Методическая разработка "Диалог с прошлым"
методическая разработка

Павлович Дмитрий Владимирович

Методическая разработка посвящена мероприятию, посвященному Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. В нашем Колледже Петербургской моды гостями были представители Общества, объединяющего бывших малолетних узников концлагерей. Оно существует в Выборгском районе более двадцати лет и является частью ветеранского движения. Студенты рассказывали о создании системы концлагерей в Европе, в том числе, на территории бывшего Советского Союза. Звучали обличающие геноцид стихи Мусы Джалиля, Анатолия Молчанова. Гости отметили, как важны такие встречи не только для них, но и для молодого поколения. Как важно не допустить возрождения современного нацизма!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия, посвященного Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей

Авторы сценария преподаватели

Павлович Е. Б., Павлович Д. В.

Цели:
1. Углублять исторические знания студентов о Великой Отечественной и Ii мировой войне.
2. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.
3. Воспитывать любовь и уважение к  ветеранам Великой Отечественной войны.

Задачи:
1. Воспитывать  чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа  на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью исторических фактов, музыкальных произведений и поэтической литературы.
2. Формировать   чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.
3. Формировать умение слушать окружающих.

Оборудование: презентация, музыкальные фрагменты видео: «Саласпилс» в исполнении ансамбля «Поющие гитары», «Ты только не сорвись на полдороге, товарищ сердце», «Бухенвальдский набат» в исполнении Муслима Магамаева.

11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

История человечества хранит много скорбных дат. Одной из самых страшных страниц человеческой истории стала история фашистских концентрационных лагерей. Они  не зря получили название лагерей смерти:

 с 1933 по 1945 год через них прошло около 20 миллионов человек

из 30 стран мира,  из них около 12 миллионов погибли,

 при этом каждый пятый узник был ребенком.

Для нашей страны это особая дата, так как около 5 миллионов погибших являлись гражданами Советского Союза.

Бараков цепи и песок сыпучий

Колючкой огорожены кругом.

Как насекомые в навозной куче

Здесь копошимся мы. И здесь живем.

Чужое солнце всходит над холмами.

Но почему нахмурилось оно?

Не греет, не ласкает нас лучами –

Безжизненное, бледное пятно.

        Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч конц. лагерей, тюрем и гетто. По признаниям эсэсовцев, каждый узник, продолжительность жизни которого в лагерях составляла менее года, приносил нацистскому режиму 1500 марок чистой прибыли. В переработку и на производственные цели шли самые страшные составляющие: волосы, кожа, одежда, драгоценности умерщвленных узников, вплоть до золотых коронок с зубов.

Освободившие Освенцим солдаты Красной Армии обнаружили на немецких складах несожженными примерно 7 тысяч килограмм волос узников, которые были упакованы в мешки. Это были те остатки, которые власти лагеря не успели продать или отправить на фабрики. В институте судебной экспертизы позднее был проведен анализ. Он  показал, что на волосах имелись следы синильной кислоты. Это отравляющий компонент, который включался в состав газа «Циклон Б».

Из человеческих волос узников концентрационных лагерей немецкие фирмы изготавливали портняжную бортовку.

Среди всемирно известных сегодня лагерей смерти гитлеровской Германии,

 в которых содержались и гибли десятки и сотни тысяч узников, выделяют Освенцим (Аушвиц).

Концентрационный лагерь Освенцим в Польше стал самым большим лагерем смерти в истории Третьего рейха. Именно он был избран для окончательного решения «еврейского вопроса». Благодаря удобному географическому расположению и наличию хорошей транспортной развязки, его выбрали для того, чтобы уничтожить всех евреев из захваченных Гитлером европейских стран.

Водном из блоков построили здания, замаскированные под общие душевые. Таким образом, приговорённый к смерти узник концлагеря до последнего не подозревал о том, что отправляется на верную смерть. Это предотвращало панику и попытки сопротивления.

Со всех уголков Европы в Польшу отправляли железнодорожные составы битком набитые евреями. После обработки газом убитых евреев отправляли в крематорий. Впрочем, прагматичные немцы сжигали только то, что не могли использовать. Все личные вещи, включая одежду, изымались, сортировались и отправлялись на специальные склады. У трупов вырывали золотые зубы. Человеческие волосы использовали для наполнения матрасов. Из человеческого жира варили мыло. И даже пепел жертв использовали в качестве удобрения.

Кроме того, люди в концлагере рассматривались и как материал для медицинских экспериментов. В Освенциме работали медики, которые в качестве практики проводили разнообразные хирургические операции на здоровых людях. Печально известный врач Йозеф Менгеле, получивший прозвище Ангел Смерти проводил там свои эксперименты над близнецами. Многие из них были детьми.

Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд",

 его называли лагерем смерти. 

Первые  узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому свое».

За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек.

И более 120 тысяч из них никогда отсюда не вышли. 

Назначенный сюда комендантом штандартенфюрер Карл Кох   получил задание возвести самый крупный в Германии концлагерь.  Кроме обычного для таких мест использования рабского труда, в стенах этого лагеря проводились опыты над живыми людьми. Для того чтобы изучить развитие и протекание заразных болезней, а также выяснить, какие вакцины более эффективны, группы узников заражали туберкулёзом и тифом. После исследования, жертв таких медицинских опытов отправляли в газовую камеру, как ненужный отработанный материал.

Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно.

Вход в "душевую" - известный обман, специально придуманный "гуманными" фашистами, во избежание страха и паники перед смертью.

Их приглашали помыться в специальную камеру, а что было дальше, вы и сами знаете.

Сверху, душевые головки - из которых никогда не вытекала вода... Людей в газовые камеры вели голыми, их одежда предназначалась тем, кто мог еще работать

Показательные казни – обычное дело в концлагере

        Он ходит, сторожа мою тюрьму.

              Две буквы "Э" блестят на рукавах.

              Мне в сердце словно забивает гвоздь

              Его тяжёлый равномерный шаг

              Под этим взглядом стихло всё вокруг -

                    Зрачки не упускают ничего.

                    Земля как будто охает под ним,

                     И солнце отвернулось от него.

                     Он вечно тут, пугающий урод,

                     Подручный смерти, варварства наймит,

                      Охранник рабства ходит у ворот,

                      Решётки и засовы сторожит.

 

                  Предсмертный вздох людской - его еда,

                  Захочет пить - он кровь и слёзы пьёт,

                 Сердца несчастных узников клюёт,-

                  Стервятник только этим и живёт.

                        Когда бы знала, сколько человек

                         Погибло в грязных лапах палача,

                         Земля не подняла б его вовек,

                       Лишило солнце своего луча.

Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

Их расстреляли на рассвете, 
когда еще белела мгла
Там были женщины и дети,
и эта девочка была
Сперва велели всем раздеться,
а 
после встать ко рву спиной,
Но прозвучал вдруг голос детский -
наивный, чистый и живой
"Чулочки тоже снять мне, дядя?" 
Не упрекая, не грозя
Смотрели, будто в душу глядя,
трехлетней девочки глаза
"Чулочки тоже"...
и смятеньем на миг эсэсовец объят
Рука сама собой в смятенье,
вдруг опустила автомат
охвачен он невольной дрожью,
проснулась в ужасе душа.
Нет! Не   убить её не может…
И  дал он очередь спеша...
Упала девочка в чулочках,
снять не успела, не смогла
Солдат, солдат, а если б дочка
твоя  вот здесь бы так легла?
И это маленькое сердце 
пробито пулею твоей,
Ты человек, не просто немец 
или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо,
заре не поднимая глаз
Впервые может эта дума 
в сознании  отравленном зажглась
И снова  взгляд светился детский,

 и снова слышится опять,
И не забудется навеки:
"Чулочки, дядя, тоже снять?"

На  территории  Советского Союза фашисты создали лагеря:

В Карелии  - 19,

 Не территории Ленинградской области: в Выборге, в Гатчине, Павловске, Гатчинском, Кингисепсском, Красносельском, Лужском, Ораниенбаумском и Тосненском районах.

В Орловской области, Смоленской.

 В Белоруссии 5

 В Литве, Эстонии.

Саласпилс кровью вписан в историю Латвии.  Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения».

В этом высказывании и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях. 

Среди 100 тысяч погибших в лагере Саласпилс - более 7 тысяч - дети.  

     Здесь  из детей-заключенных выкачивали кровь. Буквально. Она была нужна для переливания раненым солдатам и офицерам вермахта и СС. 
5 ящиков с ампулами детской крови ежедневно отправляли в военные госпитали, для раненых фашистов. Для этой цели использовали даже новорожденных младенцев. Дети после 5 -6 заборов истощались и уже не представляли ценности, их продавали местным жителям или убивали.

Не трогали только малышей с признаками заболевания и тех, у кого кожа была покрыта язвами. Поэтому ребятишки постарше царапали малышам лица, пачкали их грязью и так спасали от смерти…

…И прозрачны, трепетны и тонки,
Как весной картофеля ростки,
Забелели детские ручонки,
Детские возникли хохолки.

Закричали рты, — и в каждом слове,
В шелесте срывающихся фраз
Слышалось: «Верните кровь нам. Крови,
Той, что доктор выкачал из нас!..»

Доктор, и заботливый, и ловкий,
За троих работать успевал:
Шприц вонзая, гладил по головке,
Слабым — кашу ложечкой давал.

Шли в барак отведавшие кашки,
И потом на глиняном полу
Янисы, Володьки и Наташки
Умирали, скорчившись в углу.

И опять, огромны и бездонны,
В лагерь приходя порожняком,
Отъезжали, булькая, бидоны
С кровью детской, будто с молоком.

Спецкорабль отчаливал от пирса,
Самолёт гружёный вылетал…
Детские могилы Саласпилса,
Сколько вас? Никто не сосчитал.

Встану молча — будто к изголовью,
Чувствуя с жестокой простотой:
Кровь детей не смоешь даже кровью,
Даже карой, страшной и святой!

Майданек – один из самых страшных фашистских лагерей. Прибыв сюда, каждый заключенный получал круглый жетон со своим лагерным номером: номер на шею, номер на грудь, номер на правую ногу.

Полосатая роба.

Гремящие деревянные башмаки.

 Кружка. Миска.

Маленький кусочек хлеба – на сутки.

Баланда: чай, заваренный на траве. Работа - с утра до ночи.

Девочки спарывали и увязывали шнурками ботинки, сапоги.

Горы обуви! Горы одежды...

Работа мальчиков - паковать в мешки людские волосы.

Из них потом хозяйственные немцы делали парики, кисти, щетки, ими набивали матрацы.

Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:
«Три тысячи двести девятый».
«Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой…»

Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
«Три тысячи двести девятый»?

Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги

В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий…

Час расплаты пришел!
Палачей и убийц — на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.

Муса Джалиль   – советский поэт из Татарстана.  С 10 лет начал писать стихи.  Когда началась война, в первый же день просил отправить на фронт.

 «Вы поймите меня, ведь я поэт! Я не могу сидеть в тылу и оттуда звать людей защищать Родину. Я обязан быть на фронте, среди бойцов и вместе с ними бить фашистскую нечисть».

Воевал, защищая наш город на Ленинградском и Волховском фронте.  Мусой Джалилем, поражались, насколько этот человек всегда   сохранял выдержку и спокойствие. Даже в самых тяжёлых условиях, попав в окружение, когда не оставалось ни одного глотка воды и сухарика, он учил однополчан сцеживать сок с берёзы и находить съедобные травы и ягоды.

 Получив  тяжёлое ранение в грудь, без сознания   попал в немецкий плен.

Он  отразит этот тяжелый момент в стихотворении «Прости, Родина»: «Последний миг – и выстрела нет! Мне изменил мой пистолет…»

Здесь он особенно понял, что такое фронтовое товарищество и братство. Больных и раненых фашисты убивали, выискивали среди заключённых евреев и политруков. Но  никто не выдал, что он политрук, раненого его буквально переносили из лагеря в лагерь.

Поправившись от ранения, огрызком карандаша на клочках бумаги Джалиль писал стихи и по вечерам читал их пленным.

Муса хотел быть полезным своей Родине даже здесь, в фашистских лагерях. Он создал подпольную организацию в лагере под Радомом в Польше.

В конце лета 1943 года подпольщики готовили побег многих заключённых. Но нашёлся предатель. Немцы арестовали Джалиля. За то, что он был участником и организатором подполья, его казнили   25 августа 1944 года  на гильотине.

Стихотворение татарского поэта Мусы Джалиля «Варварство» —

написано в октябре 1943 года. Его автору в этот момент было 37 лет, а жить оставалось меньше года. Оно вошло в книгу «Моабитская тетрадь» – завещание поэта всему человечеству.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
30 августа 1941 года фашистские войска вошли в Вырицу - крупный поселок в Гатчинском районе Ленинградской области. Фашистам понравилось это место и летом 1942 года здесь  создается детский концлагерь, хотя приказали его называть  «детский дом», приют. Он  просуществовал до конца 1943 года. Оккупационные власти насильно свозили туда детей из зоны ожесточенных боев Шлиссельбург - Мга.

   Детский концлагерь стал своего рода банком донорской крови для Вермахта. Вспоминает один из бывших узников Александр Росляков: «У меня кровь не брали, но моя сестра Лена умерла там, в лазарете. Говорила: «Саша, возьми меня отсюда. У меня уже и крови нет, а они все берут». На следующий день ее не стало».

В то время здесь жил один из самых замечательных подвижников XX века – святой старец Серафим. Он постоянно призывал жителей Вырицы помогать детям. Он благословлял женщин на переговоры с лагерным начальством, а под конец оккупации ему удалось получить разрешение на походы ребятишек в церковь по воскресеньям. После службы причастники заходили домой к старцу, и батюшка, чем мог, угощал голодных, беседовал с ними. Он не поднимал серьезных тем, просто рассказывал интересные истории из жизни. И всякий раз говорил: «Победа будет за нами, ждите!»

Стоит обелиск печальный

В курортном поселке Вырица.

Склонись перед ним в молчанье,

Пусть горечь слезами выльется.

 

Что скрыто за врезанной в камень

Суровой немногословностью:

«В память убитых врагами

Детей Ленинградской области»?

 

Сюда, в дачный рай притихший,

Свезли со всей ленинградчины

Четыреста с лишним детишек,

Не ведавших, что им назначено.

 

Их ждал здесь концлагерь «Донер»,

Спецлагерь «Донер-тринадцатый».

В нём каждый узник был донор —

С шести лет и до двенадцати.

 

Раненым гансам и фрицам

Нужна была кровь экстра-качества,

И здесь господа арийцы

Её у детей выкачивали.

 

Да, сколько же перелили

Солдатам врага детской кровушки!

А юные доноры гибли,

Увянув, роняли головушки.

 

Страшная память не скоро

Из этого места выветрится.

Спаслись живыми лишь сорок

Из лагеря «Донер» в Вырице…

  

Полвека прошло, но порою

К нам тянет былых захватчиков

Быть может, текущей в них кровью

Девочек наших и мальчиков.

 

А время летит над миром,

И многим уже не верится

Ни в гитлеровских вампиров,

Ни в их изуверства в Вырице.

 

Храни, обелиска камень,

Слова печальной суровости

В память убитых врагами

Детей Ленинградской области.

Дети войны – и веет холодом, 
Дети войны – и пахнет голодом…

Дети войны – и  дыбом волосы:
На чёлках детских – седые полосы!
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими…

Мы выступаем  от имени 13 миллионов  погибших  во время войны

 детей, которые уже  не могут ничего сказать…     

  От имени детей, которых  отрывали  от  матерей;    
От имени детей, которых  закапывали  заживо;                  

От имени детей, которых  отправили  в  крематории;    
От имени детей, которые  умерли  от голода;     
От имени детей, которых  лишили  детства.
      

Организация объединенных наций учредила 11 апреля - Международным днем освобождения узников фашистских концлагерей, поскольку именно в этот день в 1945 году узники Бухенвальда, узнав о приближении союзных войск, подняли вооруженное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу.

Звучит Бухенвальский набат

Играют дети всей земли в войну,  
Но разве о войне мечтают дети?                   
Пусть только смех взрывает тишину    
На радостной безоблачной планете.                 
Чтоб без войны все в мире жить могли,  
Пусть льдинки злобы и вражды растают.
Дружить давайте, дети всей Земли,         
Пусть наша дружба с нами вырастает.               
Над вьюгами и стужами седыми         
Вновь торжествует юная весна!

И как огонь с водой несовместимы,                       
Несовместимы дети и война!

Выступление преподавателя.

Слово предоставляется ветеранам.

Вручение памятных падарков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного концерта ко Дню матери "Путешествие в прошлое"

Идея: В начале концерта, посредством волшебных часов, появляется гостья из прошлого: крестьянка. Она повествует о традициях в их семье и, разумеется, удивляется современным. Мероприятие знакомит ...

мастер-класс- фотосессия проекта "Дама из прошлого"

Участие в фотосессии проекта"Дамы из прошлого". Моделирование и изготовление образа и костюма дамы 18 века. Изготовление дерева счастья....

Тезисы докладов "Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе"

ТЕЗИСЫ   ДОКЛАДОВ Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе по результатамнаучно-практической конференции...

Разработка урока "Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока по учебной дисциплине "Литература"

Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна. Во врем...

методическая разработка открытого классного часа на тему:«Далекому прошлому верность храня»

Данная методическая разработка  предназначена для классных руководителей и призвана помочь им в подготовке и проведении воспитательного классного часа в учебной группе среднего специального...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО. КОМПЬЮТЕРНАЯ ИСТОРИЯ ККМ.

Лицею-90!  Сейчас это современное учебное заведение, в котором хорошо учить и учиться.  У нас есть современные спортивный зал, столовая, учебные классы и, конечно, компьютерный класс.А как б...

Методическая разработка мероприятия "Диалог с прошлым"

Методическая разработка посвящена мероприятию, посвященному Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. На нашей площадке № 3 Колледжа Петербургской моды  гостями были предста...