Методическая разработка открытого классного часа «Профессиональная карьера»
классный час

Шафикова Елена Викторовна

Проектирование профессиональной карьеры предполагает активное отношение личности к своему будущему пониманию жизненной перспективы, определение профессиональных намерений осознание путей и средств достижения намеченных целей.

Данная методическая разработка ставит перед собой определенные цели:

  • Помочь выпускникам органично вписаться в систему общественных и экономических отношений;
  • Понимание сущности реализации своих внутренних возможностей;
  • Воспитание и понимание целостности и уникальности личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._kl.zh_chas_karera.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное областное  государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение

«Вятско - Полянский механический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого классного часа

«Профессиональная карьера»

 

 

 

 

 

Разработчик: Шафикова Елена Викторовна

Социальный педагог КОГПОБУ ВПМТ

        

Обоснование проведения классного часа

На рубеже 20 – 21 веков максимально обострились социальные и внутриличностные конфликты. Перед человеком встала проблема адаптации в стремительно меняющемся мире. Разнообразие выбора, жесткая конкуренция, максимальная мобилизация и отдача, необходимые для удовлетворения требований, предъявляемых  к профессионалу, - вот основные проблемы, с которыми сегодня приходится иметь дело молодому специалисту, а, следовательно, и профессиональному учебному заведению.  

Актуальность данной темы состоит в том, что проектирование профессиональной карьеры предполагает активное отношение личности к своему будущему пониманию жизненной перспективы, определение профессиональных намерений осознание путей и средств достижения намеченных целей.

Данная методическая разработка ставит перед собой определенные цели:

  • Помочь выпускникам органично вписаться в систему общественных и экономических отношений;
  • Понимание сущности реализации своих внутренних возможностей;
  • Воспитание и понимание целостности и уникальности личности.

Оборудованием, необходимым для классного часа, являются информационные бюллетени, вопросы для беседы,  мультимедийный проектор.

В основу концепции классного часа легла идея саморазвития профессионального становления и социальной адаптации личности, способной к самопознанию, самопринятию, самоконтролю и самореализации

Классный руководитель выполняет функцию ведущего, координатора в процессе работы студентов в микрогруппах.

  • Рассказ;
  • Объяснение;
  • Работа по микрогруппам (элементы технологии КТД)
  • Использование презентации, раздаточного материала;
  • Доклады студентов;

                         

Структура классного часа.

Тип: классный час с элементами работы в микрогруппах.

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационная часть

1.1.Оргмомент

1.2.Целеполагание и

 мотивация

Приветствие. Создает позитивный настрой на познавательную деятельность. Определяет готовность студентов.

Объявляет тему классного часа. Предлагает сформулировать цель классного часа

Проверяют готовность своего рабочего места

Согласно теме занятия совместно с преподавателем формулируют цель классного часа

2. Основная часть

2.1. Актуальность темы

2.2. Работа с понятиями «работа», «карьера»

2.3. Определение условий успешной профессиональной карьеры

2.4.Упражнение «Я через 10 лет»

2.5.Упражнение-диалог «Проблемы выбора карьеры»

Зачитывает эпиграфы классного часа, задает вопросы, подводя студентов к следующему этапу классного часа

Организует работу по группам для изучения понятий «карьера» «работа»

Перечисляет условия, необходимые для успешной карьеры

Предлагает на листах бумаги записать продолжение нескольких фраз, организует работу в микрогруппах для выполнения упражнения

Предлагает упражнение – диалог «Согласны ли вы..?» с  ошибочными фразами при выборе карьеры, указанными на карточках организуя работу по микрогруппам

Читают эпиграфы классного часа, отвечают на вопросы

Делятся на 2 группы, одна группа  дает определения понятию работа, другая - карьера

   

Формулируют содержание условий «хочу», «могу», «надо»

Задают друг другу вопросы, находят общее, что их объединяет, готовятся к представлению своей группы «Мы через 10 лет»

Получают карточки с ошибками при выборе карьеры, читают, обдумывают и предлагают для обсуждения противоположной группе. Противоположная группа старается ответить на вопрос, а задающий подводит итог, пользуясь записью в скобках

3. Подведение итогов (рефлексия)

Организует беседу для подведения итогов занятия

Отвечают на вопросы, включаются в беседу, делают выводы

1.ЭТАПЫ КЛАССНОГО ЧАСА

1.1. Вступительное слово: объяснение целей, ход классного часа.

Проектирование профессиональной карьеры предполагает активное отношение личности к своему будущем упоминанию жизненной перспективы, определение профессиональных намерений, осознание путей и средств достижения намеченных целей.

Цели:

  • Познакомить студентов с понятиями «карьера» и «работа», с условиями успешной карьеры;
  • Развивать учебно-интеллектуальные умения, сравнивать, сопоставлять понятия, формулировать ответы;
  • Создать условия для сплочения группы, для активного взаимодействия участников, углубить процесс самоанализа и саморазвития;
  • Закрепить навыки активного  диалогового стиля общения, способствовать самораскрытию участников;
  • Воспитывать культуру общения, отношения сотрудничества и сотворчества.

1.2.Актуальность темы классного часа:

Работа с высказываниями, которые являются эпиграфами к классному часу  :

  • Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером  - домой.
  • Правильно выбрать профессиональную карьеру -  значит найти свое место в жизни.

1.3.Работа с понятиями «работа» и «карьера».

Ведущий предлагает группе поделиться на 2 микрогруппы. Одна микрогруппа по цепочке продолжает фразу «Работа – это…», а вторая – «Карьера – это…»  [Приложение 1]. Таким образом, ведущий выводит студентов на ассоциативный уровень, фиксирует варианты ответов на доске.

Ведущий  предлагает найти отличия этих двух понятий и задает вопрос о том, чтобы хотелось иметь в жизни работу или карьеру.

1.4. Условия успешной профессиональной карьеры.

При правильном выборе  успешной профессиональной карьеры необходимо ориентироваться на 3 важные её составляющие.

УСПЕШНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

                                                                                                       

                 «Хочу»                                «Могу»                                    «Надо» интересы, желания   состояние здоровья, способности    спрос на рынке труда

1.5. Упражнение «Я через 10 лет»

Ведущий предлагает участникам помечтать и представить себя через 10 лет. Кем вы стали? Кто вы? Чего добились  Для того, чтобы было это сделать легче, ведущий предлагает на листках бумаги записать продолжение нескольких фраз  [Приложение 3]  

Затем ведущий предлагает участникам поработать в микрогруппах, задать друг другу дополнительные вопросы, порассуждать, а затем найти то общее, что их всех объединяет и подготовиться к представлению своей группы на тему «Мы через 10 лет».

Сделать вывод о том, что участники имеют конкретные цели, поэтому в жизни они многого могут добиться.

1.6. Проблемы выбора карьеры.

 В реальной жизни, к сожалению, не всегда  бывает все так гладко, встречаются всевозможные препятствия, возникают непредвиденные проблемы. Как не допустить ошибок?

Ведущий предлагает выполнить упражнение- диалог «Согласны ли вы..?». На карточках, полученных группами, написаны ошибочные утверждения, связанные с выбором карьеры. Участникам необходимо прочитать, обдумать  в течение минуты и предложить для обсуждения противоположной группе, начиная с фразы «Согласны ли вы..?». Противоположная группа постарается ответить на вопрос, а задающий подводить итог, пользуясь записями в скобках.    

 

Приложение1

РАБОТА - ЭТО

  • Способ зарабатывания денег;
  • Возможность жить;
  • Возможность стать профессионалом;
  • Общение, приобретение новых знакомых;
  • Материальная независимость;
  • Уверенность в себе;
  • Разнообразие в жизни;
  • Способ получения морального удовлетворения;
  • Установка на работу (просто надо)

КАРЬЕРА – ЭТО

  • Престижное положение в обществе;
  • Успешность в жизни;
  • Постоянный профессиональный рост;
  • Судьба;
  • Высокий уровень дохода;
  • Самореализация своих потребностей;
  • Самоуважение, принятие себя как специалиста-профессионала, гордость за себя
  • Продвижение по профессиональной лестнице
  • Достижение славы, известности, выгоды
  • Стремление стать профессионалом

Приложение 2

Фразы, которые можно предложить для упражнения «Я через 10 лет»

 - Я вижу свою цель в том, чтобы…

 - Я могу достичь успеха в …

 - В обществе я займу положение…

 - Я мечтаю…

Фразы, которые можно предложить для упражнения «Мы через 10 лет»

-Мы видим свою цель в том, чтобы…

 -Мы  можем достичь успеха в …

 - В обществе мы займем положение…

 - Мы мечтаем…

 

Приложение 3

Вопросы к упражнению – диалогу «Согласны ли вы…?»

  1. Согласны ли вы, что не стоит ориентироваться сразу на высокую квалификацию? (Наибольших успехов добивается тот, кто прошел начальные ступени профессии, освоил её азы ).
  2. Согласны ли вы, что престиж и популярность профессии – ненадежное основание для ее выбора? (Мода на профессии обманчива и непостоянна; следование ей часто приводит к разочарованию и в избранном виде деятельности, и в самом себе.)
  3.  Согласны ли вы, что неумение разобраться в себе – основная причина неудачной карьеры? (Слабый самоанализ, неадекватная самооценка, неумение разобраться в своих способностях и склонностях могут стать причиной неудачи).
  4. Согласны ли вы, что увлечен6ие внешней стороной профессии, не вникая в ее содержание, может стать причиной неудачно сложившейся карьеры? (Нетрудно обмануться легкостью, встретив серьезные проблемы или хотя бы заскучав.)
  5. Согласны ли вы, что выбор профессии за компанию – плохой выбор? (Профессия, которую выбрал ваш лучший друг, может не подойти вам.)
  6. Согласны ли вы, что отождествление учебного процесса  профессией – неверный способ выбора любимого дела? (Мир профессий значительно шире, за каждым учебным предметом стоит обширный профессиональный ореол; постарайтесь узнать о большем количестве профессий до того, как сделать свой выбор. )
  7. Согласны ли вы, что если не учитывать развитие старых профессий, можно прогадать в этом деле (За старым, порою дедовским названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда; стремитесь узнать о современном облике и содержании профессии.  )

Самоанализ проведенного классного часа «Профессиональная карьера» в группе 4 АТ

Выбор темы проведенного классного часа обусловлен тем, что группа заканчивает теоретическое обучение и стоит перед выбором профессиональной карьеры. Данная тема входит в состав одного из направлений воспитательной работы в техникуме «Формирование конкурентоспособного специалиста на рынке труда».Цель данного мероприятия – помочь выпускникам органично вписаться в систему общественных и экономических отношений, реализовать свои внутренние возможности, сохранив при этом целостность и уникальность личности.

Цели мероприятия являются продолжением воспитательной работы, проводимой в группе на протяжении 4 лет обучения студентов. Цели соответствуют уровню воспитанности, возрасту и специфике выбранной профессии.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что материал, рассмотренный на классном часе знакомит студентов с понятием карьера, работа, условиями, необходимыми для успешной карьеры, ошибками, которые возникают при выборе карьеры, что должно  оказать выпускникам помощь при проектировании своей профессиональной деятельности.

Приемы, которыми пользовалась, проводя классный час:

  • Вступительное слово – цель – его – ввести студентов в тему классного часа, обосновать его актуальность, необходимость;
  • Фронтальная  работа – цель – разграничить  в понимании студентов понятия «работа» и «карьера», развить навыки диалогового стиля общения, способствовать самораскрытию студентов;
  • Работа в микрогруппах позволяет воспитывать культуру общения, формирует отношения сотрудничества, сотворчества, терпимости к мнению других;
  • Выполнение упражнений позволяет развить умения выслушивать и задавать вопросы, формулировать ответы, оценивать их правильность.

Обратная связь во время классного часа поддерживалась за счет проблемных вопросов, контроля за активностью каждого студента, его заинтересованностью в проводимом мероприятии и привлечением к совместной деятельности.

Считаю, что время было распределено рационально:

  1. Незначительное количество времени было отведено на актуальность  выбранной темы;
  2. Основное количество времени было отведено  на деятельность студентов по осознанию понятий, связанных с темой «Профессиональная карьера».
  3.  5 минут было отведено на рассказ гостя с целью сохранить заинтересованность студентов к теме.
  4. Подведение итогов соответствует целям, поставленным проведением классного часа. Поведено компактно.

Студенты активно включались в деятельность на всех этапах классного часа, творчески подходили к выполнению упражнений, заинтересованно слушали рассказ гостя.

Кабинет № 106 был выбран как один из кабинетов специальных дисциплин, он оснащен мультимедийным проектором, который послужил технической  поддержкой        в проведении классного часа.

Анализируя ответы студентов во время мероприятия, можно сказать, что они адекватно оценивают свои возможности, правильно прогнозируют свои дальнейшие шаги для проектирования своей профессиональной карьеры.

Проведенный тематический классный час в группе 4 АТ является заключительным, так как данная группа завершает свое теоретическое обучение в техникуме.

 

Список литературы

  1.  Жебова ТН.  Роль курса «Технология поиска работы» в профессиональном самоопределении студентов»/ Миссия молодежи в современном мире. Сборник публикаций научно- практической конференции «Миссия молодежи в современном мире». Киров, 2007  с.42.
  2. Поляков С.Д. Технология КТД / Журнал «Классный руководитель» № 6, 2000 с. 63.
  3. Чернов С.Г. Как устроится на работу. Уч. – практическое пособие. М., 2003, 188 с.
  4. Фрайн С.  Как успешно пройти собеседование Учебно-практическое пособие, М.,  2004

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Отношение к природе и животным как нравственная проблема»

Целью открытого классного часа на тему:"Отношение к природе и животным как нравственная проблема" способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.- формировать негативную ...

методическая разработка открытого классного часа на тему:«Далекому прошлому верность храня»

Данная методическая разработка  предназначена для классных руководителей и призвана помочь им в подготовке и проведении воспитательного классного часа в учебной группе среднего специального...

Методическая разработка открытого классного часа Любить человечество легко, любить человека трудно

Методическая разработка  открытого  классного часа  "Любить человечество легко, любить человека трудно"  сделана по материалам окрытого классного часа в группе 2 курса по специальн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Православные традиции. Пасха».

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей всех курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – приобщение студентов к исторической вере отцов, традициям...

Методическая разработка открытого классного часа в группе 4 « М» на тему: «Завтра начинается сегодня или на пороге взрослой жизни».

Цель: создание условий для формирования у  выпускников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения....

Методическая разработка открытого классного часа "Моя профессия - лучшая"

Дорогие ребята! Классный час на тему «Моя профессия - лучшая» проводится с целью знакомства с профессией банковского работника.В данной работе дается описание структуры и специфики работы в банке...

Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Как правильно дружить».

Методическая разработка классного часа.Форма проведения – беседа.Цели:1.        Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;2....