Бег на уроках легкой атлетики в VIII-IX классах
статья

Овладение техникой бега,развитие выносливости, а также развитие скоростных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sport.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Бег на уроках легкой атлетики в VIII-IX классах

Бег широко представлен в комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и включен в уроки для овладения техникой спринтерского и длительного бега, развития выносливости, скоростных и координационных способностей.

Овладение техникой спринтерского бега. В VIIIклассе школьники начинают изучать технику низкого старта. Прежде всего необходимо дать учащимся основные сведения об этом способе старта, рассказать, что низкий  старт применяется в беге на короткие дистанции для более быстрого начала бега и развития максимальной скорости на коротком отрезке дистанции. Для выхода со старта используют стартовые колодки или стартовый станок: обычный, сближенный и растянутый. Наиболее часто применяется обычный старт, при котором передняя колодка устанавливается на расстоянии 1-1,5 длины стопы от линии старта, а задняя – на длину голени от передней. Опорная площадка передней колодки ставится под углом 40-50° к поверхности дорожки.Расстояние между продольными осями колодок 18-20 см.

При растянутом старте передняя колодка отставляется назад от линии старта и находится на расстоянии примерно длины стопы от задней колодки. При сближенном старте задняя колодка приближается к стартовой линии и передней колодке. При этом изменяется и угол наклона опорных площадок; увеличивается при удалении колодок от линии старта, уменьшается при приближении.

По команде «На старт!» бегун подходит к колодкам, становится впереди них, опускается на руки за линией старта, упирается сильнейшей ногой в переднюю колодку, а другой – в заднюю. Встав на колено сзади стоящей ноги, бегун ставит руки, выпрямленные  в локтевых суставах, на ширину плеч у линии старта. При этом кисти рук опираются о дорожку большими пальцами внутрь, а осталоьными наружу. Голова и туловище образуют прямую линию. Тяжесть тела равномерно распределена между точками опоры: руками, стопой впереди стоящей ноги и коленом сзади стоящей ноги.

По команде «Внимание!»  бегун слегка выпрамляет ноги  и поднимает таз несколько выше уровня плеч, перемещая центр тяжести тела вверх-вперед. Значительная часть массы туловища переносится на руки, стопы упираются в площадки колодок. Туловище слегка согнуто, голова несколько опущена, взгляд направлен вниз-вперед. При этом носки ног и пальцы рук бегуна обязательно должны касаться поверхности дорожки.

При команде «Марш!»  бегун энергично отталкивается от колодок ногами, при этом сзади стоящая нога сильно сгибается в коленном суставе и быстро выносится вперед-вверох, а нога, стоящая на передней колодке, полностью разгибается. Руки, согнутые в локтевых суставах, выполняют быстрые энергичные движения. Отталкивание производится под острым углом к дорожке. Движения при выходе со старта выполняются максимально быстро. Учащимся необходимо объяснить основные правила выполнения низкого старта: для подготовки к старту участникам отводят не более 2 мин., все действия выполняют только по команде судьи-стартера; при выполнении команд «На старт!», «Внимание!» оба носка ног и обе руки стартующего должны касаться поверхности дорожки, руки должны ставиться перед линией старта.

За первое нарушение правил старта участник получает предупреждение, за второе – снимается со старта.

После ознакомления с основными правилами выполнения низкого старта школьников знакомят с устройством стартовых колодок или стартого станка, если он имеется в наличии. После этого демонстрируют установку стартовых колодок, отмечая особенности всех трех разновидностей их расположения.

При первоначальном разучивании целесообразно обучать школьников обычному варианту расстановки стартовых колодок. После обучения правильной расстановке колодок применяют следующие упражнения: принять положение «На старт!» в стартовых колодках без лимита времени и без команды; то же по команде; выполнять команды «На старт!» и «Внимание» самостоятельно; то же по команде; осуществлять самостоятельный выход со старта; то же по команде «Марш!»; бег с низкого старта 10-30 м.

Все приведенные упражнения в основном усваивают на уроках физической культуры в VIIIклассе. В IXклассе проводится дальнейшее изучение и совершенствование техники низкого старта. В занятия включают более сложные задания: принятие положения «На старт!» по сигналу на быстроту выполнения; бег с низкого старта на расстояние до 30 м на максимальную скорость; опробование сближенного и растянутого расположения стартовых колодок.

Завершается обучение выставлением оценок за правильность выполнения бега с низкого старта.

Для овладения техникой спринтерского бега и её совершенствования в VIII-IXклассах длину дистанции с первоначальной (20-30м) постепенно увеличивают до 70 м (скоростной бег) и 80 м (бег с ускорением). При этом первые ускорения и скоростной бег проводят на малых скоростях и с малым числом повторений, которые постепенно увеличиваются. Упражнения в беге с ускорением и скоростной бег можно использовать как в основной части урока, так и вводной.

В VIIIклассе на уроке легкой атлетики впервые начинают использовать бег на результат на дистанцию 100 м. Это трудные упражнения, и к ним нужно постоянно готовить школьников. Прежде всего объяснить, что вся дистанция бега на 100 м делится на 4 фазы: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование; указать способ финиширования (плечом, грудью,пробеганием) и задачи каждой фазы бега.

Методика обучения бегу на 100 м. 1. Ознакомить с техникой бега на 100 м. Средства: рассказ, показ, опробование. 2. Научить технике бега по прямой. Средства: равномерный бег с небольшой скоростью, бег с ускорением до 50 м, различные варианты беговых упражнений (семенящий бег, захлестывая голень, с высоким поднятием бедра). 3. Научить технике низкого старта и стартого разгона. Средства указаны при рассмотрении методики обучения низкому старту. 4. Научить технике финиширования. Средства: пробежка финишного старта с небольшой скоростью без проска на ленточку; наклон туловища вперед с отведением рук назад с места, в ходьбе, в медленном и быстром беге; финиширование плечом вперед, с места, в хзодьбе, в медленном и быстром беге; финиширование любым способом на максимальной скорости.

После обучения бегу на 100 м проводится оценка степени изученности учебного материала.

В IXклассе прдолжают обучение бегу на 100 м, учитывая ранее приобретенные знания и навыки вVIIIклассе; увеличиваются отрезки ускорений и скорость бега; в уроки включают эстафеты и игры с бегом на 30-40 м, соверешенствуют способы низкого старта и варианты финиширования.  Школьники постепенно готовотся к выполнению более высоких нормативов в беге на 100 м.

Овладение техникой длительного бега. Учащиеся VIII-IXклассов продолжают совершенствоваться в беге в равномерном темпе до 20 мин. (юноши) и до 15 мин. (девушки). Этот бег проводят обычно на школьном стадионе или во дворе школы, если размеры беговой дорожки стадиона значительно меньше стандартных 400 м.

Подходы к обучению технике длительного бега традиционны: сначала длина дистанции и скорость бега незначительны, затем постепенно возрастают, и время бега доводится до 15-20 мин. Учитель, в зависимости от подготовленности школьников, регулирует скорость бега, добивается, чтобы школьники выполняли бег в равномерном темпе.

Кроме бега в равномерном темпе вVIIIклассе  программой рекомендовано обучать школьников бегу на 3000 м (юноши) и 2000 м (девушки). В V-VIIклассах школьники уже изучали бег на 1000-2000 м и знакомы с техникой бега по прямой и по повороту.

Основы техники бега, заложенные в V-VIII классах, на дистанции 1000-2000 м совершенствуются в VIII- IX классах. Школьники более основательно изучают технику старта и стартового разгона, бега по дистанции, финиширование. Учителю необходимо добиваться правильного положения туловища при прохождении дистанции, соблюдения ритма бега и ритма дыхания. Особое внимание следует уделять работе с девушками, для них дистанция 2000м – серьёзное испытание. После достаточной подготовки проводят приём контрольных нормативов в беге на 2000-3000м.

Развитие выносливости. Выносливость развивают на протяжении всего школьного возраста. Длительный бег, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты и круговая тренировка. С которыми знакомятся школьники в V-VIII классах, продолжают использовать и VIII- IX классах.

Учитывая возросшие в этом возрасте функциональные возможности школьников, увеличивают продолжительность длительного бега с умеренной интенсивностью до 15-20 мин, усложняют бег с препятствиями, которые становятся более сложными, увеличивается их количество на дистанции, особенно при занятиях с юношами в VIII- IX классах. Для девушек не рекомендуем чрезмерно усложнять такие трассы. В тех школах. Где это позволяют условия, целесообразно построить полосу препятствий.

Хорошим средством развития скоростной и общей выносливости являются круговые и обычные эстафеты. На уроках лёгкой атлетики в VIII- IX классах в состав обычных эстафет можно включать различные варианты бега на дистанции 30-40м. В дополнение к ранее изученному материалу применяют бег с гандикапом, колоннами, парами.

Значительное время отводят кроссовой подготовке, особенно при занятиях с юношами. Дистанция кросса прокладывается по полям, лесам, просёлочным дорогам, где могут быть естественные и искуственные препятствия: рвы, канавы, изгороди. Наличие дополнительных препятствий и различного рельефа местности требует от школьников внесения изменений в технику бега, которую они усвоили при беге на стадионе. При подъёме в гору, например, увеличивается наклон туловища,делаются короче шаги,чаще работают руки. При беге с горы увеличивается длина шагов, нога ставится на всю стопу и пятку с перекатом на носок. Длина дистанции кроссового бега в VIII классе может доходить у девушек до 1-1,5 км. У юношей 1,5–2 км, в IX классе до 1,5–2 км и 2-3 км соответственно. После завершения кроссовой дистанции важно приучать школьников не останавливаться, а походить до полного восстановления дыхания.

Развитие скоростных способностей.  Ведущий метод развития скоростных способностей кольников VIII- IX классов – повторный. Продолжительность выполнения упражнений на скорость не должна превышать в этом возрасте 6-8 сек. С интервалами отдыха между посторениями в пределах 1,5-2 мин. В качестве средства развития скоростных способностей используют посторный бег на 30-40м в VIII классе, 50-60м - IX классе. Различные ускорения на 20-30м и 30-40м, бег с максимальной скоростью на 50-60 и 60-80м соответствнно. Одним их эффективных средств развития скоростных способностей у школьников всех возрастов являютс подвижные игры и эстафеты с бегом..Развитию скоростных способностей способствуют изменения условий выполнения упражнений, которые облегчают ( бег под уклон сходу0 или усложняют ( бег по песку в гору,с гандикапом) задания.

Упражнения на развитие скоростных способностей применяют в начале основной части урока после специальной разминки, направленной на подготовку опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем к выполнениюбыстрых движений.

В арсенал средств развития координационных способностей вVIII- IX классах включают различные варианты челночного бега ( с касанием предметов, с обеганием предметов различными способами, с переноской предметов, в парах, в тройках). В VIII классе для девушек используют челночный бег 3*10м, для юношей – 5*10м, в IX 4*10 и 6*10 соответственно. Возможны и другие варианты челночного бега.

Широко применяют бег с изменен6ием направления (по сигналу, без сигнала), скорости (быстрее, медленнее), способа перемещения ( боком, спиной вперёд), чередования быстрого бега на 10-20м с бегом по инерции на 60-80м в VIII классе и на 20-30 и 80-100м – в IX классе, для девушек дистанция может быть уменьшена.

Способствует развитию координационных способностей бег с преодолением препятствий и на местности. В качестве препятствий могут использоваться барьеры разной высчоты, натянутые на разной высоте верёвки, вкопанные в землю автомобильные шины, брёвна. Учителю необходимо периодически менять порядок преодоления препятствий, их количество и дистанцию бега, которая может быть постепенно доведена у девушек и юношей в VIII классе до 80 и 100м, в IX классе – до 100 и 150 м соответственно.

При беге местности школьников учат преодолевать естественные препятствия, подъёмы и спуски,ручьи, пни, канавы, сваленные деревья, низкие кустарники. Длина дистанции у девушек VIII класса – 200-400 м, юношей – 300-600, IX классе -300-500 и 400-700 м соответственно.

Контрольные нормативы по бегу для учащихся  VIII- IX классов

Контрольные упражнения

Класс

Уровень

юноши

девушки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Бег 100 м, сек

VIII

IX

18.5

18.1

17.5

17.2

17.0

16.7

24.5

24.0

23.8

23.3

23.0

22.6

Бег (мин., сек.)

3000 м (юноши)

2000 м (девушки)

VIII

IX

17.50

16.50

16.50

16.10

16.00

15.20

13.40

12.50

12.30

11.30

11.00

10.20

Большое разнообразие беговых упражнений, предложенных программой, позволяет учителю творчески подойти к процессу физического воспитания учащихся VIII- IX классов и выбрать адекватные средства для решения поставленных задач с учетом региона, спортивной базы, места проведения урока, уровня двигательной подготовленности школьников и их интересов.

Сергеев Александр Дмитриевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Техника безопасности на уроках физической культуры по легкой атлетики (начальная школа)

Презентация.Техника безопасности на уроках физической культуры по легкой атлетики (начальная школа)...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: "Легкая атлетика"

Тема урока: прыжки  в длину с разбега и выполнение метания мяча на дальность и в цель.Вид урока:   легкая атлетика.Тип урока: Совершенствование техники прыжков в длину с разбега и ...

Конспект урока по легкой атлетике. Тема: Техника бега и метание малого мяча с места и с разбега.

Конспект урока по легкой атлетике.Тема: Техника бега и метание малого мяча с места и с разбега.Задачи урока:Познакомить учащихся с техникой метания малого мяча с места и разбегаРазвитие быстроты, силы...

Развитие выносливости на уроках по легкой атлетике

Выносливость - способность человека выполнять работу заданной интенсивности в течении длительного времени...

Развитие выносливости на уроках по легкой атлетике

Выносливость - способность человека выполнять работу заданной интенсивности в течении длительного времени...

Развитие быстроты на уроках по легкой атлетики для студентов ККМ

Способствовать повышению уровня быстроты посредством легкоатлетических упражнений, развитие скоростно-силовых способностей средствами бега на короткие дистанции....

Технологическая карта урока физической культуры 3 класс "Закрепление изученного. Легкая атлетика"

Образовательные:1) Способствовать совершенствованию жизненно важных навыков и умений в подвижных играх.2) Обучать  подвижным играм «Братец Кролик, братец Лис», «Два мороза»...