Технологическая карта урока русского языка "Однокоренные слова"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя: Каримова Сабина Шамилевна
Тема урока: Однокоренные слова.
Класс: 2
Программа: «Школа России»
Цель урока: формирование умения находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.
Задачи урока:
Дидактические:
– познакомить учащихся с понятиями корень, однокоренные слова;
– учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова;
– обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
– развивать логическое мышление, память, речь;
– развивать навыки самооценки.
Воспитательные:
– воспитывать дружеское отношение друг к другу, взаимопомощь, любовь к математике;
– воспитывать дисциплинированность, аккуратность, умение действовать сообща и договариваться.
Планируемые результаты:
Предметные:
– умение находить и подбирать однокоренные слова;
– умение выделять корень слова;
– умение определять значение корня в слове, объяснять лексическое значение слов.
Личностные:
– умение оценивать себя, границы своего знания и незнания;
– умение проявить самостоятельность, личную ответственность;
– самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные:
– умения формулировать учебную задачу урока;
– умение планировать свою деятельность, контролировать и корректировать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;
– выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД);
– умение слушать собеседника и вести диалог;
– умение слушать учителя и выполнять его требования;
– формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос (коммуникативные УУД);
– поиск и выделение необходимой информации;
– применение методов информационного поиска;
– умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
– умение применять полученные ранее знания в измененных условиях (познавательные УУД).
Оборудование: учебник русского языка 2 класс 1 часть Канакина В. П., мульти проектор, презентация, раздаточный материал.
|
|
и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
| ||
|
|
| ||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности. | Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Прозвенел звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. –Посмотрите, пожалуйста, наличие всего необходимого для урока на парте: учебник, тетради, пенал. Я хотела бы видеть вас активными, добрыми, мыслящими. – Что необходимо для того, чтобы наш урок стал полезным и плодотворным для вас? (Думать, читать, рассуждать, помогать друг другу и т.д.) – Тогда улыбнемся, друг другу и начнем наш урок. | Эмоционально настроиться. Приветствовать учителя. Проверить готовность к уроку | Фронтальная | Предварительный Самоконтроль | Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД). | |||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Повторить ранее пройденный материал. Зафиксировать появившуюся проблему. | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | Минутка чистописания Сейчас у нас минутка чистописания. – Какая задача стоит перед нами? – Что значит «красиво»? Сегодня мы пропишем соединение –ОРО-, оно часто встречается в словарных словах. – Догадайтесь, какое словарное слово зашифровано? СЛАЙД: ШОРОХО (хорошо) Прописывание слова «хорошо». Спишите предложение. Как хорошо уметь читать. – Как вы думаете, почему надо уметь хорошо читать? – Подберите слова, близкие по значению – Подберите слова, противоположные по значению | Писать красиво. Соблюдая наклон, высоту букв и т.д. Замечательно, прекрасно Плохо, безобразно | Фронтальная. | И/о: презентация | Самоконтроль | Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД). | Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. | |
3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи. | Определить тему и учебную задачу урока | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | СЛАЙД: Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть – Выписать только родственные слова. – Выделите общую часть. – Как называется общая часть родственных слов? – Кто сформулирует тему урока? – Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока. Верно. Мы сегодня узнаем, что такое корень слова и однокоренные слова. | Корень слова. Однокоренные слова УЗНАТЬ: - узнать, что такое корень слова - что такое родственные слова. НАУЧИТЬСЯ: научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих словах. | Фронтальная | И/о: презентация | Самоконтроль Текущий контроль | Умения формулировать учебную задачу урока (регулятивные УУД). Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД). | Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. | |
. | Словесный (беседа, рассказ) | Беседа о родственниках. – А кому знакомо слово родственники, кто они такие? – Скажите, кого вы считает родственниками? – Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками. В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова. – Какие слова можно назвать родственными? – Назовите эту общую часть. Как выделяем корень? Что такое слово «корень» слова мы узнавали в словаре. (1 ученик отвечает, остальные дополняют). Корень:
| Мама, папа и т. д. Близкие по смыслу и имеют одинаковый корень. Корень. Корень выделяется дугой. Многозначные. Часть слова. | Фронтальная | Самоконтроль | |||||
4. Открытие нового знания. | Познакомиться с новым материалом. | Словесный (беседа, объяснение) Наглядный (учебник) | – Прочитаем, какое определение однокоренных слов и корня дает нам учебник. Откройте учебник на стр. 61. – Теперь прочитайте эти определения еще раз только про себя. Работа по учебнику на стр 61, упр 84 Почему слова так написаны? – Докажите, что в первой группе родственные слова. – Докажите, что во второй группе родственные слова. – Спишите данные слова. Обозначьте общую часть. –Почему корень – главная часть родственных слов? (выполняем коллективно, устно). Упражнения в распознавании однокоренных слов. Сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Засели домики». – Одновременно в 3 домика приехали «родственники» у нас — это однокоренные слова, как вы понимаете. Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам. 1 ряд - - лис- Лиса, лист, лисонька, лисий. 2 ряд - - мор- Морской, моряк, море, мороз. 3 ряд - - вод – Вода, водичка, водный, водитель. | Один учащийся читает определения. Читают про себя. От первого слова образованы однокоренные родственные слова. У этих слов одинаковый корень и они имеют одно и тоже значение. | Фронтальная Индивидуальная | Д/с: учебные пособия (учебник) | Самоконтроль Текущий контроль | Умение находить и подбирать однокоренные слова. Умение определять значение корня в слове, объяснять лексическое значение слов. | Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД). Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД). | Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность |
Словесный (беседа, объяснение) Наглядный (учебник) | – Запишем в строчку через запятую только однокоренные слова и выделите в этих словах корень. СЛАЙД: проверка по эталону. – Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ. – Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов. (проверяем работу 2 и 3 рядов) | 3 ученика работают у доски. Запись с комментированием. | Фронтальная Индивидуальная | Д/с: учебные пособия (учебник) | Самоконтроль Текущий контроль | . | ||||
5. Физкультминутка. | Осуществить смену видов деятельности. | Словесный (рассказ) | Капля первая упала «кап - кап» (пальцем стучать) И вторая побежала «кап - кап» (по ладошке) Мы на небо посмотрели (смотреть вверх) Капельки «кап - кап» запели (постучать по голове) Намочились лица, (вытирать лицо) Мы их вытираем. Туфли – посмотрите (посмотреть на туфли) Мокрыми стали (показать руками) Плечами дружно поведем (трясти плечами) И все капельки стряхнем От дождя убежим (бег на месте) Под кусточком посидим (присесть) | Повторяют движения за учителем. | Фронтальная Индивидуальная | Самоконтроль | ||||
6. Закрепление изученного материала. | Закрепление изученного материала. | Словесный (беседа) Наглядный (карточки) | Групповая работа. Распределились в группы. – А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 3 дерева с корнями. Подберите однокоренные слова к этим корням. 1 группа - рыб - Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка. 2 группа - вод – Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный. 3 группа-лес- лесной, лесник, лесистый, перелесок, лес, лесок Самостоятельная работа по карточкам (работа в паре), прежде давайте вспомним правила работы в паре. Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень. Текст на карточках. На каникулах мы поедем к бабушке. В большом... много комнатных цветов. У бабушки живёт … кот. У него есть свой маленький … . (Доме, домашний, домик) СЛАЙД: проверка по эталону. | Выполняют задания. | Фронтальная Групповая. Парная. | Самоконтроль Текущий контроль | Умение находить и подбирать однокоренные слова. Умение выделять корень слова. Умение определять значение корня в слове, объяснять лексическое значение слов. | Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД). Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД). Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД). | Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность | |
7. Подведение итогов. Рефлексия. | Подвести итог урока. Проверить усвоение материала учащимися. | Словесный (беседа) Наглядный (смайлики) | – Какая тема урока? – Что такое корень слова? – Что такое однокоренные слова? – Что такое родственные слова? – Теперь давайте проверим ваше настроение. Если вы сегодня на уроке справились со всеми заданиями и все поняли на полях тетради нарисуйте вот такой смайлик. Если вы все поняли, но у вас иногда возникали затруднения, то на полях тетради нарисуйте такой смайлик. Если вы ничего не поняли и у вас были трудности, то нарисуйте на полях такой смайлик. Поднимите теперь ваши тетради. Молодцы, я вижу все справились с сегодняшней темой. Наш урок окончен, спасибо за внимание!! | Отвечают на вопросы. Самоанализ деятельности на уроке. | Фронтальная Индивидуальная. | Самоконтроль Текущий контроль | Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД). | Самоанализ и самоконтроль результата. | ||
8. Домашнее задание | Записать домашнее задание. | Словесный (рассказ) | Откройте дневники, запишите домашнее задание: учебник стр. 62 упр. 88. Спишите и выделите корень в данных словах. | Фронтальная | Самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Русского языка во 2 классе
Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением". 2 класс. Программа "Школа 2100"
Технологическая карта урока русского языка составлена на основе ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Существительные с шипящим на конце"
Материал к уроку русского языка по теме "Существительные с шипящим на конце"...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....
Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".
Тема: «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема "Род имен существительных"
Педагогические целиСпособствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения родаТип урокаУрок открытия...
Технологическая карта . Урок русского языка " Разбор имен прилагательных по составу".
Технологичкая карта учителя....