Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Правовая игра «Закон и Я»
классный час

Шафикова Елена Викторовна

Знание закона способствует формированию у студента системы ценностей и норм поведения в обществе и становлению человека как личности.

Поскольку в данной игре объединены элементы учебной, творческой и познавательной деятельности, то она позволяет развивать интерес к изучению гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Помимо этого данная игра способствует формированию творческих способностей студента.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_zakon_i_ya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное областное  государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение

«Вятско - Полянский механический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Правовая игра «Закон и Я»

 

 

 

Разработчик: Шафикова Елена Викторовна

Социальный педагог КОГПОБУ ВПМТ

        

1.Введение

  1. Цели игры:

Создать условия для:

  • применения знаний и умений в знакомой обстановке и новых жизненных ситуациях;
  • выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности;
  • для воспроизведения в памяти студентов системы опорных знаний и умений, стимулирования поисковой деятельности;
  • формирования у студентов умения работать в микрогруппе;
  • развития творческих способностей студентов
  • для осознания своих прав и обязанностей, моральных и правовых норм.
  1. Актуальность темы.

Актуальность темы заключается в том, что закон в современном мире регулирует наиболее важные сферы общественных отношений. Знание закона способствует формированию у студента системы ценностей и норм поведения в обществе и становлению человека как личности.

Поскольку в данной игре объединены элементы учебной, творческой и познавательной деятельности, то она позволяет развивать интерес к изучению гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Помимо этого данная игра способствует формированию творческих способностей студента.

1.3 Отбор участников.

Отбор участников проводился среди студентов групп нового приема и состоял из 2-х этапов:

  1. Юридическое лото
  2. Блиц – опрос

По результатам конкурса в каждой группе были сформированы команды из победителей в составе 5 человек, принявших участие в общетехникумовской правовой игре. Команда, победившая в общетехникумовской правовой игре приняла участие в городской игре «Подросток и закон».

1.4. Характеристика участников игры.

Поскольку выявление у студентов уровня правовых знаний и умений применять их на практике всегда актуально, то возрастной контингент студентов не ограничивается.

1.5. Методы, применяемые при проведении игры.

Игра носит коллективно-творческий характер, поэтому основными методами,  применяемыми в ходе правовой игры, являются:

  • поисковый метод;
  • метод решения ситуационных задач;
  • метод деловой игры;
  • решение задач творческого характера.

Основными формами организации правовой игры являются:

  • групповая;
  • игровая:
  • конкурсная.

1.6. Оборудование.

1. Карточки с практическими заданиями;

2. Сводная таблица результатов.

2. Основная часть.

2.1. Подготовка к проведению игры.

Проведению игры предшествовала работа по подготовке материала к игре и участников команд.

С командами был проведен инструктаж по проведению игры и выдано домашнее задание.

  1. Вступительное слово ведущего.

Добрый день, уважаемые студенты и преподаватели. Сегодня мы проводим правовую игру «Я и Закон». В повседневной жизни о праве чаще всего вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам оказывается нарушенным и когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. И действительно, обращение к праву – важнейший способ разрешения споров и конфликтов. Однако у права есть и другая, не менее важная задача – сделать так, чтобы споров, конфликтов и нарушений было как можно меньше. Для этого оно указывает людям, каковы их права и обязанности в экономической, политической и иных сферах жизни общества. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества.        Знать право, уметь ориентироваться в нем – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наша сегодняшняя игра.

Сегодня в нашей игре участвует 4 команды 1-х курсов.  Каждая команда состоит из 5 человек. Оценивать знания и находчивость студентов будет наше компетентное жюри: представляется жюри (желательно пригласить сотрудников КДН, юристов)

2.3. Правила игры.

1. В игре принимают участие 4 команды по 5 человек.

2. Конкурсы оцениваются в баллах, время на обсуждение определяется перед каждым конкурсом.

3. Жюри подводит итоги конкурса либо сразу, а при работе в микро группах после проведения нескольких конкурсов. Полученные баллы за конкурсы суммируются, и на основе полученных результатов определяется команда победитель.

4. При ответах учитывается точность формулировок и быстрота, за которые команда может получить дополнительный балл.

5. За нарушение дисциплины командам делается предупреждение и снимается 1 балл.

6. Поднятая рука в команде свидетельствует о завершении обсуждения и готовности команды.

2.4. Содержание конкурсов

1 конкурс: Приветствие.

Содержание: Каждая команда должна представить себя (название, девиз, листовка), которая отражает законопослушное поведение.

Оценка: Конкурс оценивается по 5-бальной системе.

2 конкурс: Эрудит.

Содержание: Для этого каждой команде будут выданы карточки со спорными ситуациями, которые студенты должны будут разрешить, используя Трудовой, административный или уголовный кодекс, которые находятся у вас на столах. На выполнение заданий командам предоставляется 5 минут. Команда, выполнившая задание, поднимает руку, за досрочно выполненное задание команда получает дополнительный балл.

Оценка: Каждая верно решенная задача оценивается в 3 балла.

3 конкурс: Я имею право.

Содержание: Каждой команде выдаются карточки в которых имеются статьи Конституции РФ, в которых закрепляются основные права и свободы граждан. Студентам нужно вспомнить к каждой статье сказку или былину, в которой бы данные права проявлялись. На выполнение этого задания вам дается 3 минуты.

Оценка: Каждый верный ответ оценивается в 2 балла. Команда, выполнившая задание, поднимает руку, за досрочно выполненное задание команда получает дополнительный балл

4 Конкурс «Юридический словарь».

        Содержание: Студентам выдаются 2 комплекта карточек. На одних карточках - термины, на других - определения. Студентам необходимо совместить термины и определения. На выполнение задания командам дается 2 минуты.

Оценка: Каждый верный вариант оценивается в 1 балл

5. Конкурс капитанов. «Право в пословицах и поговорках».

Содержание: Приглашаются выйти капитаны всех команд. Каждому капитану выдаются карточки, в которых нужно закончить пословицу. На это вам предоставляется 30 секунд.

Оценка: Каждая верная пословица оценивается в 1 балл

6.Вопросы  для болельщиков (см. в приложении)

Во время подготовки командами ответов к конкурсным заданиям болельщикам предлагается ответить на вопросы. За каждый правильный ответ болельщики получают приз.

2.5. Заключительное слово ведущего.

        Итак. По итогам всех конкурсов первое место занимает команда «___» и ее участники награждаются дипломом и ценным подарком, а так же принимает участие в городской правовой игре «Подросток и закон». Команда «____», занявшая 2 место, ее участники награждаются дипломом и ценным подарком Команда «____», занявшая 3 место, ее участники награждаются дипломом и ценным подарком.

3.Анализ результатов.

Считаем, что цели проведенной игры были достигнуты.

Интерес  студентов к праву формировался за счет нестандартности и разнообразия тематики заданий, содержание заданий было разнообразно, поэтому студенты могли в течение всей игры переключаться с одного вида деятельности на другой.

  Весь ход игры способствовал формированию способностей студентов работать в коллективе, совместно решать предложенные командам задачи.

Темп игры был выдержан, активность проявляли не только участники команд, но и болельщики.

 Все этапы правовой игры были основаны на правовых знаниях студентов,  что способствовало  формированию умений воспользоваться нормативно-правовыми актами, юридической литературой и развитию  творческих способностей студентов при выполнении таких этапов игры, как «Эрудит», «Юридический словарь», «Право в пословицах и поговорках» и др.  

Активность команд была высокой, так как этапы всей игры предполагали работу всей команды.

Недостатки: аудитория, принявшая участие в игре, не имеет должных знаний в области права, так как в школьной программе данному предмету уделяется небольшое внимание, поэтому некоторые конкурсы оказались для участников команд сложными.

4.Методические рекомендации по организации игры.

Данную игру можно проводить среди студентов как одной группы, так и целой параллели. Возраст значения не имеет, так как знания права являются актуальными в любом возрасте. Целесообразно усложнять или упрощать содержание конкурсов в зависимости от возрастной категории.

Многие конкурсы игры носят практический характер, так как направлены на решение задач, связанных с реальными жизненными ситуациями и помогает студентам осознать важность права в современном обществе («Эрудит», «Я имею право»).

Конкурсы «Право в пословицах и поговорках», «Приветствие»  носят творческий характер и способствуют развитию творческих способностей студентов. Конкурс «Юридический словарь» развивает у студентов умение сопоставлять  юридические термины и понятия.

В то время, как участники команд выполняют задания конкурсов, болельщикам предлагается ответить на вопросы. При этом не возникает пауз, болельщики принимают активное участие в игре и имеют возможность поддержать команды. Каждый правильный ответ болельщиков оценивается призом.

Конкурсы «Право в пословицах и поговорках», «Юридический словарь» являются универсальными. Данные конкурсы можно проводить как среди студентов, изучающих юридические дисциплины, так и среди студентов, имеющих базовые понятия о праве. Основная цель этих конкурсов проверить эрудированность, находчивость, внимательность студентов.

Проведению игры предшествует отборочный этап участников, который проходит в каждой группе в 2 этапа:

  1. Юридическое лото, состоящее из 9 терминов и 9 определений, которые нужно соотнести и поместить на поле (листе бумаги) при помощи клея в течение 3-5-минут. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.  
  2. Блиц- опрос, состоящий из  простых вопросов по праву, предполагающих ответы в течение 2-3 секунд. За каждый верный ответ выдается жетон.

Затем результаты 2 этапов отборочного конкурса суммируются, и отбирается 5 человек, набравших наибольшее количество баллов, из которых формируется команда для участия во 2 туре  внутритехникумовском правовой игры «Закон и Я».

За неделю  до игры командам выдаются задания для того, чтобы они имели возможность подготовить «Визитную карточку» и имели(целостное представление о ходе игры) представление о конкурсах игры.

Заключительным конкурсом является «Право в пословицах и поговорках». Этот  конкурс проводится среди капитанов, но члены команд или болельщики могут им помогать.

Целесообразно для проведения игры создать электронную презентацию, которая будет отображать информацию о:

  • Правилах игры;
  • Критериях оценок;
  • Регламенте времени на каждое задание.

Электронную презентацию следует использовать во время игры для наглядного представления материалов проводимых конкурсов, используя мультимедийный проектор и экран.

 Список использованной литературы:

  1. Алексеев С.С.Право: Законы, право, юриспруденция в жизни людей, - М.: НОРМА, 1998. – 192с.
  2. Ильин А.В., Морозов С.А. Из истории права. –СПБ.:Спец. Лит., 1996- 456с.
  3. История государства и права: Словарь-справочник/ Под ред. М.И. Сизикова. – М.: Юрид. Лит., 1997. – 34с.
  4. Никитин А.Ф. 2000 вопросов и ответов по основам государства и права: учеб. Пособие. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ », 1998. – 128С.
  5. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей /Сост. М.Н. Козюк. – Волгоград: Учитель, 1998. – 56с.  
  6. Основы права: Учебник для системы сред. проф. образования /Ред. А.В.Мицкевич. – М.: НОРМА- ИНФРА, 1998. – 317с.

  Приложения:

1. Задание для конкурса юридическое лото.

 (всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения)

 (лицо, на которое распространяется действие конкретной  правовой нормы)

 (индивидуальный правовой акт, которым лицо, осужденное за преступление, освобождается от дальнейшего отбывание наказания либо назначенное  ему наказание сокращается или заменяется более мягким видом наказания)

 (особое правовое состояние лица, вызванное совершением преступления и выражающееся в наступлении определенных последствий)

 (мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого; применяется по решению суда или с санкции прокурора )

 (снятие отпечатков пальцев)

 (личное распоряжение гражданина принадлежащим ему имуществом на случай смерти)

 (установленный законом денежный сбор, взимаемый в федеральный бюджет за совершаемые судом или нотариусом действия )

 (акт компетентного  государственного органа, влекущий благоприятные уголовно-правовые последствия для определенных категорий лиц либо для всех лиц, совершивших преступления определенных видов)

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛОТО

Референдум

Субъект права

Помилование

Судимость

Арест

Дактилоскопия

Завещание

Государственная пошлина

Амнистия

Задание для конкурса блиц-опрос.

  1. Официальное название нашего государства (Российская Федерация).
  2. Совокупность правил, норм, убеждений (кодекс).
  3. Грабитель, морской разбойник (пират).
  4. С какого возраста человек приобретает полную дееспособность? (18 лет)
  5. Наиболее строгая мера уголовного наказания? (лишение свободы)
  6. Как часто проводятся выборы Президента РФ? (1 раз в 4 года)
  7. «Криминальный» роман Ф. Достоевского («Преступление и наказание»).
  8. Правовой акт, обладающий высшей юридической силой (закон).
  9. Брачный возраст в РФ устанавливается (18 лет)
  10. Как называется основной закон Российской Федерации? (Конституция)
  11. Каким судом рассматриваются дела по экономическим спорам? (арбитражный суд)
  12. Правовой акт, регулирующий отношения между работником и работодателем? (Трудовой кодек РФ)
  13.  С какого возраста гражданин РФ может стать кандидатом в Президенты РФ? (35 лет).
  14. Полная независимость государства (суверенитет)
  15. Что нужно знать, чтобы прочесть шпионское донесение (шифр).
  16. Необходимое качество розыскной собаки (нюх).
  17. Неблагоприятные последствия, наступающие  после совершения правонарушения (ответственность).
  18. Богиня, покровительница правосудия (Фемида).
  19. Всенародное голосование по вопросам государственного значения (референдум).
  20. С какого возраста наступает административная ответственность? (16 лет).
  21. Первый президент РФ (Ельцин).

22.Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (да)

23.Дни еженедельного отдыха (выходные).

24.С какого возраста гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью (15 лет).

           25.Закон считается официально опубликованным, если он напечатан … (Российской газете).

26.Постановление на арест (ордер).

27.Высший орган исполнительной власти (Правительство РФ)

28.Основные символы государства (герб, флаг, гимн)

29.С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? (14 лет).

30.Рискованное, сомнительное дело, рассчитанное на случайный успех (авантюра).

31.Документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт).

32. Назовите цвета российского флага снизу вверх (красный, голубой, белый).

33.Высший орган законодательной власти РФ (Федеральное Собрание РФ)

34.Частный сыщик (детектив).

35.Как называются нормативно-правовые акта Правительства РФ (Постановления)

36.Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации. (12.12.1993г.)

37.До какого возраста человек считается ребенком? (до 18 лет.)

38.Кто является верховным главнокомандующим Российской Федерации? (Президент РФ или Путин)

39.Максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних составляет … (10 лет л/св.)

40.Каким государством является Российская Федерация по форме правления? (президентская республика)

Задание для конкурса болельщиков «Кто есть кто»?

  1. Он джентльмен, любящий на досуге разгадать одну – две криминальные загадки и выбирающий наиболее интересные для себя. Он может отказаться от дела герцога, сулящего неслыханный гонорар, и заняться историей простой гувернантки, не имеющей ни гроша. Он прекрасный скрипач, любит музыку, табак и порой способен целыми днями лежать на диване, раскуривая трубку и предаваясь раздумьям на Бейкер-стрит. (Шерлок Холмс).

  1. Этот герой талантлив и умен, широк натурой и не лишен благородства. Он стал самым популярным персонажем в компании авантюристов и мошенников русской литературы. «Молодой человек двадцати восьми в первом романе и чуть старше тридцати – во втором, сын турецко-поданного за свои авантюрные комбинации получил прозвище «великого комбинатора». (Остап Бендер).

  1. Его рост 5 фунтов и 4 дюйма, голова яйцом. Всегда тщательно одет и причесан. Предмет его особой гордости – роскошные, пышные усы, за которыми он тщательно ухаживает. Педант в том, что касается внешности, и вообще педант – аккуратен, точен, пунктуален. Он много путешествует и то, что он оказывается поблизости в момент очередного убийства – естественное следствие его профессии. Как и у Шерлока Холмса у него есть партнер – капитан Хастингс. (Эркюль Пуаро).

  1. Он капитан московского уголовного розыска, рядом с которым многому можно научиться. Он исключительно представительной внешности, точен и аккуратен, все у него получается складно, находчиво и быстро. Он никогда не останавливается на полпути. Любое дело доводит до конца пусть иногда и не всегда законными способами. Восхищает его опыт и умение заставить всех работать быстро и с полной отдачей и в то же время пугает способность мгновенно и бесповоротно вычеркнуть человека, словно тряпкой с доски стереть. Станислав Говорухин снял фильм по этому произведению. А роль капитана МУРА сыграл Владимир Высоцкий («Место встречи изменить нельзя» капитан Жеглов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия. Пресс-конференция на тему: «ВИЧ! Скрытая угроза – открытая борьба!»

Всемирный день борьбы со СПИДом отмечается 1 декабря.  В декабре 1988 г состоялась встреча министров здравоохранения всех стран, во время которой прозвучал призыв к усилению мер профилактики ВИЧ-...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по психологии"

Методическая разработка  олимпиады  по  психологии для  студентов 2 курсов  колледжей....

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Как развивать силу воли"

Методическая разработка  внеаудиторного мероприятия  по  психологии "Как развивать  силу  воли"  для  студентов 1-2 курсов  медколледжей. Данная  методичес...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом"

Методическая разработка  внеаудиторного мероприятия  по  психологии "Лечение  словом"  для  студентов 1-2 курсов  медколледжей. Данная  методическая  разра...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия квест-игра «Космическая Одиссея»

Наибольший интерес у учащихся вызывают приключенческие, или игровые, технологии. К таким относятся образовательные веб-квесты, широко представленные в сети Интернет. Веб-квесты организованы средствами...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Правовое кафе"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по праву "Правовое кафе"...