Дискуссия как современная педагогическая технология
статья

В данной статье определяется воспитательная роль школьной дискуссии, даётся определение данному понятию, выделяются цели и условия проведения дискуссии. Автор раскрывает четыре основные стадии развития данной педагогической технологии, характеризует основные виды дискуссий, используемых в педагогической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internet_publikatsiya_2022.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия как современная педагогическая технология

Дискуссия — это метод обучения и воспитания, который направлен на развитие у учащихся коллективных способностей и критического мышления, предполагающий упорядоченный и целенаправленный обмен мнениями, направленный на согласование противоположенных точек зрения и достижения согласованной позиции. Дискуссия интересна и естественна для человека, она помогает ему лучше познать мир, глубже мыслить. Наверно поэтому школьники всех возрастов любят дискуссии. Но особенно важны они для старшеклассников, поскольку именно в этом возрасте формируется мировоззрение человека.

Организованная и направляемая педагогом дискуссия превращается в метод формирования убеждений.

Цели проведения дискуссии могут быть разнообразными:

  1. обучение;
  2. тренинг;
  3. изменение установок;
  4. стимулирование творчества и др.

Обязательными условиями проведения дискуссии являются уважение к различным точкам зрения её участников, совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Воспитательная роль школьной дискуссии состоит в следующем. Она позволяет более глубоко рассматривать и познавать различные жизненные проблемы, развивает способности суждения, совершенствует интеллект и речь, формирует критичность и помогает развить у школьников всесторонний диалектический подход к явлениям жизни. Дискуссия позволяет выработать уверенность в правильности избранной точки зрения, мысли, идеи, утверждения и укрепиться в определенном мнении. То, что школьник слышит в высказываниях педагога, что он видит и с чем встречается в собственном опыте, что вычитывает в книге — все это, проверяясь в открытой борьбе мнений, более глубоко, широко, с разных сторон осознается и закрепляется в сознании. Поэтому в методике целенаправленного формирования убеждений дискуссия является необходимой составной частью.

В ходе дискуссий необходимо учитывать следующие правила:

  1. правило поднятой руки;
  2. критикуя, предлагать;
  3. слушать и слышать друг друга (не перебивать);
  4. соблюдать регламент;
  5. критиковать идеи, а не личность;
  6. не навязывать своё мнение;
  7. толерантно относиться к другим мнениям и позициям;
  8. избегать поучений;
  9. сдерживать эмоции;
  10. развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи;
  11. иллюстрировать мысли примерами.

Правильно организованная дискуссия проходит четыре стадии развития: ориентация, оценка, консолидация и рефлексивный анализ. На стадии ориентации участники дискуссии адаптируются к проблеме и к друг другу.

Стадия оценки обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей.

Стадия консолидации ведёт к выработке определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений.

Рефлексивный анализ и подведение итогов. На заключительной стадии подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии. Оценивается мнение отвечать на вопросы, использовать приёмы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

Школьная дискуссия должна быть педагогически организована: иметь свои пределы, связанные с возрастом школьников; целесообразное содержание; удобные для школы формы; быть тщательно подготовлена и умело проведена. При несоблюдении этих условий дискуссия принесет мало пользы в воспитании школьников, а то и окажется вредной.

Рассмотрим эти условия подробнее.

Содержание. Чем разнообразнее темы дискуссий, тем лучше. Это соответствует как многосторонности интересов школьников, так и цели воспитания разносторонне развитой личности. В школе организуются дискуссии по проблемам морали и политики, искусства и техники, науки и спорта, медицины и семейных отношений.

Недостаточно определить и выбрать интересующую школьников тему. Самое главное — насколько удачно будет разработана программа дискуссии, иначе она может оказаться бессодержательной. Имея в виду воспитательное влияние дискуссий, мы не должны забывать об их идейной направленности, в частности, они должны выводить школьников на проблемы поведения и взаимоотношений людей.

В педагогической практике широко используются все виды дискуссий: 

  1. «Круглый стол»
  2. «Дебаты»
  3. «Эстафета»
  4. «Аквариум»
  5. «Вертушка»
  6. Дискуссия-диспут
  7. Конференция
  8. Дискуссия-соревнование
  9. Мозаика
  10. Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу
  11. Займи позицию (шкала мнений)

Диспут — устная дискуссия. В отличие от конференции, где обсуждение и спор предваряются кратким сообщением о результатах некоторой проделанной работы, диспут весь подчинен обсуждению отобранных проблем. Это наиболее распространенная и эффективная, но и более трудная для педагогов форма. Поэтому более подробно рассмотрим подготовку и проведение именно диспута. То, что выше говорилось о дискуссии вообще, больше всего применимо именно к диспуту.

Чтобы у его участников не было ощущения нарочитости, заданности диспута, желательно найти подходящий повод для его проведения. Таким поводом может оказаться дискуссионный (спорный!) спектакль, кинофильм, телепередача или статья в газете, спорное высказывание учителя или ученика, возникшая у школьников жизненная трудность. Обычно жизнь подбрасывает много проблем, и задача педагога — выбрать подходящую, наиболее актуальную в данное время и в данном коллективе и обратить на нее внимание школьников.

Для успешного проведения диспута требуется тщательная подготовка. Желательно коллегиально принять решение о его проведении (скажем, на собрании класса или на заседании совета школы). Затем педагог сам или с помощью активных школьников составляет программу диспута. Тема и вопросы, предлагаемые к обсуждению, должны содержать проблему, решение которой неясно, во всяком случае, школьникам.

Бессмысленно ставить на дискуссию вопрос «Надо ли хорошо учиться?», поскольку ответ на него ясен каждому. Такая дискуссия не получится. Но если тема и вопросы к ней сформулированы так, что содержат непростые проблемы, задевающие личные интересы школьников, затрагивающие их жизненные трудности и перспективы, то дискуссия должна получиться.

Когда программа готова, можно вывесить объявление. В нем указываются тема, вопросы, место и время проведения диспута, содержится призыв участвовать в нем и сообщается рекомендуемая литература для участников. Кстати, при подборе литературы лучше брать статьи и книги, отражающие различные точки зрения, — это стимулирует интерес к диспуту.

Можно провести предварительный опрос будущих участников в форме анкеты, интервью или сочинения. Материал, полученный таким путем, отражается в плакате, который можно вывесить перед диспутом или использовать в ходе его. Кроме того, предварительный опрос готовит и настраивает школьников на будущий диспут.

В помещении, где будет диспут, имеет смысл вывесить плакаты с правилами ведения публичного спора.

Очень важно подготовить двух-трех первых выступающих. Почему это необходимо? Дело в том, что чем больше вынесенные на диспут проблемы затрагивают интересы школьников, чем более глубоки эти интересы, а также чем больше людей пришло на обсуждение, тем большее психологическое напряжение среди участников возбудит эта ситуация. В такой обстановке трудно решиться выступать, особенно в начале диспута.

Это вовсе не означает, что педагогу надо продиктовать первым выступающим текст выступления. Целесообразнее заранее пригласить наиболее сильных «ораторов», сказать им о важности и сложности диспута, о доверии к их ораторским способностям и порекомендовать выступить первыми.

Лучше, чтобы диспут вел сам педагог как наиболее подготовленный к этому делу человек, но можно доверить руководство и школьнику с высокой интеллектуальной подготовкой и педагогическими способностями, тогда педагог должен быть рядом для помощи и поддержки.

Ведущий объявляет тему и программу диспута и предоставляет слово желающим. Лучше, чтобы их выступления были достаточно энергичны, проблемны, лучше даже — спорны, но ни в коем случае не затянуты. Быстрый темп выступлений и их смены предпочтителен, он побуждает быстрее включаться в дискуссию.

Каждому участнику надо дать возможность высказаться вполне свободно. Действительно, какая может быть дискуссия, если все повторяют одно и то же, а именно то, что соответствует известному мнению педагога или какому-то общепризнанному тезису? Каждый имеет право на собственную точку зрения, может отстаивать ее и пытаться опровергнуть иные. Ошибочную мысль или идею можно опровергнуть только средствами идейной борьбы, но не административным нажимом, не указанием на свое более высокое положение («Ведь я же учитель, поэтому вы обязаны мне верить!»), тем более не разносом и обещанием каких-то неприятностей для того, кто высказал «крамольную» мысль. Столь же неверно и неэтично припоминать школьнику в будущем его неверное, с точки зрения педагога, высказывание на диспуте.

Теперь подробнее рассмотрим функции педагога как руководителя диспута. Прежде всего, он должен все время стимулировать обсуждение, спор по выдвинутым проблемам, ненавязчиво направлять его и ни в коем случае не мешать ему. Многие педагоги очень любят поговорить, во время диспута начинают по привычке объяснять, что хорошо, а что плохо. Но если он все объяснит, то весь смысл проведения диспута отпадет. Спорить будет уже не о чем.

Педагог в этой обстановке должен быть малоразговорчив и не спешить давать ответы на поставленные вопросы. Он стимулирует разные подходы к проблеме, разогревает противоречия, заполняет паузы между выступлениями, связывает высказывания, рельефно показывает выявившиеся различия во мнениях.

При этом он ограничивает длинные выступления. Даже если это высказывания дельные и по существу, но затягиваются на 20-30 минут, диспут глохнет. Надо дать возможность сказать и тем, кто не умеет говорить красноречиво, учитывая, что школьный диспут имеет еще и обучающий смысл.

Каким бы острым ни был спор, нельзя допускать «перехода на личности».

Печально, если диспут приводит к ссорам, скандалу и склокам. Это печально по многим причинам. И потому, что рассматриваемые проблемы и идеи уходят из сознания участников, они заслоняются личными отношениями. И потому, что эти отношения искажаются, ухудшаются, а не совершенствуются. А значит, ухудшается состояние группы, в которой формируется школьник, то есть ухудшаются условия для воспитания.

Ведущий должен творчески относиться к программе. Допустим, участники увлеклись обсуждением двух-трех вопросов, а было запланировано шесть; диспут идет уже полтора часа, и все устали. Тогда надо ограничиться тем, что успели обсудить. Если хочется разобраться и с остальными проблемами, это можно сделать в следующий раз.

Заканчивая диспут, ведущий подводит итоги. Он напоминает в обобщенном виде суть разных точек зрения и намекает на верные выводы, во всяком случае, подводит к ним школьников. Вряд ли имеет смысл жестко их формулировать. Последнее может быть истолковано участниками диспута как давление педагога и вызвать открытое или скрытое (пусть даже неосознанное) сопротивление. Вовсе не требуется принимать какое-либо решение — это ведь не классное или школьное собрание, а именно диспут, и у него другие задачи. В конце ведущий благодарит выступавших за участие в обсуждении.

Примерно так проводится школьный диспут. Возможны, конечно, некоторые варианты, добавление тех или иных деталей, повышающих интерес к дискуссии. Скажем, введение определенных игровых элементов, например, можно придать диспуту облик театрального действа, одев выступающих в костюмы исторических лиц или персонажей литературных произведений.

Почему же при всех своих достоинствах диспут не так часто проводится в школе? Именно потому, что он достаточно труден для педагога. Он требует немалой подготовки, а также определенных качеств самого педагога. Особенно важны такие качества: общая эрудиция и широта взглядов, готовность к дискуссии, терпимость к различным мнениям и высказываниям, тактичность, находчивость и гибкость мышления, умение вести публичный спор.


Список использованной литературы:

  1. Современные педагогические технологии: Методическое пособие для студентов специальностей «Психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» / Состав. Ж.В. Пыжикова. Самара: Изд-во «Универсгрупп», 2005.
  2. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат. М., 2000.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного профессионального образования

В статье "Использование современных педагогических технологий - одна из актуальных задач современного  профессионального образования" рассказывается об  ообоснованном выборе   возд...

Школа педагогического мастерства, доклад на тему: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"

Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"...

Педагогический совет, доклад на тему: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»

Выступление с докладом на Педагогическом совете: «Современные педагогические технологии - основа качественной подготовки квалифицированных специалистов»...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

К.Е.КозловаСанкт-Петербургское бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж управления и экономики «Александровский лицей» На современном этапе развития ...

Программа «Современные педагогические технологии – как инструмент совершенствования методов обучения ,воспитания и педагогического мастерства»

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподава...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА ТЕМА ДОКЛАДА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

    Использование современных педагогических технологий на занятияхСовременный образовательный   процесс   предъявляет   новые   требования...