Проект «Научная ориентация: открытый космос»
проект

Варга Виктория Дмитриевна

Главное в работе любого педагога – обеспечить ребятам возможность «проживания» увлекательного для них материала. Познавая новейшее, раздумывая над тем, что ранее вступило в их навык, ребята обучаются высказывать собственное мнение к совершающемуся. Выступая в различных ролях, они погружаются в созданную старшими обстановку: превращаются в астронавтов. В подобных забавах дети имеют все шансы решать разнообразные проблемы – от эмоциональных до познавательных. Странствуя, ребята могут помочь собственным товарищам, спасают кого-то или выясняют увлекательные факты. Подготавливаясь к странствию, ребята изображают, создают, рассуждают. Так формируется созидательная фантазия, коммуникативные свойства, любознательность. Основное различие - отсутствует публика, тут имеются только лишь члены, при этом все без исключения принимают участие со огромным желанием. Познания, получаемые ребенком, считаются значимыми для них. Но осознанный, увлекательный использованный материал усваивается просто и насовсем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 имени Е. Я. Савицкого города Белореченска муниципального образования Белореченский район

Проект

«Научная ориентация: открытый космос»

Нас тянет к звездам,

Жизнь не ценим,

Поддались грезам,

Ближе нет цели?

        Выполнила:

Варга Виктория

г. Белореченск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

3

ВВЕДЕНИЕ

4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕМУ КОСМОСА

6

2 РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕМУ КОСМОСА

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

16

ПРИЛОЖЕНИЕ

        

АННОТАЦИЯ

Главное в работе любого педагога – обеспечить ребятам возможность «проживания» увлекательного для них материала. Познавая новейшее, раздумывая над тем, что ранее вступило в их навык, ребята обучаются высказывать собственное мнение к совершающемуся. Выступая в различных ролях, они погружаются в созданную старшими обстановку: превращаются в астронавтов. В подобных забавах дети имеют все шансы решать разнообразные проблемы – от эмоциональных до познавательных. Странствуя, ребята могут помочь собственным товарищам, спасают кого-то или выясняют увлекательные факты. Подготавливаясь к странствию, ребята изображают, создают, рассуждают. Так формируется созидательная фантазия, коммуникативные свойства, любознательность. Основное различие - отсутствует публика, тут имеются только лишь члены, при этом все без исключения принимают участие со огромным желанием. Познания, получаемые ребенком, считаются значимыми для них. Но осознанный, увлекательный использованный материал усваивается просто и насовсем.

                

ВВЕДЕНИЕ

Космос привлекал людей еще с древних времен. Глядя на звезды и безграничное пространство, человек мечтал изучить его. Однако оно настолько велико, что сделать это не так-то просто. Несмотря на то, что люди уже обладают технологиями, позволяющими отправиться в открытый космос, его освоение идет очень медленно.

Под космосом подразумевается пустое пространство во Вселенной, находящееся за пределами планетарных атмосфер. В нем присутствуют частицы водорода, кислорода и пыли, правда их концентрация очень мала и составляет лишь несколько молекул на кубический метр.

Также в некоторых участках межзвездной среды могут встречаться электромагнитное излучение и космические лучи. Последние представляют собой движущиеся на большой скорости атомы ядер и элементарные частицы.

Выход человека в космическое пространство - значимый разворот в события формирования человечества. Это способствовало расширению области интеллекта, технологий, а также различных наук. Сбудется предвидение знаменитого Циолковского К. Э.  - космическое пространство даст народам "горы хлеба и бездну могущества". Выход человека в космос поменял наши классические понятия об отношениях природы и общества.

Актуальность: мировые изучения принадлежат к одному из ключевых течений научно-технической революции. Анализ данной тенденции во эколого-финансовом нюансе предполагает конкретную заинтересованность для экспертов, разрабатывающих интернациональные проекты партнерства во сфере экологии, техники и науки. Именно поэтому так важно включать тему космоса в различные внеурочные занятия, так как это может помочь в формировании правильных знаний о космосе у детей.

Объект исследования: процесс формирования астрономических понятий

у детей младшего школьного возраста.

          Предмет исследования: педагогические условия необходимые для закрепления астрономических понятий у младших школьников.

Гипотеза исследования: космос и человек взаимосвязаны.

Срок реализации: 29 марта 2022 – 29 апреля 2022.

Продукт проектной деятельности: выставка рисунков «Полёт в космос».

Цель исследования: способствовать формированию знаний о космосе у детей через включение этой темы во внеурочную деятельность.

Задачи исследования:

  • повысить уровень знаний о космосе, разнообразить их;
  • активизировать познавательную деятельность детей;
  • формировать интерес к окружающему миру.

Предполагаемый результат:

  • заинтересованность детей данной темой;
  • проявление инициативы детьми;
  • активное участие детей в мероприятиях, посвященных темам космоса.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕМУ КОСМОСА

Астрология, преподаваемая во школах, раскрывала ребятам превосходный, таинственный мир. Непосредственно с прежних подростков, Которые влюбились в астральное небо, сошли одаренные конструкторы, астронавты и эксперты международного уровня.

Сегодня астрономия одна из наиболее бурно развивающихся наук, где открытия следуют одно за другим, именно поэтому следует уделить большее внимание теме космоса во внеурочной деятельность школьников.

Первоначальное астрономическое формирование может помочь ребятам формировать общество культуры для себя, совершенствовать словарный запас, развивать речь. По этой причине астрология не просто комплекс своеобразных познаний, умений и способностей, астрология - доля персональной культуры.

Познание окружающего мира осуществляется постепенно: ощущение – восприятие – представление - понятие. Отсюда мы видим, что понятия формируются на базе представлений; к тому же в начальной школе в курсе окружающего мира учащиеся в большей степени оперируют представлениями, чем понятиями. В свою очередь сформированные представления служат основой для формирования понятий.

В свою очередь примерная образовательная программа НОО определяет основные астрономические понятия, которые младший школьник должен освоить к концу обучения в 4 классе. В них включены следующие понятия: Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

          В 1-4 классе формирование астрономических понятий происходит в курсе «Окружающий мир». С самого начала обучения в начальной школе учащиеся рассматривают три основных компонента (человек, природа, общество) в неразрывном и взаимосвязанном единстве. Таким образом, у младшего школьника начинает формироваться целостное представление об окружающем мире. На уроках окружающего мира в первом классе учащиеся ещё оперируют представлениями, сформированными на предыдущем этапе – дошкольном образовании, а во втором классе у них начинают формироваться основные понятия.

Закрепление астрономических понятий у младшеклассников входит в общеинтеллектуальное направление, целью работы которого является развитие критического мышления, умения анализировать информационный поток, использование новых методов получения информации, расширение кругозора. При этом решаются такие задачи, как формирование мировоззрения, изучение научных понятий и законов, ознакомление с различными видами человеческой деятельности, выявление склонностей и интересов.

Большое значение в развитии и социализации младших школьников имеет организация внеурочной работы по предмету астрономии. В ней мы видим возможности для закрепления знаний, расширения кругозора, развития творческих способностей и интеллекта учащихся начальной школы, стимуляцию их познавательной активности, поскольку именно внеурочная деятельность может быть приближена к интересам и возможностям ученика.

2 РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕМУ КОСМОСА

Мы живем в эпоху научно-технического прогресса. Стремительное развитие астрофизики вводит нас в круг все более необычных диковинных явлений. Чтобы заинтересовать учащихся начальных классов, чтобы они имели хоть какие-то представления о современных достижениях и открытиях в астрономии, нужны такие внеурочные мероприятия, как познавательная игра «Покорение космоса», конкурс рисунков «Полет в космос», «Развивающий мульт-космос», включающий в себя просмотр развивающих мультфильмов «Валл-и», «Планета сокровищ», «Звездные собаки: Белка и Стрелка», «Тайна третьей планеты», «Смешарики – Космическая одиссея», «Пин-код – Космические жмурки», «Незнайка нам луне».

Игра «Покорение космоса» - познавательная игра, направленная на освоение детьми новой информации о планетах. Игра включает в себя 9 станций: «Меркурий», «Венера», «Земля», «Марс», «Юпитер», «Сатурн», «Уран», «Нептун», «Плутон». В каждой станции после выполнения конкретных заданий, дети усваивают новое для себя о данной планете.

Станция «Меркурий».

Задание - отгадайте три загадки и откройте для себя удивительный мир Вселенной. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Рисунок 1 – Меркурий

Меркурий – это первая планета Солнечной системы.
         В Солнечной системе Меркурий меньше всех других планет. Если сравнить его с Землей, наша планета окажется больше Меркурия где-то в 2–2,5 раза. А Юпитер превосходит его в размере аж в 29 раз!

          Из-за того, что Меркурий находится рядом с Солнцем, там очень жарко. Солнечная сторона прогревается до 427 °C. При этом в тени температура быстро падает. Минимальная отметка, которую смогли зафиксировать ученые, составляет -193 °C.

У Земли есть постоянный спутник – Луна. Ее мы практически постоянно наблюдаем на ночном небосклоне. А вот на небе Меркурия нет никаких объектов, кроме Солнца (днем) и звезд (ночью). У самой маленькой планеты Солнечной системы нет спутников.

Станция «Венера».

Задание - расшифровать письмо.

Детям выдаются письма. На листе написан шифр и само зашифрованное письмо. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Рисунок 2 – Венера

Именно Венера — самая жаркая планета в Солнечной системе. Из-за плотной атмосферы и парникового эффекта тут даже жарче, чем в самых жарких регионах Меркурия.

Как и на Земле, тут есть озоновый слой. Находится он на высоте около 100 км. Для сравнения, на нашей планете он располагается на высоте в 15-20 км.

На Венере идут дожди из серной кислоты, но они не долетают до поверхности, испаряясь вскоре после выпадения из облаков.

Станция «Земля».

Задание – нарисовать за 30 секунд свое представление о том, как выглядит Земля.

          Рисунок 3 – Земля

Земля - единственная планета Солнечной системы с атмосферой, которая легко поддерживает жизнь (а также на которой одновременно есть кислород и вода).

Около 71% поверхности Земли покрыто водой, а океаны почти не исследованы (фактически, изучено порядка 5% океанов). И среди этих 5% было идентифицировано более 200 000 морских видов… стоит только представить, что таится в неисследованных 95%.

Как минимум в 30 разных мест на Земле есть песчаные дюны, которые ... поют. Они поют и хрипят, и это звучит как нечто среднее между жужжанием роя пчел и пением монахов. Никто не знает, почему подобное происходит.

Станция «Марс».

Задание - перед вами текст песни о космосе (первый куплет и припев). Но с этим текстом случилось то, что некоторые слова, как и звезды упали со своих мест. Задача - восстановить текст песни. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Рисунок 4 – Марс

        До прилета первого космического корабля, в 1965 году, никто и никогда не видел эту планету с близкого расстояния. Темные пятна на его поверхности были интерпретированы как озера и океаны, а некоторые люди даже думали, что смогли рассмотреть темные линии, пересекающие поверхность планеты. Им казалось, что это оросительные каналы умирающей цивилизации. Оказалось, что это была лишь оптическая иллюзия, и он представляет собой сухую пыльную пустыню.

Станция «Юпитер».

Задание – ответить на космическую викторину «Да или нет». (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Рисунок 5 – Юпитер

Он является самой крупной и тяжелой планетой в нашей Солнечной системе.

У Юпитера есть большое красное пятно на его поверхности. Это пятно не что иное, как огромный ураган, который по диаметру превосходит земной в три раза. Скорость ветра внутри урагана достигает 450 км/ч. При этом стоит отметить, что пятно постоянно меняет свою форму. Оно то увеличивается, то уменьшается, однако все время остается на одном и том же месте.

Станция «Сатурн».

Задание – разгадай ребусы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

          Рисунок 6 – Сатурн

Как и его сосед Юпитер — Сатурн - это огромная газовая планета.

Если посмотреть на космические снимки, то можно понять, что он имеет не идеальную сферическую форму. Все это объясняется тем, что он слегка выпуклый в области экватора. Причина такой выпуклости — быстрое вращение вокруг своей оси. С научной точки зрения его форма называется «Сплюснутый сфероид».

Он является настоящим рекордсменом по количеству спутников. На сегодня обнаружено 62 спутника этой планеты и не факт, что их нет еще.

Станция «Уран».

Задание – даны 2 картинки, необходимо найти отличия. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Рисунок 7 – Уран

На Уране день длится около 17 часов, а «Уранский год» — это 84 года на Земле. Уран очень быстро вращается вокруг своей оси, из-за чего день на этой планете длится около 17 часов.

Он имеет 27 спутников.

        

          Большинство планет в нашей Солнечной системе посещало как минимум 2 космических корабля. Однако Уран до сих пор посетил только 1 единственный космический корабль.

Станция «Нептун».

Задание – придумать четверостишье о космосе.

Рисунок 8 – Нептун

Это самая удаленная планета в нашей Солнечной системе. Да. Раньше в школах нам рассказывали о том, что самая удаленная и 9-я по счету планета в нашей Солнечной системе — это Плутон. Но нет.

Нептун — это очень холодная планета. Температура на поверхности планеты достигает -221 градуса по Цельсию. Например, на Земле минимальная установленная температура опустилась только до -89 градусов по Цельсию. При температуре -221 градус по Цельсию просто невозможно выжить.

Станция «Плутон».

Задание – нарисовать за минуту космонавта.

Рисунок 9 – Плутон

Еще со школьных времен многие помнят, что в нашей Солнечной системе находится 9 планет. Первой планетой, расположенной ближе всего к

Солнцу, является Меркурий. А вот Плутон — это самая удаленная планета. Однако сегодня в нашей солнечной системе числится не 9 планет, а 8. В 2006 Плутон был исключен из списка планет Солнечной системы и был переведен в разряд карликовых. Почему же это произошло? В 2006 г. Международный астрономический союз (МАС) заявил, что любая планета Солнечной системы должна выполнять три требования:

  1. Быть сферической формы.
  2. Описывать орбиту вокруг Солнца.
  3. Расчищать пространство своей орбиты. То есть, планета должна

быть гравитационной доминантой и около нее не должно находиться иных небесных тел, похожих габаритов, кроме ее спутников.

Конкурс рисунков «Полет в космос» проводится с целью повышения уровня знаний в области истории Отечественной космонавтики, пропаганда интереса и привлечение внимания детей и юношества к теме взаимосвязи человека и космоса, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности и свободы творческого самовыражения учащихся.

«Развивающий мульт-космос», включающий в себя просмотр развивающих мультфильмов «Валл-и», «Планета сокровищ», «Звездные собаки: Белка и Стрелка», «Тайна третьей планеты», «Смешарики – Космическая одиссея», «Пин-код – Космические жмурки», «Незнайка нам луне», необходим для формирование знаний и представлений детей школьного возраста о космических объектах и явлениях, и жизни людей, связанной с ними.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ХХI веке исследования космоса не теряют своей актуальности для человечества. Освоение космоса сегодня, как и сто лет назад, предоставляет большое поле для исследований и открытий в различных отраслях науки и техники. Но новый век ставит перед нами новые вопросы и задачи. Сегодня актуальна как никогда тема национальной и планетарной безопасности и ее обеспечения с помощью космических технологий. Кроме того, человечество всерьез обеспокоено вопросами выживания человека в космическом пространстве и на других планетах. Перед нами еще много вопросов, на которые предстоит найти ответы.

В ХХ веке освоение космоса было одним из важных направлений профориентации школьников и молодежи. С мечтой о космосе многие мальчишки в послевоенное время поступали в летные школы и училища. Однако не всем удалось стать покорителями космического пространства. Не менее важный вклад в освоение космоса внесли ученые-физики, химики, биологи, инженеры, программисты, техники и представители множества других профессий.

Таким образом, освоение космоса сегодня обогатило практически все сферы жизни человечества. История этого процесса насыщена важнейшими событиями и открытиями, изменившими мир до неузнаваемости. Исследованиям космоса в школьной программе уделяется довольно мало времени, тем не менее, знакомить школьников с этой темой необходимо.

Изучение литературы согласно вопросу развития, а также укрепления знаний школьников начальных классов разрешило определить, то что этот вопрос считается важным в преподавательской концепции и практики, потребует абстрактного осмысления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арон Д., Космос, От Солнца до границ неизвестного, 2020.
  2. Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации. – Москва, М.: «Просвещение», 2014.
  3. Волынкина Н. А., Безверхова А. С. Программы внеурочной деятельности. – М.: «Учебная литература», 2012.
  4. Ворд Л., Планеты и звезды, история почти Всего, 2018.
  5. Гин С., Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе / Светлана Гин. - М.: Вита-Пресс, 2014.
  6. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговая деятельность. – М.: «Просвещение», 2011.
  7. Егоров В., Делай космос, 2018.
  8. Кадаш Т.В., Астрономия и космос, 2020.
  9. Казачкова С.П., Умнова М.С.: Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. ФГОС.

— М.: Планета, 2013.

  1. Ликсо В.В., Невероятный космос, 2019.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Загадка № 1.

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в … (Ответ: Телескоп)

Загадка № 2.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на… (Ответ: Ракете)

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Ответ: Гагарин)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

8 13 1 6 18 6     11 9     3 27 ,  23 18 14      13 1      3 6 13 6 16 6        13 6 18

17 12 6 13 27        3 16 6 12 6 13        4 14 5 1 ?

Ответ: Знаете ли вы, что на Венере нет смены времен года?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

… в …

… в …

… в …

… … сын … о … … сын … о …

… мы о … она …

А … тем не … а … тем не …

Чуть … но все так же ….

И как в часы … и как в часы …

… света и … видим …

Ответ: Трава у дома

Музыка: Мигуля В.

Слова: Поперечный А.

Земля в иллюминаторе

Земля в иллюминаторе

Земля в иллюминаторе видна

Как сын грустит о матери как сын грустит о матери

Грустим мы о Земле она одна

А звезды тем не менее а звезды тем не менее

Чуть ближе но все так же холодны

И как в часы затмения и как в часы затмения

Ждем света и земные видим сны

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Солнце — это звезда? (Да).

Солнце больше по размеру, чем другие звезды. (Нет).

Звезды такие крошечные, потому что они находятся очень далеко. (Да).

Абсолютно все звезды излучают свет. (Да).

Греческое слово «планета» означает «блуждающая звезда»? (Да).

«Вселенная» и «Галактика» — это одно и то же? (Нет).

Только наша планета имеет свой спутник? (Нет).

Не только Солнце имеет свою систему, но и другие звезды. (Да).

Люди уже были на Марсе. (Нет).

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Ответ: Вселенная.

Ответ: Галактика.

Ответ: Комета.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА тема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» 55-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТА посвящается

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА   ПРОЕКТА 55-ЛЕТИЮ  ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТАтема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»...

Проект «Дизайн среды открытых архитектурных пространств"

Архитектурный облик города - это книга о том, как развивался и рос город, как формировалась его архитектура. Каждый город имеет неповторимый внешний вид, возникая и развиваясь в своеобразных природны...

Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"

Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"...

Методическая разработка открытого мероприятия «Выпуск научно-популярной программы «Микробы в космосе»»

В методической разработке «Выпуск научно-популярной программы «Микробы в космосе»» представлен материал для проведения открытого внеаудиторного мероприятия...