого не стоим. Нет, ему этого мало, придет в лавку, все берет: «Э, милый, это хорошее суконце - снеси-ка его ко мне». Ну и несешь, а в штуке-то будет аршин пятьдесят. А попробуй прекословить, наведет в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть дверь: я тебя, говорит, не буду подвергать телесному наказанию, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!

Прокурор. Это преступление и против личности! Я прошу подробно записать в протокол показания свидетеля Абдулина.

Слесарша Пошлепкина. Милости прошу, дайте слово! На городничего челом бью! Мужу моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь на нас не припадала, мошенник такой, и по закону нельзя: он женатый.

Прокурор. Как же он мог это сделать?

Слесарша. Сделал, мошенник! Следовало бы взять сына портного, он же и пьянюшка был, да родители богатый подарок дали, так он хотел забрить сына купчихи Пантелеевой, а та тоже подослала к супруге его полотна три штуки, так он ко мне: на что, говорит, тебе муж? Да мне-то каково без мужа, мошенник такой!

Унтер-офицерская вдова. А меня, батюшка, городничий высек. По ошибке высек, батюшка. Бабы-то наши задрались на рынке, а полиция не подоспела, да и схватили меня. Да так отрапортовали, два дня сидеть не могла.

Прокурор. Ваша честь! Прошу занести в протокол: нарушены права человека! Телесные наказания уже в то время были запрещены законом! Это преступление!

Адвокат. Я протестую! Прокурор пытается довлеть над судом, процесс в результате принимает обвинительный уклон! Виновность подсудимых пока не доказана. Мы же признаем презумпцию невиновности. Я прошу предоставить слово свидетелям защиты.

Судья. Говорите, свидетель Бобчинский.

Бобчинский. Дело было так: мы пошли с Петром Ивановичем Добчинским к Почечуеву, да по дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем в трактир». А в трактир привезли свежей семги. Только мы вошли в гостиницу, как вдруг молодой человек...

Добчинский (перебивая). Недурной наружности, в партикулярном платье...

Бобчинский. Не перебивайте, Петр Иванович, такой наблюдательный, все обсмотрел и в тарелки к нам заглянул... Э, говорю я Петру Ивановичу...

Добчинский. Э, сказали мы с Петром Ивановичем, чиновник-то этот и есть ревизор.

Бобчинский. Кто же знал, что это ошибка-с? Мы же ничего плохого не сделали-с.

Сквозник-Дмухановский. Чтоб вас черт побрал с вашим ревизором! Только рыскаете по городу да смущаете всех, трещотки проклятые, сплетничаете, сороки короткохвостые!

Бобчинский. Это не я, это Петр Иванович!

Добчинский. Э нет, Петр Иванович, первые-то были вы.

Адвокат. Можете ли вы подтвердить факты взяточничества, дачи взятки и злоупотреблений в вашем городе?

Бобчинский. Как можно-с, наш городничий и все чиновники прекрасные люди. Мы и семейства их знаем-с, и жен, и деток. Все замечательные семьи. А почему? А потому - отцы семейств примерные.

Добчинский. Что вы, какие злоупотребления? И о взятках не слышали-с. А что взаймы давали-с... Мы, например, с Бобчинским Ивану Александровичу дали 65 рублей ассигнациями. Так он не вернул-с.

Судья. Это к делу не относится. Я прошу обвинение и защиту высказаться по единству дела с учетом всех показаний свидетелей.

Прокурор. Прежде чем говорить о наказании, а также в ответ на заявление защиты о презумпции невиновности, я хотел бы выслушать в последний раз одного из обвиняемых, конечно, городничего, как главного виновника и организатора нарушений законности. Хочется убедиться, насколько осознана ими степень вины и знакомо ли им чувство раскаяния и стыда. Это необходимо для определения меры наказания.

Сквозник-Дмухановский. Вот когда зарезан, так зарезан! Убит, убит, совсем убит! Тридцать лет прослужил, ни один купец, ни один подрядчик не мог провести, трех губернаторов обманул! Как я, старый дурень, сосульку, тряпку принял за важного человека! Ну что в этом вертопрахе было похожего на ревизора? Ничего не было!

А что купцы жаловались, то честью уверяю, и наполовину нет того, что они говорят. Они сами обманывают и обмеривают народ. Это такие мошенники, каких свет не производил. Унтер-офицерша тоже налгала, будто я ее высек, она врет, ей-богу врет. Она сама себя высекла. До сих пор не могу прийти в себя. А вот что обидно: мало того, что одурачили, еще и вошел в посмешище, в комедию вставили! Чина, звания не пощадили, и все скалят зубы, и бьют в ладоши на спектаклях! Нашелся щелкопер, бумагомарака, без роду и племени, а теперь благодаря мне знаменит! И кто его раньше знал, этого Гоголя! У, щелкопер, либерал длинноносый! Я понимаю, комедии нужны, но нам нужны такие Гоголи, чтобы нас они не трогали.

Прокурор. Довольно. Ваша честь! Уважаемые присяжные заседатели! Вы теперь убедились в истинных намерениях подсудимых. Ни угрызений совести, ни раскаяния. Мы видим перед собой пример того: как, начиная с головы, разложилась вся верхушка городской власти. Произвол и злоупотребления, коррупция и взятки - вот что поразило насквозь всю систему власти уездного города. И они еще ищут оправдания своим поступкам, ищут сочувствия! Но сколько ни вейся преступная веревочка, конец должен быть. Этот конец преступлениям кладет новый Уголовный кодекс Российской Федерации. Я как обвинитель считаю все преступления доказанными и требую для обвиняемых самого сурового наказания, предусмотренного соответствующими статьями кодекса, которые я называл. Пора начать борьбу с коррупцией во всех эшелонах власти не на словах, а на деле.

Адвокат. Я понимаю горячность и высокую требовательность прокурора. Однако его пафос, прошу прощения, неуместен. Кого мы видим перед собой? Чиновничество начала XIX века, того периода, когда господствовало крепостное право. По выражению их современника, Александра Пушкина, причастного к раскрытию этого дела, в стране правили более обычаи, нежели законы. Можем ли мы подходить к поступкам с точки зрения современной морали, современного права? Думаю, что нет.

Они не понимают, в чем их обвиняют. «Так самим Богом устроено», - говорит городничий. Что поделаешь, таков был их менталитет. Они продукт своего времени, подданные самодержавного авторитарного государства, где все население поделено на сословия и классы. В остальном они нормальные люди: они семейственны, чадолюбивы, гостеприимны, даже дружны. Поместите их в XX век, дайте образование - и они могли бы сегодня быть депутатами, городскими главами, бизнесменами. Этим я хочу сказать, что у них нет преступных наклонностей, а преступных замыслов я тоже не усматриваю.

И последнее. Мы не можем пренебрегать тем, чем пренебрегала юстиция в советское время. Уважаемый прокурор, к вам обращаюсь в первую очередь. Помните: закон обратной силы не имеет!

Судья. Суд присяжных удаляется на совещание.

Неожиданно в зале суда, где ожидалось оглашение приговора, появился квартальный надзиратель Держиморда и попросил всех очистить помещение. Держиморда сослался на последнее решение Госдумы о недопущении некоторых журналистов на заседания Думы. Почему Держиморда распространил это решение на помещение суда и корреспондентов газеты, осталось неясным...

Так что о приговоре над городничим и другими чиновниками уездного города мне ничего не известно. Полагаю, что установить истину вы сможете сами.

4.        Закрепление материала  

Охарактеризуйте понятие «коррупция». Охарактеризуйте особенности уголовной ответственности за это преступление. Какое решение должен вынести суд?

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание. Найти в СМИ примеры неправомерной выдачи разрешительных документов, «оплаченного» приема на работу, ухода от привлечения к ответственности, уклонения от уплаты налогов, хищения бюджетных средств и др.

Приложение 3.

Лекция с элементами беседы:

«Коррупция как наиболее опасное уголовное деяние»

Цель: разъяснять сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

Образовательные: формирование знаний об основных чертах коррупционной деятельности; закрепление понятия «коррупция»; познакомить студентов с основными видами юридической ответственности, показать, в каких случаях она может наступить; научить характеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения;

Развивающие: развитие воображения, овладение речью как средством передачи мысли, чувств; развитие навыков анализа и синтеза материала.

Воспитательные: формировать отрицательное отношение к коррупции.

Тип занятия: лекция с элементами беседы.

Методы проведения: объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; частично-поисковые.        

Межпредметные связи: право, обществознание, социология, политология, история.

Оснащение: конспект лекции, учебное пособие, презентация, раздаточный материал.

Ход занятия:

План занятия:

1. Понятие «коррупция».

2. Проявления коррупции.

3. Работа в группах.

4. Подведение итогов. Блиц турнир.

1.        Актуализация познавательной деятельности.

Обучающимся предлагается вспомнить, что они уже знают о коррупции и составить схему (составляется с помощью педагога).

Схема:

вымогательство

продажность

правонарушение

                    Коррупция

взяточничество

подкуп

корысть

2.        Изучение нового материала.

Педагог предлагает ознакомиться с некоторыми определениями понятия «коррупция» (от лат. corruptio — подкуп, порча, упадок), которые приводятся в различных справочных изданиях и документах.

1. Преступная продажность должностных лиц, использующих свое служебное положение в целях личного обогащения.

2. Подкуп, продажность, взяточничество, практикуемые в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Хотя коррупция рассматривается законодательством многих капиталистических стран как уголовное преступление, на практике она далеко не всегда и не в полной мере наказуется.

3. Продажность должностных лиц и общественных деятелей.

4. В документах ООН коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. В учебном пособии ООН «Практические меры борьбы с коррупцией» (1990) к коррупции отнесены: кража, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами; злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ); конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

5. «Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию» (1998) понимает под коррупцией активный и пассивный подкуп членов национальных и иностранных публичных собраний, судей, должностных лиц международных организаций и членов международных парламентских собраний, злоупотребление влиянием в корыстных целях, подкуп в частном секторе.

6. В законодательстве РФ можно выделить три вида коррупционных правонарушений: гражданско-правовые, учебно-административные и уголовные. Особую опасность представляют уголовные коррупционные деяния. В УК РФ установлена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог, присвоение или растрату имущества, вверенного виновному, с использованием служебного положения, а также злоупотребление полномочиями, их превышение и подкуп в коммерческих и иных организациях. В последние годы появились новые формы коррупции: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, инвестирование «своих» коммерческих структур за счет государственного бюджета и прочее.

Учащимся предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции:

1. Командующий воинской частью строит себе дачу за счет учреждения, но он действует не один (военнослужащие, техника, материал). При этом использует свою власть для незаконного получения материальных благ и расплачивается за это с «подельниками» премиями, незаконным продвижением их по службе или другими способами.

Ответ: да, так как в этой ситуации участвует целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.

2. Чиновник создает искусственные незаконные преграды — отказывает в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса.

Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки — по-старому это называется мздоимством.

3. Чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение.

Ответ: да, чиновник связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение.

Педагог поясняет, что ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 трилл. долларов. Самая коррумпированная страна —  Сомали и Мьянма, а самые благополучные — Финляндия, Новая Зеландия и Дания (по данным международной организации Трансперенси Интернэшнл).

3. Работа в группах. Группам студентов предлагается решить задачи из юридической практики — различные по объекту посягательства и относящиеся к разным сферам общества.

Каждая из четырех групп получает описание одной конкретной ситуации и должна ответить на вопрос, является ли описанное в ней преступлением, а также выделить признаки преступления.

Ситуации:

1. Оператор отделения почтовой связи Петрова за вознаграждение, полученное от бизнесмена Ковалева, систематически вскрывала корреспонденцию, поступающую на имя Волкова, знакомилась с ее содержанием, которое затем пересказывала Ковалеву. Последний использовал полученные сведения в целях недобросовестной конкуренции.

2. Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколько дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устройство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.

3. Предприниматель Галактионов создал и зарегистрировал предприятие по изготовлению железобетонных изделий. Используя поддельные документы, он получил большой кредит в коммерческом банке и объявил о ликвидации своего предприятия. Галактионов скрылся.

4. Директор предприятия Бобков дал указание вывезти на городскую свалку около 20 т забракованной продукции и вредных отходов, упакованных в бумажные мешки. В это время начались длительные обильные дожди, вследствие чего вредные химические соединения проникли на близлежащую к свалке территорию, и произошло заражение земли площадью 50 га на глубину 0,5 м.

Помощь группам в работе окажут заранее подготовленные на доске таблицы 1-2: «Виды юридической ответственности» и «Освобождение от юридической ответственности», а также схема «Обстоятельства, исключающие преступность деяния».

Схема «Обстоятельства, исключающие преступность деяния»

Таблица 2. Освобождение от юридической ответственности

Освобождение от юридической ответственности

Истечение сроков давности (2 года — после преступления небольшой тяжести, 6 лет — средней тяжести, 10 лет — после тяжкого, 15 лет — особо тяжкого)

Изменение обстановки: лицо и деяние перестали быть опасными

Явка лица с повинной добровольно, возмещение ущерба, помощь в раскрытии преступления, совершение впервые преступления небольшой тяжести

Примирение лица с потерпевшим, совершение впервые преступления, причиненный вред заглажен

  1. Для закрепления изученного на занятии, следует вернуться к первоначальным записям на доске, схеме: внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки.

Таблица 1. Виды юридической ответственности

Вид ответственности

За что наступает

Кто возлагает

В каких формах реализуется

Уголовная

За преступления

Суд

Меры наказания указаны в ст. 44 УК РФ (лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.д.)

Административная

За административные проступки

Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т.д.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест

Гражданско-правовая

За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф

Дисциплинарная

За дисциплинарные проступки

Уполномоченное на то лицо

Выговор, увольнение

Работа проводится фронтально или по группам (можно попросить одну из групп быть ответственной за направление схемы, другие — вносят дополнения). Обобщается информация, полученная на уроке, подводятся предварительные итоги, проходит защита рисунков и плакатов по теме. В завершение рекомендуем провести блицтурнир.

Группа подразделяется на команды, участники должны назвать определяемое понятие. На обдумывание ответа дается 1 мин. Отвечает команда, представитель которой первым поднял руку.

Определения:

1. Собрание законов, статей_____(кодекс).

2. Применение к правонарушителю компетентными государственными органами санкции правоохранительной нормы _____ (ответственность).

3. Неправомерное удержание или невозвращение чужого имущества, вверенного виновному _____(присвоение).

4. Соглашение сторон с взаимными обязательствами _____(контракт).

5. Предписание, устанавливающее порядок чего-либо, ______(правило).

6. Отдельный человек___________(индивид).

7. Защищенность от всяких посягательств______(неприкосновенность).

8. Система общеобязательных норм __________(право).

9. Своеволие___________(произвол).

10. Решение суда________(приговор).

11. Непосредственная внутренняя побудительная причина преступного деяния ___________(мотив).

12. Несоблюдение закона_________(нарушение).

13. Антиобщественное деяние____________(правонарушение).

14. Предписание, обязательное к исполнению_________(императив).

15. Соглашение_____________(договор).

16. Нахождение обвиняемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступлению____(алиби).

17. Необоснованное обвинение ___________ (оговор).

18. Меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия, __________(санкция).

19. Заключение под стражу_____________(арест).

20. Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором, _____(штраф).

21. Принимаемые должностным лицом материальные ценности за выполнение или невыполнение, в интересах давшего взятку, действия, которое это лицо должно было или могло совершить в силу своего служебного положения, _______(взятка).

22. Одно из преступлений против собственности, выраженное в требовании передать чужое имущество или право на имущество либо совершить другие действия имущественного характера под угрозой применения насилия или уничтожения, или повреждения чужого имущества ________(вымогательство).

23. Приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием___________(мошенничество).

24. Тайное хищение чужого имущества ____________(кража).

25. Общественно опасное явление в сфере политики или гос. управления, выражающееся в умышленном использовании лицами, осуществляющими функции представителей власти, а также находящимися на государственной службе, своего служебного положения для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно выражающееся в подкупе этих лиц, ________(коррупция).

Список литературы:

1. Богданов, И. Я., Калинин, А. П. Коррупция в России. – М., 2001.

2. Гладких, В. И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. – 2001. – № 3.

3. Дема, Е. Г. Искоренить казнокрадство пытался еще Петр I // Военно-исторический журнал. – 2000. – № 2.

4. Жидков, А. В. Что ты знаешь о коррупции? – Самара, 2003.

5. Журавлева, О. Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.

6. Зубов, В. Е. Коррупция в среде российского чиновничества: исторические корни и особенности // Чиновник. – 2001. – № 3.

7. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.

8. Клюковская, И. Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. – Ставрополь, 2001.

9. Кирпичников, А. И. Взятка и коррупция в России. – СПб., 1997.

10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.) // Российская газета. – 2000. – 18 января.

11. Кузьминов, Я. И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.

12. Малахов, А. Табель о взятках // Коммерсантъ-Деньги. № 25. 27.06.2005. URL: http://www.kommersant.ru/k-money/get_page.asp?page_id=27217704.htm&m_id=31454

13. Музалевская, Е. А. Проявления коррупции в системе образования // Официальный сайт Московского гуманитарного университета. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Mazulevskaja/29

14. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов: "Подготовка и создание информационных материалов (пресс-релизов) для официального сайта профессионального образовательного учреждения"

В современном информационном пространстве PR-деятельность образовательного учреждения решает задачи формирования благожелательного отношения общественности  к образовательному учреждению с целью ...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей СПО

Предлагаемые методические указания и контрольные задания содержат методические указания к выполнению контрольной работы, варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачёту....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания к выполнению практических занятий по учебной дисциплине статистика созданы для изучения количественных и качественных сторон общественных явлений, чтобы выявить и оценить масштаб...

Методические рекомендации составления и написания конспекта по физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении

Методическая разработка в помощь студентам педагогического колледжа, проходящих практику в дошкольных учреждениях....

Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Медицинский колледж» для студентов выпускного курса в условиях предупреждения распространения новой коронавирусн

учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию, вызванную РаСПРОСТРанеНиеМ новоЙ коронавирусноЙ инфекции, и отсутствие возможности выполнения практической части выпускной квалификационной работы (да...