Программа социально -трудовой реабилитации подготовка к ремесленному труду "Изготовление народной куклы"
рабочая программа

Татьяна Евгеньевна Гончаренко

Программа социально - трудовой реабилитации «Изготовление народной куклы» предназначена для взрослых людей с нарушением интеллекта и различными сопутствующими заболеваниями.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью в условиях учреждения,  так как позволяет решить проблему трудовой реабилитации получателей услуг, дает возможность  их приобщения к народной культуре, через изготовление традиционной народной куклы, способствует овладению  знаниями и трудовыми навыками,  формированию гражданской позиции и осознаванию себя целостной личностью, включению в общественно-полезную трудовую деятельность, предоставляет им возможность принимать участие в конкурсах, выставках творческих работ различного уровня.

Цель программы создание условий для включения получателей социальных услуг в полезную практическую трудовую деятельность, через обучение различным техникам изготовления кукол.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

 СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ № 10»

ИМЕНИ В.Г. ГОРДЕНЧУКА

        (УСО ПНИ №10)

ПРИНЯТО:                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

Социально-педагогическим советом                                                       Замдиректор по СПР и ДО

протокол  № 5_____                                                                ___________________Т.Н.Чернышёва

от «_23__»_12____2021__г.                                 «____»____________20___г.

        

ПРОГРАММА

ПО СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

(подготовка к ремесленному труду)

«ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАРОДНОЙ КУКЛЫ»

на 2022 год

        Срок реализации программы 104 часа        

                                                    Разработчик:

                                              Гончаренко Татьяна Евгеньевна,

                                              инструктор по труду

                               

г.Санкт-Петербург

                2022

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………3

2. Содержание программы……………………………………………………………....8

3. Формы контроля и оценочные материалы………………………………………….12

4. Методическое и материальное обеспечение программы…………………………. 13

5. Список литературы…………………………………………………………………... 14

        

                           

  1. Пояснительная записка

На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Получатели социальных услуг — это люди с особенными потребностями, нуждающиеся в восстановлении или компенсации нарушенной или утраченной способности к осуществлению разных видов профессиональной, бытовой и к трудовой деятельности. При достижении оптимального тренировочного и трудового эффекта трудовая реабилитация обладает наибольшей восстановительной способностью при целенаправленном характере трудовых процессов и особенно эффективна в тех случаях, когда труд целесообразен, а выполняемая работа приносит ощутимый результат. 

Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве человека, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные произведения искусств. В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном ремесленном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности.

Программа социально - трудовой реабилитации «Изготовление народной куклы» предназначена для взрослых людей с нарушением интеллекта и различными сопутствующими заболеваниями.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью в условиях учреждения,  так как позволяет решить проблему трудовой реабилитации получателей услуг, дает возможность  их приобщения к народной культуре, через изготовление традиционной народной куклы, способствует овладению  знаниями и трудовыми навыками,  формированию гражданской позиции и осознаванию себя целостной личностью, включению в общественно-полезную трудовую деятельность, предоставляет им возможность принимать участие в конкурсах, выставках творческих работ различного уровня.

Цель программы – создание условий для включения получателей социальных услуг в полезную практическую трудовую деятельность, через обучение различным техникам изготовления кукол.

Задачи программы:

Образовательные:

  • познакомить с историей возникновения народной куклы и костюма.
  • познакомить с материалами и инструментами, необходимыми для занятий при изготовлении кукол;
  • обучить правильной посадке и удобному положению рук при выполнению работ;
  • обучить правилам  пользования инструментами;
  • познакомить с понятиями выкройка, шаблон, трафарет;
  • познакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения;
  • познакомить с основными инструментами и материалами для вышивки бисером;
  • научить выполнять простые швы и стежки;
  • научить выполнять простые приемы декорирования бисером, контурами;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка.
  • совершенствовать приобретенные ранее умения.

Развивающие:

  • способствовать развитию сенсорного восприятия, глазомера, мышления, речи, внимания и памяти;
  • способствовать развитию мелкой моторики, координации движений рук;
  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
  • развивать устойчивый интерес к творчеству;
  • расширять словарный запас;
  • развивать познавательную активность.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца;
  • воспитывать доброту, взаимопонимание, терпимость по отношению к людям, культуру общения;
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной деятельности;
  •  воспитывать бережное отношение к вещам и собственным изделиям.

Условия и особенности программы.

В процессе занятий происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения, получатели социальных услуг вовлекаются в трудовую деятельность, в результате чего повышается уровень их адаптации в социуме. Программа предполагет изучение истории создания куклы, традиций и обычаев России. Включает теоретическую и практическую работу включающую выполнение простых элементов работы с тканью, нитками, бисером, красками,  пошив  кукол и декорирование   их костюма.

Работа во всех разделах программы хорошо развивает мелкую моторику, помогает тренировать память, развивает навыки моделирования, умения работать с инструментами. У точечной росписи есть эффект, который психологи называют «чувство потока». Монотонная работа с частой повторяемостью одинаковых элементов и движений, но без активации мыслительного процесса, вызывает легкое, очень приятное медитативное состояние, в котором можно находиться долгие часы. В процессе деятельности у получателей социальных услуг формируются коммуникативные навыки: доброжелательность, сопереживание успеху и неуспеху товарища, взаимопомощь. Появляется и поддерживается интерес и любовь к России к  изучению народных традиций.

Программа является адаптированной. При ее составлении учитывались возрастные, психофизические и индивидуальные особенности и возможности получателей социальных услуг. 

Программа «Изготовление народной куклы» в полной мере позволяет окунуться в мир народной игрушки, постичь азы ремесленного труда. Получатели услуг, знакомятся с инструментами и материалами для работы, учаться различать цвета и свойства ниток и ткани, бисера, красок, а так же изучают приемы выполнения кукол и костюмов.

Программа состоит из нескольких разделов: изготовление кукол, разработка костюма для куклы, знакомство и использование других видов рукоделия ( вышивки, точечной росписи, вышивки бисером) при изготовлении работ.

Изготовление кукол.

Русская кукла считаеся одним из самых загадочных символов России. С незапамятных времен мастерами было освоенно искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Мир традиционной народной культуры, неотъемлемой частью которого является кукла, целостен и гармоничен. Он подчинен ритмам земледельческого календаря, сменам времен года. От рождения до смерти человек жил жизнью природы. Куклы находились в центре многих календарных и семейных обрядов, таких как Масленица, Троица, Святки, Кузьминки. Не игрались без кукол свадьбы, не проходили родины, похороны и проводы в рекруты. Они считались защитой людей, здоровья, символом достатка в доме, были наделены энергией рода, передаваемой из поколения в поколение. Современная этнопедагогика единодушна во мнении о том, что кукла осознавалась нашими предками как мощный инструмент не только воспитания, но и коррекции поведения людей, ибо кукла рассматривалась как средство, способное исцелить душу и тело человека.

Сейчас возрождаеться обычай изготовления кукол-сувениров в подарок своим близким и друзьям. Изготавливая куклы, получатели социальных услуг изучают истоки традиций, возникновения календарных праздников. Для введения в программу занятий по рукоделию традиционной народной куклы был использован прием, бытовавший в некоторых губерниях России и служивший для мягкого, гармоничного приучения маленьких девочек к посильному труду: «куклы на выхвалку» .Они включают в себя несколько кукол разной степени сложности, соответствующей возрастным способностям получателей социальных услуг.

Костюм для куклы является неотъемлемой частью, так как наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Изучение и изготовление костюма для кукол позволит получателям социальных услуг познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

Декорирование куклы и костюма. Вышивка, вышивка бисером, точечная роспись - популярные виды ручного труда в которых используются  разнообразные приемы работы с нитью, бисером, стеклярусом, пайетками, акриловыми контурами, применяюся в декорировании элементов одежды при изготовлении костюма для куклы.  

Кукла в виде подарка или сувенира, сделанная своими руками – увлекательное занятие, результат которого несказанно порадует получателей социальных услуг их родителей и друзей.

Занятие выстроено в форме мастер-класса позволяет эффективно расходовать время, инструктор по труду одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы. Особенность данной программы заключается в том, что в процессе изготовления кукол и аксессуаров используются разные техники (вышивка, точечная роспись, вышивка бисером) в сочетании с различными материалами, активно используются возможности информационно - коммуникационных технологий. 

Учитывая особенности получателей социальных услуг психоневрологического интерната, их кратковременную память, малый объем и неустойчивость внимания, неумение удерживать инструкцию педагога длительное время, отсутствие у них устойчивых навыков самостоятельной работы, педагог, перед тем, как выполнять какие-либо изделия, должен подробно остановиться на следующих этапах работы:

1. Знакомство получателей социальных услуг с инструментами и материалами. Педагог должен рассказать, какой прием используется при изготолении работ, какой инструмент используется, как правильно переносить рисунок на поверхность, последовательность действий.

2. Овладение навыками шитья, вышивки.

3. Рассматривание и обсуждение готовых образцов  перед началом каждой новой работы.

4. Показ и отработка с каждым получателем социальных услуг приемов и способов шитья, вышивки,техники нанесения орнамента.

5. Формирование у получателей социальных услуг умения подбирать иглы, нитки,ткань - соответствующие выбранной модели куклы.

6. Акцентировать внимание получателей социальных услуг на соотношение цвета с фоном и формой изготавливаемой работы.

7. Использовать игры, загадки, пословицы по цветотерапии для развития умений соотносить цветовую гамму с образом и его эмоциональной насыщенностью, что также поможет закреплению знаний названия цветов и их оттенков, формированию системы понятий.

Программа соединяет труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических задач. В основе занятий лежит творческая трудовая деятельность - создание оригинальных творческих работ. Все куклы - поделки-сувениры функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Особое внимание уделяется созданию в коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Программа разработана на основе индивидуального подхода и дифференцированных требований к получателю социальных услуг с использованием новых форм, средств и методов обучения. 

Основными методами работы по программе являются:

практический метод: многократные упражнения (отработка навыков наматывание ниток, работы с иглой; отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязать узелок); с ножницами, с трафаретом, с шаблонами, неоднократное повторение последовательности этапов работы, оформление своей работы.

репродуктивный метод: воспроизведение получателями социальных услуг способов деятельности по определенному педагогом алгоритму.

словесный метод: рассказ и объяснение педагога, инструктирование, отгадывание загадок, чтение стихотворений,прозаических произведений;

наглядный метод: показ иллюстраций, рассматривание образцов готовых работ, просмотр инструкионно-технологических карт с поэтапными шагами выполнения работы, просмотр мастер-классов.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный       анализ творческих работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные   подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Сроки выполнения программы:

Программа подготовки к ремесленному труду «Изготовление народной куклы» рассчитана на 104часа.

Ожидаемый результатом обучения: 

 По окончании освоения программы «Изготовление народной куклы» получатели социальных услуг должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

Знать:

  • основы безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
  • основные и дополнительные инструменты для изготовления кукол;
  • простые стежки «вперед иголку», «назад иголку», «строчка»;
  • ручные швы: стачной,сметочный, обметочный, подшивочные ;
  • основные материалы: ткань, нитки, картон, бумагу, бисер, акриловые контуры их назначение;
  • условные обозначения в схемах, рисунках;
  • основы цветоведения, холодные и теплые цвета;
  • последовательность изготовления кукол, костюма и элементов декора;
  • правила ухода и хранения изделий и сувениров.

Уметь:

  • отмерять нитки разными способами;
  • вдевать нитки в иголку;         
  • завязывать узелок на конце нитки разными способами;
  • выполнять простые швы и стежки;
  • правильно пользоваться ножницами, кисточками, тюбиками с контуром, клеем;
  • выполнять отдельные элементы и сборку куклы;
  • чётко выполнять основные приёмы декорирования;
  • владеть простыми приемами вышивки бисером;
  • выполнять элементы техники точечной росписи.
  • резать бумагу по контуру выкройки;
  • наматывать нитки на основу, шаблон;
  • слушать и выполнять указание педагога;
  • адекватно оценивать и вовремя вносить поправки в свою работу;
  • хранить готовые изделия согласно правилам.

Формы контроля:

Определение результативности проводится в течении всего  года с помощью таких форм контроля: собеседование, наблюдение, опрос, анализ  работ, визуальный анализ проделанной работы, диагностика  на начало и на конец  года учебного года.

Формы подведения итогов по программе «Изготовление народной куклы». Проведение выставки и анализ творческих работ в учебном кабинете. Участие в выставках Реабилитационного центра в течение года.


2.Содержание программы

№ п/п

Наименование разделов и тем

Содержание

Формы работы

Раздел 1. Введение.

1.1

История возникновения народной куклы.

Теория. Основные понятия: кукла, традиции, обряды, ремесло, календарные праздники.

Беседа. Выставка образцов изделий,

репродукции картин.

1.2

История рукоделия.

Теория. Возникновение рукоделия в различных областях России. Возникновение вышивки, бисерной вышивки, точечной росписи.

Практика. Просмотр и знакомство с образцами художественно-ремесленного творчества. Сравнение образцов , особенности, отличия.

 Рассказ, беседа, демонстрация образцов.

Раздел 2. Материаловедение

2.1

Виды тканей.

Теория. Ткани натуральные, искусственные, синтетические. Лицевая и изнаночные стороны ткани.

 Практика. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

Беседа, самостоятельная работа, наблюдение, совместный анализ работы. Альбомом «Виды тканей».

2.2

Виды ниток.

Теория. Виды ниток, назначение. Свойства ниток, цвет, фактура.

Практика. Приемы нарезания ниток разной длины. Приемы связывания ниток, наматывания ниток в клубок, на основу. Подбор ткани и ниток по цвету.

Рассказ, беседа, демонстрация материалов, практическая работа

2.3.

Бумага. Картон.

Теория. Бумага. Знакомство с бумагой. Свойства и виды бумаги и картона, их назначение. Подбор бумаги по цвету. Использование для изготовления выкроек.

Практика. Работа с бумагой: сгибание, складывание, отрывание, разрывание. Ориентировка на листе бумаги. Последовательность выполнения шаблона, выкройки из бумаги. Разметка по шаблону. Изготовление открытки (матрешка).

Рассказ, беседа, демонстрация материалов, практическая работа

2.4

Тканевые отделочные материалы.

Теория. Виды отделочных материалов. Ленты, кружево, тесьма, бейка. Особенности применения.

Практика. Выбор отделочных материалов по цвету, по фактуре ткани. Изготовление платочка.

Беседа, демонстрация материалов и изделий, практическая работа, творческая работа.

2.5

Бисер. Стеклярус. Пайетки.

Теория. Круглый бисер и «рубка», стеклярус, пайетки. Виды, свойства, назначение, приемы закрепления на ткани.

Практика. Подбор бисера и стекляруса для вышивки по цвету. Нанизывание бисера на нитку. Изготовление бус.

Беседа, демонстрация материалов и изделий, творческая работа.

2.6

Основы цветоведения.

Теория. Основные свойства цвета, оттенки, насыщенность цвета и контрастность.         Характеристики цвета. Цветовой тон. Насыщенность. Яркость.

Практика. Работа красками над эскизами кукол. Изготовление коллективной работы.

+60,54

Беседа, практическая работа, работа с таблицей, опрос.

2.7

Основные цвета. Дополнительные цвета.

Теория. Основны и смешанные цвета. Цветовой круг. Контрастная и тональная цветовая гармония. Цвет и фактура.

Практика. Смешение основных цветов для получения дополнительных на палитре. Разукрашивание в цветовой гамме «гжель», «хохлома».

Беседа, демонстрация смешивания цветов, практическая работа.

2.8

Теплые и холодные цвета.

Теория. Эффект теплых и холодных цветов, их эмоциональная характеристика. Цвет ткани, аксессуаров костюма.

Практика. Разукрашивание в теплой или холодной гамме, изготовление аппликация из ткани. Выбор тканей для костюма куклы.

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа, наблюдение, совместный анализ работы.

Раздел 3.Инструменты и материалы.

3.1

Инструменты и приспособления.

Теория. Обзор инструментов и приспособлений.

Практика. Изучение приспособлений и способов использования в работе. Иглы, ножницы, булавки, игольница, линейка, мел, нитки, нитевдевательткань, карандаши, кисти, контуры.

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Раздел 4.Технологический процесс изготовления стежков и строчек.

4.1

Виды ручной работы.

Теория. Правила работы с иглой, нитью, ножницами. Ручные стежки. Правила выполнения стежков.

Практика. Отработка приемов выполнения стежков. Перевод рисунка на ткань и выполнение стежков по контуру.

Беседа, практическая работа,самостоятельная работа, наблюдение, совместный анализ работы.

4.2

Виды швов.

Теория. Ручные швы. Виды швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка». Назначение швов.

Практика. Приемы выполнения швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка» на ткани.

Беседа, практическая работа,самостоятельная работа, наблюдение, совместный анализ работы.

4.3

Виды швов «через край»

Теория. Изготовление обметочного, петельного стежков.

Практика. Выбор материала. Изготовление чехла для ножниц. Соединение деталей обметочным или петельным швом.

Беседа, практическая работа, наблюдение, совместный анализ работы.

4.4

Виды подшивочных швов.

Теория. Потайные стежки «козлик», потайной подшивочный.

Практика. Изготовление игольницы, салфетки. Обработка края салфетки.

Беседа, практическая работа, наблюдение, совместный анализ работы.

Раздел 5. Технология изготовления кукол.

5.1

Виды народной куклы на Руси. Значение народных кукол.

Теория. Народные куклы в разных странах мира. Быт и семейные традиции русского народа.

Практика. Зарисовка куклы, разукрашивание эскиза.

Беседа, практическая работа, наблюдение, совместный анализ работы.

5.2

Изготовление обрядовой куклы

Теория. Обрядовые куклы.

Практика. Выбор материала. Изготовление выкройки.Крой деталей.Изготовление куклы.

Беседа,самостоятельная работа, наблюдение, анализ работы.

5.3

Куклы из ниток.

Теория. Куклы из ниток Мартеничка,Десятиручка.

Практика. Выбор красной и белой ниток. Отмеривание нитей. Подготовка витого шнура. Изготовление и соединение деталей.

Беседа, практическая работа, наблюдение, совместный анализ работы.

5.4

Изготовление игровой куклы.

Теория. Виды игровой куклы.

Практика. Выбор материала. Крой деталей. Изготовление куклы.

Беседа, практическая работа, совместный анализ работы.

5.5

Изготовление куклы-оберега.

Теория. История возникновения куклы-оберега.Этапы изготовления куклы.

Практика. Выбор материала, изготовление куклы.

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа, совместный анализ работы.

Раздел 6. Изготовление костюма для куклы.

6.1

Костюм для куклы.

Теория. Этапы работы над костюмом для куклы. Рубашка, штаны, фартук, кафтан.

Практика. Выбор ткани, ниток , узора для костюма. Изготовление выкройки. Крой деталей. Соединение деталей костюма: соединение боковых, плечевых срезов. Декорирование костюма: вышивка рукавов и горловины, подола рубахи.

Беседа, практическая работа, наблюдение, совместный анализ работы.

6.2

Изготовление головного убора.

Теория. Значение головного убора в народной одежде.

Практика. Изготовление головного убора шляпа, платок, шаль, лента.

Беседа, практическая работа, наблюдение, совместный анализ работы.

6.3

Аксессуары к костюму.

Теория. Роль пояса, повязки, ремня в народном костюме.

Практика. Изготовление аксессуаров.

Беседа, практическая работа,самостоятельная работа.

                                             Раздел 7. Декорирование костюма и аксесуаров.

7.1

Декоративная отделка костюма для куклы.

Теория. Материалы для декорирования костюма кукол.

Практика. Пришивание пуговиц, украшение лентами, кружевом,бисером.

Беседа, практическая работа, наблюдение, совместный анализ работы.

7.2

Аппликация на костюме.

Теория. Технология изготовления аппликации на изделии. Этапы работы. Практика. Перевод рисунка, подбор ниток, ткани, пайеток. Отработка навыков изготовления аппликаций на костюме.

Беседа,самостоятельная работа, практическая работа, наблюдение, совместный анализ работы.

7.3

Вышивка бисером.

Теория. Технолоия изготовления вышивки. Вышивка крестом и гладью, вышивка по контуру. Порядок выполнения работы.

Практика. Оформление вышивкой бисером по контуру элементов костюма.

Беседа, практическая работа,самостоятельная работа, наблюдение, совместный анализ работы.

7.4

Точечная роспись.

Теория. Технологический процесс. Техника «точка к точке». Этапы работы над изделием. Термины: обезжиривание, грунтовка, лакирование, работа с краской-контуром, сушка изделия.

Практика. Отработка орнамента контуром. Изготовление и декорирование сумки для куклы, жилета, пояса.

Беседа, практическая работа, самостоятельная работа, наблюдение, совместный анализ работы.

8.

Итоговое занятие.

Теория. Итоговая диагностика. Опрос.

Практика. Выставка и анализ творческих работ в учебном кабинете.

Итоговая диагностика, анализ творческих работ.

3.Формы контроля и оценочные материалы.

Формы контроля

- первичный контроль: входящая диагностика.

- текущий контроль: опрос, анализ практических заданий, наблюдение.

- итоговый контроль: итоговая диагностика.        

Проверка теоретических знаний и сформированности практических навыков по программе подготовки к ремесленному труду «Изготовление народной куклы»

проводится в начале цикла занятий и в конце в виде диагностики усвоения программы.

Результаты проверки отражаются в трехбальной системе.

Приложение 1.

Согласовано

Заведующий СРО

_____________М.В. Иванова

«_____»__________2022г.

Диагностика (входящая ) трудовых возможностей

получателей социальных услуг

по программе

Подготовка к ремесленному труду

«Изготовление народной куклы»

ФИО получателя социальных услуг__________________________________________

Дата__________ 2022 год

п/п

                                                   

                                  Критерии

Результаты обследования

1

Знание основных цветов

2

Знание основных инструментов для ручного труда

3

Знание безопасной работы с инструментами

4

Виды основных материалов для ручного труда

5

Оценка возможностей мелкой моторики:

-умение отмерять нить

-умение наматывать нить на основу

-умение выполнять стежки

-умение правильно держать карандаш

-умение работать с линейкой

-умение работать с трафаретом

-навыки работы с ножницами

6

Владения навыками:

- чтения

- письма

- счета

7

Ориентация :

В пространстве: ( право - лево, верх – низ, назад-вперед).

На листе бумаги:

( середина листа, углы, край)

8

Оценка коммуникативных возможностей:

- вербальное общение

- невербальное общение

- межличностное общение в группе

9

Умение выполнять словесное задание инструктора

10

Умение последовательно выполнять работу

           

  Ф.И.О. инструктора по труду__________________________Т.Е. Гончаренко_______

+-Приложение 2.

Карта контроля усвоения знаний и навыков

получателем социальных услуг по программе

Подготовка к ремесленному труду «Изготовление народной куклы».

ФИО получателя социальных услуг    _________________________________________

Дата контроля_______________2022год

№ п/п

Критерии

Результат обследования

Знает безопасное использование инструментов и приспособлений необходимых для работы.

Знает инструменты и материалы для работы

Знает этапы работы по изготовлению кукол

Знает части костюма куклы

Знает названия отделочных и декоративных материалов

Умеет правильно организовывать свое рабочее место для каждого вида работы.

Умеет отмерять нить.

Умеет закреплять нить на ткани

Умеет выполнять стежки

Умеет изготавливать «закрутку» из ткани

Умеет завязывать узлы на ткани и нитках.

Владеет навыками изготовления кукол.

Владееет навыками изготовления деталей костюма.

Владееет навыками изготовления элементов вышивки.

Владееет навыками изготовления аксессуаров

Владееет навыками работы с ножницами

Знает и различает цвет красок, карандашей,ткани.

Владееет навыками работы с красками, кистями, карандашами, клеем, акриловыми контурами.

Умеет выполнять работу по указанию инструктора

Умеет выполнять работу согласно технологической карте.

Умеет последовательно выполнять работу.

     

               

                 Условные обозначения:

1 балл – не знает / не выполняет

2 балла – отвечает только с наводящими вопросами / выполняет только в совместной деятельности

3 балла – знает / выполняет самостоятельно

Инструктор по труду_______________________________Т.Е.Гончаренко


4. Методическое и материально-техническое обеспечение.

1.Материалы:

  • Бисер.
  • Бумага.
  • Бусины.
  • Картон.
  • Клеевая ткань.
  • Клей «Момент».
  • Клей ПВА.
  • Контуры акриловые.
  • Краски акриловые, гуашь.
  • Мел.
  • Нитки в ассортименте.
  • Отделочные материалы(тесьма, кружево, лента, бейка)
  • Пуговицы, кнопки.
  • Стеклярус.
  • Ткань.

 2.Инструменты: 

  • Иглы.
  • Ножницы.
  • Булавки.
  • Игольница.
  • Линейка.
  • Пяльца.
  • Фломастеры,карандаши

Методическое  обеспечение:

- учебно-методическая и справочная литература(словари, справочники, методические пособия);

- дидактический материал (таблицы и плакаты по темам программы, альбомы, журналы с образцами изделий, развивающие игры, иллюстрации, и т.д.).

Для данной программы разрабатывается специальный методический материал:

Методические разработки педагога:

Планы, конспекты.

Фотографии

Раздаточный материал.


Список литературы для педагогов

  1. Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398,редакция 2020год.
  2. Брагин В. Я. Стимулирование и оценка творческой деятельности учащихся// Школа и производство. - 2000. - № 7. - С. 21-26.
  3. Васильева Е. Ю. Педагогическая мастерская: опыт проектирования образовательной программы. - Архангельск, 1999.
  4. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество / Сборник под ред. Т. Я.Шпикаловой. - М., 2000.
  5. Жданова М. А., Филатова М. В. Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 73-75. \
  6. Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка и птица Сирин. - М., 1983.
  7. Журнал Лена-рукоделие.Спецвыпуск №7 Декупаж.»Конлига Медиа»,-М.,2018.
  8. Зайцев В.Б.Волшебный лоскуток.Поделки-самоделки.РИПОЛ классик.,Москва.,2012.
  9. Иолтуховская Е.Оригинальная техника декора.Точечная роспись.-Москва.2015.
  10. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. - М., 1998.
  11. Максимов Ю. В. У истоков мастерства. - М., 1983.
  12. СокурВ. Топиарии.Украшаем дом своими руками.-Питер.,2017. Социальная и трудовая адаптация ГУО лиц в условиях Психоневрологического интерната. М.: 1985
  13. Хохлома. Серия «Народные промыслы». – М.: Околица, 2007.
  14. Чурзина Н.О. Игрушки своими руками. – М.:Олма-Пресс; С-Пб изд. Дом «Нева», 2009.
  15.  Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – Москва.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
  16. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках.-Легкопромбытиздат, 1993.
  17. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. – Санкт - Петербург.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.
  18. Зайцева А.А. Лоскутное шитье без нитки и иголки. – Москва: ЭКСМО, 2010.
  19. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. – Москва: Просвещение, 1994.
  20. Огерчук Л.Ю. Волшебная игла. – Москва: Пресс, 2000.
  21. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII- вида. Новые учебные программы. Под ред. А.М. Щербаковой М., НЦ ЭНАС, 2001г.
  22. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М.: 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Традиционные народные куклы"

Методическая разработка предназначена для практической работы студентов на занятиях по изготовлению тряпичных народных кукол. Содержит технологии изготовления со схемами и образцы кукол....

Мастер-класс "Народная кукла"

Мастер-класс по изготовлению народной куклы из лоскутков для уроков (внеклассных занятий) технологии....

Мастер-класс Традиционная народная кукла "Символ года- коза" проведенный в рамках Региональной инновационной площадки. Материал для учителей технологии и преподавателей дополнительного образования.

Открытый мастер -класс  проведенный для учащихся 8-х классов,в рамках Региональной инновационной площадки .Мастер класс знакомит с традиционным народным занятием по созданию куклы-Коза....

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "НАРОДНЫЕ КУКЛЫ"-2020

данная программа разработано всоответствии с СФГОС для детей с ОВЗ...

Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико

Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...

Сборник тестов МДК 05.01 «Медико-социальная реабилитация» ПМ.05 Медико-социальная деятельность для подготовки студентов к первому этапу аккредитации (СПО)

 Данное учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения и повторения студентами выпускных курсов медицинских колледжей специальности 31.02.01 Лечебное дело МДК 05.01 «Мед...