Метод фасилитации на уроках математики в старших классах.
статья

Трущелева Виктория Вячеславовна

На уроках математики в 10-11 классах фасилитационный метод оправдывает себя при решении задач экономического содержания или задач на оптимизацию – задача № 17 профильного экзамена по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_fasilitatsii.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Метод фасилитации на уроках математики в старших классах.

Трущелева В.В.

На уроках математики в 10-11 классах фасилитационный метод оправдывает себя при решении задач экономического содержания или задач на оптимизацию – задача № 17 профильного экзамена по математике. Для десятиклассников и начинающих одиннадцатиклассников достаточно сложно классифицировать данный вид задач, выработать начальный алгоритм по типам задач, поскольку, несмотря на кажущуюся «одинаковость» в некоторых группах экономических задач, какая-то выведенная универсальная формула не работает.

Традиционные приемы обучения решению текстовых задач при работе с экономическими задачами ЕГЭ себя не оправдывают. Не смотря на то, что умение решать задачи не находится в прямой зависимости от числа решенных задач, мы, учителя, стараемся создать систему умений и навыков учащихся моделирования реальных объектов и явлений в ходе общих подходов к задаче.

Мне, как учителю математики старших классов, достаточно сложно было отказаться от привычных методических подходов обучения решению задач в рамках урока, поскольку на каждый новый вид экономической задачи нужно потратить минимум урок, если хочешь дать возможность детям практически самостоятельно открывать для себя приемы поиска решения новой задачи.

Процесс решения задач, как сложный аналитико-синтетический процесс, тесно связан с формированием таких приемов мышления, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д. Решение текстовых задач, как и решение вообще математических задач, воспитывает волю, приучает к систематическому умственному труду, к самоконтролю, развивает сообразительность. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений.

Решение задач формирует у учащихся умение планировать свою деятельность, внимательно воспринимать учебную информацию, мотивировать каждый шаг деятельности, рационально оформлять результаты своих действий, осуществлять самоконтроль и пр.

В методике обучения решению задач выделяют четыре их основных функции:

  1. Обучающая функция задач направлена на формирование у учащихся системы математических знаний, умений и навыков в процессе их усвоения.
  2. Воспитательная функция задач направлена на воспитание у учащихся интереса к предмету, выработке навыков учебного труда.
  3. Развивающая функция задач направлена на развитие мышления учащихся, на формирование у них приемов умственной деятельности.
  4. Контролирующая функция задач направлена на определение уровня усвоения учащимися учебного материала, способности их к самостоятельному изучению школьного курса математики, уровня развития и сформированности познавательных интересов школьников.

Функции задач в обучении взаимосвязаны, однако в каждом конкретном случае выделяется и реализуется ведущая функция задачи в соответствии с целевой установкой ее применения.

Умение решать задачи не находится в прямой зависимости от числа решенных задач, поэтому в психолого-дидактических и методических исследованиях отдается предпочтение приемам формирования общих подходов к задаче как объекту ее изучения, ее анализу.

Решению текстовых задач уделяется огромное внимание. Связано это с тем, что такие задачи часто являются не только средством формирования многих математических понятий, но и главное – средством формирования умений строить математические модели реальных явлений, а также средством развития мышления детей.

Существуют различные методические подходы к обучению детей решению текстовых задач. Но какую бы методику обучения не выбрал учитель, ему надо знать, как построены такие задачи, и уметь их решать, прежде всего, арифметическими способами.

Решение задач – это работа несколько необычная, сложная, умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придется работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.

Значит, для того, чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких основных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач.

Итак, что же такое задача? Любая текстовая задача представляет собой описание какого-либо явления (ситуации, процесса). С этой точки зрения текстовая задача есть словесная модель явления (ситуации, процесса). И как в любой модели в текстовой задаче описывается не все явление в целом, а лишь некоторые его стороны, главным образом, его количественные характеристики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики в 1 классе

Открытый урок математики в 1 классе.Тема : " Решение задач" Основная цель урока- закрепить решение задач в пределах 10.Урок начинается с мобилизующего момента, дети отгадав загадку ,узнают,...

урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах».

урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах»....

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Образовательный процесс в нашем техникуме предполагает обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, формирование познавательных интересов и способност...

Активные методы обучения на уроках математики

Приведены примеры активных форм обучения, применяемых на уроках математики для активизации познавательной деятельтности....

Листы планирования для уроков литературы в старших классах

Листы планирования состоят из литературной визитки, представление аналитического материала в результате мини-исследований, с использованием смежных видов искусства. Обязателен анализ стихотворений и в...

Активные методы обучения на уроках математики

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятел...