Индивидуальный план саморазвития на межаттестационный период учителя-дефектолога ГБОУ «Уруссинская школа-интернат для детей с ОВЗ» Гильмановой Гульназ Наилевны на 2022 – 2026 г.г
учебно-методический материал

Гильманова Гульназ Наилевна

     Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Важнейшим условием реализации концепции модернизации образования является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Из года в год в общеобразовательных школах растет количество учащихся с трудностями в обучении. В этих условиях, профессиональная компетентность учителя-дефектолога  является важным  фактором в предупреждении отставания в усвоении общеобразовательных программ и в повышении качества  образования. Следовательно, учитель-дефектолог  должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса,   владеть инновационными технологиями диагностики и коррекции технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность коррекционно-развивающей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

                          «Уруссинская  школа – интернат для детей с ОВЗ»

                   пгт Уруссу Ютазинского  района  Республики Татарстан

        

Индивидуальный план саморазвития

на межаттестационный период

учителя-дефектолога ГБОУ «Уруссинская школа-интернат

для детей с ОВЗ»

Гильмановой Гульназ Наилевны

на 2022 – 2026 г.г

2022 – 2026 г.г

Содержание


1. Пояснительная записка

2. Программа профессионального развития учителя-дефектолога в межаттестационный период:

- разделы программы профессионального развития  учителя-дефектолога;

- формы представления результатов педагогической деятельности;

     - схема самоанализа  урока;

      - методическая документация (учебно-программная документация).

3. План саморазвития:

  • тема;                      
  • задачи;
  • цель;
  • концепции;
  • ожидаемые результаты
  • перечень вопросов по самообразованию
  • предполагаемый результат
  • формы отчета
  • форма отчета по проделанной работе
  • форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная

4. Этапы и содержание самообразования

5. Направления самообразования

Пояснительная записка


    Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Важнейшим условием реализации концепции модернизации образования является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Из года в год в общеобразовательных школах растет количество учащихся с трудностями в обучении. В этих условиях, профессиональная компетентность учителя-дефектолога  является важным  фактором в предупреждении отставания в усвоении общеобразовательных программ и в повышении качества  образования. Следовательно, учитель-дефектолог  должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса,   владеть инновационными технологиями диагностики и коррекции технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность коррекционно-развивающей работы.

Программа  саморазвития  учителя-дефектолога

 в межаттестационный период
             

На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога, является аттестация. В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет  межаттестационный период.                 
    В индивидуальную программу профессионального развития учителя-одигофренопедагога  необходимо вносить разработку учебных программ, методических рекомендаций, памяток для родителей, учителей, составление собственных методических  материалов.  Представляют интерес и материалы, полученные в результате опроса учащихся, их родителей, который проводится либо самим педагогом, либо администрацией в рамках педагогического мониторинга.                                                                         
          В конце учебного года проводится анализ педагогической деятельности в связи с полученными результатами  в соотнесении с поставленными  целями и задачами в начале учебного года.   Исходя из этого,  составляется  индивидуальная  программа  профессионального уровня учителя – дефектолога  на следующий период.                                                                                                        
Разделы программы  профессионального развития

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
  • Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
  • Обучение на курсах повышения квалификации.
  • Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.  

Формы представления результатов педагогической деятельности

  • Серия учебных занятий
  • Методическая продукция
  • Портфолио
  • Собеседование
  • Творческий отчет
  • Представление результатов педагогической деятельности
  • Мастер-класс
  • Публичный отчет
  • Творческая мастерская
  • Педагогический проект
  • Профессиональные конкурсы

Схема самоанализа урока

  • Место разбираемого урока  в системе уроков по изучаемой теме.
  • Обоснование целей и выполнения намеченного плана урока.
  • Характеристика педагогом  ребенка (группы).
  • Мотивировка отбора материала для данного урока.
  • Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на уроке.
  • Мотивировка выбора методов уроков, оценка соответствия данных методам, целям и содержанию урока.
  • Удовлетворенность или неудовлетворенность педагога  уроком (его отдельными частями)
  1.    Меры, намечаемые педагогом  по устранению отмеченных недостатков.
  2.    Оценка и обоснование достигнутых на уроке  результатов.
  3.    Самооценка как одно из условий творческой работы учителя-дефектолога.

Методическая документация  учителя-дефектолога

   (учебно-программная документация)

Разработка рабочих программ.

  1. Программно-методическое обеспечение рабочих программ.
  2. Модель технологии обучения, описание  методической системы.
  3. Проекты, конспекты уроков, консультаций для родителей и учителей,   семинаров, семинаров-практикумов и  т.д.

План самообразования

Задачи:

  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
  • осуществление дифференцированного подхода в коррекционном воздействии с учетом характера и степени выраженности нарушений речи и высших психических функций;
  • взаимосвязи в работе   учителя-дефектолога, учителей начальных классов, педагога-психолога,  а также родителей;
  •  качества проведения уроков на основе внедрения новых технологий;
  • разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов коррекционно-развивающей работы;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего процесса.

Концепции:

  • о структуре, проявлениях и системном подходе при коррекции общего недоразвития речи (Л.С.Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е.Левина);
  • о закономерностях усвоения языка и речи в единстве с различными сторонами психического развития (Л.С. Выготский,  А.Р.Лурия).

Форма отчета по проделанной работе: выступление на  педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, вебинарах.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная. 

Ожидаемые результаты:  успешная социализация младших школьников в процессе их адаптации к образовательным условиям школы

Тема саморазвития (самообразования):

«Социальная адаптация детей с умственной отсталостью»

Цели:

  • отбор и систематизация приемов и способов обследования, способствующих  социальной адаптации  детей с умственной отсталостью;
  • разработка программ по адаптации детей в социуме.

Этапы  и содержание самообразования:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение дополнительной литературы по работе с детьми с ОВЗ

2022-2026г.

1. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. и др. «Нейропсихолог в школе».

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2022-2026г.

 Разработка модели  работы по социальной адаптации учащихся с умственной отсталостью.

Участие в программе личностного роста  в сообществе учителей –олигофренопедагогов, учителей общеобразовательных  школ п.г.т. Уруссу и городов  РТ

Выступление на семинарах, конференциях.  

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

2022-2026г.

Разработка рабочей программы на основе научно-методического комплекса  в соответствии с ФГОС.

Разработка рабочих программ по формированию социальной адаптации детей с умственной отсталостью.

Выступления на вебинарах, педсоветах, семинарах, конференциях.

 Открытые уроки, внекассные мероприятия, круглые столы, семинары -практикумы для родителей, консультации, памятки , рекомендации для учителей.

 Участие в олимпиадах, конкурсах для детей с ОВЗ.

Публикации в социальных сетях работников образования разработок, выступлений, презентаций, статей.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2022-2026г.

Участие в работе  районного   МО  учителей,   в    семинарах, конференциях.

Участие  в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

  Участие в работе школьного сайта.

Открытые занятия  на школьном  и  муниципальном уровнях.

Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

Ведение профессионального портфолио учителя-дефектолога.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2022-2026г.

Реализация проекта  «Школы Минпросвещения России».                               Участие и выступления на Республиканских интерактивных семинарах в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» Академии Минпросвещения России.

Всероссийская научно-практическая конференция

«Здоровая семья - будущее России», выступление, публикация.

Всероссийские Айтматовские  научные чтения

«Межкультурная коммуникация, как фактор толерантности в современном мире»-выступление с презентацией.

Направления саморазвития (самообразования):

Основные направления

Действия и мероприятия

Форма результатов

Профессиональное

1. Изучить научно-методический комплекс.

 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей-дефектологов

Конспекты

Памятки

Рекомендации.

Психолого- педагогическое

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

Научные статьи, презентации.

Методическое

1.Совершенствовать знания современного содержания образования  учащихся начальной школы .

3. Принимать активное участие в работе школьного и муниципального  МО.

4. Организовать работу с детьми с ОВЗ.

5. Изучать опыт работы лучших учителей-дефектологов  через онлайн-семинары (республиканского, международного уровней).

 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

 8. Создать собственную базу интересных приемов и находок на уроках.

9. Проводить открытые занятия для родителей и учителей.

10.Организовать семинар для учителей – дефектологов на базе школы  по теме «Социальная адаптация детей с ОВЗ».

Программы и календарно- тематические планы.

 Дидактические материалы.

 Конспекты занятий.

Информационно- технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Изучение дополнительной информации по педагогике и психологии.

 4.Создание и накопление методической копилки на собственном сайте.

Презентации к занятиям, материалы для диагностики и мониторинга. Учебные программы для развития речи.

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс  здоровьесберегающие технологии.

Дидактические материалы для развития дыхания, тонкой моторики.

                                                   

Литература:

1.Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. - М.,1960.

2.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики – М. ,Изд-во МГУ, 1974.

3.Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека/А.Р. Лурия. – М, 1969.

4.Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, 1988.

5.Ахутина, Т.В., Пылаева, Н.М. и др. Нейропсихолог в школе.– М., 2012.

6.Ефименкова JI. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.  М.: Просвещение, 1991.

7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8.Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

9.Варенова, Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие. / Т В. Варенова. - М.: Форум, 2015.

10.Гудкова, Т.В. Психолого-педагогический опыт работы по использованию полифункциональной среды сенсорной комнаты, 2018 г.

11.Е.Е.Лапп, Е.Е. Шипилова, Е.В. Образование обучающихся с ОВЗ в вопросах и ответах, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов Сафиной Эндже Саматовны

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов Сафиной Эндже Саматовны...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период

Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Важнейшим условием ре...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

Индивидуальная тема самообразования«Развитие практических умений и навыков на уроках производственного обучения»....

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

Индивидуальный план работына межаттестационный периодпо повышению профессиональногоуровняпреподавателя специальных дисциплин Хабибуллина Алмаза Халимовича...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя географии Гафуровой Гульчачак Канафеевны

Пояснительная запискаИндивидуальная образовательная программа педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образов...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя музыки...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.Суть повышения профессионального уровня заключается в ...