Методическая разработка урока "Деньги- зло или благо"
методическая разработка

Жульмина Нина Степановна

Методическая разработка открытого урока в форме деловой игры «Деньги – зло или благо»  показывает  возможность  реализации  компетентностного  подхода  обучения  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  СПО  посредством  применения  интерактивных  методов  обучения. 

Методическая  разработка  состоит  из  введения,  методического  плана  урока,  описание  технологии  подготовки  и  проведения  урока,  заключения,  приложения  в  виде  компьютерной  презентации.

Методическая  разработка  предназначена  как  для  непосредственного  проведения  урока  по  данной  теме в учебном заведении,   для   обмена  опытом  по использованию  интерактивных  образовательных  технологий  с другими учебными заведениями,  так  и  для   проведения  Всероссийской  акции  «Финансовая  грамотность  населения  в  учебный  заведениях». 

Форма и предложенная методика позволяют воздействовать на личность обучающегося через групповые и игровые формы, воспитывать интерес к игре и предмету экономике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_dengi_-_zlo_ili_blago.docx46.62 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области

«Энгельсский механико – технологический техникум»

Методическая разработка

открытого  урока по учебной  дисциплине

 «Основы экономики»

тема «Деньги – зло или благо»

Разработала: преподаватель

                                                                 Жульмина Н.С.

р.п. Степное, 2022 г.

Содержание

  1.  Аннотация
  2. Введение
  3. Структура  урока  (мотивация  познавательной  деятельности)
  4. Основная  часть  (план  урока)
  5. Заключение  (анализ  урока)
  6. Список  использованной   литературы
  7. Приложение

Аннотация

Методическая разработка открытого урока в форме деловой игры «Деньги – зло или благо»  показывает  возможность  реализации  компетентностного  подхода  обучения  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  СПО  посредством  применения  интерактивных  методов  обучения.

          Методическая  разработка  состоит  из  введения,  методического  плана  урока,  описание  технологии  подготовки  и  проведения  урока,  заключения,  приложения  в  виде  компьютерной  презентации.

Методическая  разработка  предназначена  как  для  непосредственного  проведения  урока  по  данной  теме в учебном заведении,   для   обмена  опытом  по использованию  интерактивных  образовательных  технологий  с другими учебными заведениями,  так  и  для   проведения  Всероссийской  акции  «Финансовая  грамотность  населения  в  учебный  заведениях».  

Форма и предложенная методика позволяют воздействовать на личность обучающегося через групповые и игровые формы, воспитывать интерес к игре и предмету экономике.

Введение

          Урок «Деньги, их сущность в экономике» разработан в виде открытого урока по дисциплине «Основы экономики». Он создан в форме урока-дискуссии.

Для активной мыслительной деятельности весьма полезны различные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. Решение задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает обучающихся правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности. Этот процесс вносит в занятие эмоциональное оживление, повышает интерес к данной дисциплине.

Использование педагогических задач позволяет осуществить связь теории с практикой, развивает у обучающихся умение самостоятельного решения практических вопросов обучения и воспитания.

Элементами познавательной деятельности, которые ведут к её активизации, являются как эмоциональная деятельность  на уровне восприятия событий и формирования представлений, что обусловливается психолого-возрастными особенностями  обучающихся, так и мыслительная деятельность, на уровне теоретического осмысления ими явлений и фактов.

В процессе деловой игры развиваются способности студента, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Деловая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, развивающую, воспитательную, методическую.

Игровая форма проведения мероприятия всегда приносит удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения.

       Форма и предложенная методика позволяют воздействовать на личность обучающегося через групповые и игровые формы, воспитывать интерес к игре и предмету экономика.

Открытое занятие в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком занятии протекает реальный учебный процесс. Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные занятии.

       Данная проблема урока является актуальной всегда, так как деньги затрагивают не только интересы государства, производителей, субъектов финансового рынка, но также  каждого члена нашего общества. Рассмотрены понятие деньги, свойства денег,   виды,  функции.  

На данном уроке были использованы инновационные технологии: технология развивающего обучения, информационные технологии, игровые, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, кейс технологии.

Открытый   урок  по  предмету: «Основы экономики»

Тема «Деньги – зло или благо»

Цель: раскрыть сущность денег как нравственной категории, ознакомить с основными элементами культуры обращения с деньгами, развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека; способствовать формированию экономического мышления, формировать нравственную позицию.

Задачи:

Образовательная: ознакомить обучающихся  с историей денег и объяснить их необходимость, сформировать  основные  элементы  культуры обращения с деньгами.

Развивающие :   формировать информационные, коммуникативные, ценностно-

 смысловые, общекультурные и учебно-познавательные компетенции.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих, способствовать формированию и развитию экономической культуры студентов, повышению уровня познавательного интереса к предмету, продолжить работу по формированию положительной мотивации к учебной деятельности,  формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.

Методическая – активизировать  познавательную деятельность с применением современных способов передачи учебной информации обучающимся на основе использования компьютерных технологий, применяя методику кейс – технологий закрепить полученные знания и умения самостоятельно решать производственные ситуации.

Тип  урока:  контрольно – проверочный.

Вид  урока:  урок-дискуссия с элементами интерактивной беседы, проблемный диалог.

Средства  обучения:  мультимедийная  установка,  презентация, карточки с вопросами, кейс – карточки.

Методы    обучения: словесный, наглядный (наблюдение), индивидуальный, фронтальный опрос проверки уровня знаний, демонстрационный (слайды презентации»),  интерактивные, проблемно-поисковые, практические.

Межпредметная  связь:  «Основы финансовой грамотности», «Основы экономической   теории», «Статистика», «Информатика», «Психология».

Уровень  усвоения:   3

Ход  урока

  1.  Организационный  момент.
  1. Контроль  наличия  обучающихся
  2. Сообщение  темы  урока,  задач  и  порядок  проведения  урока
  3. Мотивация  учебно – познавательной  деятельности.

Вступительное  слово  преподавателя,  в  котором  задается  рабочее  настроение,  предлагается  план  мероприятия,  озвучиваются  цели  и  задачи  урока.

Преподаватель:   Здравствуйте  уважаемые педагоги, студенты, участники игры. Сегодня у нас необычный урок и вместе с участниками игры попытаемся ответить на  проблемный  вопрос «Деньги – зло или благо».

Наш урок будет проходить в два этапа. Итак начинаем.

- Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Если у вас кто – нибудь  спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, деньги – это такие бумажки или монетки, на которые можно купить почти все.

А задумывались ли вы когда – нибудь, что этот атрибут жизни  не всегда существовал в человеческом обществе. Знаете ли вы, где и когда появились деньги, как выглядели первые деньги?

Давайте проведем экскурсию в историю денег -  СЛ 4 по 11 (см. Приложение 1)

СЛ 12   Преподаватель: ДЕНЬГИ- общепризнанное в экономическом отношении средство обмена, универсальный товар, на который обмениваются все остальные товары.

На основании эволюции форм денег можно назвать причины  их возникновения:

  • Общественное разделение труда
  • Переход от натурального хозяйства к товарному
  • Необходимость регулярного обмена
  • Облегчение обмена

Преподаватель:   С появлением денег исчезают трудности обмена товарами. С помощью денег можно осуществлять распределение и перераспределение труда и капитала между отраслями, регионами, странами, присваивать результаты труда. Любой предмет может выступать в роли денег, если он обладает следующими свойствами:

СЛ 13. Современные деньги  (вставить рисунок)

СЛ 14, 15  Давайте назовем какими свойствами должны обладать современные  деньги:

  1. Однородность -  деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость.
  2. Стабильность -  стоимость денег должна быть одинаковой и сегодня и завтра,  иначе невозможно делать экономические расчеты.
  3. Портативность -  современные деньги должны быть достаточно  малы  и  легки,   чтобы люди могли носить их с собой.
  4. Делимость -    деньги должны легко размениваться на необходимые доли и должны быть прочными
  5. Узнаваемость -   деньги  должны  быть  легко  узнаваемы по цвету, формату, номиналу, иметь «защиту», чтобы их невозможно было подделать, бумага используется только высокого класса.
  6. Ликвидность – способность обмениваться на товар.

СЛ 16. Преподаватель:  Как вы знаете деньги делятся на 2 вида. Предлагаю вам перечислить наличные денежные средства и безналичные, дать им характеристику и в чем отличие этих видов:

Безналичные денежные средства

Наличные денежные средства

Это форма осуществления денежных платежей, при которой не происходит передачи денежных знаков, а осуществляются соответствующие записи в специальных книгах

Переходят от покупателя к продавцу в виде передачи денежных знаков

Векселя

Это обязательство одного лица другому уплатить фиксированную сумму денег в определённый момент времени

Бумажные деньги

 Являются знаками, представителями полноценных денег.

Чек

Это письменное распоряжение владельца счёта банку выдать другому лицу или перевести на счёт другого лица определённую сумму денег

Разменная монета

Неполноценная мелкая монета, предназначенная для расчетов с максимальной точностью, в отличие от полноценной ходячей монеты.

Пластиковая карточка

Содержит закодированную информацию (данные о банке, о владельце, номер   счёта, сумма и т.д.) и позволяет владельцу управлять своим счётом практически из любой точки земного шара

2 этап урока

Преподаватель:  Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Но мало кто задумывается о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Как к ним относиться? Чего больше - добра, или зла приносят они людям?
Ученые утверждают, что деньги – это величайшее изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс, а в  старину считали, что деньги – это порождение нечистой силы.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы приглашаем вас в

СЛ. 17.   «Дискуссионный клуб»  поиск истины. В наш клуб мы пригласили Ученый совет в лице ведущих экономистов и сообщество в лице скептика, покупателя и  обывателя.

Путем постановки проблемного вопроса «Деньги – это зло или благо?»  попытаемся раскрыть сущность денег, которые проявляются в их функциях.

СЛ 18.  Первый раунд:    «Деньги, богатство – это абсолютное зло или благо».

Скептик: О чем спорить, конечно зло.  

  • На протяжении веков все войны всегда совершались из-за богатства (нефть, газ, золото)
  • Большинство преступлений в мире совершается из-за денег.
  • Деньги калечат души людей, порождая высокомерие, заносчивость, гордыню, тщеславие и самодовольство. По меткому выражению философа  В.Скотта «золото убило больше душ, чем железо – тел».

Ученый 1: Дело прежде всего в системе функционирования денег. А количество денег само по себе – вопрос второстепенный. Поэтому  важно знать и понимать, как деньги функционируют в современном обществе. Деньги являются универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.  Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть цена. Однако на практике на цену влияют не только затраты на производство товаров, но и множество других факторов: спрос, предложение, вид товара, его качество, налоговая социальная политика государства и др.

3

В этом выражается первая функция денег: «Деньги как мера стоимости»

Преподаватель: вы согласны с доводами ученого, что с помощью денег мы узнаем сколько стоит нужный нам товар.

Скептик:  да!

СЛ 19.  Второй раунд:   «Деньги – корень всех зол»

Покупатель:    Трудишься весь месяц , получишь долгожданную зарплату 

Деньги с радостью считаешь,

Строишь планы, как их тратить,

А глядишь - уж половина

Улетела незаметно,

И прошла всего неделя,

А финансов снова нету…

Я как простой покупатель слежу за ценами в магазине, которые постоянно растут. Деньги конечно корень зла.

Ученый 2:    В первую очередь хотелось бы уточнить, какие именно деньги являются злом. Любые? Или  те, что лежат у нас в карманах — это однозначно не зло. Да и как они могут быть злом, если заработаны честным и нелегким трудом.

 А   рост  цен  на  товары и услуги оказывает влияние инфляция, а не сами деньги.

Как мы знаем,  деньги обслуживают товарное обращение. С появлением денег формула товарного обращения  Т – Д – Т состоит из акта продажи (Т- Д) и акта купли (Д – Т).  При этом особенностями такой функции денег являются:

 - передача товара покупателю и его оплата происходят одновременно;

 - используются только наличные денежные знаки;

- деньги способствуют перемещению товаров от одних товаропроизводителей к другим потребителям.

В этом проявляется вторая  функция  денег   «Деньги как средство обращения» 

Ученый 3:

Товары не обязательно продавать и покупать за наличные деньги. Иногда у покупателя в данный момент их не быть, тогда он покупает товар в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. Когда товары продаются в кредит, средством обращения служат не сами деньги, а долговые обязательства: вексель, чек, кредитная карточка. К такой функции прибегают предприятия, фирмы для взаиморасчетов.

Третьей функцией денег является функция «Средство платежа». 

Покупатель:     А посмотрите на чек из магазина, в котором указаны копейки, а сдачи нам копейками не дают.

Ученый 3: 

Действительно, вы здесь правы. Приведу статистические данные: Центральный банк   отказывается от выпуска 1- и 5-копеечных монет, чеканка однокопеечной монеты обходится в 47 копеек, а пятикопеечной - в 69 копеек.

 Убыточно производство всех монет, за исключением пяти- и десятирублевых. Согласно статистическим данным только за 2019 году  затраты на выпуск мелких монет составили  168 миллионов рублей,   т.к. монеты в 1 и 5 коп. делаются из стали с покрытием, в составе которого медь и никель.

«Вымывание» мелких денег уже не первый год ведет политику на укрупнение денег.  Поэтому  в 2006 году в обращение впервые была введена купюра в пять тысяч рублей.

СЛ 20. Третий  раунд « Богат тот, кто мало тратит»

Обыватель: Богатство также можно считать злом. Наши потребности безграничны, хочется хорошую зарплату, квартиру, крутую машину, путешествовать, покупать  дорогие вещи. А нам, что говорят – надо много работать, постоянно на всем экономить.

  • Можно копить деньги всю жизнь, а потом потерять в одну минуту. Как известно, у людей старшего поколения «сгорели» вклады в Сбербанке СССР, пропали сбережения и во время дефолта; банки могут обанкротиться, может упасть курс валюты и тогда все усилия пропадут. Зачем тогда такие подвиги и самоограничение?
  • Человек может так и не воспользоваться накопленным богатством, а наследники просто растранжирят его на пустяки.
  • Знаменитые на весь мир художники умерли в нищете, великие писатели, поэты, актеры, ученые жили очень скромно.

Ученый4:   Давайте рассмотрим, что  дает нам  накопление

- накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации.

- накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов,

- накопление дает возможность делать значительные приобретения.

Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;

- помимо финансовой накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности».

Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях. Накапливаемые деньги – это временное изъятие их  из процесса обращения.

В этом заключается четвертая  функция денег «Деньги как средство сбережения и накопления»

Преподаватель: С развитием денег как исторической категории деньги проявили свою сущность, в процессе развития они стали обладать определенными свойствами, стали делиться на различные виды, а их значимость и необходимость стала выражаться в их функциях и именно через функции выражается роль денег в экономике.

СЛ. 21. Сущность денег раскрывается в  функциях:

1.Средства обращения

2.Меры стоимости

3.Средства платежа

4.Средства сбережения и накопления

Давайте закрепим функции денег с помощью кейс -   профессиональных ситуаций.

Заполните ту  функцию, которые выполняют деньги в каждой ситуации.

СЛ 22. Четвертый раунд «Не в деньгах счастье»

Преподаватель:  Давайте  рассмотрим  этот раунд с нравственной стороны.

Не все на свете продается и покупается. Есть на земле то, что ни за какие деньги не купишь.    Как вы думаете, что нельзя купить за деньги. 

Ответы: здоровье, уважение коллег, друзей, веру, мудрость, талант, опыт, мастерство, профессионализм.

Как сказал французский писатель Жан де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они жертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

И все же, общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные методы. Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений  между людьми.

Заключение

Преподаватель:   Дилемма, которую мы пытались решить, давно стоит перед мировой философией. И однозначного решения тут действительно быть не может. Сами по себе деньги - это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут - зависит от отношения самого человека к деньгам. Деньги сами по себе не сделают вас счастливыми. Далеко не всё в жизни можно приобрести с помощью монет и банкнот. Они лишь средство, инструмент, который в опытных руках может украсить нашу жизнь.

СЛ 22. Деньги тебе дают свободу быть человеком

Добрым или злым

Жадным или щедрым

Хорошим или плохим

Ленивым или работящим

Предприимчивым или расточительным

Серьезным или легкомысленным

Но все мы сегодня увидели, что деньги вам дали свободу быть  МИЛОСЕРДНЫМИ.

Заключение.  Рефлексия

СЛ 23.  Ведь как сказал английский философ Ф. Бэкон: «Деньги — очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник!».

СЛ. 24. Деньги -  ваша  жизненная  энергия, потраченная на самореализацию, на достижение определенных целей, удовлетворение амбиций. Деньги — это Ваше время, Ваш потенциал, Ваши возможности, Ваши жизненные ресурсы.

Я думаю, ребята, что сегодняшний урок будет вам полезен, прежде всего, тем, что вы немного по-другому теперь будете смотреть на деньги. Вступая во взрослую жизнь, вы вспомните сегодняшний разговор и постараетесь разумно и честно зарабатывать, и тратить деньги.

Заключение

 Используя различные методы обучения, в процессе проведения урока «Деньги – зло или благо» были достигнуты основные цели и задачи, поставленные перед  студентами.

Студенты  познакомились с историей возникновения денег, свойствами денег, видами денег. Рассмотрели на практике в виде «кейс - задач» функции денег и научились отличать их.

         В процессе проведения такого мероприятия повторяется большой объем изученного материала, идет закрепление изученного материала. У студентов развивается большой интерес к дисциплине, осваиваются компьютерные технологии, нарабатываются навыки общения, права добровольного участия. Приобретаются навыки работы в команде

       Работа позволяет:

- обосновать использование практических и теоретических знаний;

- развивает сформированность навыка у студентов работать в команде;

- сформировать у студента  навыки и умения решать различные  ситуации в процессе коммуникации, повысить мотивацию к обучению.

     Подготовка к такому мероприятию развивает ответственность у студентов за результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущей профессиональной деятельности.

В ходе урока, обучающимся удалось  выяснить, что такое деньги и для чего они нужны человеку, обосновать причину необходимости в разумном обращении с деньгами. Знания, которые студенты приобрели на уроке, помогут им и в дальнейшей – взрослой жизни, планируя свои покупки и расходы, всё это сэкономит их время и деньги.

Культура общения с деньгами - это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых, так или иначе, используются деньги.

          Деньги все больше входят в нашу жизнь. И, к сожалению, без них мы уже не можем обходиться. Поэтому изучение данной темы с каждым годом становится актуальнее.

       Новизна данной работы в том, что студент сам в процессе обучения включается в процесс решения проблемных ситуаций, осуществляет поиск путей решения проблем, что является необходимым условием  в профессиональной деятельности.

Список используемых источников

Основная литература

1. Ильин С.С., Маренков Н.Л. Экономическая теория.-М.: Экзамен, 2020 г.

2. Пястолов С.М. Экономическая теория, Академия, М., 2019 г.

3. Слагода В.Г. «Экономическая теория», Форум-Инфра-М, М., 2019 г.

Дополнительная литература

1. Борисов Е.Ф. «Основы экономики», М., 2020 г.

2. Козырев В.И. «Основы современной экономики», Финансы и статистика, М., 2019 г

Интернет-ресурсы

1.Economicus.Ru - образовательно-справочный сайт по экономике

2.Виртуальная экономическая библиотека

3.Economicus.Ru - Галерея экономистов

4.Economicus.Ru - Инфотека

5.Электронные книги: экономика, менеджмент, маркетинг, финансы, банковское дело

6.МАКРОЭКОНОМИКА: библиотека лекций, материалов, задач. Здесь есть лекции по макроэкономике.

7.Основы экономики -

8.Экспертный портал "Открытая экономика" - OPEC.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...