2017.11.20 АСОУ. Конференция. Доклад
учебно-методический материал
2017.11.20 АСОУ. Конференция. Доклад
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376.43
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 7 КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ФОРМЕ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ "СТОЛЯРНАЯ ОЛИМПИАДА" И "СТОЛЯРНЫЙ ДЕТЕКТИВ"
Староверов Алексей Владимирович
Учитель столярного дела
МКОУ РАООП "Старогородковская специальная (коррекционная) школа — интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.».
Россия, п.Старый Городок Одинцовского муниципального района Московской области
Введение
В течение последних пяти лет я веду занятия по столярному делу в 5 – 7 классах в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы "Старогородковская специальная (коррекционная) школа — интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.».
Практически все это время от меня требовалась проверка знаний в форме тестов, которые я сам должен был разрабатывать. Но уже в самом начале этой деятельности я пришел к выводу о том, что тесты не дают объективной картины усвоения обучающимися знаний, а тем более практических навыков.
Тема эта сейчас очень обсуждается практически во всех СМИ, учительских и родительских сообществах, а также в министерских кабинетах, особенно с приходом нового министра образования и науки О.Ю.Васильевой. Обнадеживающей новостью в ее многочисленных выступлениях является то, что «со следующего учебного года в ЕГЭ полностью исчезнет тестовая часть» [1, с. 1, 3].
Еще одним обстоятельством, которое меня не устраивало, было то, что в программе [2] и учебнике [3] значительное количество времени отводилось теоретическим занятиям. А результаты тестирования как раз и показывали низкое усвоение обучающимися теоретических знаний без серьезного и длительного практического подкрепления.
Но наши дети не могут жить и учиться как обычные дети, просто потому, что они необычные. В связи с этим, вполне логично, что образовательный процесс и само образовательное пространство в целом тоже должно быть необычным! Когда я это понял, то осознал, что структуру учебного материала и методики преподавания столярного дела надо менять.
Основной целью учителя в работе с обучающимися с ОВЗ я всегда видел в формировании у них практических навыков работы с инструментами и материалами. Именно поэтому каждую тему я начинал непосредственно с практической работы, а на теоретический материал обращал внимание только в тот момент, когда обучающиеся сами сталкивались с ним в практической работе и его изучение и осмысление имело у них в таком случае положительную мотивацию. Таким образом, теория из заунывного переписывания текста с доски в тетрадь становилось для обучающегося зоной ближайшего развития.
Например, при работе с рубанком рано или поздно возникали ситуации, когда на обрабатываемой поверхности вместо ровной аккуратной стружки образовывались сколы. В таких случаях мы осматривали несколько заранее приготовленных образцов древесины и выясняли, что древесные волокна не всегда идут прямолинейно. Таким образом, возникала «проблемная ситуация», из которой обучающиеся как будто бы сами без посторонней помощи находили выход. Это вело к лучшему закреплению жизненного опыта и повышению уровня самооценки обучающегося. Особенно, если учитель вроде бы и не вмешивался в этот процесс, а только наблюдал за ним «со стороны», но при этом мотивировал их действия фразами: «Молодец, ты действуешь почти как настоящий профессионал! И изделие получается очень качественно, почти как у настоящего профессионала!» и т.п.
В конечном итоге от тестов я быстро и полностью отказался. Для проверки усвоения знаний в конце каждого триместра я выделял несколько учебных занятий на подготовку к зачетному изготовлению тестового изделия. На них мы вспоминали приемы работы, последовательность выполнения задания, типичные ошибки, приемы их устранения и т.п. После этого выделялось время на непосредственное изготовление контрольного изделия из готовых заготовок и с готовой разметкой (если это было необходимо). В некоторых случаях (болезнь, высокое качество работы, большая самостоятельность и т.п.) в качестве зачетного выступало изделие, изготовленное в течение триместра. На последнем занятии триместра подводились его итоги и определялись планы на следующий этап обучения.
Основным видом деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в этом возрасте продолжает оставаться игра. [4] Именно поэтому однажды в голову пришла идея организовать проверку знаний в виде открытого мероприятия с нетрадиционным планом и структурой. Так родились «Столярная олимпиада» и «Столярный детектив».
Но сначала кратко коснемся содержания учебного материала в 1 триместрах 5 – 7 классов, которое сложилось у меня в процессе работы. Оно построено по циклическому типу с постепенным усложнением в течение учебного года и годов обучения. Инструменты, навыки работы с которыми овладевают обучающиеся, располагаются от простых к более сложным в следующем порядке: шаблон и карандаш, напильник и наждачная бумага, рубанок, шуруповерт (сверлильный станок), ножовка по дереву, стамеска и киянка, карандаш, линейка и угольник.
В 5 классе изучение учебного материала начинается с изготовления лопатки кулинарной. Для заготовки подходит буковая, березовая или дубовая дощечка размером 8 х 50 мм.
Уникальность этого изделия заключается в том, что, не смотря на простоту, для ее изготовления обучающиеся осваивают сразу несколько приемов работы. Непосредственно в руки они берут напильник и наждачную бумагу (обработка прямой поверхности, обработка криволинейной поверхности). А в форме демонстрации знакомятся со сверлением сквозного отверстия шуруповертом, дрелью или на сверлильном станке, заострением рабочей кромки лопатки шлифмашинкой и пилением древесины ножовкой по металлу. Приемы работы демонстрирует сам учитель или, что более эффективно, старшеклассники. Такое бывает возможно, если мастерская позволяет проводить занятия сразу у двух классов. Обучающиеся также осваивают и простейший способ разметки – разметку по шаблону.
Традиционно первую изготовленную своими руками лопатку каждый обучающийся дарил своей маме, а последующие оставались в мастерской и становились экспонатами выставок, ярмарок, памятных подарков спонсорам, оформления стендов и выставок во время «Недели труда и профориентации» и т.п.
В процессе работы обучающиеся знакомились с отдельными элементами верстака. Постепенно они изучали все его функции. В связи с чем, выделять отдельное теоретическое занятие было нецелесообразно.
Также для изучения свойств древесины отдельное время также не выделяются, а изучается параллельно с формированием навыков по овладению инструментами. А представление о некоторых инструментах, в т.ч. элетрофицированных, они могут получить задолго до того, как возьмут их в руки. Это увеличивает учебное время на практические занятия.
Следующее изделие – подкладка под ложку – мешалку. Ее конфигурация позволяет обучающимся освоить практические навыки по обработке не только вогнутой, но и выпуклой поверхности. С приемами работы электролобзиком обучающиеся знакомятся в качестве демонстрации.
Тем, кто успешно освоил эти изделия, предстоит совершенствовать свои навыки при изготовлении рукоятки для молотка. Заготовку из березы или рябины также заранее изготавливают старшеклассники. Приемы работы с древесиной остаются прежними, но черновую обработку древесины предстоит выполнить новым столярным инструментом - рубанком. Чистовая обработка по-прежнему осуществляется напильником и наждачной бумагой. В данном случае в дело может вступать и шлифмашинка, но сами обучающиеся в руки ее не берут. Демонстрацию работы с инструментом показывают учитель или старшеклассники.
В 5 классе некоторые темы изучаются не в полном объеме (обучающиеся работают с уже готовыми заготовками, строгание древесины осуществляется уже готовыми к работе рубанками, отдельные заготовки могут обрабатываться без учета качества и т.п.). В 6 и последующем классах обучающиеся продолжают изучать те же темы, что и в 5, но уже на более сложном уровне (например, изготовление топорища, самостоятельная подготовка рубанка к работе и т.п.).
Практическое повторение в конце триместра включает в себя мелкий ремонт корпусной мебели, подтягивание резьбовых соединений парт и стульев классах, изучение мебельной фурнитуры и т.п. в соответствии с планом ремонта школы-интерната.
6 класс начинается с изготовления рукоятки для молотка. Новым еще более сложным в изготовлении изделием является учительская указка. Для этого также используется готовая заготовка. Сложность ее изготовления заключается в большой длине и малых (15 х 15 мм) размерах заготовки. Сверление отверстия в ручке указки уже можно доверить обучающимся. Лучше всего это делать на сверлильном станке, но иногда в индивидуальном порядке можно предложить и шуруповерт. Но при этом надо помнить, что для ребенка данного возраста это еще довольно тяжелый инструмент, для того чтобы легко удерживать его в одной руке, да еще и в строго вертикальном положении. Поэтому в удержании и направлении инструмента обязательно участвует учитель. Разметка центра отверстия должна быть также проведена учителем заранее.
Следующие инструменты в руках обучающихся – стамеска и киянка. Здесь стоит сказать об областном конкурсе профессионального мастерства ежегодно проводимого благотворительным фондом «Абсолют помощь». Работая ранее с 9 – 11 классами, я занимался подготовкой к этому конкурсу в течение одного учебного года. Постепенно пришло осознание того, что если мы хотим добиться более серьезных результатов (за 5 лет у меня два ученика выходили в полуфинал), их надо готовить к нему более продолжительное время. Именно этому служит тема «Долбление сквозных отверстий в древесине без учета качества». Ключевыми словами здесь служат отсутствие качества отделки внутренних стен отверстия. Обучающиеся этого возраста не в состоянии еще выполнять несквозные отверстия, которые необходимы по условиям конкурса. Но начальные навыки работы с инструментами и древесиной они получат. А в последующие годы будут только их совершенствовать.
Еще одним положительным стимулом служит то, что обучающимся предлагается выполнить задание, которое дается в более старших классах. В случае положительного результата это повышает самооценку непосредственного исполнителя, а его одноклассникам – дает возможность брать с него пример.
По мере освоения тем следует повышать уровень самостоятельности обучающихся. Это также повышает их самооценку и стремление как можно качественнее выполнить задание. Излишне говорить, что учитель должен наблюдать за всем «издалека», но готовый в любой момент ненавязчиво оказать помощь и поддержку.
Тема «Пиление древесины по готовой разметке без учета качества» с одной стороны будет также готовить обучающихся к областному конкурсу профессионального мастерства, а с другой - поможет им познакомиться с различными видами ножовок и их назначением. Также обучающиеся освоят навык пиления брусков различных размеров под прямым углом по готовой разметке с помощью стусла и по направляющему бруску без учета качества. А также пиление древесины под непрямыми углами по готовой разметке без учета качества. На своем опыте испытают типичные ошибки и найдут способы их устранения.
Тема «Разметка» - первооснова всего столярного дела. Но она и самая сложная тема с самого начала и до самого окончания обучения, т.к. требует серьезных практических навыков по арифметике и геометрии – тоже не самых простых предметов для наших детей. Но начинать ее надо обязательно «с молоду», чтобы со временем она перестала быть «страшной».
Личный опыт показывает, что изучение разметки нужно начинать с простейшего – обвода заготовок деталей по готовым шаблонам. Далее следует перейти к черчению карандашом по металлической линейке прямоугольных фигур на листе бумаги в тетради в клетку. Следующий этап: черчение Г-образных деталей (одна прямоугольная фигура вставлена в другую). Итогом этой деятельности будет самостоятельная работа по черчению карандашом прямоугольных деталей уже на чистом листе бумаги с помощью линейки и нового разметочного инструмента - угольника. В итоге обучающиеся должны хорошо усвоить понятия «нулевая отметка линейки» и «прямой угол».
В конце первого триместра в нашей школе - интернате традиционно проводится «Неделя труда и профориентации». В этом учебном году нам вместе с педагогом – организатором пришла в голову мысль провести в ее рамках совместное подведение итогов триместра в форме открытых занятий «Столярная олимпиада» и «Столярный детектив».
Сценарные планы этих открытых мероприятий приведены в приложениях 1 и 2 к данному реферату. Но здесь мы проведем их краткий анализ.
Для участия в «Столярной олимпиаде» формируются 3 команды по 3 обучающихся в каждой (по одному из каждой параллели). Весь антураж, насколько это возможно, соответствует олимпийским традициям и торжественности (но обязательно со столярной спецификой (см. сценарный план в приложении 1): фанфары, торжественный выход команд под марш, флаги и символы у команд, олимпийский огонь, медали и их торжественное вручение и т.п. Делая первые наброски сценария три года назад, мы думали о том, что мероприятие должно быть похожим на эстафету с фиксацией скорости выполнения заданий, перебежками между этапами и т.п. Но быстро поняли, что в данном случае это неприемлемо, т.к. бег и работа на скорость со столярными инструментами в руках может привести к непредсказуемым последствиям. Именно поэтому ведущий специально предупреждает всех обучающихся, что оценивается не скорость, а качество исполнения задания.
Задания на этапах соответствуют тем темам и инструментам, с которыми обучающиеся уже имеют практические навыки. Именно поэтому каждая команда самостоятельно выбирает себе капитана и решает, кому и на какой этап выйти.
Сценарий «Столярного детектива» также написан в соответствии с классическими принципами детективного жанра: имеется место преступления, пострадавшие, подозреваемые, информация в СМИ, погоня и задержание и, наконец, почти счастливая развязка.
Но здесь «главными героями» выступают уже не инструменты, а материалы. «Следователи» прибывают на «место преступления», осматривают «пострадавших» и, по характерным следам, оставленным на них инструментами, определяют «подозреваемых».
Но в играх участвуют не только непосредственно члены команд. Оба ведущих активно обращаются к зрителям с вопросами и во время игры и во время «технологических» пауз. Таким образом, проверку знаний и навыков проходят не только непосредственные «активные» участники, но и все «пассивные» зрители.
Заключение
Оба мероприятия по структуре и содержанию совершенно не похожи друг на друга, но служат они одной и той же цели – проверить и закрепить в форме сюжетно – ролевой игры навыки и знания обучающихся 5 – 7 классов по столярному делу.
Список литературы
1. Васильева О.Ю. Доживем до понедельника. – Российская газета. № 265 (7133) от 23.11.2016 г.
2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 2. – 240 с.
3. Журавлев Б.А. Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. – М., Просвещение, 1988. – 240 с.
4. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / В.И.Лубовский и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 464 с.
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения студенческой конференции предметной (цикловой) комиссии преподавателей МДК и мастеров производственного обучения по профессиям и специальности автомобильного профиля за 2017-2018 уч. год
Планпроведения студенческой конференциипредметной (цикловой) комиссии преподавателей МДК и мастеров производственного обучения по профессиям и специальности автомобильного профиляза 2017-2018 уч. год...

Всероссийская научно-практическая конференция (Галактика знаний 2017)
Профессиональное образование и движение WorldSkills....
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ к выступлению на городской студенческой научно-практической конференции «МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА-2017»
Исследование особенностей психоэмоционального состояния студентов медицинского колледжа 3-4 года обучения и работающих специалистов среднего медицинского звена. Методы профилактики и психокоррекции не...

Статья для сборника материалов Межрегиональной студенческой НП конференции с международным участием "Медицинская профилактика - 2017"
Данная статья, подготовленная под руководством преподавателя исследовательская работа обучающихся. Она создана на основе изучения источников и специальной медицинской литературы в области профил...

Стендовый доклад, как часть публичного доклада директора по результатам деятельности БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» за 2017 год
Стендовый доклад презентует основные профессиональные достижения преподавателей методической комиссии (кафедры) Менеджмента и студентов специальностей 43.02.10 "Туризм" и 43.02.11 "Гост...

2017 Республиканская научно-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса Роль классного руководителя в современном образовании
2017 Республиканкая научная-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса . Роль классного руководителя в современном образовании...

Доклад студентов Щелковского колледжа на V||| региональной научно-практической конференции студентов и школьников. Наука и техника в экологии и гидрометеорологии. Название доклада Космические технологии дистанционного мониторинга Земли.
Цель работы заключалась в поисках и анализе информации представленной в интернете по вопросу биосферного мониторинга Земли. с использованием современной российской космической техники. Рук...
