"Хроническая усталость и стресс"
статья

Гюльметова Ирада Рзахановна

Стрессоустойчивость личности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hronicheskaya_ustalost_i_stress.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

                     Стрессоустойчивость личности педагога

                            «Хроническая усталость и стресс»

    Всемирной организацией здравоохранения стресс был признан одной из самых главных угроз здоровью человека в 21 веке. Тема касательная хронической усталости и стресса близка каждому человеку, а в особенности педагогам, которые находятся в постоянной эмоциональной напряжённости, ведь работа с детьми достаточно нелёгкий труд, все они разные, у каждого свои особенности в характере, а педагогу важно найти подход к каждому из них.

Согласно исследованиям, педагогическая работа предполагает следующие угрозы психологическому здоровью педагогов: эмоциональное выгорание; профессиональные деформации; состояние педагогического кризиса; кризис компетентности.

Исследования Ф.Г. Аминева показали, что чуть больше половины учителей высшей категории испытывают эмоциональное выгорание, причем в возрасте 40 лет – это характерно для всех учителей. Им становится свойственна особая беспокойность, кардинальность, откровенная враждебность.

Синдром эмоционального выгорания способствует формированию личностных деформаций, которые, по мнению исследователей, характерны для многих учителей. А.Л. Свенцицкий рассматривает профессиональные деформации через профессиональные стереотипы, которые усваиваются человеком настолько, что переносятся и на другие социальные роли, вследствие чего он не может перестраивать свое поведение сообразно изменившимся условиям.

Жизнь человека, работающего педагогом наполнена множеством ситуаций, которые влекут за собой стрессовые состояния. Их работа переполнена постоянными нервно-эмоциональными нагрузками и частым психоэмоциональным напряжением. Это связано с тем, что профессия педагога связана с высокой ответственностью, мотивационной и личностной вовлеченностью в педагогическую сферу, также педагог ежедневно эмоционально «выкладывается» перед учащимися, что в свою очередь обуславливает стрессогенный характер педагогической деятельности.

Деятельность педагога наполнена огромным количеством психоэмоциональных затрат. Зачастую педагог испытывает большой стресс из-за ограниченности, тех 45 минут времени, отведённых для урока, боится не успеть уложиться в отведённое ему время, так как педагогу нужно за такой короткий промежуток времени выполнить множество задач. Среди них можно выделить осуществление индивидуального подхода к каждому ученику, строгое соблюдение дисциплины в классе, объяснение учащимся нового материала, доступным для них языком, оценка его усвоения, проверка домашнего задания, а также выставление оценок учащимся. В связи с этим учителя испытывают достаточно частое психическое напряжение, в связи с тем, что им приходится нести большой груз ответственности.

  Также поводом для стресса в жизни педагога могут выступать открытые уроки, ответственные выступления, напряжённый разговор с начальством. Жизнь педагогов двигается в стремительном ритме, очень часто учителям катастрофически не хватает времени, им надо много чего успевать, нередко в жизнь учителей поступает избыточный и по большей части негативный поток информации, а это в последствии превращается в хроническую усталость, депрессию, агрессию и принятию ошибочных решений. Непрекращающийся, постоянный стресс приводит к эмоциональному выгоранию педагога. Но в основе педагогической деятельности лежит рассудительность, принятие взвешенных поступков и решений. Педагоги должны бороться со своей раздражительностью, преодолевать свои вспышки гнева, тревожности и отчаяния.

В профессиональной деятельности педагога такие понятия как стресс и стрессоустойчивость занимаю практически ведущую роль. Уделение большого внимания исследованию стресса и стрессоустойчивости в деятельности педагога позволят отслеживать и регулировать факторы, которые оказывают влияние на психическое состояние учителей, тем самым удастся добиться профессиональной продуктивности педагогов и повышения уровня образования.

На сегодняшний день стресс является неотъемлемой частью жизни преподавателей, в связи с этим имеется высокая потребность у педагогов такого профессионально-важного качества как стрессоустойчивость.

В условиях нашей нынешней жизни стрессы происходят очень часто и зачастую влекут за собой очень сложные состояния, которые впоследствии образуют барьеры для деятельности человека, и профессия педагога не является исключением.

       К педагогу нашего времени предъявляются достаточно высокие требования, это требует от них максимальной мобилизации их психологических ресурсов. Л.М. Аболиным, Л.М. Митиной, С.В. Субботиным был отмечен тот факт, что педагогическую деятельность можно отнести к группе самых напряжённых видов социальной деятельности. В профессии педагога встречается огромное множество стресс-факторов, которые предъявляют повышенные требования к психологической устойчивости учителя по отношению, как к внешним воздействиям, так и к внутренним стрессовым симптомам.

Мнение о том, что профессия педагога является одной из самых интеллектуально и эмоционально напряжённых прослеживается у таких авторов как Горелова, Митина, Подымова. Среди различных профессий, относящихся к типу взаимодействия «человек-человек» именно к педагогам предъявляют наиболее повышенные требования к качеству деятельности, при данных условиях очень низко оценивают труд учителей, выплачивают им маленькие зарплаты, что также в свою очередь оказывает воздействие на стрессовое состояние педагогов. Низкая материальная оценка деятельности педагога влечёт за собой падение престижа профессии, «оттоку кадров», а также количественному и качественному снижению уровня жизни.

Люди, связанные с педагогической деятельностью, находятся в условиях повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Широко распространено мнение о том, что на плечи педагогов ложиться более тяжёлая нагрузка, нежели на менеджеров и банкиров, генеральных директоров, то есть иными словами людей, деятельность которых также непосредственно связана с людьми.

          Учитель в профессиональной деятельности испытывает воздействие многих стрессовых факторов, в числе которых значительные учебные нагрузки; часто возникающие аффективные реакции в связи с каждодневными и затянувшимися трудными ситуациями; отсутствие возможности своевременно отреагировать стресс; постоянное общение с людьми разных категорий, требующее интенсивной рефлексии.

          Труд учителя насыщен разного рода напряженными ситуациями, связанными с возможностью возникновения неадекватного эмоционального реагирования. Педагогический стресс носит накопительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму.

          Поэтому психологами установлен факт высокой стрессогенности профессии учителя по сравнению с другими профессиями. Причины напряженности профессиональной деятельности педагогов обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.

          К объективным факторам относятся такие условия деятельности, как загруженность рабочего дня, жесткие временные рамки деятельности, снижение результатов труда, неудовлетворительные жилищные условия, низкая заработная плата. Помимо этого, на плечи учителя возложено множество общественных нагрузок.

          К субъективным факторам, негативно влияющим на деятельность педагога, относятся индивидуальные особенности человека, препятствующие установлению общения с учащимися и коллегами, недостаток опыта работы, неудовлетворенность профессиональным ростом, неопределенность или недостаток ответственности, другие личностные качества.

К синдрому «Хронической усталости» человека может привести стресс. Хроническая усталость является специфическим видом усталости и зачастую проявляется в условиях интенсивного эмоционального общения с множеством людей. При хронической усталости человек может ощущать физическое, а также нервное истощение. Характерными особенностями данного синдрома являются тошнота, боли в мышцах, повышенная температура, перепады настроения и депрессивные состояния. Профессиональный стресс имеет ряд негативных последствий, в том числе проявление острых стрессовых состояний, которые могут сохраниться в виде устойчивых нарушений психического здоровья. Это проявляется в самых разнообразных формах дезорганизации индивидуального и группового поведения, профессионально-личных деформациях и психических расстройствах. Профессиональным принято называть тот стресс, который выражается в физических и психических реакциях на напряжённые обстоятельства в профессиональной деятельности.

          Разболтанность нервной системы учителя может привести к нервным срывам, что крайне неблагоприятно и для них самих, и для окружающих.  Нужно отметить, что стрессам в школе подвержены любые учителя.  Учителя, которые стараются вести урок как можно более спокойно и не вникать в конфликты, подвержены подобным срывам даже больше, так как постоянное накапливание раздражения и сдавливание его внутри себя приводит, рано или поздно, к эмоциональному взрыву.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аминев Ф.Г. Профессиональное здоровье учителя / под ред. Д.И. Бахтизина. – 2014. – С. 25.
  2. Гунзунова Б. А. Теоретические подходы к исследованию саморегуляции произвольной активности субъекта деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – №5.
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – С. 5.
  4. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова. – М.: Академия, 2005.
  5. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. – 1998.
  6. Пигарова Е.А. Синдром хронической усталости: современные представления об этиологии / Е.А. Пигарова, А.В. Плещева, Л.К. Дзеранова [и др.] // Ожирение и метаболизм. – 2010. – №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОСТЕЙШИЕ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, УСТАЛОСТИ, УТОМЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ИХ НАПРАВЛЕННОЙ КОРРЕКЦИИ.

Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции....

Упражнение для снятия усталости

Упражнение для снятия усталости и напряжения глаз, головы, шеи, тловища, рук при работе за компьютером....

Методическая разработка занятия "Стресс. Способы выхода из стресса"

Представленная методическая разработка  предназначена для проведения теоретического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений медицинского п...

Презентация "Стресс на рабочем месте: причины, влияние на человека, методы борьбы со стрессом."

Презентация о причинах возникновения стресса и способах борьбы с ним....

Сестринская помощь при хроническом гастрите, хроническом гастродуодените

Методическая  разработка учебного занятия по теме  «Сестринская помощь при хроническом гастрите,  хроническом гастродуодените»  создана с целью обеспечения учебно-метод...

Студенческий проект "Синдром хронической усталости"

Исследовательский проект «Синдром хронической усталости» направлен на изучение данной проблемы и выявление у студентов этого заболевания.Синдром хронической усталости - это заболевание, ха...

Методическая разработка практического занятия "Сестринская помощь при хроническом гастрите, хроническом гастродуодените, язвенной болезни"

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)Специальность...