«ЭОР в образовательном процессе начальной школы»
статья

Михайлова Ирина Игоревна

Систематическое использование ЭОР на уроках  в начальной школе способствует значительному повышению качества образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eor_v_obrazovatelnom_protsesse_nachalnoy_shkoly.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

«ЭОР в образовательном процессе начальной школы»

Сущность понятий «информационная образовательная среда», «цифровые образовательные ресурсы», «электронные образовательные ресурсы»

Важной задачей современного учителя начальной школы является умение организовывать свою профессиональную деятельность в условиях ИОС. Он должен научиться осуществлять взаимодействие со средой и научить взаимодействовать с ней обучающихся. Изучая сущность ИОС, за основу рекомендуется взять следующее ее определение по ГОСТ Р 53620- 2009 («Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: это система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно – коммуникационных технологий. В содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Приказа Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. №373 указаны структурные компоненты ИОС образовательного учреждения [1]. Ими являются:

  • совокупность всех технологических средств;
  • культурно-организационные формы информационного взаимодействия; – компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), таких как ЭОР и ЦОР.

ИОС образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

  • планирование образовательного процесса;
  • размещение и хранение материалов образовательного процесса, посредством сети Интернет, использование данных, формируемых в ходе образовательного         процесса         для         решения         задач         управления образовательной деятельностью;
  • возможность дистанционного обучения;
  • контроль доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным процессам в сети Интернет

(ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного воспитания обучающихся).

Рассматривая процесс обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО, следует отметить, что работа с ИОС присутствует на данной ступени обучения [6]. Например, результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) являются такие умения как:

  1. Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе ЭОР) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Использовать различные способы поиска (в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
  3. Вводить текст с помощью (инструмента ввода-вывода) клавиатуры, фиксировать в электронно-цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видеографическим сопровождением.

В соответствии с ФГОС НОО в процессе работы по всем предметам необходимо обучать младших школьников использованию ИКТ: клавиатурное письмо и поиск информации на уроках и русского языка, виртуальные лаборатории и экскурсии на уроках окружающего мира, мультипликации и возможности программ цифровых устройств на уроках изобразительного искусства и технологии, а также при организации проектной и исследовательской деятельности [6].

Важнейшая дидактическая возможность ИОС – это возможность использовать её как технологический инструмент для реализации взаимодействия обучающихся с окружающим миром, учителя с учениками и учеников друг с другом. Формы такого взаимодействия определяются используемыми инструментами, в качестве которых выступают ЦОР И ЭОР.

ЦОР – это представленные в цифровой форме статические модели, фото фрагменты, объекты виртуальной реальности, графические и картографические материалы, различные символьные объекты и деловая графика, текстовые бумаги и другие учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса [7].

ЦОР реализует роль инструмента в обучении, поэтому среди них выделяют:

  1. общие инструменты (статичные презентации, «офисные» инструменты редактирования);
  2. профессиональные педагогические инструменты (редактор тестов, система образования информационного пространства образовательного учреждения, система учебно-методических комплексов с цифровым компонентом);
  3. предметные инструменты (предназначенные для использования учителем и учащимися в образовательном процессе этого предмета: учебные редакторы ГИС, учебная система редактирования и монтажа объектов, учебная система автоматизированного проектирования).  

Главное качество ЦОР, отличающее его от других образовательных ресурсов, заключается в статичном интерактивном характере.

Согласно национальному стандарту Российской Федерации (ГОСТ 53620-2009) ЭОР – это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, содержание и методические данные о них [7]. ЭОР является одной из основных частей ИОС, поэтому с ними должны активно взаимодействовать все участники образовательного процесса. ЭОР можно рассматривать как основу для создания проблемной ситуации; проведения совместного обсуждения или беседы посредством вопросов; организации индивидуальной или групповой работы, что может повысить эффективность учебно-познавательной деятельности младших школьников уже с первого класса. В основном ЭОР для начальной школы представлены в сети Интернет, однако анализ ресурсов «Российское образование Федеральный портал» и «Начальная школа», показал, что для первого класса ЭОР практически не присутствует [36]. Существующие ЭОР представлены в достаточно простой форме, не содержащей игровые, проблемные задания, динамичный ход выполнения, учет специфики предмета «Письмо». Это обосновывает необходимость в разработке ЭОР для уроков письма в первом классе.  

ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

  1. Мультимедийность.
  2. Вариативность.
  3. Доступность.
  4. Интерактивность.
  5. Универсальность.

Мультимедийность – это совместное использование нескольких медиасредств.  

Медиасредство – это средство восприятия, отображения, хранения и передачи данных. В единых технических требованиях к ЭОР под мультимедийностью понимается «свойство, определяющее количество и качество форм представления информации» [3]. В научной и методической литературе медиасредство трактуется, как «совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение [3]. Также технологию мультимедийности составляют специальные аппаратные и программные средства.

Под вариативностью понимается представление в разных ЭОР одного и того же фрагмента учебного содержания, отличающегося ориентацией на различные учебно-методические комплекты (УМК) и учебные программы (особенно актуально в современных условиях использования учебников, относящихся как к разным системам обучения или к разным предметным линиям). Также вариативность предполагает различные подходы к введению элементов содержания, способы и степень детализации обоснований вводимых утверждений, уровни сложности, способы передачи информации обучающимся. Все это обеспечивает возможность учитывать индивидуальные особенности младших школьников для достижения образовательных результатов при одновременном удовлетворении их образовательных потребностей, а также построить индивидуальные траектории освоения содержания программы для разных категорий, обучающихся [5].

Интерактивность  свойство, определяющее характер и степень взаимодействия пользователя с элементами. Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в реальном времени между ЭОР и пользователем (учитель-ученик). Работа с интерактивными ЭОР предполагает не пассивное восприятие учебного содержания предметов, а взаимодействие, имитирующее продуктивную деятельность. Интерактивность позволяет построить процесс изучения содержания материала урока на основе реализации системно-деятельностного подхода [2]. Интерактивность в ЭОР может обеспечиваться следующими приемами: выбор отдельных элементов из множества; ввод текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизация элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещение объектов для составления определенных композиций; совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединение объектов связями с целью организации определенной системы. Эти особенности способствуют целостному восприятию учебного материала, обеспечивают работу младшего школьника в наиболее удобном для него темпе, позволяют учитывать индивидуальные особенности восприятия и познавательной деятельности обучающихся с разным уровнем понимания учебного материала [1].

Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещением в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователям в любое удобное время. Кроме этого, отражение содержания основных тем в новом формате способствует повышению эффективности обучения с использованием мультимедиа и интерактивности. Особенно это актуально для дистанционного обучения, взаимодействия с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также с теми, кто не может временно, по каким-либо уважительным причинам, посещать образовательное учреждение. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС НОО, в соответствии с которым необходимо обеспечить «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)» [6].

Универсальность - качество ЭОР, которое заключается в том, что ресурс не относится к конкретной системе образования. Это позволяет использовать большинство ЭОР при обучении по разным учебникам и программам начального образования. Применительно к конкретному учебному предмету свойство универсальности ЭОР позволяет формировать знания, умения, универсальные учебные действия (УУД) на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако при построении процесса обучения на основе использования ЭОР следует учитывать основные положения концепции, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе учебную деятельность младших школьников, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов реализуемой в классе программы [7].

Эффективность использования ЭОР в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей: мультимедийность, моделирование, интерактивность.  

ЭОР по технологии создания подразделяются на текстовые (гипертекстовые), тексто-графические (ресурсы, представленные на экране компьютера, имеющие особенности в навигации по тексту) и мультимедийные (интерактивные ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания). В связи с развивающейся информатизацией образования появились их различные классификации.

Классификация электронных образовательных ресурсов

Классификация

Электронные образовательные ресурсы

По типу среды распространения и использования

Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для электронных досок.

По виду содержимого

Электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы.

По реализационному принципу

Мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения.

По составляющим

Практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительный материал.

Представленная классификация позволяет учесть те или иные характеристики и параметры ЭОР. Можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Рассмотрим подробнее те ЭОР, которые можно использовать в начальном образовании [7].

Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала и может быть текстовым, гипертекстовым или мультимедийным. Он содержит структурированный учебный материал, предлагаемый педагогом, и позволяет в любое время получить необходимую справочную информацию. В справочник включается информация, как дублирующая, так и дополняющая материал учебника

[4].

Компьютерные практикумы, модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения.  

Презентация (демонстрация) – учебный материал, разрабатываемый для сопровождения аудиторных занятий, но с учётом возможности самостоятельного использования учениками [4].

Учебная компьютерная игра – электронная учебная игровая программа по дисциплине, ориентированная на развитие определенных умений и навыков.

Развивающая компьютерная игра – игровая программа, ориентированная на развитие способностей, навыков обучающихся [4].

Использование данных ЭОР в процессе обучения даёт отличные перспективные возможности для осуществления познавательной деятельности младших школьников. Эти ресурсы позволяют сделать урок более полноценным и увлекательным, предоставляя обучающимся самим работать в интерактивном режиме.  

Главная отличительная черта ЭОР от ЦОР – это динамический интерактивный характер, который позволяет осуществлять многообразные методические приёмы педагогу для формирования УУД и достижения планируемых результатов. Появление таких инструментов обучения, где есть широкие возможности для использования новых технологий (мультимедиа), приводит к расширению образовательного процесса. Поэтому в рамках исследования избрали именно ЭОР. Их возможности имеют огромный потенциал в начальном образовании: для использования на уроке во фронтальной работе с классом, самостоятельной работы обучающимися, организации более динамичной работы на уроке, в процессе реализации познавательной и исследовательской деятельности младших школьников, при создании вариативных форм обучения, в рамках дистанционных форм работы младших школьников и т.д.

Литература:

  1. Информационные         технологии         в         процессе         обучения [Электронный ресурс] / ред. Грибан О.; Web-мастер Грибан О. – Режим доступа http://www.griban.ru/blog/14-informacionnye-tehnologii-v-processeobuchenija.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
  2. Крюкова, Н. Н.  Информационные технологии в образовании [Электронный         ресурс]         /         Методисты.         –         Режим доступа:http://metodisty.ru/m/gnews/group/3/news/informacionnye_tehnologii_v_obraz ovanii/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
  3. Рожков, К. А. Информационные технологии в образовании. [Электронный ресурс] / Научно-методический журнал. Электрон. дан. – Концепт. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/86179.htm свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
  4. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В.; Web-мастер Н. В. – Электрон. дан. – Москва: Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
  5. Формирование         универсальных         учебных         действий. [Электронный ресурс] / Инфоурок; ред. Воробей А.С. Электрон. дан. – Смоленск: Инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanieuniversalnih-uchebnih-deystviy-3347611.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). [Электронный ресурс] / ФГОС; Национальная ассоциация развития образования и науки. – Режим доступа: https://fgos.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  7. Чистяков В. А. Информационно-образовательные технологии и их классификация по способу взаимодействия обучающихся с информационно-компьютерными средствами [Электронный ресурс] / Политематический сетевой электронный научный журнал – Электрон. Дан. – Краснодар. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatieinformatsionno-obrazovatelnye-tehnologii-i-ih-klassifikatsiya-po-sposobuvzaimodeystviya-uchaschihsya-s-informatsionno, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение современных образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе начальной школы

МДК .01.09 Современные образовательные технологии в образовательном процессе начальной школы...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса. Составление расписания уроков в начальной школе.

Конспект занятия содержит гигиенические требования к режиму образовательного процесса, а также требования к составлению расписания уроков в начальной школе. Текст конспекта содержит материал из СанПиН...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижени...

Методические рекомендации по проведению комплексного экзамена по профессиональному модулю ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе

В сборнике представлены основные требования к результатам освоения профессионального модуля, форма проведения экзамена, регламент, критерии оценки для студентов очной форы обучения Государственного бю...