Консультация для родителей «В песок играем – речь развиваем»
консультация

Пеперова Мария Ивановна

Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – это занимательные игры. Одним из вариантов «летнего обучения» могут стать игры с песком!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pesok_igraem.docx840.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №78 «Исток»

Консультация для родителей

«В песок играем – речь развиваем»

Подготовила:

учитель-логопед

Пеперова М. И.

г. Смоленск

2021

Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – это занимательные игры. Одним из вариантов «летнего обучения» могут стать игры с песком!  

Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, позволяет раскрыть мир каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

В песочнице можно играть и в логопедические игры.

Начинать можно с игр на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
  • пройтись по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).

Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они? Можно поиграть на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх – вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Возбужденные дети успокаиваются, становятся значительно добрее.

Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Песочницу можно использовать для игр на развитие дыхания.

«Что спрятано?»

Картинка или любой плоский предмет (ракушка, камушек и т.д.) прячется взрослым под тонким слоем сухого песка. Сдувая песок, ребенок определяет изображение или предмет.

"Песочный ветер"(1)

Для этого упражнения вам понадобятся  одноразовые трубочки для коктейля. Малыши учатся дуть через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить "задувать ветер в песок" делать горки, а можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка.

"Песочный ветер"(2)

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его с рук.

«В гости к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«Помоги животному»

На песке «рисуются следы животного» - делаются углубления. Ребенку предлагается «замести» все следы, чтобы охотник не обнаружил животное.

Если у ребенка есть пробелы в развитии звуковой стороны речи, можно использовать игры на развитие фонематического слуха:

  • выбрать фигурки, в названиях которых есть звук А или другой гласный;
  • выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук С или Ш и т. д.

Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком С находятся в начале, в середине, в конце слова. Эта простая игра помогает нам решить много логопедических задач:

  1. закрепить навыки произношения автоматизируемого звука;
  2. развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т. д.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т» и т. д.

Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает ребенку возможность ощущать себя успешным.

Для развития навыка дифференциации звуков можно использовать игру «Кто быстрее?». Песочница разбивается на два поля, участники берут флажки, на которых картинки с дифференцируемыми звуками. Но одном поле выставляются флажки с картинками, например, со звуком С, а на другом со звуком Ш. Игру можно продолжить. Составить рассказ по картинкам, находящимся на своем поле.

Игры можно придумывать, фантазировать и играть вдвоем и вчетвером и т.д.

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • у ребенка значительно возрастает интерес к занятиям;
  • ребенок чувствует себя более успешным, освобождается от страхов;
  • у ребенка развивается мелкая моторика и речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пальчики играют- речь развивают"

Значение пальчиковых игр для малышей трудно переоценить. Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие многих зон головного мозга, и в большей с...

Консультации для родителей на тему: "В игры играем - речь развиваем"

В консультации подобран методический материал на развитие дифференцированных движений пальцев рук....

в игры играем- речь развиваем

В данном материале подобраны игры для развития речи ....

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи. Употребление предлогов"

Важным показателем грамотной речи ребенка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплени...

Конспект родительского собрания. Пальчиками мы играем — речь ребенка развиваем». Консультация для родителей

Пальчиками мы играем — речь ребенка развиваем». Консультация для родителей«Пальчиками мы играем — речь ребенка развиваем». Консультация для родителейУ детей при...

Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем»

Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем». «Истоки способностей и дарований ...

Консультация для родителей "Проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста"

Развитие связной речи является одной из важнейших актуальных задач в дошкольном учреждении, так как именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для начала формирования правильной речи....