Картотека дидактических игр по культуре питания
картотека

Чеботарева Алена Игоревна

Проблема воспитания культуры питания очень актуальна в современных условиях. В настоящее время подрастающему поколению необходимо прививать нормы культуры питания, каждый третий ребёнок страдает каким-либо хроническим заболеванием. Лидирующее место в ряду патологий в течение 10-15 лет занимают болезни пищеварения (53 %). Особое внимание в работе по формированию культуры питания занимают дидактические игры. Они позволяют самостоятельно действовать в определенной ситуации, делать собственные открытия. Они создают условия для развития мыслительных операций, решения логических задач, приобретения опыта мыслительной деятельности. Развивают произвольную сферу, учат преодолевать трудности в решении поставленных задач. Активизируют творческую и познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovo_kartoteka_didakticheskih_igr_po_kulture_pitaniya.docx668.15 КБ

Предварительный просмотр:

        рамка.jpgлоготип новый.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД   «ТЕРЕМОК»

                          ГОРОД МУРАВЛЕНКО

https://s1.slide-share.ru/s_slide/1f16e1c865cf725ee1cb825196d4d6bb/fe3f2fa5-8ba6-4d2f-80f3-f7df6c45b934.jpeg

Подготовила:

Воспитатель:

Чеботарёва Алёна Игоревна

1 квалификационная категория

г. Муравленко, 2022

«Кто больше назовет блюд»

Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.

 Ход игры. Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.

«Что едят в сыром виде, а что в вареном? »

Цель: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.

Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.

«Столик, накройся!».

Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.

Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.

«Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

«Чашки – ложки»

Цель: познакомить детей с предметами сервировки (ложка, чашка, тарелка)

«Научим Чебурашку накрывать на стол»

Цель: Учить детей правильно сервировать стол, узнавать и называть предметы сервировки.

«Напоим Катю чаем»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами сервировки, правильно сидеть за столом.

«Маша обедает»

Цель: Закрепить у детей знания о предметах сервировки.

«Будем кашу варить, будем Сашу кормить»

Цель: Обучать детей правильно пользоваться ложкой.

«Кормление кукол»

Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать предметами (ложкой, чашкой, тарелкой)

«Красивые салфеточки для трех поросят»

Цель: Продолжать обучать детей навыкам пользования салфеткой.

Игры с предметными картинками «Дети обедают»

Цель: Закрепить знания детей о поведении за столом, знания о столовой посуде.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Формирование умения самостоятельно пользоваться ножом

«Покормим зверей салатом»

Цель:

-закреплять навык правильной еды - держать правильно ложку (тремя пальцами - указательным, средним, большим);

-нарезать пластилиновые овощи пластмассовым ножом;

-перемешивать большой ложкой салат в миске; кормить кукол салатом.

Словарь: огурец, помидор, лук; салатница, ложка; держу, отрезаю, перемешиваю, кормлю.

Оснащение: игрушечные звери; пластилиновые овощи, пластмассовый нож, вилка.

Ход игры: принесите красиво украшенную коробку и предложите ребенку посмотреть, что в ней (игрушечные звери). Скажите: «Звери пришли к тебе в гости из леса.

В лесу сейчас холодно и голодно. Надо бы их чем-нибудь угостить». Предложите ребенку сделать овощной салат и угостить зверей.

Рифмовка: Я сегодня не скучаю,

Всех салатом угощаю.

Звери на пеньке сидят

И салатик мой едят.

Ребенок должен приготовить "салат":

· нарезать пластилиновые овощи;

· сложить их в салатницу;

· круговыми движениями большой ложкой перемешать салат в салатнице;

· положить салат большой ложкой каждому гостю на тарелочку;

· угостить зверей салатом.

«Чай для кукол»

Цель:

-закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;

-обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;

-закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.

Словарь: чай, кипяток, заварка, чашка, чайник; наливаю, завариваю, угощаю; горячий, крепкий, вкусный.

Оснащение: игрушечный чайный сервиз, кукла.

Ход игры: расставьте перед ребенком чайный сервиз.

Рассмотрите вместе предметы посуды. Попросите ребенка назвать каждый предмет.

Покажите куклу, скажите, что кукла пришла к ребенку в гости, а гостей принято угощать.

Рифмовка: Таню в гости приглашаю,

Чаем с плюшкой угощаю.

Пей, Танюша, чай!

Пей и не скучай!

Предложите ребенку приготовить чай (положите перед ним мнемокарту с рисунками, изображающими последовательность действий при приготовлении чая). Когда чай будет готов, предложите ребенку напоить кукол и взрослых, играющих с ним.

Игры и упражнения, направленные на формирование навыка приема пищи

Д/и «Кормление куклы»

Цель:

-научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки;

-вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.

Сюжетно - отобразительная игра «Встреча подружек куклы, угощение их чаем»

Цель:

-знакомить детей с предметами посуды: учить называть их, узнавать по слову, использовать по назначению;

-учить сервировать стол к чаепитию;

-воспитывать желание заботиться о кукле.

• Д/и «Накормим куклу кашей»

Цель: рассматривание тарелки, столовой ложки, салфеток. Обучение культурно -гигиеническим навыкам.

• «Мы готовимся к обеду»

Цель:

-знакомство с названиями предметов столовой посуды, приборов, их формой, цветом;

-учить правильно и красиво накрывать на стол;

-учить кукол культуре поведения за столом.

«Угостим Катю обедом»

Цель:

-сервировка стола для обеда куклы Кати;

-сравнение глубокой и мелкой тарелок; знакомство с названиями приборов и их

назначением: ложка столовая и чайная, вилка, нож.

«У куклы Кати день рождения». (Накрываем стол для обеда и кормим кукол.)

Цель: обобщение знаний о предметах столовой посуды и продуктах питания, активизация словаря, связной речи.

Д/и «Обед для трех медведей». («Три медведя готовят обед»)

Цель: уточнение понятий «маленький» - «большой» - «очень большой» применительно к предметам кухонной посуды.

«Четвертый лишний» (классификация посуды по назначению, использованию.)

Д/и «Катин огород»

«Подарок зайке»

«Что выросло на огороде».

Цель:

-рассматривание овощей; познакомить с названиями некоторых овощей;

-учить узнавать их по названию и самостоятельно называть;

-активизировать словарь, развивать связную речь (умение выражать мысль в форме 3 - 4-словного предложения).

Игры на различение предметов посуды

Д/и «Магазин». (Покупка продуктов для приготовления обеда. Покупка посуды )

«Навестим больную куклу. Приготовим ей угощения» (лепка предметов округлой формы - конфетки, вишенки.)

«Печем пироги для куклы» (игры с песком)

Цель: учить действовать совком - набирать влажный песок, наполнять им формочки, утрамбовывать песок в формочки тыльной стороной совка, переворачивать формочку на стол, придерживать песок рукою4 стучать по дну формочки, снимать ее; угощать куклу.

Действия с предметами - орудиями. «Оладьи для Кати».

Цель:-развивать глазомер, координацию движений правой руки;

-упражнять в умении подхватывать круглый диск концом лопатки;

-воспитывать ловкость, сноровку, желание довести дело до конца.

Д/и «Научим куклу мыть посуду»

Цель: -воспитывать навыки пользоваться посудой, содержать ее в чистоте;

-приучать использовать посуду по назначению, бережно к

ней относиться;

-называть предметы посуды во время кормления куклы;

-называть действия (вытирать, ставить).

Дидактическая игра "Что чем едят"

Карточки с изображением различных продуктов и блюд,

- дети должны правильно подобрать карточку - что едят руками

Что едят ложкой

Что едят вилкой

Что едят вилкой и ножом

Спасибо всем, чьи фотографии я использовала для создания данной игры!

Правила поведения за столом

Аккуратно кушай хлеб -

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,

Головой не лезь в кастрюлю.

Будешь печь ты пироги -

Нос, смотри, не обожги.

Супчик кушай аккуратно, Не выплевывай обратно.

Хлебных крошек не кроши, Таракашек не ищи.

Пей чаек, не проливая. Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало? Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку, А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот И, не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу, Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку, Мясо, рис (не надо ложкой).

Ручкой можно брать пирог, Глазированный сырок. И скажи спасибо всем, У кого ты пищу ел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по пдд

В этом файле собрано большое кол-во дидактических игр по пдд,с информацией их подготовки и рекомандации по проведению....

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности

Картотека  дидактических игр по экспериментальной деятельности с песком, водой, воздухом и растениями для детей старшего дошкольного возраста....

Статья на тему "Культура питания в детском саду"

Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из н...

Час семьи "Культура питания"

Правильное питание – это залог здоровья на всю жизнь. Есть люди, которые питаются правильно, а есть люди, которые никогда не задумывались над тем, что они едят. (воспитательное мероприятие по пр...

Картотека дидактических игр для автоматизации и дифференциации звуков

Картотека дидактических игр для автоматизации и диференциации звуков в слогах, словах, предложениях....

Картотека дидактических игр по ТРИЗ технологии для практической подготовки студентов "Дошкольное образование"

Картотека дидактических игр по ТРИЗ технологии для практической подготовки студентов "Дошкольное образование"...