Программа производственной практики по специальности Туризм
рабочая программа

Миланина Елена Михайловна

Данная программа разработана на основе ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

 «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЮ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ   ПРАКТИКИ

специальность

43.02.10 Туризм

для студентов очной формы обучения

Байкальск, 2022


Составитель: Миланина Е.М., мастер производственного обучения 

        

         Методические рекомендации по организации и прохождению

производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК)  ПМ 01 Предоставление турагентских услуг, ПМ 02 Предоставление услуг по сопровождению туристов, ПМ 03 Предоставление туроператорских услуг, ПМ 04 Управление функциональным подразделением организации.

Методические рекомендации определяют цели и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной практики студентами, а также содержат требования по подготовке отчета о практике.

Методические рекомендации адресованы студентам очной формы обучения.

ВВЕДЕНИЕ

         Производственная практика является составной частью профессиональных модулей по специальности     43.02.10   Туризм.

Требования к содержанию практики регламентированы:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения по специальности   43.02.10   Туризм;
  • учебными планами специальности 43.02.10   Туризм;
  • рабочей программой ПМ 01 «Предоставление турагентских услуг» и  
  • рабочей программой ПМ 02 «Предоставление услуг по сопровождению туристов» и
  • рабочей программой ПМ 03 «Предоставление туроператорских услуг»
  • рабочей программой ПМ 04 «Управление функциональным подразделением организации» и
  • потребностями ведущих учреждений, организаций, предприятий;
  • настоящими методическими указаниями.

По профессиональным модулям учебным планом предусмотрена производственная практика.

Производственная практика по специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, на приобретение практического опыта по виду профессиональной деятельности профессиональных модулей.

В рамках производственной практики Вы получаете возможность освоить правила предоставления турагентских услуг, правила предоставления услуг по сопровождению туристов, правила предоставления туроператорских услуг, правила управления функциональным подразделением организации.

Прохождение практики повышает качество Вашей профессиональной подготовки, позволяет закрепить приобретаемые теоретические знания, способствует социально-психологической адаптации на местах будущей работы.

Методические рекомендации, представленные Вашему вниманию, предназначены для того, чтобы помочь Вам подготовиться к эффективной деятельности в качестве сотрудников организаций разных форм собственности.

Выполнение заданий практики поможет Вам быстрее адаптироваться к условиям работы на предприятиях.

Прохождение производственной практики является обязательным условием обучения.

Обращаем Ваше внимание, что студенты, не прошедшие практику, к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю не допускаются и направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, успешно прошедшие практику, получают «дифференцированный зачет» и допускаются к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю.

Настоящие методические рекомендации определяют цели и задачи, а также конкретное содержание заданий по практике, особенности организации и порядок прохождения производственной практики, а также содержат требования к подготовке отчета по практике и образцы оформления его различных разделов. Обращаем Ваше внимание, что внимательное изучение рекомендаций и консультирование у Вашего руководителя практики от техникума поможет Вам без проблем получить оценку по практике.

Консультации по практике проводятся Вашим руководителем по графику, установленному на организационном собрании группы. Посещение этих консультаций позволит Вам наилучшим образом подготовить отчет.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Производственная практика студентов является составной частью образовательного процесса по специальности 43.02.10 Туризм и имеет важное значение при освоении вида профессиональной деятельности по профессиональным модулям:  

- ПМ 01 «Предоставление турагентских услуг»;  

- ПМ 02 «Предоставление услуг по сопровождению туристов»;

- ПМ 03 «Предоставление туроператорских услуг»;

- ПМ 04 «Управление функциональным подразделением организации»

1.1. Цели практики:

Получение практического опыта по ПМ 01:

- предоставление турагентских услуг;

уметь:

- определять и анализировать потребности заказчика;  

- выбирать оптимальный туристский продукт;  

- составлять и анализировать базы данных по туристским продуктам и их           характеристикам, проводить маркетинг существующих предложений от     туроператоров;

- взаимодействовать с потребителями и туроператорами с соблюдением делового этикета и методов эффективного общения;

- осуществлять бронирование с использованием современной техники;

-оформлять документацию заказа на расчет тура, на реализацию турпродукта.

знать:

- структуру рекреационных потребностей, методы изучения и анализа запросов потребителей;

- требования российского законодательства к информации, предоставляемой потребителю, к правилам реализации туристского продукта и законодательные основы взаимодействия турагента и туроператора;

-технологии использования базы данных; статистику по туризму, профессиональную терминологию и принятые в туризме аббревиатуры.

Получение практического опыта по ПМ 02:

- предоставление услуг по сопровождению туристов;

уметь: 

-  проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут;

- определять особые потребности тургруппы или индивидуального туриста;

- проводить проверку готовности транспортных средств при выходе на маршрут;         

- использовать приемы эффективного общения и соблюдать культуру межличностных отношений;

- организовывать движение группы по маршруту; проводить инструктаж по технике безопасности при проведении туристского мероприятия;

- обращаться за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации.              

 знать:

- основы организации туристской деятельности; правила организации туристских поездок, экскурсий; требования к организации и специфику спортивно-туристских походов различной категории сложности; правила проведения инструктажа туристской группы;

- приемы контроля качества предоставляемых туристу услуг; правила техники безопасности при организации туристской поездки, экскурсии и туристского похода;

- стандарты качества туристского и гостиничного обслуживания; правила составления отчетов по итогам турпоездки.

Получение практического опыта по ПМ 03:

- предоставление туроператорских услуг;

уметь:

- осуществлять маркетинговые исследования, использовать их результаты при создании туристского продукта и для переговоров с турагентами;

- проводить анализ деятельности других туркомпаний;

- работать на специализированных выставках с целью организации презентаций, распространения рекламных материалов и сбора информации;

- обрабатывать информацию и анализировать результаты;

- работать с запросами клиентов, в том числе и иностранных;

- работать с информационными и справочными материалами; составлять турпакеты с использованием иностранного языка;

-анализировать и решать проблемы, возникающие во время тура, принимать меры по устранению причин, повлекших возникновение проблемы;

- рассчитывать себестоимость турпакета и определять цену турпродукта; рассчитывать стоимость проживания, питания, транспортного и экскурсионного обслуживания.

знать:

- виды рекламного продукта; правила работы на выставках, методы анализа результатов деятельности на выставках;

- методику работы со справочным материалом по страноведению и регионоведению, местам и видам размещения и питания, экскурсионным объектам и транспорту;

- основные правила и методику составления программ туров;

- правила делового этикета и делового общения;

- правила оформления документов при работе с консульскими учреждениями, государственными организациями и страховыми компаниями.

                 

Получение практического опыта по ПМ 04:

- управление функциональным подразделением организации;

уметь:

- собирать информацию о работе организации и отдельных ее подразделений;

- использовать различные методы принятия решений; составлять план работы подразделения; осуществлять эффективное общение;

- организовывать и проводить деловые совещания, собрания, круглые столы, рабочие группы;

- работать в команде и осуществлять лидерские функции; проводить инструктаж работников;

- контролировать качество работы персонала; управлять конфликтами;

- работать и организовывать работу с офисной техникой;

- пользоваться стандартным программным обеспечением для организации делопроизводства.

знать:

- значение планирования как функции управления;

- методику сбора информации о работе организации и отдельных ее подразделений; эффективные методы принятия решений;

- виды планирования и приемы эффективного планирования;

- стандарты качества в туризме; правила организации делопроизводства и работы с офисной техникой;

-методики эффективного общения, мотивации персонала и работы с конфликтами; принципы эффективного контроля.

- организацию отчетности в туризме; основные показатели качества работы подразделения;

- инновации в сфере управления организациями туристской индустрии.

 


1.2. Формирование профессиональных компетенций (ПК)

ПМ 01 «Предоставление турагентских услуг»

Название ПК

Результат, который Вы должны получить при прохождении практики

ПК 1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.

Определять и анализировать потребности заказчика. Выбирать оптимальный туристский продукт.

Осуществлять поиск актуальной информации о туристских ресурсах на русском и иностранном языках из разных источников (печатных, электронных)

ПК 2. Информировать потребителя о туристских продуктах.

Представлять турпродукт индивидуальным и корпоративным потребителям. Оперировать актуальными данными о туристских услугах, входящих в турпродукт, и рассчитывать различные его варианты.

ПК 3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению турпродукта.

Взаимодействовать с потребителями и туроператорами с соблюдением делового этикета и методов эффективного общения. Взаимодействия с туроператорами по реализации и продвижению турпродукта с использованием современной офисной техники.

ПК 4. Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя.

Оформления и расчета стоимости турпакета (или его элементов) по заявке потребителя;

Характеристики турпродукта и методики расчета его стоимости.

ПК 5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы).

Оформлять документацию заказа на расчет тура, на реализацию турпродукта;

Составлять бланки, необходимые для проведения реализации турпродукта (договора, заявки)

ПК 6. Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю.

Предоставлять потребителю полную и актуальную информацию о требованиях консульств зарубежных стран к пакету документов, предоставляемых для оформления виз;

Консультировать потребителя об особенностях заполнения пакета необходимых документов на основании консультации туроператора по оформлению виз;

Доставлять туроператору пакет документов туриста, необходимых для получения виз в консульствах зарубежных стран.

ПК 7. Оформлять документы строгой отчетности.

Приобретать, оформлять, вести учет и обеспечивать хранение бланков строгой отчетности;

ПМ 02 «Предоставление услуг по сопровождению туристов»

Название ПК

Результат, который Вы должны получить при прохождении практики

ПК 1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.

Проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут;

Определять особые потребности тургруппы или индивидуального туриста;

Проводить проверку готовности транспортных средств при выходе на маршрут.

ПК 2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.

Проводить инструктаж туристов на русском и иностранном языках;

Использовать приёмы эффективного общения и соблюдать культуру межличностных отношений.

ПК 3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.

Организовывать движение группы по маршруту;

Эффективно принимать решения в сложных и экстремальных ситуациях.

ПК 4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.

Взаимодействовать со службами быстрого реагирования;

Обращаться за помощью в соответствующие службы при наступлении чрезвычайной ситуации;

Знать контактные телефоны служб, в которые следует обращаться при наступлении чрезвычайной ситуации.

ПК 5. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.

Организовывать досуг туристов;

Контролировать качество предоставляемых туристам услуг размещения и питания; экскурсионных и сопутствующих услуг.

ПК 6. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.

Оформлять отчет о туристской поездке;

Оценивать качество туристского и гостиничного обслуживания.

ПМ 03 «Предоставление туроператорских услуг»

Название ПК

Результат, который Вы должны получить при прохождении практики

ПК 1. Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта.

Осуществлять маркетинговые исследования, использовать их результаты при создании туристского продукта и для переговоров с турагентствами;

Проводить анализ деятельности других туркомпаний;

Проводить анализ деятельности других туркомпаний;

Работать на специализированных выставках с целью организации презентаций, распространения рекламных материалов и сбора информации.

ПК 2. Формировать туристский продукт.

Работать с запросами клиентов, в том числе и иностранных;

Работать с информационными и справочными материалами;

Составлять программы туров для российских и зарубежных клиентов;

Составлять турпакеты с использованием иностранного языка;

Оформлять документы для консульств, оформлять регистрацию иностранным гражданам;

Вести документооборот с использованием информационных технологий.

ПК 3. Рассчитывать стоимость туристского продукта.

Рассчитывать стоимость проживания, питания, транспортного и экскурсионного обслуживания;

Рассчитывать себестоимость турпакета и определять цену турпродукта;

Работать с агентскими договорами;

Использовать каталоги и ценовые приложения

ПК 4. Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению турпродукта.

Консультировать партнеров по турпродуктам, оказывать помощь в продвижении и реализации турпродукта;

Работать с заявками на бронирование туруслуг;

Предоставлять информацию турагентам по рекламным турам;

Использовать различные методы поощрения турагентов, рассчитывать для них комиссионное вознаграждение.

  ПМ 04 «Управление функциональным подразделением организации»

 

ПК 1. Планировать деятельность подразделения.

Сбор информации о деятельности организации и отдельных ее подразделений;

Составление плана работы подразделения;

Проведения инструктажа работников.

ПК 2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.

Контроль качества работы подразделения;

Контролировать качество работы персонала;

Контролировать технические и санитарные условия в офисе.

ПК 3. Оформлять отчетно-планирующую документацию.

Оформлять отчетно-плановую документацию по работе подразделения;

Рассчитывать основные финансовые показатели работы организации (себестоимость услуг, базовые налоги, финансовый результат деятельности организации, порог рентабельности);

Оценивать и анализировать качество работы подразделения;

Разрабатывать меры по повышению эффективности работы подразделения.

1.3. Формирование общих компетенций (ОК)

Название ОК

Результат, который Вы должны получить при прохождении практики

Результат должен найти отражение

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- активность, инициативность в процессе освоения программы модуля

- эффективность и качество выполненной самостоятельной работы.

- участие в конкурсах профессионального мастерства, выставках-ярмарках, мастер-классах и т.п. - систематичность в изучении дополнительной, справочной литературы, периодических изданий по профессии

В отчете и в характеристике

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- результативность организации собственной деятельности для выполнения профессиональных задач

- адекватный выбор методов и способов решения профессиональных задач;

- точность подбора критериев и показателей оценки эффективности и качества выполнения профессиональных задач

В отчете и в характеристике

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

обоснованность принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

В отчете и в характеристике

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- способность нахождения необходимой информации для выполнения профессиональных задач и личностного развития;

- адекватность использования нескольких источников информации для решения профессиональных задач, включая электронные;

В отчете и в характеристике

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- своевременность решения профессиональных задач на основе самостоятельно найденной информации с использованием ИКТ;

- результативность использования различных информационных источников с использованием ИКТ;

- качество оформления результатов работы с использованием ИКТ;

В отчете и в характеристике

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- ясность и аргументированность изложения собственного мнения;

- правильность выбора стратегии поведения при организации работы в команде

- результативность взаимодействия с коллегами, руководством, потребителями

В отчете и в характеристике

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

адекватность оценки и анализа эффективности и качества результатов работы членов команды (подчиненных)

В отчете и в характеристике

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- результативность внеаудиторной самостоятельной работы при изучении профессионального модуля;

- правильность выбора способов коррекции результатов, собственной деятельности;

В отчете и в характеристике

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

систематичность в изучении дополнительной, справочной литературы, периодических изданий в области профессиональной деятельности;

В отчете и в характеристике

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- участие в мероприятиях военно-патриотической, спортивной направленности;

- адекватность решения ситуационных задач, возникающих в ходе военных сборов, полученным профессиональным знаниям и компетенциям

В отчете и в характеристике

Практика может быть организована в организациях, предприятиях, учреждениях разных форм собственности, в которых осуществляется деятельность документационного обеспечения.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Содержание заданий практики позволит Вам сформировать профессиональные компетенции по виду профессиональной деятельности Название вида профессиональной деятельности по ФГОС СПО и способствовать формированию общих компетенций (ОК).

По прибытии на место прохождения практики Вы вместе с наставником составляете календарный план прохождения практики по специальности. При составлении плана следует руководствоваться заданиями по практике.

№ п/п

Название ПМ

Комментарии по выполнению

задания

1

ПМ 01 «Предоставление турагентских услуг»

Проанализировать работу по организации турагентских услуг.

2

ПМ 02 «Предоставление услуг по сопровождению туристов»

Проанализировать организацию по предоставлению услуг по сопровождению туристов.

3

ПМ 03. «Предоставление туроператорских услуг»

Проанализировать организацию туроператорских услуг.

4

ПМ 04 «Управление функциональным подразделением организации»

Проанализировать деятельность по управлению функциональным подразделением организации.

         В отчете должен быть отражен материал согласно «содержания» указанного в Методических рекомендациях по выполнению отчета по производственной практики.

Перечень документов, прилагаемых в качестве приложений

к отчету по практике

  1. Образцы документов: агентский договор, клиентский договор.
  2. Пакет документов на реализацию туристского продукта.
  3. Документы, которые выдаются туристу для совершения путешествия.
  4. Заявка на бронирование тура.
  5. Образцы сайтов туроператора и турагентства
  6. Оформление маршрутных листов.
  7. Туристские информационные ресурсы.
  8. Фото офисной техники рабочего места специалиста по туризму
  9. Особенности выставочной деятельности.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

Общее руководство практикой осуществляет заведующий отделением. Ответственный за организацию практики утверждает общий план её проведения, обеспечивает контроль проведения со стороны руководителей, организует и проводит инструктивное совещание с руководителями практики, обобщает информацию по аттестации студентов, готовит отчет по итогам практики.

Практика осуществляется на основе договоров между Техникумом и Организациями, в соответствии с которыми Организации предоставляют места для прохождения практики. В договоре Техникум и Организация оговаривают все вопросы, касающиеся проведения практики. Консультирование по выполнению заданий, контроль посещения мест производственной практики, проверка отчетов по итогам практики и выставление оценок осуществляется руководителем практики от техникума.

Перед началом практики проводится организационное собрание. Посещение организационного собрания и консультаций по практике - обязательное условие её прохождения!

Организационное собрание проводится с целью ознакомления Вас с приказом, сроками практики, порядком организации работы во время практики в организации, оформлением необходимой документации, правилами техники безопасности, распорядком дня, видами и сроками отчетности и т.п.

ВАЖНО! С момента зачисления практикантов на рабочие места на время прохождения практики на них распространяются правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие на предприятии, в учреждении или организации!

  1. Основные обязанности студента в период прохождения практики

При прохождении практики Вы обязаны:

  • своевременно прибыть на место практики с предъявлением договора;
  • соблюдать внутренний распорядок, соответствующий действующим нормам трудового законодательства;
  • выполнять требования охраны труда и режима рабочего дня, действующие в данной организации (учреждении);
  • подчиняться действующим в организации, учреждении правилам;
  • нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
  • полностью выполнять виды работ, предусмотренные заданиями по практике;
  • ежедневно заполнять дневник практики;
  • по окончании практики принести в техникум оформленный отчет, подготовленный в строгом соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций;
  • сдать отчет по практике в установленные руководителем практики сроки.

Примечание: студенты, не достигшие 18 лет, находятся на практике не более 4 часов, достигшие совершеннолетия – не более 7 часов в день.

  1. Обязанности руководителя практики от техникума:

  • провести организационное собрание студентов перед началом практики;
  • установить связь с куратором практики от организации, согласовать и уточнить с ним индивидуальный план практики, исходя из особенностей предприятия;
  • обеспечить контроль своевременного начала практики, прибытия и нормативов работы студентов в организации;
  • посетить организацию, в которой студент проходит практику, встретиться с руководителями базовых организаций с целью обеспечения качества прохождения практики студентами;
  • обеспечить контроль соблюдения сроков практики и ее содержания;
  • оказывать методическую помощь студентам при сборе материалов и выполнении отчетов;
  • провести итоговый контроль отчета по практике в форме дифференцированного зачета с оценкой, которая выставляется руководителем практики на основании оценок со стороны руководителя практики от предприятия, собеседования со студентом с учетом его личных наблюдений;
  • вносить предложения по улучшению и совершенствованию проведения практики перед руководством техникума.

  1. Обязанности наставника  практики от  предприятия

Ответственность за организацию и проведение практики в соответствии с договором об организации прохождения практики возлагается на руководителя подразделения, в котором студенты проходят практику.

Наставник (руководитель) практики:

  • знакомится с содержанием заданий на практику и способствует их выполнению на рабочем месте;
  • знакомит практиканта с правилами внутреннего распорядка;
  • предоставляет максимально возможную информацию, необходимую для выполнения заданий практики;
  • в случае необходимости вносит коррективы в содержание и процесс организации практики студентов;
  • по окончании практики дает характеристику о работе студента-практиканта;
  • оценивает работу практиканта во время практики.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

1

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

5

1.1

Получение практического опыта

5

1.2

Формирование профессиональных компетенций (ПК)

7

1.3

Формирование общих компетенций (ОК)

10

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

11

3

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

13

3.1

Основные обязанности студента в период прохождения практики

13

3.2

Обязанности руководителя практики от техникума

14

3.3

Обязанности наставника  практики от  предприятия

14

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа производственной практики для специальности 090905

ПРОГРАММа производственной ПРАКТИКИ Участие в планировании и организации работ по обеспечению защиты объекта  для  специальности среднего профессионального образования 090905...

Программа производственной практики по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

 Программа преддипломной  практики является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработанной в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.08 Технолог...

Рабочая программа производственной практики для специальности 43.02.10. Туризм

Рабочая программа производственной практики расчитана на 2 года обучения. Всего576 часов по специальности СПО 43.02.10 Туризм в части освоения основных видов деятельности:ПМ.01 Предоставление турагент...