Технологическая карта урока русского языка "Однокоренные слова"
методическая разработка

Сабина Каримова

Технологическая карта урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2klassodnokorennyeslova-1.docx112.02 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Каримова Сабина Шамилевна

Тема урока: Однокоренные слова.

Класс: 2

Программа: «Школа России»        

Цель урока: формирование умения находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.

Задачи урока:

Дидактические:

– познакомить учащихся с понятиями корень, однокоренные слова;

– учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова;

– обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

–  развивать логическое мышление, память, речь;

– развивать навыки самооценки.

Воспитательные:

– воспитывать дружеское отношение друг к другу, взаимопомощь, любовь к математике;

– воспитывать дисциплинированность, аккуратность, умение действовать сообща и договариваться.

Планируемые результаты:

Предметные: 

– умение находить и подбирать однокоренные слова;

– умение выделять корень слова;

– умение определять значение корня в слове, объяснять лексическое значение слов.

Личностные:

умение оценивать себя, границы своего знания и незнания;

– умение проявить самостоятельность, личную ответственность;

– самоанализ и самоконтроль результата.

 Метапредметные:

– умения формулировать учебную задачу урока;

– умение планировать свою деятельность, контролировать и корректировать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;

– выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД);

– умение слушать собеседника и вести диалог;

– умение слушать учителя и выполнять его требования;

– формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос (коммуникативные УУД);

поиск и выделение необходимой информации;

– применение методов информационного поиска;

– умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

– умение применять полученные ранее знания в измененных условиях (познавательные УУД).

Оборудование: учебник русского языка 2 класс 1 часть Канакина В. П., мульти проектор, презентация, раздаточный материал.





Этап урока





Образовательная задача этапа урока



Методы

 и приемы работы

Деятельность

 учителя

Деятельность

 обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля


Планируемые результаты


Предметные


Метапредметные


Личностные

1.  Мотивация к учебной деятельности.

Организовать

актуализацию требований к

учащимся со стороны учебной

деятельности.

Словесный (беседа)

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

–Посмотрите, пожалуйста,  наличие всего необходимого для урока на парте: учебник, тетради, пенал.

Я хотела бы видеть вас активными, добрыми, мыслящими.

– Что необходимо для того, чтобы наш урок стал полезным и плодотворным для вас? (Думать, читать, рассуждать, помогать друг другу и т.д.)

– Тогда улыбнемся, друг другу и начнем наш урок.

Эмоционально настроиться.

Приветствовать учителя.

Проверить  готовность к уроку

Фронтальная

Предварительный

Самоконтроль

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Повторить ранее пройденный материал. Зафиксировать появившуюся проблему.

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)

Минутка чистописания

Сейчас у нас минутка чистописания.

– Какая задача стоит перед нами?

– Что значит «красиво»?

Сегодня мы пропишем соединение –ОРО-, оно часто встречается в словарных словах.

– Догадайтесь, какое словарное слово зашифровано?

СЛАЙД: ШОРОХО (хорошо)

Прописывание слова «хорошо».

Спишите предложение.

Как хорошо уметь читать.

– Как вы думаете, почему надо уметь хорошо читать?

– Подберите слова, близкие по значению

– Подберите слова, противоположные по значению

Писать красиво.

Соблюдая наклон, высоту букв и т.д.

Замечательно, прекрасно

Плохо, безобразно

Фронтальная.

И/о: презентация

Самоконтроль

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (регулятивные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания.

3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

Определить тему и учебную задачу урока

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)

СЛАЙД: Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть

– Выписать только родственные слова.

– Выделите общую часть.

– Как называется общая часть родственных слов?

– Кто сформулирует тему урока?

– Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.

Верно. Мы сегодня узнаем, что такое корень слова и однокоренные слова.

Корень слова. Однокоренные слова

УЗНАТЬ: - узнать, что такое корень слова

- что такое родственные слова.

НАУЧИТЬСЯ: научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих словах.

Фронтальная

И/о: презентация

Самоконтроль

 Текущий контроль

Умения формулировать учебную задачу урока (регулятивные УУД).

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания.

.

Словесный (беседа, рассказ)

Беседа о родственниках.

– А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

– Скажите, кого вы считает родственниками?

– Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.

В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

– Какие слова можно назвать родственными?

– Назовите эту общую часть. Как выделяем корень?

Что такое слово «корень» слова мы узнавали в словаре.

(1 ученик отвечает, остальные дополняют).

Корень:

  1. подземная часть растения;
  2. часть волоса, зуба, ногтя;
  3. начало, источник чего-либо;
  4. часть слова.
  • Наше слово «корень» имеет несколько значений.
  • Как называются такие слова, которые имеют много значений?
  • Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? 

Мама, папа и т. д. 

Близкие по смыслу и имеют одинаковый корень.

Корень. Корень выделяется дугой.

Многозначные.

Часть слова.

Фронтальная

Самоконтроль

4. Открытие нового знания.

Познакомиться с новым материалом.

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (учебник)

– Прочитаем, какое определение однокоренных слов и корня дает нам учебник. Откройте учебник на стр. 61.  

– Теперь прочитайте эти определения еще раз только про себя.

Работа по учебнику на стр 61, упр 84

Почему слова так написаны?

– Докажите, что в первой группе родственные слова.

– Докажите, что во второй группе родственные слова.

– Спишите данные слова. Обозначьте общую часть.

–Почему корень – главная часть родственных слов?

(выполняем коллективно, устно).

Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра называется «Засели домики».

– Одновременно в 3 домика приехали «родственники» у нас — это однокоренные слова, как вы понимаете.

Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.

1 ряд - - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 ряд - - мор-

Морской, моряк, море, мороз.

3 ряд - - вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

Один учащийся читает определения.

Читают про себя.

От первого слова образованы однокоренные родственные слова.

У этих слов одинаковый корень и они имеют одно и тоже значение.

Фронтальная

Индивидуальная

Д/с: учебные пособия  (учебник)

Самоконтроль

Текущий контроль

Умение находить и подбирать однокоренные слова. Умение определять значение корня в слове, объяснять лексическое значение слов.

Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД).

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (учебник)

– Запишем в строчку через запятую только однокоренные слова и выделите в этих словах корень.

СЛАЙД: проверка по эталону.

– Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

– Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

(проверяем работу 2 и 3 рядов)

3 ученика работают у доски. Запись с комментированием.

Фронтальная

Индивидуальная

Д/с: учебные пособия  (учебник)

Самоконтроль

Текущий контроль

.

5. Физкультминутка.

Осуществить смену видов деятельности.

Словесный (рассказ)

Капля первая упала «кап - кап» (пальцем стучать)

И вторая побежала «кап - кап» (по ладошке)

Мы на небо посмотрели (смотреть вверх)

Капельки «кап - кап» запели (постучать по голове)

Намочились лица, (вытирать лицо)

Мы их вытираем.

Туфли – посмотрите (посмотреть на туфли)

Мокрыми стали (показать руками)

Плечами дружно поведем (трясти плечами)

И все капельки стряхнем

От дождя убежим (бег на месте)

Под кусточком посидим (присесть)

Повторяют движения за учителем.

Фронтальная

Индивидуальная

Самоконтроль

6. Закрепление изученного материала.

Закрепление изученного материала.

Словесный (беседа)

Наглядный (карточки)

Групповая работа. Распределились в группы.

– А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 3 дерева с корнями.

Подберите однокоренные слова к этим корням.

1 группа - рыб -

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

2 группа - вод –

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

3 группа-лес-

лесной, лесник, лесистый, перелесок, лес, лесок

Самостоятельная работа по карточкам (работа в паре), прежде давайте вспомним правила работы в паре.

Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень.

Текст на карточках.

На каникулах мы поедем к бабушке. В большом... много комнатных цветов. У бабушки живёт … кот. У него есть свой маленький … .

(Доме, домашний, домик)

СЛАЙД: проверка по эталону.

Выполняют задания.

Фронтальная

Групповая. Парная.

Самоконтроль

Текущий контроль

Умение находить и подбирать однокоренные слова. Умение выделять корень слова. Умение определять значение корня в слове, объяснять лексическое значение слов.

Выполнение мыслительных операций анализа, синтеза и умозаключения (регулятивные УУД).

Умение слушать учителя и выполнять его требования (коммуникативные УУД).

Умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (познавательные УУД).

Умение оценивать себя, границы своего знания и незнания. Умение проявить самостоятельность, личную ответственность

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Подвести итог урока. Проверить усвоение материала учащимися.

Словесный (беседа)

Наглядный (смайлики)

– Какая тема урока?

– Что такое корень слова?

– Что такое однокоренные слова?

– Что такое родственные слова?

– Теперь давайте проверим ваше настроение.

Если вы сегодня на уроке справились со всеми заданиями и все поняли на полях тетради нарисуйте вот такой смайлик.

  Если вы все поняли, но у вас иногда возникали затруднения, то на полях тетради нарисуйте такой смайлик.

 Если вы ничего не поняли и у вас были трудности, то нарисуйте на полях такой смайлик.

Поднимите теперь ваши тетради.

Молодцы, я вижу все справились с сегодняшней темой. Наш урок окончен, спасибо за внимание!!

Отвечают на вопросы.

Самоанализ деятельности на уроке.

Фронтальная

Индивидуальная.

Самоконтроль

Текущий контроль

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД).

Самоанализ и самоконтроль результата.

8. Домашнее задание

Записать домашнее задание.

Словесный (рассказ)

Откройте дневники, запишите домашнее задание: учебник стр. 62 упр. 88. Спишите и выделите корень в данных словах.

Фронтальная

Самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русского языка во 2 классе

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Существительные с шипящим на конце"

Материал к уроку русского языка по теме "Существительные с шипящим на конце"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....

Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".

Тема:  «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема "Род имен существительных"

Педагогические целиСпособствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения родаТип урокаУрок открытия...