Проблемы перехода на дистанционное обучение
статья

В данной статье были рассмотрены способы использования дистанционного обучения в системе СПО.  В статье представлены преимущества и недостатки данной формы обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы перехода на дистанционное обучение

ПТЖТ ПГУПС «Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I», Арестова Е. В., г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье были рассмотрены способы использования дистанционного обучения в системе СПО.  В статье представлены преимущества и недостатки данной формы обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, учащийся, преподаватель, среднее профессиональное образование.

Система дистанционного обучения существует с XX века, начало которого характеризовалось бурным развитием технического прогресса, но рост популярности данной формы обучения пришёлся на 2020 год из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Высшие, средне профессиональные учебные заведения и школы вынуждены были перейти на дистанционную форму обучения дабы не прерывать образовательный процесс, т.к. современная система образования стремится к непрерывности и длительное отсутствие занятий негативно бы сказалось на уровне успеваемости учащихся. Дистанционное обучение стало для всех обыденностью и воспринимается как нечто естественное. Большая часть учеников предпочитает данную форму обучения, но находятся и те, кто против. На данный момент система дистанционного образования в России всё ещё развивается и улучшается.

Дистанционное обучение — взаимодействие преподавателя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность[1].

Дистанционное обучение эффективно решает следующие важные вопросы: знакомит и приобщает преподавателей, учителей из регионов к опыту и работе ведущих специалистов страны в области новых образовательных технологий. Получив необходимые знания, преподаватели могут передавать их непосредственно своим студентам.

Дистанционное обучение позволяет:

  • сократить время на обучение (сбор, время в пути);
  • повысить качество обучения за счёт применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.
  • создать единую образовательную среду;
  • человек может в сжатые сроки одновременно обучаться более чем в одной образовательной организации и/или по более чем одному направлению;
  • имеется возможность непрерывно повышать уровень собственной квалификации;
  • проводить или находиться на занятии в комфортной спокойной обстановке. Тишина помогает сосредоточиться на занятии, что повышает уровень усвоения информации.

Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования. Выделяют две основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн (в России занятия обычно проводятся на таких платформах, как ZOOM, Skype, иногда в Discord) и в режиме офлайн (ВУЗы и СПО имеют свои образовательные площадки на базе Moodle, некоторые образовательные заведения используют социальную сеть ВКонтакте в качестве дистанционной офлайн площадки).

Чтобы дистанционное обучение давало свои плоды, все участники образовательного процесса (учащиеся и преподаватели) должны обладать персональным компьютером с доступом в интернет, должны иметь доступ к образовательным ресурсам (онлайн учебники, презентации, видеоуроки и т. д.) и систематически проводить дистанционные занятия.

Давайте рассмотрим основные преимущества и недостатки данной формы обучения[2].

Преимуществами являются:

  • Гибкость — ученики могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;
  • Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания;
  • Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.

Недостатками являются:

  • Часть преподавателей имели проблемы с доступом к личному кабинету и проблемы с Интернет-соединением;
  • У некоторых студентов не было возможности выйти в интернет или отсутствовал компьютер, а дистанционная форма обучения подразумевает необходимость постоянного доступа к источникам информации;
  • Для учащихся СПО недоставало практических занятий;
  • Дистанционный формат обучения подразумевает наличие высокой мотивации и стремления к обучению, а у большинства учащихся всё это отсутствует.
  • Некоторые образовательные платформы требую платной подписки для расширенного пользования и неограниченности по времени.

Нельзя отрицать того, что дистанционное обучение очень удобно и полезно в наше время, но при всех плюсах оно имеет больше минусов, к одному из самых значимых является отсутствие непосредственного живого общения и эмоционального обмена между учащимися и преподавателем. Беря во внимание подростковый возраст учеников, нельзя не отметить тот факт, что для них очень важно личное общение с преподавателем, которое помогает в личностном развитии, в самоопределении и приобретению социальных навыков, а также приобретению практических навыков.

У преподавателей старшего возраста были проблемы в овладении современными компьютерными технологиями; преподаватели не могли объективно оценить знания учащихся; из-за возросшей нагрузки на сервера некоторые платформы прекращали свою работу, что значительно снижало качества обучения.

Подытоживая всё вышеперечисленное, можно сказать, что никакое дистанционное обучение не заменит традиционный, очный вариант занятий, т.к. если теоретические знания можно приобрести при помощи данной формы обучения, то практические навыки можно получить только при непосредственном контакте учащихся и преподавателей[3].

Система обладает огромным потенциалом для доставки и получения образовательных программ в отдаленные места, а т.к. мы живём в эру технического прогресса, то нам всем стоит идти в ногу со временем.

Список используемых источников:

  1. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.- стр. 17
  2. Применение дистанционного обучения в СПО — проблемы и пути решения https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/11/24/statya-primenenie-distantsionnogo-obucheniya-v-spo-problemy-i-puti
  3. Желудкова Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения / Л. И. Желудкова, Т. А. Высочина // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 35-37.


[1] Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.- стр. 17

[2] Применение дистанционного обучения в СПО — проблемы и пути решения https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/11/24/statya-primenenie-distantsionnogo-obucheniya-v-spo-problemy-i-puti

[3]         Желудкова Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения / Л. И. Желудкова, Т. А. Высочина // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 35-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ

Существующие электронные обучающие средства, которые могут применяться для преподавания теоретической механики при дистанционном обучении будущих специалистов технического профиля/...

Статья по проблемам дистанционного обучения в ОУ СПО

Статья по проблемам дистанционного обучения в ОУ СПО...

Основные проблемы адаптации обучающихся при переходе с дистанционной формы обучения.

Ура, сбывается мечта очень многих родителей и  школьников – идем в школу, будем учиться очно! Давайте вместе с детьми попробуем успокоиться и подумать, как мы можем помочь процесс возращени...

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО

В статье рассматриваются основные результаты научных исследований, связанных с проблематикой внедрения нового понимания образовательной деятельности в среднем профессиональном образовании в контексте ...

Доклад на педагогическом совете ГАПОУ МО "Профессиональный колледж "Московия" на тему:"Опыт проведения дистанционных занятий. Плюсы и минусы дистанционного обучения".

Особенности дистанционного обучения по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте....

Проблемы и трудности дистанционного обучения

Проблемы и трудности дистанционного обучения...