ууд
методическая разработка

Ефимов Владимир Геннадьевич

удд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл angl_uud.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Учебные умения

Компетентности

Универсальные учебные действия

Учебные умения - это такие интеллектуальные умения, которые непосредственно связаны с учебной работой и с помощью которых осуществляется учебная деятельность учащихся, в отличие от общеинтеллектуальных умений, с помощью которых осуществляются все когнитивные процессы, а также любая деятельность человека, в которую включено мышление

Навыки и умения учебного труда могут быть общими и специальными.

 Общие носят общенаучный характер, их сформированность влияет на успеваемость по всем учебным предметам (умение планировать свое время и учебный труд, умение самоконтроля, умение работать с учебником, справочной литературой; чтение, письмо и т. д.).

Специальные навыки и умения необходимы для эффективной учебной работы по соответствующему учебному предмету. Они являются специфическими приемами учебной деятельности, характерными именно для данного учебного предмета.

К учебным умениям, необходимым для ориентировки и планирования учебных действий, следует отнести:

1. Умение ориентироваться в методическом аппарате учебников, их структуре.

2. Умение воспринимать инструкцию к учебному заданию (от учителя или из учебника) в плане осознания учебной цели его.

3. Умение ориентироваться в разного рода общих и специальных словарях.

4. Умение ориентироваться в предметных справочниках.

5. Умение переводить теоретические знания (определения, правила, законы) в операционный план как руководство к действию при решения задачи.

6. Умение ориентироваться в образно- схематической информации (таблицах, схемах чертежах и т. д.).

К общим учебным умениям, составляющим основу исполнительных (практических) действий следует отнести те действия, которые связаны с внешней, двигательной стороной учебной деятельности, а именно:

1. Владение техникой зрелого чтения (вслух и про себя).

2. Владение техникой грамотного письма.

3. Владение графическими умениями.

4. Умение пользоваться техническим  оборудованием и т. д.

5. Владение вычислительными навыками.

6. Владение мнемотехническими приемами, обеспечивающими эффективное заучивание различного типа учебного материала.

7. Умение письменно фиксировать для памяти учебный материал из разных источников (сделать выписки, составить конспект и т. д.).

8. Владение техникой письменного фиксирования учебного материала для последующего устного воспроизведения (составить план, тезисы, аннотации реферат).

К общим учебным умениям, образующим основу действий - контроля и - самоконтроля, следует отнести такие умения:

1. Сверка действия и его продукта (решение задачи, выполнение упражнения и т. д.) с заданным учителем (учебником, пособием) образцом.

2. Проверка правильности выполнения учебного задания на основе выведения его из теоретических знаний (определения, правила, закона).

3. Пооперационная проверка действия и его продукта с помощью обратного, действия (проверка умножения делением, сложения вычитанием и т. д.).

4. Сверка продукта действия с ключом из учебника или учебного пособия (справочника).

5. Сверка продукта действия со схемой, чертежом, шаблоном, формулой.

6. Сверка заученной учебной информации с текстом учебника или другого источника информации.

Перечисленная система учебных умений, не претендующая, естественно, на исчерпывающую полноту, построена на основе разрабатываемой в советской психологии теории учебной деятельности и имеет целью конкретизировать в дидактике эти психологические положения. Дополнительные специальные дидактические исследования приведут к ее уточнению, дополнению, развитию и разработке требований к умениям. Что касается последних, то, с нашей точки зрения, целесообразно установить по каждому действию, в зависимости от класса, критерии их сформированности по таким параметрам:

1) затраты времени на выполнение каждого из них

2) полнота действия;

3) безошибочность выполнения;

4) осознанность, т. е. умение дать словесный отчет о выполненных действиях и операциях;

5) уровень обобщенности (применительно к различным учебным предметам).

Гохлернер М.М., Рапопорт И.А.
журнал «Иностранные языки в школе», №2, 1979

  • Компетенция- отчужденное,

заранее заданное социальное требование(норма) к образовательной подготовке школьников, необходимой для его  эффективной  продуктивной  деятельности в определенной сфере        .

  • Компетентность- владение ,

обладание  учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

  • Образовательная компетенция –

 требование к образовательной подготовке , выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков  и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой  продуктивной деятельности.

  • Ключевые компетенции отечественного образования:
  • Ключевые компетенции основываются на :
  •    главных целях общего образования;
  •    структурном представлении

социального опыта и опыта       личности;

  •    основных видах деятельности

ученика, позволяющих ему       овладеть социальным  опытом;

  •    получать навыки жизни и

практической деятельности в         современном обществе.

К ним относят:

  • Ценностно-смысловые- связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.  Они обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
  • Общекультурные-  связаны с  познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственными основами жизни человека и человечества…
  • Учебно- познавательные – представляют совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности…

  • Информационные компетенции – это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение  современными  средствами  информации…
  • Коммуникативные компетенции- знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми… ученик должен уметь представить себя, написать анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию
  • Социально- трудовые – выполнение роли гражданина
  • Компетенции личностного самоопределения направлены на освоение способов  физического, духовного и интеллектуального саморазвития,эмоциональной саморегуляции  и самоподдержки..

Функции компетенций в обучении:

  • Отражать  социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
  • Быть условием реализации личностных смыслов ученика  в обучении;
  • Задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
  • Задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимой  для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
  • Быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных  элементов содержания образования.

Термин универсальные учебные действия означает не  что иное . как конкретизацию  термина «умение учиться», т.е способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного овладения  новым  социальным  опытом.

Учебные действия  становятся универсальными, когда они носят надпредметный или  метапредметный характер.

Несформированность учебных действий психологи объясняют низкой  любознательностью и активностью школьников.

В соответствии с концепцией универсальных действий в  их состав включены 4 блока:

  1. Личностные действия-

ведущие, поскольку  обеспечивают  ценностно- смысловую, нравственную и социальную ориентацию младших школьников.

Применительно  к учебной деятельности  при овладении  иноязычной  речью можно выделить:

  • Действия  в личностном

самоопределении, связанные с формированием Я-концепции и социализацией младшего школьника.

  • Действия смыслообразования, т.е.

установление учащимися связи между результатом учебной деятельности по овладению иностранным языком и тем, что побуждает эту деятельность. Создание мотивации – это то смысловое поле, которое позволяет ученику осмысленно  овладеть иностранным языком.

  • Действия нравственно- этической ориентации,

обеспечивающие  личностный моральный выбор.

  1. Регулятивные действия

обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению  иноязычной деятельностью как новым способом общения. И в наибольшей степени отражают содержание ведущей  деятельности младшего школьника- учебной деятельности:

  • Действия целеполагания-

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что  еще неизвестно и предстоит освоить.

  • Действия планирования-

определение последовательности промежуточных целей овладения  иноязычной  речевой деятельностью с учетом конечного результата- способности  использовать иностранный язык как новое средство общения.

  • Действия прогнозирования-

вероятностное прогнозирование при восприятии текстов в процессе аудирования и чтения.

  • Действия контроля-

сличение результатов своих  речевых действий и деятельности в целом с заданным образцом- эталоном.

  • Действие коррекции

связаны с внесением необходимых  корректив в свои действия.

  • Действия оценки/самооценки-

осознание учеником того, как хорошо он научился говорить , понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на иностранном языке.

  • Действия саморегуляции

умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить волевое усилие и настойчивость для достижения целей…

   3.Познавательные учебные действия  представляют собой обширный блок действий ,поскольку включают общеучебные и логические действия, а также действия  по постановке и решению проблемы.

Общеучебные универсальные действия  при овладении иноязычной речевой деятельностью сводятся к следующему:

  • Действия по

самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи.

  • Действия по поиску и

выделению необходимой информации при  выполнении проектной деятельности, аудировании, чтении на иностранном языке.

  • Действия, связанные с

осознанным и самостоятельным построением устного и письменного высказывания на иностранном языке

  • Действия по выбору

языковых средств ,в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения.

  • Действия , связанные

рефлексией деятельности по овладению иностранным языком, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности.

  • Знаково- символические

действия, составляющие особую группу общеучебных универсальных действий, включают действия моделирования.

  • Логические универсальные

действия при овладении иностранным языком связаны  с :

- анализом объектов усвоения;

-доказательством своей точки зрения;

-выбором оснований…;

-выдвижением гипотез…

  • Действия  по постановке и

решению проблемы предполагает действия  по формулированию проблемы творческого и поискового  характера при овладении иностранным языком как средством  общения.

4.Коммуникативные действия 

в рамках предмета «Иностранный язык», как известно, являются специальным объектом овладения школьниками

З.Н. Никитенко Формирование универсальных учебных действий-приоритет начального иноязычного образования. Иностранные языки в школе ,2010 №6