Практическое занятие "Тригонометрические функции"
методическая разработка

Шейко Наталя Николаевна

Практическое занятие "Тригонометрические функции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_no4._trigonometricheskie_funktsii.docx300.38 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкционная карта.

(1 курс Профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично-механизированной сварки (наплавки)), 08.01.07 Мастер общестроительных работ)

Практическое занятие №4.

Тема: «Тригонометрические функции»

Цель: Доказательство необходимости изучения тригонометрии.  Изучить применения тригонометрических функции в решении практических задач.

Оборудование:  инструкционные карты, калькулятор.

Вариант __

Изучить теоретический материал.

Порядок выполнения:

  1. Ознакомиться с теоретическим материалом и решением задач .
  2. Изучить образцы решенных задач.
  3. Выполнить практическую работу .

Теоретическая часть.

Тригонометрические функции — элементарные функции, которые исторически возникли при рассмотрении прямоугольных треугольников и выражали зависимости длин сторон этих треугольников от острых углов при гипотенузе (или, что равнозначно, зависимость хорд и высот от центрального угла дуги в круге). Эти функции нашли широкое применение в самых разных областях науки. По мере развития математики определение тригонометрических функций было расширено, в современном понимании их аргументом может быть произвольное вещественное или комплексное число.

Раздел математики, изучающий свойства тригонометрических функций, называется тригонометрией.

  • Синус — отношение противолежащего катета к гипотенузе.
  • Косинус — отношение прилежащего катета к гипотенузе.
  • Тангенс — отношение противолежащего катета к прилежащему.
  • Котангенс — отношение прилежащего катета к противолежащему.

C:\Users\User\Desktop\image259.jpg

C:\Users\User\Desktop\c458b37db43a65a141aa04021694bace_h-4638.jpg

Задача 1.  Бомбардировщик на большой скорости – 707 км/ч. – приближается к важному объекту противника. Необходимо поднять в воздух зенитную ракету, скорость которой 1000 км/ч.  Под каким углом направить ракету, чтобы она встретилась с самолетом?

Решение: Пусть В - место самолета, А - начальное место ракеты и С - точка встречи.

Треугольник АВС:

  

Ответ: 450.

         Для решения этих задач использовались определения синуса, косинуса, тангенса прямоугольного треугольника. Подобных задач в практике можно встретить очень много. Однако и другие теоремы, и свойства тригонометрии используются на практике.

Для определения высоты горы достаточно с двух разных точек измерить с помощью приборов величины углов, под которыми видна вершина, а затем воспользоваться теоремами синусов и косинусов.

Задача 2. Вершина горы В из точки А видна под   = 3800 42/, а при приближении к горе на 200м вершина стала видна под   =  420. Найти высоту горы.

Решение: = + , = – =420–38018/=3018/.

Треугольник АВD:  , следовательно

 =200 ∙  = 10,85 ∙ 200=2170

Из треугольника ВСD:  м.

Ответ: 1452 м.

В этой задаче использовалась теорема синусов.

         

Задача 3. С наблюдательного пункта А замечают под углом 630 30/ самолет В, пролетающий над башней D, высота которой 79,5 м. Прямая, соединяющая наблюдательный пункт А с верхушкой башни D, образует с горизонтальной плоскостью угол 200 45/. На какой высоте находится самолет?

Решение: Высота полета самолета

ВС = ВD + DC.

Треугольник АВС:  С = 900;

DAB = 630 30/ - 20045/ = 42045/;

СВА = 1800 – (900 + 63030/) = 26030/.

Треугольник DAC:  С=900; АD=  = 224,9 м.

Треугольник DAB:   ,   следовательно

BD = 224,9 • = 342,2 м.     ВС = 342,2 + 79,5 = 421,7 м.

Ответ: 421,7 м.

Задача 4. Определите разницу высот h, если высота инструмента i = 2 м, высота здания N=4 м, длина визирной линии S=10 м, а угол наклона луча v =27°

 Решение:    

Ответ: 1,5 м.

Практическая часть. 

1 вариант

2 вариант

1.  Бомбардировщик на большой скорости  – 800 км/ч. –  приближается к важному объекту противника. Необходимо поднять в воздух зенитную ракету, скорость которой 1600 км/ч.  Под каким углом направить ракету, чтобы она встретилась с самолетом?

1.  Бомбардировщик на большой скорости  – 550 км/ч. –  приближается к важному объекту противника. Необходимо поднять в воздух зенитную ракету, скорость которой 1700 км/ч.  Под каким углом направить ракету, чтобы она встретилась с самолетом?

2. Вершина горы В из точки А видна под  = 450, а при приближении к горе на 250м вершина стала видна под    =  750. Найти высоту горы.

2. Вершина горы В из точки А видна под  = 450, а при приближении к горе на 300м вершина стала видна под    =  750. Найти высоту горы.

3. С наблюдательного пункта А замечают под углом 600 самолет В, пролетающий над башней D, высота которой 80 м. Прямая, соединяющая наблюдательный пункт А с верхушкой башни D, образует с горизонтальной плоскостью угол 300. На какой высоте находится самолет?

3. С наблюдательного пункта А замечают под углом 450 самолет В, пролетающий над башней D, высота которой 70 м. Прямая, соединяющая наблюдательный пункт А с верхушкой башни D, образует с горизонтальной плоскостью угол 300. На какой высоте находится самолет?

4. Определите разницу высот h, если высота инструмента i = 3 м, высота здания N=4 м, длина визирной линии S=15 м, а угол наклона луча v =30°

4. Определите разницу высот h, если высота инструмента i = 2 м, высота здания N=5 м, длина визирной линии S=20 м, а угол наклона луча v =30°

Сделайте вывод.

Контрольные вопросы (ответить письменно).

  1. Как называется раздел математики, изучающий свойства тригонометрических функций?
  2. Что такое «синус»?
  3. Найди cos 450.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для проведения практического занятия по теме: "Нахождение производных сложной и обратных тригонометрических функций"

Пособие предназначено для проведения практичесого занятия оп нахождению производных, где разобраны примеры, приведен тренажер для закрепления....

Методическая разработка практического занятия по теме: «Изучение строения и функции скелета туловища» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 060501 «Сестринское дело»

Практическое занятие по теме «Изучение строения и функции скелета туловища» проводится в игровой форме. Проверка знаний на занятии в форме игры ненавязчива, не вызывает у студента неприятных ощущ...

Практическая работа Функции ввода и вывода строк прерывания INT 21h

Практическое ознакомление с функциями ввода/вывода строк и приёмами использования возможностей этих функций....

Практическая работа для студентов 2 курса СПО по разделу "Математический анализ" , и темам: Предел функции,производная функции.

Практическая работа направлена на проверку усвоения материала по разделу "Математический анализ" у студентов СПО...

Раздаточный материал к практическому занятию «Функции государства»

Раздаточный материал к практическому занятию «Функции государства» содержит подборку высказываний политиков России и Японии в процессе  переговоров по вопросу подписания мирного догов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ По ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия Раздел 6: Функции и графики Тема: «Показательная функция, её график и свойства. Логарифмическая функци

Методическое пособие разработано для преподавателей и студентов с целью формирования знаний, умений по теме: «Показательные и логарифмические функции». В процессе практического занятия сту...