Учебно-методическая разработка для самостоятельного изучения темы "Зрительный анализатор"
учебно-методический материал

Каменева Елена Юрьевна

Учебно-методический материал к самостоятельному изучению темы «Строение и работа зрительного анализатора» для студентов очно-заочной формы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomedatsii_k_samostoyatelnomu_izucheniyu.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы  

 «Строение  и работа зрительного анализатора»

для студентов очно-заочной формы обучения

        Выполните задания, используя  материал презентации, литературу по теме и и дополнительный материал (печатный материал).

Запишите в тетрадь краткий конспект (в соответствии с предложенным планом).

План:

  1.         Зрительный анализатор. Строение глаза.
  2. Светопреломляющий аппарат глаза.
  3. Нарушения зрения у детей (близорукость, косоглазие, дальнозоркость). Их причины.
  4. Возрастные особенности зрения у детей.

Инструкция к выполнению работы

Задание 1.

  • Изучите строение глазного яблока (по рисункам и таблицам), обратите внимание на его форму, размеры и положение.
  • Назовите элементы вспомогательного аппарата глаза.
  • Рассмотрите оболочки глазного яблока –  бело́чную (склера), сосудистую и сетчатку.
  • Назовите и рассмотрите светопреломляющие среды глаза.

Задание 2.

Заполните таблицу «Строение глазного яблока»

Отделы глазного яблока

Строение и расположение

Значение (функции)

Задание 3.

  • Рассмотрите проводящие пути и корковый отдел зрительного анализатора
  • Запишите 3 отдела зрительной сенсорной системы

Задание 4. Физиология зрения:

  • Перечислите (последовательно) элементы глазного яблока, составляющие оптическую систему глаза
  • Зарисуйте схему преломления лучей света:
  1. при нормальной рефракции
  2. при близорукости (миопи́и)
  3. при дальнозоркости (гиперметропии)

Задание 5.

  • Изучите виды нарушений зрения
  • Установите причины нарушений (главное  внимание уделите причинам приобретенных нарушений).

Литература:

  1. Айзман Р.И. и др. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. Стр. 182-191
  2. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: «Просвещение».Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Изд.центр «Академия», 2013.
  3. Резанова Е.А. Биология человека в таблицах рисунках и схемах.
  4. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка.

Задание 6. Выполните задание для самопроверки знаний:

Тест по теме «Зрительный анализатор»

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

Вариант 1

  1. Система, состоящая из рецептора, проводящего пути и зоны коры, куда  проецируется данный вид чувствительности, называется анализатором.
  2. Глазное яблоко состоит из внутреннего ядра и окружающих его трех оболочек: наружной, средней и внутренней.
  3. Средняя оболочка глаза богата кровеносными сосудами и светочувствительными рецепторами (палочками и колбочками).
  4. Позади хрусталика находится стекловидное тело — прозрачная желеобразная  масса.
  5. Зрачок отвечает за преломление световых лучей.
  6. Прозрачная часть наружной оболочки глаза – это роговица.
  7. Вспомогательный аппарат глаза состоит из защитных приспособлений, слезного и двигательного аппаратов.
  8. Зрительная зона коры больших полушарий находится в теменной доле.
  9. При дальнозоркости изображение фокусируется перед сетчаткой.
  10.  Для детей до 6 лет характерно  наличие  дальнозоркости.

Вариант 2

  1. Склера — задний отдел средней оболочки глаза.
  2. Количество поступающего света в глаз  регулирует хрусталик.
  3. Проводниковой частью зрительного анализатора  является сетчатка
  4. Зрительные рецепторы располагаются в сетчатке.
  5. Проводниковой частью зрительного анализатора  является сетчатка
  6. Хрусталик имеет форму двояковыпуклой эластичной  линзы и расположен позади зрачка.
  7. Приспособление хрусталика глаза человека к близкому и дальнему видению предметов называется рефракцией.
  8. К преломляющему аппарату глаза относят роговицу, хрусталик и стекловидное тело
  9. Изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным.
  10. При близорукости изображение фокусируется позади сетчатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме "Гестозы" по специальности "Сестринское дело".

В разработке даны рекомендации по самостоятельной подготовке студента, используя материлы лекции и рекомендуемой литературы, к практическому занятию по теме "Гестозы"...

Учебно-методическое пособие для самостоятельных работ по дисциплине «Управление качеством»

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям и их проведению по дисциплинам «Управление качеством», «Системы управле...

Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов по профессии "Мастер отделочных строительных работ"

Основы материаловедения Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов по профессии "Мастер отделочных строительных работ"...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: Шоковые состояния

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: Шоковые состояния...

Учебно-методический комплекс для самостоятельного изучения дисциплины ОП.02 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Составлен с применением дистанционных технологий для студентов заочной формы обучения Для специальности 40.02.01 Право и организация социального обесп

УМК для самостоятельного изучения дисциплины «Конституционное право» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 40.02.01 Право и организ...

Учебно-методический комплекс для самостоятельного изучения дисциплины ОП.02 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО Составлен с применением дистанционных технологий для студентов заочной формы обучения Для специальности 40.02.01 Право и организация социального обесп

УМК для самостоятельного изучения дисциплины «Конституционное право» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 40.02.01 Право и организ...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Менеджмент"

Учебно - методическое пособие разработано для изучения учебного курса дисциплины «Менеджмент» на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям  СПО...