"Пальчиковая гимнастика"
консультация

Пеперова Мария Ивановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx566.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Пальчиковая гимнастика»

"Пальчиковые игры" – очень важная часть в работе по развитию мелкой моторики.  

Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе выполнения  этих эмоциональных, увлекательных игр активизируется моторика рук. Что способствует развитию ловкости, умению управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

 Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает первые разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Персонажи и образы пальчиковых игр весьма разнообразны: цветок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Ко всему вышесказанному, пальчиковые игры носят познавательный характер: одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно, меняя интонации,  делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Практические занятия:

Этот пальчик хочет спать (взрослый разворачивает левую руку ладошкой к себе, правой рукой загибает мизинчик на левой руке)

Этот пальчик лег в кровать (загибает безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул (загибает средний пальчик)

Этот сразу же уснул (загибает указательный пальчик)

Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит (загибает большой пальчик).

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать! (поднимает левую руку и распрямляет все пальчики)

(Повторить тоже самое с правой рукой)

ЗАНЯТИЕ № 1

Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно наоборот сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

Этот пальчик ДЕДУШКА. (загибает/разгибает большой пальчик)

Этот пальчик БАБУШКА. (загибает/разгибает указательный пальчик)

Этот пальчик ПАПОЧКА. (загибает/разгибает средний пальчик)

Этот пальчик МАМОЧКА. (загибает/разгибает безымянный пальчик)

Этот пальчик Я. (загибает/разгибает мизинчик пальчик)

Вот и вся моя СЕМЬЯ! (поднимает левую руку и распрямляет все пальчики)

ЗАНЯТИЕ № 2

Сорока-белобока кашу варила,

Деток кормила. (Взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)

Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)

Этому дала, (загибает безымянный пальчик)

Этому дала, (загибает средний пальчик)

Этому дала, (загибает указательный пальчик)

А этому не дала: (шевелит большой пальчик)

Ты дров не носил, печку не топил

Тебе каши не дадим! (слегка щекочет ребенка)

ЗАНЯТИЕ № 3

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки друзья,-

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синем морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

(На первые две строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.)

ЗАНЯТИЕ № 4

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел пальчик погулять. (Взрослый держит перед собой кулачок ребенка)

Этот пальчик в лес пошел, (разгибает мизинчик)

Этот пальчик гриб нашел, (разгибает безымянный пальчик)

Это резал, (разгибает средний пальчик)

Этот ел, (разгибает указательный пальчик)

Ну а этот лишь глядел! (разгибает большой пальчик и щекочет ладушку)

ЗАНЯТИЕ № 5

(Пальцы сжаты в кулачок)

- Мальчик - пальчик,

Где ты был? (разгибается большой палец)

- С этим братцем в лес ходит, (разгибается указательный палец)

С этим братцев щи варил, (разгибается средний палец)

С этим братцем кашу ел, (разгибается безымянный)

С этим братцем песни пел. (разгибается мизинец)

Сидит белка не тележке,

Продает свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(Поочередно разгибаются все пальцы начиная с большого)

ЗАНЯТИЕ № 6

(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачком друг о друга)

Раз, два, три, четыре, (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Мы посуду перемыли: (загибать пальчики по одному начиная с большого)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (разгибать пальчики по одному начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Так мы маме помогали.

ЗАНЯТИЕ № 7

Палец Толстый и Большой

В сад за сливами пошел (загибать/разгибать большой палец)

Указательный с порога

Указал ему дорогу (загибать/разгибать указательный палец)

Палец средний - самый меткий,

Он снимает сливы с ветки. (загибать/разгибать средний палец)

Безымянный поедает, (загибать/разгибать безымянный палец)

А мизинчик - господинчик

В землю косточки сажает. (загибать/разгибать мизинец)

ЗАНЯТИЕ № 8

Есть игрушки у меня: (хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал,

Подъемный кран. (загибать поочередно пальчики)

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередно сгибать пальчики на обеих руках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи для пальчиковой гимнастики

В данном документе предлагаются стихотворения для пальчиковой гимнастики...

Картотека пальчиковой гимнастики

Данный сборник пальчиковых игр по лексическим темам предназначен для работы с детьми дошкольного возраста....

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Пальчиковая гимнастика для дошкольников...

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА МЛАДШАЯ ГРУППА

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20946979","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20947009","attributes":{"alt":"","class"...

Статья: Пальчиковая гимнастика

Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулир...