Учебно-методическое пособие для самостоятельных работ по дисциплине «Управление качеством»
учебно-методическое пособие на тему

Шампарова Галина Владимировна

 Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям и их проведению по дисциплинам «Управление качеством», «Системы управления качеством» , ПМ 03 «Участие в работе по обеспечению улучшения качества технологических процессов,  систем управления, продукции и услуг» и МДК 03.01 «Теоретические основы управления  качеством технологических процессов, Систем управления продукции и услуг»  дневной и вечерней форм обучения со студентами, обучающимися  по программам ФГОС среднего профессионального обучения (СПО).

Выполняемые работы способствуют закреплению теоретического материала и приобретению навыков при управлении качеством на предприятиях, освоению методов принятия управленческих решений, разработке корректирующих  и предупреждающих действий.

Пособие  в полном объеме отвечает требованиям к уровню подготовки выпускников по специальностям 220501 «Управление качеством», 221413 «Техническое регулирование и управление качеством» среднего профессионального образования базового уровня в части, касающейся приобретения студентами знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_posobie_uk.doc586.5 КБ

Предварительный просмотр:

                

Санкт-Петербургское государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Петровский колледж»

Г.В.Шампарова, И.А. Захарова, Г.В. Шпаковская

«Управление качеством»

Допущено Региональным  научно-методическим центром при Совете директоров ССУЗ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в качестве учебно-методической разработки Для студентов среднего профессионального образования, обучающихся  по специальностям 220501 «Управление качеством», 221413 «Техническое регулирование и управление качеством».

                                                СПб 2016

                                                

Авторы: Г.В.Шампарова, И.А. Захарова, Г.В. Шпаковская

Рецензенты: Е.А.Фролова к.т.н., доцент кафедры инноватики и управления качеством, А.Е. Полякова- председатель МЦК «Технология машиностроения»  СПб ГБОУ СПО « Ленинградский машиностроительный техникум им.Ж.Я. Котина»

Аннотация: Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям и их проведению по дисциплинам «Управление качеством», «Системы управления качеством» , ПМ 03 «Участие в работе по обеспечению улучшения качества технологических процессов,  систем управления, продукции и услуг» и МДК 03.01 «Теоретические основы управления  качеством технологических процессов, Систем управления продукции и услуг»  дневной и вечерней форм обучения со студентами, обучающимися  по программам ФГОС среднего профессионального обучения (СПО).

Выполняемые работы способствуют закреплению теоретического материала и приобретению навыков при управлении качеством на предприятиях, освоению методов принятия управленческих решений, разработке корректирующих  и предупреждающих действий.

Пособие  в полном объеме отвечает требованиям к уровню подготовки выпускников по специальностям 220501 «Управление качеством», 221413 «Техническое регулирование и управление качеством» среднего профессионального образования базового уровня в части, касающейся приобретения студентами знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности.

Раздел 1. Ответственность руководства

Практическое занятие №1

Тема: Политика и цели организации в области качества

Цель работы: развитие у студентов навыков формулирования Политики и целей организации в области качества.

1. Цели обучения.

В результате выполнения данной работы студент будет

иметь представление:

- о формировании основных составляющих целевого начала в деятельности организации в области качества: Политики и целей;

знать:

- основы формирования Политики организации с включением

основных показателей деятельности организации;

- свойства целей и их формирование по определенным фазам;

иметь навык:

- формулирования Политики и целей организации в области качества;

- структурирования и составления декомпозиции целей относительно иерархической структуры.

2. Требования к методическому обеспечению.

Для успешного выполнения данной работы студенту необходимо знать материал лекции, освещающей данный вопрос.

3. Общие положения.

Организация не может функционировать без целевых ориентиров в области качества. Целевое начало в деятельности организации задается в первую очередь тем, что ее деятельность находится под влиянием интересов различных групп людей. Целевое начало в функционировании организации отражает интересы таких заинтересованных сторон, как собственники организации (акционеры), сотрудники организации (персонал), потребители, поставщики, местное сообщество и общество в целом.

Выделяются основные составляющие целевого начала :Политика и цели в области качества. ресурсы для достижения целей в области качества

Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Политика, как сформулированное, достаточно детализированное утверждение относительно того, для чего существует организация.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня.

Особенность иерархического построения целей состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения.

Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений

организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ее целей организации в

целом. Только при достижении каждым процессом в организации своей цели может реализоваться общая цель организации – создание продукции, удовлетворяющей требованиям потребителя с наименьшими затратами.

4. Порядок работы:

4.1. Организуйте рабочие группы численностью до 4 человек.

4.2. Выберите в качестве объекта анализа производство продукции пищевой, машиностроительной отрасли или предоставление услуги.

4.3. Сформулируйте Политику в области качества выбранного Вами предприятия .

4.4. Разработайте иерархическую структуру целей, в зависимости от организационной структуры, с указанием целей роста предприятия, в соответствии с ключевыми требованиями.

Укажите ответственных исполнителей подразделения предприятия за реализацию этих целей..

Полученные результаты занесите в таблицу 1.

Таблица 1. Матрица разработки и формулирования целей организации в области качества

Цели

                       Показатели измерения целей

1. По потребителю

2. По поставщикам

3. По персоналу

4. По владельцам (акционерам)

5. По управлению

(менеджменту)

6. По обществу

По результатам проделанной работы оформите отчет.

5. Требования к отчету.

Отчет по работе должен содержать:

- тему и цель работы;

- сформулированную Политику предприятия в области качества;

- заполненную таблицу

- вывод.

Ролевая игра «Качество – прежде всего»

(разработка политики предприятия в области качества)

Подготовка игры.

Преподаватель разрабатывает сценарий, условия и регламент игры; готовит комплект необходимого раздаточного материала; заранее информирует студентов и о времени проведения игры; распределяет студентов на группы численностью не более 5 человек, а также формирует группу из 3 человек, играющих роль руководителей предприятия (членов экспертного совета); проводит инструктаж со студентами перед началом игры.

Участники игры изучают литературу, рекомендованную преподавателем к теме «Содержание системного подхода к управлению качеством»; осуществляют сбор информации о механизме разработки политики в об-

ласти качества на предприятиях республики.

Цель игры – формирование у студентов четкого понимания необходимости и содержания политики предприятия в области качества, обоснование механизмов ее разработки с учетом специфики деятельности, а также определение роли данной политики в реализации важнейших стратегических и оперативных задач предприятия.

Условия игры:

1)преподаватель выполняет роль консультанта, который может оказывать помощь как проектным группам, так и членам экспертного совета;

2) исходная информация о предприятии включает его название, данные об отраслевой принадлежности, основных направлениях организации, организационную структуру управления, сформулированную миссию, а также важнейшие стратегические цели предприятия; сведения о реализуемых инвестиционных проектах, взаимоотношениях с поставщиками и потребителями, положении на рынке, влиянии предприятия на общество (благотворительная деятельность, деятельность по охране окружающей среды и т. д.); удовлетворенности персонала работой на предприятии; сводную таблицу, содержащую основные показатели, отражающие результаты организационно-хозяйственной деятельности предприятия за 3 года.

Студентам также предоставляются образцы содержания политики в области качества предприятий различной отраслевой принадлежности.

Сценарий игры:

1) после деления студентов на группы и проведения инструктажа преподавателем каждая из групп выбирает руководителя проектной группы. Группа, выполняющая роль руководства предприятия, выбирает руководителя предприятия;

2) руководитель предприятия ставит перед группами задачу: разработать проект политики предприятия в области качества и доказать необходимость его принятия для данного предприятия в ходе презентации своего проекта;

3) руководители проектных групп получают комплект необходимой информации о предприятии и организуют обсуждение и оценку этой информации в своих группах. В это время руководство предприятия разрабатывает критерии оценки будущих проектов политики предприятия в области качества;

4) руководитель предприятия объявляет о конкурсе проектов политики предприятия в области качества и о создании экспертного совета по оценке результатов, в состав которого входит руководство предприятия. Руководитель предприятия сообщает критерии оценки проектов;

5) группы под началом своих руководителей работают над проектами

политики в области качества. Итогом работы является оформленный проект;

6) группы осуществляют презентацию своего проекта, обосновывая

необходимость его принятия для предприятия;

7) экспертный совет определяет лучший проект и награждает победи-

теля и участников.

8) преподаватель подводит итоги игры.

Регламент игры – общее время проведения игры – 4 часа.

Результат игры – оформленные проекты политики предприятия в

области качества.

Практическое занятие № 2

Тема: Формирование  организационной структуры организации

Цель: Развитие у студентов способностей к самостоятельной работе по формированию структуры организации, выявлению и анализу факторов, влияющих на эффективность ее деятельности.

1. Цели обучения:

В результате выполнения работы студент будет

 Иметь представление:

- о факторах, влияющих на эффективность деятельности организации;

- о методах, используемых для формирования структуры организации;

иметь навык:

- применения этапов моделирования производственных циклов при разработке продукции и ее производстве, а также выработки идей и концепций организации.

2. Требования к методическому обеспечению.

Для успешного выполнения данной работы студенту

необходимо:

- знать материал лекции, освещающей данный вопрос по дисциплине средства и методы управления качеством;

- определить организационную структуру организации до внедрения системы менеджмента качества. Определить , была ли она эффективной? Объяснить позицию выбора.

- выбрать порядок осуществления контроля качества продукции

- произведена реорганизация и отметить в чем она заключалась.

По результатам проделанной работы оформите отчет.

5. Требования к отчету

Отчет должен содержать:

- тему и цель работы;

- краткое описание каждого этапа выполнения;

- выводы.

Раздел 2.Система менеджмента качества. Требования к документации

Практическое занятие №3

Тема «Иерархия и виды документов, применяемых в СМК»

1. Цель: ознакомиться с иерархией и видами документов,

применяемых в СМК

В результате выполнения работы студент будет:

знать:

- виды документов, применяемых в СМК и их иерархическую структуру

иметь навык:

- классифицировать документацию в  соответствии со структурой;

Методические указания:

На предыдущем занятии студентам необходимо поставить задачу

самостоятельной подготовки к практическому занятию по приведенным

ниже контрольным вопросам и рекомендуемой литературе

Контрольные вопросы:

1. Поясните значение документации СМК.

2. Какие три обязательных уровня входит в состав иерархии

документации СМК?

3. Какие виды документов применяются в СМК?

4. Приведите примеры документов СМК.

5. Приведите примеры документированных процедур СМК.

6. Расскажите о содержании Руководства по качеству.

7. Расскажите о содержании документированных процедур.

8. На какие вопросы должна отвечать документированная процедура?

9. Почему идеи цикла улучшения качества PDCA должны

закладываться в содержание документированных процедур?

10. Приведите примеры документов уровня С.

11. Какие требования предъявляются к уровню утверждения документов?

12. Расскажите об управлении процессом документирования.

13. Какие требования предъявляются к процессу изменения документов?

14. Как осуществляется управление записями при регистрации данных о

качестве?

Практическое занятие №4

Тема « Управление записями»

1. Цель: ознакомиться требованиями процедуры выполнения управления записями, применяемыми в СМК.

В результате выполнения работы студент будет:

знать:

- виды документов, применяемых в СМК и их иерархическую структуру

- требования к элементам управления записями

иметь навык:

- определять требования по  управлению записями, применяемыми в СМК.

2. Требования к методическому обеспечению

Для успешного выполнения данной работы студенту

необходимо:

- знать материал лекции, освещающей данный вопрос по дисциплине.

- изучить требования ГОСТ Р ИСО 9001 в области управления записями.

- заполнить таблицу

Таблица 2

Номер подраздела (пункта) ГОСТ Р ИСО 9001

Записи, требуемые ИСО 9001

Об анализе СМК со стороны руководства

Об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала

О соответствии процессов жизненного цикла продукции (услуги) и произведенной продукции установленным требованиям

О результатах анализа требований, относящихся к продукции, и последующих действиях, вытекающих из анализа

Об определении входных данных, относящихся к требованиям на продукцию

О результатах анализа стадий проектирования и разработки продукции и всех необходимых действий

О результатах верификации проекта и разработки продукции и всех необходимых действий

О результатах валидации проекта и разработки продукции и всех необходимых действий

О результатах анализа изменений проекта и разработки продукции и любых необходимых действий

О результатах оценки и аттестации поставщиков и любых необходимых действий, вытекающих из оценки

О результатах валидации процессов производства и обслуживания (результаты аттестации спецпроцессов)

О прослеживаемости и уникальной идентификации продукции

Об утере, повреждениях или признании непригодной продукции, являющейся собственностью потребителя, и о передаче этой информации потребителю

О регистрации эталонной базы, использованной для калибровки или поверки измерительного оборудования

О результатах поверки и/или калибровки измерительного оборудования

О регистрации и оценке результатов измерений, полученных на неисправном оборудовании

О результатах внутренних аудитов

О результатах мониторинга и измерения продукции с указанием лиц, санкционировавших выпуск продукции

О характере несоответствий и любых последующих действиях, включая полученные разрешения на отклонения

О результатах предпринятых корректирующих действий

О результатах предпринятых предупреждающих действий

3. Требования к отчету

Отчет по работе должен содержать:

- тему и цель работы;

- краткую характеристику поставленной проблемы (за-

дачи);

-  выводы.

Практическое занятие №5

Тема: Порядок внесения изменений в КД , ТД.

1.Цель обучения: Знакомство и изучение содержания ГОСТ 2.503-90 Порядок внесения изменений а также понимание порядка внесения изменений в КД и ТД.

Задачи :в результате  выполнения работы студент должен:
знать:

-структуру и содержание ГОСТ 2.503-90
Иметь навык:
-работы со стандартами ЕСКД

2.Требования к методическому обеспечению. Для выполнения данной работы студенту необходимо иметь:

-текст стандарта ГОСТ 2.503-90

3.Общие положения.

Под изменением документа понимается любое исправление, исключение или добавление каких-либо данных в этот документ.

Изменения в документы вносят в случае, если они не нарушают взаимозаменяемость изделия с изделиями, изготовленными ранее.

Любое изменение в документе, вызывающее какие-либо изменения в других документах, должно одновременно сопровождаться внесением соответствующих изменений во все взаимосвязанные документы.

Изменение документов на всех стадиях жизненного цикла изделия

Контроль за соблюдением требований НД должен проводиться на всех стадиях жизненного цикла продукции от проектирования до реализации и охватывать все подразделения-пользователи НД.
Основными целями проведения контроля являются:

  • улучшение качества разрабатываемой и изготавливаемой продукции, снижение затрат на всех стадиях жизненного цикла;
  • повышение ответственности подразделений предприятия и должностных лиц за качество продукции и соблюдение НД;
  • повышение эффективности работ по стандартизации и унификации, а также по метрологическому обеспечению разработки и изготовления продукции;

На предприятиях осуществляются следующие виды контроля за соблюдением требований НД:

  • внутренний аудит СМК, СМОС и их элементов на предприятии
  • контроль технологической дисциплины согласно
  • нормоконтроль технической документации согласно;
  • Специальное подразделение предприятия  контролирует сроки действия, отмену, замену, появление новых редакций, изменений НД. Изменения в НД должны вноситься во все экземпляры НД, имеющиеся в фондах подразделений.

Изменения в государственные, отраслевые и в другие категории НД должны быть проведены в срок не более семи дней со дня поступления информации, если конкретный срок не установлен директивными документами. В случае, когда изменения поступили на предприятие после указанной в документе даты введения в действие изменения, исполнитель в листе регистрации изменений (при его наличии) и в карточке учёта НД ставит дату, которая наступила в момент получения изменения в подразделение. Ниже этой даты исполнитель вносит входящий регистрационный номер и дату поступления документа на предприятие.
Работа с изменениями к НД проводит специалист в следующем порядке:

  • устанавливает по нумерационной картотеке количество и местонахождение документов, в которые нужно внести изменения;
  • размножает изменения электрографическим способом в необходимом количестве;
  • текст изменения подклеивает к корешку первой страницы НД. В текст НД изменения не вносятся.

 В отраслевые НД (стандарты, правила, методики, рекомендации…) и в ТУ изменения вносятся в текст по извещениям, разработанным в соответствии с правилами  ГОСТ 2.503

В случае получения изменений, оформленных по другим правилам, без учёта возможности внесения изменений в текст НД, их подклеивают к корешку первой страницы НД или (при большом объёме изменений) прикладывают к НД.
Все изменения в НД должны быть отражены в листе регистрации изменений согласно ГОСТ 2.503. Комплектование НД листом регистрации изменений, в случае отсутствия его в полученных от сторонних организаций НД, выполняет специалист.

4.Порядок работы:

4.1.        Внимательно ознакомится с содержанием ГОСТ 2.503-90.

4.2. По результатам работы заполните таблицу.

Таблица 3

№ п\п

Вопрос

Ответ (п. ГОСТа)

1

Кто имеет право выпускать и вносить изменения в подлинники документов

2

Если  в ИИ внесена ошибка, что необходимо предпринять

3

В каком случае  выпускается ПИ

4

В каком случае выпускается ДИ

5

Кто имеет право выпускать ПИ

6

Какой порядок внесения  изменений в электронные документы

7

Порядок внесения   изменений в электронные документы

8

В каком случае не допускается подчистка документа

9

Как оформляется добавленный лист документа

10

В каком случае можно не оформлять текстовое  извещение, а прикрепить копию исправленного документа

11

Какое количество ПИ допускается  на один документ

12

Как обозначают ПИ в документах

13

Где можно посмотреть срок действия ПИ

14

Какие подписи обязательны при оформлении ПИ

15

В каком случае действие ПИ прекращается

16

Где ставится отметка об информации действия  документа  с ПИ

17

Где можно узнать информацию о погашении ПИ

18

Как проводится анулирование ПИ

19

С выпуском последующего ПИ действует ли предыдущее

20

Порядок согласования документов  ,требущих изменения с заказчиком

21

Как проводится учет ИИ

22

Как проводится учет ПИ

4.3.По результатам проделанной работы оформите отчет.

5.Требования к отчету.

Отчет по работе должен содержать:

-тему и цель работы;

-заполненную таблицу--ответы на вопросы;

-выводы.

Раздел 3. Процессы жизненного цикла продукции

Практическое занятие № 6

Тема «Контроль технологической дисциплины»

.Цель обучения.

В результате выполнения работы студент должен знать:

- о технологии изготовления (проведения) продукции (услуги);

- о процессной модели системы менеджмента качества;

Иметь навык:

-проведения контроля технологической дисциплины,

 2.Требования к методическому обеспечению.

Для успешного выполнения данной работы студенту необходимо:
- повторить теоретические знания по данной теме, оформить необходимые документы по результатам КТД (Приложение –образцы форм  документов-график КТД, АКТ, план мероприятий)

   - определить  номер пункта ГОСТ Р ИСО  для каждого объекта контроля

Контроль технологической дисциплины (КТД) является частью внутреннего аудита системы менеджмента качества – аудитом технологических процессов 

Цель КТД:

  • выявление и предупреждение возможных несоответствий технологии изготовления изделий;
  • уменьшение производственного брака;
  • предотвращение преждевременного выхода из строя оборудования и технологической оснастки;
  • предупреждение производственного травматизма;
  • улучшение организации производства и охраны окружающей среды.

КТД предназначен для выполнения следующих задач:

  • оценка соответствия ТД требованиям ЕСТД;
  • определение соответствия ТП изготовления изделия на рабочем месте требованиям ТД;
  • определение характера, вида и причин несоответствий ТП (при их наличии);
  • разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий по предотвращению несоответствий и совершенствованию ТП;
  • контроль выполнения корректирующих и предупреждающих мероприятий;
  • проверка результативности корректирующих и предупреждающих мероприятий по результатам КТД.

технологический процесс: Часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению или (и) определению состояния предмета труда (ГОСТ 3.1109-82).

3.1.2 средства технологического оснащения: Совокупность орудий производства, необходимых для осуществления технологического процесса (ГОСТ 3.1109-82).

3.1.3 технологическая дисциплина: Соблюдение точного соответствия технологического процесса изготовления  или ремонта продукции требованиям технологической и конструкторской документации

        3.1.4 технологический документ: Графический или текстовый документ, который отдельно или в совокупности с другими документами определяют технологический процесс или операцию изготовления изделия (ГОСТ 3.1109-82).

        3.1.5 технологическая оснастка: Средства технологического оснащения, дополняющие технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса (ГОСТ 3.1109-82).

        3.1.6 серийное производство: Производство, характеризуемое изготовлением или ремонтом изделий периодически повторяющимися партиями


Перечень объектов контроля и состав контролируемых признаков

Таблица 4

Объект контроля

Номер пункта требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008

Контролируемые признаки

     1

         2

3

1 Технологический процесс

2 Рабочее место

3.Технологическая оснастка

4.Технологическое оборудование

5.Продукция

(заготовки, детали

сборочные единицы

и т.п.)

6.КД, ТД

7.Сопроводительная и т  и учетная

документация

8.Средства контроля,

измерения

9.Исполнители

технологического

процесса

а) Соответствие требований технологической документации требованиям нормативной и конструкторской документации

б) Наличие и полнота изложения требований по безопасности труда.

в) Соответствие материалов, полуфабрикатов, комплектующих требованиям технической документации

г) Последовательность выполнения технологических и контрольных операций

д) Соблюдение технологических режимов, межоперационных припусков, размеров

е) Соблюдение требований по безопасности труда.

ж) Соблюдение требований инструкции по поддержанию в работоспособном состоянии оборудования, средств измерения, контроля и технологической оснастки.

з) Соблюдение требований по идентификации и прослеживаемости

а) Наличие, соответствие и состояние оборудования, оснастки, средств измерения, контроля, знергосистем и энергоносителей требованиям ТД.

б) Санитарное состояние и культура рабочего места.

а) Условия хранения, правильность эксплуатации.

б) Наличие и правильность заполнения учетной документации

 г)Соблюдение правил хранения и

консервации

а) Соответствие паспортных данных

техпроцессу

б) Правильность эксплуатации, содержания оборудования в работоспособном состоянии в том числе

и законсервированного

в) Наличие и своевременность

выполнения графиков проведения ППР

а)Правильность измерения производственным персоналом параметров изготавливаемой продукции, маркировки.

б)Полнота проведения контроля и испытаний.

в)Наличие и правильность заполнения сопроводительной документации

г)Выполнение требований по управлению несоответствующей продукцией.

Соблюдение требований по управлению документацией

Наличие, правильность заполнения,

внесения изменений на всех этапах

изготовления продукции

а)Обеспеченность техническими

средствами контроля, измерений в

соответствии с ТД.

б)Своевременность поверки, калибровки.

в)Соблюдение графиков поверки,

калибровки, ремонтов

г)Соблюдение инструкций по консервации и поддержанию в работоспособном состоянии средств

измерений, систем программного управления.

а)Соответствие квалификации

исполнителя, предусмотренной ТД.

б)Знание требований НД, КД, ТД

по ведению технологического процесса

в)Своевременность проведения инструктажа по безопасности труда.

Практическое занятие № 7.

Тема: Обеспечение качества на этапах жизненного цикла продукции

1.Цели обучения:

–закрепление теоретических знаний по пройденной теме;

– развитие у студентов способностей к самостоятельной работе осуществления деятельности по управлению качеством на участке входного контроля.

–приобретение навыков работы с марочниками сталей и сплавов, ГОСТами, нормативно-технической документацией ;

– разработка перечня входного контроля ;

– выработка навыков оформления документов при  анализе качества поступающей продукции

Перед выполнением работы просмотр видеофильма «Фрагмент производственной деятельности».

Производственные условия работы: согласование информации между специалистами, отвечающими за подготовку той или иной документации; производственные условия для делового профессионального общения и взаимодействия.

В результате выполнения работы студент будет

 иметь представление:

- об анализе качества поступающего сырья , материалов, полуфабрикатов ;

иметь навык:

- оформления необходимой документации при анализе качества поступающих сырья , материалов и полуфабрикатов.

Производственная ситуация: преподаватель в лице « Директора технического» делит учебную группу на три производственные участка. Первый участок– «Технический отдел». Задание: формирование перечня входного контроля.
Второй участок– «
Производственный». Задание: выявление несоответствий в процессе поступления сырья, материалов, комплектующих.
Третий участок – «
Отдел технического контроля». Задание: осуществление проверки результатов работы производственного участка и  оформление документации при анализе выявленных несоответствий.

2. Требования к методическому обеспечению.

Для успешного выполнения данной работы студенту

необходимо:

- знать материал лекции, освещающей данный вопрос по дисциплине средства и методы управления качеством;

- определить требования к поступающим сырью , материалам, полуфабрикатам

- выбрать порядок осуществления анализа качества сырья , материалов, полуфабрикатов

- оформить документацию по анализу несоответствующих сырья , материалов, полуфабрикатов.

По результатам проделанной работы оформите отчет.

5. Требования к отчету

Отчет должен содержать:

- тему и цель работы;

- краткое описание каждого этапа выполнения;

- выводы.

Деловая игра «Показатели качества на этапах жизненного цикла продукции»

Цель игры: закрепление студентами полученных теоретических знаний основных понятий в области анализа качества продукции и выработка системного подхода к процессу изготовления продукции , внедряющую систему менеджмента качества.

Работая в подгруппах, студенты должны из предложенных ситуаций сформулировать выявленные несоответствия  на каждом этапе жизненного цикла продукции, влияющие на процесс изготовления продукции, и установить показатели качества на каждом этапе жизненного цикла  продукции. Совместное обсуждение в подгруппе и защита позиции подгруппы перед группой развивает у студентов навыки командного взаимодействия, умение обосновывать и защищать разработанное решение.

Применение метода работы в малых группах позволяет развить у студентов понимание сложности и многообразия вариантов выбора показателей качества каждого процесса жизненного цикла, помогает им лучше уяснить принципы установления показателей качества  и сформулировать подход к формированию системы менеджмента качества современной организации.

Количество участников: число членов подгруппы — 3—4 человека. Количество подгрупп определяется численностью основной группы. Занятие проводится одним преподавателем.

Время: продолжительность занятия — 4 академических часа.' Для проведения деловой игры необходимы:

1) аудитория и столы для работы подгрупп;

2) доска для вывешивания материалов работы подгрупп, крепежные детали (магниты, кнопки, скотч);

3) каждой подгруппе выдается:

а) лист бумаги формата А1;

б) ГОСТ 15467-79 (СТ СЭВ 3519-81) «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ. Основные понятия .Термины и определения», ГОСТ 22851-77 «Показатели качества»

в) фломастеры разных цветов, 3—4 шт.;

Описание проведения деловой игры:

1. Разделение студентов на подгруппы по 3—4 человека —10 мин.

Можно использовать различные способы разделения на подгруппы, например для экономии времени подгруппы образуются из рядом сидящих студентов.

2. Постановка проблемы — определение цели и задач занятия — 20 мин.

Преподаватель объясняет суть деловой игры и того, что ожидается от студентов. Каждая подгруппа должна одновременно, но независимо друг от друга:

2.1. Выбрать лидера подгруппы, который в случае, если при обсуждении схемы участники не смогут прийти к консенсусу, примет необходимое решение.

2.2. Выработать девиз, под которым она будет работать;

2.3. Из определений ГОСТ 15467-79 (СТ СЭВ 3519-81) и ГОСТ 22851-77

составить логическую схему жизненного цикла продукции , основанный на требованиях СМК и изобразив взаимосвязь терминов. Выбранные показатели необходимо записать на лист бумаги формата А1 и фломастерами отразить взаимосвязи между ними и выбрать методы их определения.

2.4. Обосновать предложенный вариант выбранных показателей.

Задание записывается преподавателем на доске.

3. Раздача каждой подгруппе листов бумаги формата А1, ГОСТ 15467-79 ,

ГОСТ 22851-77  , фломастеры— 5 мин.

4. Работа в подгруппах — 2 часа.

Преподаватель периодически контролирует работу подгрупп, отвечает на возникающие вопросы.

5. Выступление подгрупп с результатами работы — каждой следует предоставить 10 мин.

Схема вывешивается на доску, и лидер подгруппы представляет разработанный вариант игры «Показатели качества на этапах жизненного цикла продукции», отвечает на возникающие вопросы.

6. Подведение итогов игры и дискуссия по содержанию исследуемой проблемы — 25 мин.

Преподаватель является ведущим дискуссии, направляет ее ход и обобщает результаты. При подведении итогов следует воздержаться от прямых отрицательных оценок работы отдельной подгруппы либо отдельного студента. В работе каждой подгруппы нужно выделить оптимальные составляющие предложенного варианта, которые могут быть использованы для разработки «идеального» варианта.


Раздел 4. Измерение, анализ улучшение

Практическое занятие №8

Тема: «Практическое использование гистограмм при контроле, анализе и управлении качеством процессов и продукции»

Цель работы: основной целью данной работы является приобретение навыков анализа результатов исследований с помощью гистограмм, интерпретации гистограмм и принятия решений по виду гистограмм.

1.Цели обучения. В результате выполнения работы студент будет :
иметь представление
 о применении гистограммы для простейшего анализа состояния процесса;
знать

- задачи и проблемы, возникающие на производстве, решаемые с использованием гистограмм;

-правила интерпретации гистограмм;

иметь навык:

-использования гистограммы для анализа состояния процессов.

2.Требования к методическому обеспечению. Для выполнения данной работы студенту необходимо знать материал лекции, освещающей вопросы применения семи инструментов качества. 

На предыдущем занятии студентам необходимо поставить задачу самостоятельной подготовки к практическому занятию по приведенным ниже контрольным вопросам и рекомендуемой литературе [1].

Контрольные вопросы:

1. Что такое гистограмма и для чего она применяется?

2. Расскажите об основных этапах построения гистограммы.

3. Расскажите об основных формах (видах) гистограмм.

4. Расскажите об использовании гистограмм при оценке и анализе качества

процессов.

3.Общие положения устанавливают показатели либо самого процесса, либо изготовляемой продукции, предварительно отобрав продукцию в выборку или установив интервалы времени, через которые будут измеряться показатели процесса. Но получаемый массив данных, зачастую состоящий из 100 и более элементов, не дает картины состояния процесса и сложен для восприятия. Гистограмма дает ясное и полное представление : по положению центра распределения, форме гистограммы, широте распределения можно судить о процессе и принимать решения о необходимых корректирующих действиях.

4.Порядок работы.

4.1.Внимательно прочитать правила интерпретации гистограмм, приведенные в лекции.

4.2.Перенести в тетрадь вариант задания – массив данных, представленных преподавателем.

4.3. Решить следующую задачу. На заводе сок фасуется в тетрапакеты по 1 литру. Допускается расхождение массы 20 грамм в большую и меньшую сторону. Для контроля операции фасовки из партии 500 штук, каждый пакет был взвешен.Таким образом получен массив данных, проанализировав который необходимо принять решение о состоянии процесса и необходимости разработки корректирующих действий для улучшения процесса.

Для решения задачи данные сгруппировать в пять интервалов, построить гистограмму и сделать вывод о состоянии процесса и необходимости корректировок.

4.4.По результатам проделанной работы оформить отчет.

5.Требования к отчету.

Отчет по работе должен содержать

-тему и цель работы;

-вариант задания;

-интервальный ряд;

-гистограмму;

-вывод.

Практическое занятие №9.

Тема: Корректирующие и предупреждающие мероприятия

Цель: изучение корректирующих и предупреждающих мероприятий по выявлению несоответствий.

1.Цели обучения:

В результате выполнения работы студент будет иметь представление:

-об организации мероприятий по анализу и устранению несоответствий и рекламаций на предприятиях;

-о методе, используемом для анализа несоответствий и рекламаций.

Иметь навык:

-разработки корректирующих и предупреждающих мероприятий по устранению несоответствий

2.Требования к методическому обеспечению.

Для успешного выполнения данной работы студенту необходимо:

-знать материал лекции, освещающей данный вопрос по дисциплине;

-повторить материал из курсов технологии и организации производства продукции на предприятиях.

- Иметь конспекты лекций по данным дисциплинам.

3.Общие положения

Для уменьшения потерь от несоответствий продукций и жалоб,  профилактики появления несоответствий необходима система учета и анализа, которая позволяет четко определить причины возникновения несоответствий, а также регламентировать дальнейшие действия персонала с несоответствиями, экономической обработки данных о браке, принятию корректирующих мер (внесение изменений в конструкторскую и технологическую документацию, работа с поставщиками и так далее), устранению несоответствий и причин их появлений.

4.        Порядок работы

4.1.Организуйте рабочие группы по 2 человека.

4.2 Ознакомьтесь с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008 по действию с несоответствиями.

4.3.Ознакомьтесь с примерами несоответствий и проанализируйте ситуацию

СИТУАЦИЯ 1

В ходе проверки склада аудитор обнаружил ящик с комплектующими с просроченным сроком хранения.

СИТУАЦИЯ 2

При аудите производственного подразделения выяснилось, что часть специалистов не могут четко сформулировать Политику и цели в области качества своей организации

СИТУАЦИЯ 3

Во время интервью с контролером ОТК аудитор попросил предъявить ему штангенциркуль, и попросил продемонстрировать процедуру измерения размеров принимаемой продукции. Оказалось, что данный инструмент не подходит для выбранного объекта измерений.

4.4. Оформите «Протокол несоответствия», который должен содержать разделы :

Раздел 1

1 Проверяемое подразделение:

2 Руководитель подразделения:

3 Аудитор:

4 Дата проверки:

Раздел 2 Несоответствие (краткое содержание):

Пункт ГОСТ Р ИСО 9001 ,(в отношении которого выявлено несоответствие):

Градация несоответствия: Значительное:[ ] Незначительное:[ ]

Руководитель подразделения ознакомлен. Дата. Подписи аудиторов. Дата

Раздел 3 Корректирующие действия (краткое содержание):

Предлагаемая дата выполнения:

Руководитель подразделения (подпись) Дата

Раздел 4 Подтверждение устранения несоответствия:

Устранено: ДА/НЕТ Градация несоответствия снижена: ДА/НЕТ

Замечания

Фактическая дата выполнения

Аудитор: Дата. (Ф.И.О., подпись)

4.5. Сформулируйте  возможные корректирующие и предупреждающие
 мероприятия

4.5. По результатам проделанной работы оформите отчет.

5.Требования к отчету

Отчет должен содержать:

-тему и цель работы;

-краткое описание выбранного производства;

-заполните таблицу2;

-выводы.

Практическое занятие № 10

Тема: Изучение концепции «5 S».

Цель: Формирование навыка применения концепции для проведения анализа и улучшения рабочего места.

В результате выполнения работы студент будет иметь

представление:

- о необходимости применения данной концепции на предприятии;

знать:

- элементы концепции и их содержание;

- о влиянии факторов, рассматривающихся в данном методе, на рациональность рабочего места.

иметь навык:

- применения концепции «5 S» относительно рабочего места;

- проведения анализа и выявления эффективности его применения.

2. Требования к методическому обеспечению

Для успешного выполнения данной работы студенту

необходимо:

- знать материал лекции, освещающей данный вопрос по дисциплине.

3. Общие положения

В последнее время в современной производстве продукции (услуги) появилась серьезная тенденция, дающая надежду на "лучшие времена". С каждым днем все больше российских компаний применяют на практике концепцию 5 S.

Метод 5 S это простой и эффективный инструмент при введении систем ИСО 9001, ИСО 14000, OHSAS 18000, для различных сфер деятельности - от производственных участков

компании до работы в офисе.

Метод состоит из пяти шагов, цель которых – улучшить рабочие места, создать лучшие условия выполнения операций, сэкономить время, повысить производительность и безопасность работы. В частности, сделать рабочее место удобнее и чище, сократить время на поиски инструментов, приспособлений и документации.

Как расшифровывается 5S?

Краткий словарь японского языка:

SEIRI - Sort (отсортировать) все вещи на рабочем месте, не нужные в текущем производственном процессе;

SEITON - Set in Order (привести в порядок). SEISO Shine (блеск) - выявление и расстановка всех требуемых вещей;

SEIKETSU – Standardise (стандартизация) - чистка всех единиц оборудования.

SHITSUKE - Sustain (поддержка) – «универсализация» трех предыдущих принципов - обеспечение того, чтобы правила выполнялись надлежащим образом и в других подразделениях.

Шаг 1 – Удаление ненужного.

Определить, что требуется, а что нет, в каком количестве и только тогда, когда требуется.

Определить правила, удалить все устаревшие вещи.

Подобрать подходящие складские территории для используемых вещей, прикрепить ярлыки ко всем используемым вещам классифицировать все вещи;в эффективной реализации этого принципа вам поможет выделение специальных зон и их обозначение.

Шаг 2 – Размещать и хранить вещи на виду.

 Разместить требуемые вещи таким образом, чтобы их можно было легко использовать, чтобы они были маркированы и любой мог быих легко найти и отложить.

Подумать об установлении нового стандарта.

При определении подходящего месторасположения, подумать о:
- вещах, используемых вместе, расположенных вместе;

- располагать согласно частоте использования;

- расположении таким образом, чтобы количество перемещений было минимальным;

- использовании общего инструментария для различных работ для того, чтобы уменьшить итоговое количество инструментов;

- визуальные дисплеи – ключ к стандартизации;

- сделать месторасположение видимым (расписания, расположение документов, т.д.;

Для эффективного воплощения этого принципа в жизньможно использовать устройство для изготовления знаков и этикеток.

Шаг 3 – Уборка, проверка, устранение неисправностей.

Убедиться, что все находится на своих местах. Регулярно и часто убирать, чтобы в случае, когда вам что-нибудь понадобится, оно находилось на месте и в рабочем состоянии.

Установить цели и работать на их достижение.

В обязанности каждого входит уборка по мере необходимости. Ежедневная уборка предотвратит потребность в «генеральной уборке» территории.

Шаг 4 – “Стандартизировать” процесс.

Внедрять привычки 5S в ежедневную работу с помощью:

- установления и согласования стандартов, согласно которым работает каждый, т.е. документация, хранение оборудования, безопасность.

- разработать стандарты таким образом, чтобы каждый мог присоединиться к секции и быстро в ней работать;

- использование визуального контроля;

- сделать фотографию рабочего места после внесения изменений для того, чтобы установить новые стандарты.

Шаг 5 – дисциплинированность и ответственность.

Это один их самых трудных 5S, потому что занимает время, требует осведомленности, терпимого отношения к другой культуре, структуре, поддержку, признание, удовлетворение. Что необходимо делать:

- разработать производственную политику поддерживания и улучшения действий;

- записывать действия для отслеживания улучшений;

- выявление улучшений в оборудовании;

- изобразить результаты проверки в диаграммах;

- просмотреть как действия улучшают результаты.

- назначайте реалистичные даты и пересматривайте их

только если это абсолютно необходимо.

4. Порядок работы

4.1. Организуйте группы численностью до четырех человек.

4.2. В качестве объекта для проведения анализа выберите аудиторию, в которой Вы занимаетесь наиболее часто.

Это может быть читальный зал, Ваше рабочее место дома и т.п.

4.3. Изобразите действующий план размещения оборудования, мебели выбранного Вами объекта.

4.4. Применяя элементы концепции 5S, наметьте определенные виды деятельности применительно к выбранному объекту.

4.5. Сформируйте и отобразите новый план объекта с учетом выполнения рекомендаций с применением концепции 5S.

4.6. По результатам работы заполните таблицу 5, в которой необходимо указать элементы объекта для рассмотрения, виды анализа и описание метода улучшения рабочего места.

Таблица 5

п/п

Этап метода

Виды работ по реализации этапа относительно объекта

Виды работ по улучшению рабочего места

1

2

3

4

5. Требования к отчету.

Отчет по работе должен содержать:

- тему и цель работы;

- схему-план выбранного объекта;

- схему-план объекта с применением этапов метода 5S;

- заполненную таблицу 5;

- вывод.

Практическое занятие №11

Тема «Практическое использование метода «мозговой атаки» при контроле, анализе и управлении качеством процессов и продукции»

Цель : ознакомиться с инструментами управления качеством - «Мозговая атака» .

Требования к методическому обеспечению:

На предыдущем занятии студентам необходимо поставить задачу самостоятельной подготовки к практическому занятию по приведенным ниже контрольным вопросам и рекомендуемой литературе [1].

Контрольные вопросы:

1. Для каких целей используют «мозговую атаку»?

2. Каков порядок проведения мозговой атаки?

3. Допустимы ли критические замечания в адрес высказанных идей при проведении мозговой атаки?

4. Какие функции выполняет руководитель команды при подготовке и

проведении мозговой атаки?

5. Чем мозговой штурм и осада отличаются от мозговой атаки?

6. Каковы цели и сущность проведения атаки разносом?

7. Расскажите о порядке проведения письменного варианта мозговой атаки.

Практическое занятие № 12

Тема: Метод принятия управленческих решений -

«мозговая атака» проблем управления.

Цель работы: Привить навыки проведения «мозгового

штурма», навыки анализа ситуации и выбора вариантов ре-

шения с помощью методов активизации творчества.

1. Цель:

В результате выполнения работы студент будет:

иметь представление:

- о назначении и применении метода «мозгового штурма»;

иметь навык:

- анализа результатов «мозгового штурма»;

- поиска различных вариантов решения и выбора из них

лучшего.

2. Требования к методическому обеспечению.

Для успешного выполнения данной работы студенту необходимо знать материал лекции, освещающей данный вопрос по дисциплине средства и методы управления качеством.

3. Общие положения

бывают ситуации, когда один человек не может принять окончательное решение. Тогда применяют метод «мозгового штурма» (или метод номинальной группы), который полезен

в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, а затем принять решение. Этот метод был разработан в 1939 г. американским ученым А. Осборном. Методы «мозгового штурма» или «мозговой атаки», основываются на следующем психологическом эффекте. Если взять группу в 5-8 человек, каждому из которых предложить независимо и индивидуально высказать идеи и предложения

по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задаче, то в сумме можно получить п идей. Если предложить этой группе коллективно высказать идеи, то можно получить их в несколько раз больше. Во время сеанса «мозгового штурма» происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву.

Метод достаточно широко применяется в управленческой практике с целью получения максимального количества оригинальных идей за короткий промежуток времени (30 мин, максимум 40 мин). Причем экспертами являются как генераторы идей- специалисты в этой сфере, так и дилетанты – специалисты в другой сфере.

Метод «мозгового штурма» предполагает разделение по времени и исполнителям этапов «мозгового штурма». Участников разбивают на «генераторов» и «критиков». Генераторы высказывают как можно больше идей, а критики оценивают их идеи. Все высказанные идеи записывают на бумаге или на диктофон.

3.1 Требования к проведению мозговой атаки.

3. 1.1 Участники садятся за общий стол лицом друг к другу. и какие-либо оценки того, что говорится.

3.1.2 Запрещаются споры, критика и какие-либо оценки то го, что говорится.

3.1.3 Высказываются любые идеи, вплоть до утопических, бредовых. Количество идей важнее их качества.

3.1.4 Обсуждается, критикуется и оценивается каждая идея по следующим критериям:

- ее соответствие предпосылкам и начальным требованиям;

- возможность ее реализации или отсутствие таковой;

- реализуется сразу или требуется время;

- требует ее реализация лишних затрат или нет;

- применима ли идея в другой сфере деятельности.

3.1.5 Критические замечания излагаются сжато, лаконично.

4. Порядок работы

4.1 Внимательно изучите предложенную ситуацию,

приведенную в Приложении А.

4.2 Постановка проблемы (задачи) перед творческой

группой, где должны быть четко сформулированы два момента:

- что в итоге желательно получить или иметь;

- что мешает получению желаемого.

4.3 Разделите группу на две подгруппы – «генераторов»

и «критиков».

4.4 Выберите в каждой подгруппе руководителя.

4.5 Этап молчаливого генерирования (10-15 мин). Членам группы необходимо дать письменные ответы на постав-

ленную задачу в полной тишине (обязательное условие).

4.6 Этап неупорядоченного перечисления идей. Руководитель предлагает участникам по кругу назвать записанные

им решения проблемы.

4.7 Этап уяснения идей. На этом этапе происходит быстрое рассмотрение зарегистрированного перечня идей.

4.8 Подготовка каждой группой письменного отчета.

4.9 Этап голосования и ранжирования. Все участники

должны проранжировать предложенные идеи, оценивая самую важную – максимальным баллом, а наименее важную –минимальным и т.д.

5. Требования к отчету

Отчет по работе должен содержать:

- тему и цель работы;

- краткую характеристику поставленной проблемы (за-

дачи);

- краткое и четкое изложение идей (количество их должно быть максимально большим);

- выводы.

Практическое занятие№13

Тема: Самооценка организаций по критериям премии Правительства РФ в области качества.

Цель работы: изучение модели премии Правительства РФ в области качества, а также методики оценивания по критериям.

1.Цели обучения.

т результате выполнения работы студент будет иметь представление:

-о модели премии Правительства РФ в области качества;

-о критериях модели;

Знать:

-методику оценивания составляющих по критериям;

Иметь навык:

-оценивания деятельности по критериям модели;

-нахождение сильных и слабых сторон деятельности и направлений совершенствования.

2.Требования к методическому обеспечению.

Для успешного выполнения данной работы студенту необходимо знать материал лекции, освещающей данный вопрос, по дисциплине управления качеством.

3.Общие положения .

Успешная работа любой организации на рынке неосуществима без постоянного совершенствования ее деятельности, нацеленной на улучшение качества продукции им услуг. Совершенствование деятельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов. Только опираясь на результаты такого анализа, можно наметить и реализовать следующие шаги в улучшении деятельности. Такой всесторонний анализ в мировой практике получил название самооценки Самооценка является для организации способом  сопоставить свою деятельность и ее результаты с моделью работы организации, являющейся образом, примером для остальных. Такие модели во многих странах нашли отражение в критериях премий по качеству. В 1996 году учреждена премия Правительства РФ в области качества.

  4 Порядок работы

4.1.Образуйте рабочие группы численностью не более 4 человек.

4.2. Внимательно ознакомьтесь с описанием составляющих критериев оценки, предприятия (организации) представленного на соискание премии,

4.3.Оцените учебный пример по критериям оценки .При этом свою оценку должен поставить каждый участник группы, а окончательная оценка должна быть определена в каждой группе на основе консенсуса..

4.4.Руководствуясь критериями оценки, определите сильные стороны деятельности руководства и его слабые стороны;

4.5.Обсудите полученные результаты между рабочими группами. Для этого выберите докладчика, которые сообщит аудитории полученные оценки, сильные и слабые стороны деятельности руководства.

4.6 По результатам проделанной работы оформите отчет.

5.Требования к отчету. Отчет о работе должен содержать:

-тему и цель  работы;

-таблицу с выставленными в ней индивидуальными оценками, а также общую оценку группы;

-перечисление сильных и слабых сторон;

-выводы по работе.

Практическое занятие № 14

Тема: Современные инструменты управления качеством. Причинно-следственная диаграмма Исикавы.

Цель работы: изучение инструментов исследования качества продукции – диаграмма Исикавы и методика ее применения.

1.Цели обучения:

В результате выполнения работы студент будет иметь представление:

-о современных инструментах управления качеством;

иметь навык:

-анализа причин возникновения несоответствия с помощью диаграммы Исикавы.

2.Требования к методическому обеспечению.

Для успешного выполнения данной работы студенту необходимо знать материал лекции, освещающей данный вопрос, по дисциплине управления качеством.

3.Общие положения

Из современных методов исследования качества продукции наиболее популярны диаграмма Парето и причинно-следственная диаграмма Исикавы. Диграмма Исикавы графически показывает связь причин и вытекающих из них результатов , т.е. показывает отношение между показателями качества и воздействующими на него факторами.

4.Порядок работы

4.1.        Внимательно изучите порядок построения диаграммы Исикавы

4.2.        Получите у преподавателя задание, в котором приведены дефекты  изделий или причины несоответствий.

4.3. Постройте причинно-следственную диаграмму при анализе изделий (ситуации).

4.4.По результатам определенной работы оформите отчет.

5.Требования к отчету

Отчет по работе должен содержать:

-тему и цель работы;

-вариант задания

-диаграмму Исикавы;

-        выводы.

Практическое занятие №15

Тема «Практическое использование метода стратификации при контроле, анализе и управлении качеством процессов и продукции»

Цель : получить практические навыки применения метода стратификации для анализа статистических данных

Методические указания:

На предыдущем занятии студентам необходимо поставить задачу самостоятельной

подготовки к практическому занятию по приведенным ниже контрольным вопросам и

рекомендуемой литературе [1].

Контрольные вопросы:

1. Расскажите о содержании и области применения метода расслаивания

(группировки, стратификации).

2. Приведите пример стратифицирующего фактора.

3. Позволяет ли японский опыт использования стратификации утверждать,

что желаемые результаты достигаются после двух- или трехкратного применения этого метода?

4. В чем заключается использование мнемонического приема 5М?

6. Поясните содержание основных этапов выполнения стратификации.

7. Приведите пример успешного применения метода стратификации.

Практическое занятие № 16

Тема «Практическое использование диаграммы Парето при контроле, анализе и управлении качеством процессов и продукции»

Цель : получить практические навыки построения диаграммы Парето

Методические указания:

На предыдущем занятии студентам необходимо поставить задачу самостоятельной подготовки к практическому занятию по приведенным ниже контрольным вопросам и

рекомендуемой литературе [1].

Контрольные вопросы:

1. Что такое диаграмма Парето и почему она так называется?

2. Что было установлено М. Лоренцем в 1907 году, и чем он предложил

дополнить столбиковую диаграмму Парето?

3. Сформулируйте основные этапы построения диаграммы Парето.

4 Приведите пример формы таблицы для подготовки данных при построении диаграммы Парето.

5. Приведите пример построения диаграммы Парето.

6. Почему группа «прочие факторы» должны составлять небольшой процент?

7. Перечислите основные советы по построению диаграммы Парето.

8. Поясните основные рекомендации по использованию диаграммы Парето.

Практическая работа № 17

Тема « Методика оценки поставщиков»

Цель работы: изучение методов оценки поставщиков, а также методики оценивания по критериям.

1.Цели обучения.

Студент результате выполнения работы студент будет иметь представление:

-о методах оценки поставщиков,

Знать:

- методики оценивания поставщиков по критериям в области качества; оценивания составляющих по критериям;

Иметь навык:

-оценивания поставщиков по определенным методам;

-нахождение сильных и слабых сторон деятельности и направлений совершенствования.

2.Требования к методическому обеспечению.

Для успешного выполнения данной работы студенту необходимо знать материал лекции, освещающей данный вопрос, по дисциплине .

3.Общие положения .

Успешная работа любой организации на рынке неосуществима без постоянного совершенствования ее деятельности, нацеленной на улучшение качества продукции им услуг. Совершенствование деятельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству  ее поставщиков. Только опираясь на результаты такого анализа, можно наметить и реализовать следующие шаги в улучшении деятельности

Для результативного выбора поставщика проводится оценка  поставщиков - кандидатов в «Список одобренных поставщиков» путем сравнительного анализа фактического показателя возможностей поставщика   с  базовым показателем возможностей.

Для  расчета фактического показателя возможностей поставщика определены критерии отбора поставщика  и критерии оценки возможностей кандидата-поставщика  .

Примечание. Каждому из критериев присваивается  количественное значение  в соответствии с таблицами 1, 2. Приложения

Для каждого критерия отбора поставщика определены  коэффициенты весомости.

Для каждого критерия оценки поставщиков-кандидатов определены коэффициенты весомости

Критерии отбора поставщика и их коэффициенты весомости приведены в нижеприведенных таблицах Приложения

Сумма произведений критериев оценки возможностей кандидата-поставщика  на коэффициент весомости  принята за фактический показатель оценки возможностей кандидата-поставщика.

,

где - количество критериев оценки возможностей кандидата-поставщика.

Фактический показатель возможностей поставщика рассчитывается:

Базовый показатель  принят  за 29 баллов - это высшая оценка, т.е. соответствие поставщика по всем критериям.

Практическая работа № 18

Тема «Оценка удовлетворенности потребителя»

Цель: изучение методов оценки удовлетворенности потребителя, а также методики оценивания по критериям.

1.Цели обучения.

Студент результате выполнения работы студент будет иметь представление:

-о методах оценки удовлетворенности потребителя,

Знать:

- методики оценивания удовлетворенности потребителя по критериям в области качества; оценивания составляющих по критериям;

Иметь навык:

-оценивания удовлетворенности потребителя по определенным методам;

-нахождение сильных и слабых сторон деятельности и направлений совершенствования.

2.Требования к методическому обеспечению.

Для успешного выполнения данной работы студенту необходимо знать материал лекции, освещающей данный вопрос, по дисциплине управления качеством.

3.Общие положения .

Успешная работа любой организации на рынке неосуществима без постоянного совершенствования ее деятельности, нацеленной на улучшение качества продукции им услуг. Совершенствование деятельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов. Только опираясь на результаты такого анализа, можно наметить и реализовать следующие шаги в улучшении деятельности

Метод № 1 «МЕТОД ПРОСТОЙ ОЦЕНКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ»

Оценка каждого аспекта деятельности предприятия осуществляется   по 7 бальной шкале: 1  –абсолютно не удовлетворен,  7 –полностью удовлетворен

Метод № 2 "Метод анализа несоответствий»

Данный метод заключен в оценке  несоответствий оценок   удовлетворенности и оценок значимости по конкретным аспектам деятельности предприятия. Вычисляется разность между  средними значениями  оценки удовлетворенности потребителей по определенным аспектам и  средними значениями удовлетворенности потребителя

Метод №3  "Метод  взвешенных оценок»

Концепция метода:

1 Рассчитывается  разность между  максимально  возможной  по выбранной шкале  уровня  удовлетворенности ( в нашем случае это 7) и  средними оценками  удовлетворенности по каждому критерию.

2 Полученное значение умножается на   значение средней оценки значимости  по каждому критерию


Список рекомендуемой литературы

  1. 1 Мазур И.И.,Шапиро В.Д .Управление качеством-5е изд.,стер.-М.: Издательство «Омега-Л»,2008-399 с: ил., табл.
  2. 2. Свиткин М.З.,  Мацута В.Д., Рахлин К.М.«Система менеджмента качества» Понятийно-терминологический аппарат.- СПб.: СПб КФ, 2004, 160 с.
  3. 3.  Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. «Управление качеством» Учебник/под редакцией  Б.И. Герасимова-2е изд. М.:Форум, 2009-256 с (профессиональное образование)
  4. 4. Управление качеством Учебник. Мельников В.П., Смоленцев В.П.,
    Схиртладзе А.Т; под. Ред В.П Мельникова, -М.:Издательство Скит Центр Академия 2005. 352 с
  5. 5. Салимова Т.А. «Управление качеством» 2 е изд., стер.- М.:Издательство
    «Омега-Л», 2008.-414 с.
  6. 6. Коноплев С.П. «Управление качеством». Учебное пособие.-М:ИНФРА-М, 2009-252 с.

7.. Ефимов В.Л. «Средства и методы управления качеством» Учебное пособие.-М: ИНОРУС, 2007-232 с.

  1. 8. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Система менеджмента качества. Основные положения  и словарь.
  2. 9. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

10. ГОСТ Р ИСО9004:2010 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

11. Журналы «Методы менеджмента качества»

12. Журналы «Стандарты и качество»


Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор технический

______________________________

подпись, дата         расшифровка подписи

ГРАФИК

периодического контроля технологической дисциплины

в цехах производства на 200 ___ г.

№№

п.п.

Цех

Дата

Председатель комиссии

Отметка о выполнении

1

2

3

4

5

        Начальник ТО ________________________________________________

                                (подпись, дата)                (расшифровка подписи)

        Согласовано  

   

Начальник ОТК________________________________________________

                                (подпись, дата)                (расшифровка подписи)


Приложение 2

Форма Акта КТД

УТВЕРЖДАЮ

Директор технический

___________________________________

подпись, дата                расшифровка подписи

АКТ

_____________№____________

контроля технологической дисциплины

и проверки документации

Комиссия в составе:

председатель -          ________________________________________________________________

                                        (должность, инициалы, фамилия)

члены комиссии:        ________________________________________________________________

                                        (должности, инициалы, фамилии)

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

провела контроль технологической дисциплины (проверку КД, ТД и выписок) в цехе ____ согласно графику периодического КТД  в период с                по              в соответствии и объеме СТП СМК………

        Результаты проверки:

            Заключение:  

                                                                                                         

            Рекомендации:  

                                                   

            Председатель комиссии:    _______________________________________________                                                                                                                                                                                                   

                                                  (подпись, дата)                        (расшифровка подписи)

            Члены комиссии:                _______________________________________________                                                                                                                                                                                                             

                                                  (подпись, дата)                        (расшифровка подписи)

Приложение 3

Форма Плана корректирующих и предупреждающих мероприятий

по результатам КТД

                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                Директор технический

                                                                _____________________________

                                                             (подпись, расшифровка подписи)

Цех № _______

____________ № _____________

План корректирующих и предупреждающих

мероприятий по результатам КТД

(акт №  _______от____________)

№№ п. п

Выявленное несоответствие, возникшая проблема

Предполагаемая

причина несоответствия

Содержание

мероприятий

(действий)

Исполнитель/

соисполнитель

Срок выпол

нения

Отметка о

выполнении/

переносе срока

(№ документа,

подпись, дата)

Результативность

выполненных мероприятий**

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Коррекция:*

Корректирующие действия:*

Предупреждающие действия:*

* В случае отсутствия какого-либо действия в строке записать «нет».

**Мероприятие результативно, если несоответствие или возникшая проблема, на устранение которой направлено мероприятие в дальнейшем не повторяется. Отметку о результативности «результативно/не результативно» делает директор технический в первом экземпляре не позднее шести месяцев после выполнения мероприятий.

Примечание – в случае корректировки сроков мероприятий в графе «Отметка о выполнении /переносе срока» указывается документ о корректировке сроков.

Начальник цеха                        _________________                   _________________

(подпись, дата)            (расшифровка подписи)

Согласовано:

Председатель комиссии КТД                 _________________                _________________

 (подпись, дата)                (расшифровка подписи)

Руководители подразделений,

ответственные за исполнение мероприятий   ______________        _________________

                                                         (подпись, дата)     (расшифровка подписи)                                                  


                                                                                                    Приложение 4

Форма журнала КТД

                                                                                                             ЖУРНАЛ

                                                                                    контроля технологической дисциплины  

                                                 

Дата проверки

Объект контроля, контролируемый признак

Содержание несоответствия с указанием конкретного пункта, конкретного документа, Ф.И.О., подпись контролирующего

Анализ несоответствия, разработка и согласование корректирующих и предупреждающих мероприятий Ф.И.О., подпись и дата разработчика, исполнителей мероприятий и технолога цеха

Отметка о

выполнении*

Контроль выполнения и оценка результативности**

       1

               2

                              3

                           4

          5

             6

 

         *   Ф.И.О., подпись и дата исполнителя мероприятия.

         **   «Повторений нет», Ф.И.О., подпись и дата технолога (начальника цеха)

        По несоответствиям, выявленным при летучем и повседневном КТД начальником цеха (мастером), технологом в течение трех рабочих дней от даты выявления выясняются причины, проводится анализ и разрабатываются корректирующие  и предупреждающие мероприятия с регистрацией в журнале КТД. В случае привлечения других подразделений допускается разработка плана корректирующих и предупреждающих мероприятий .



Приложение  5.        Критерии отбора поставщиков

Критерий отбора поставщика

К отбора

 Значение оценки  критерия отбора

(баллы)

 Степень выполнения установленных требований

Значение коэффициента весомости аi

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Приемлемость цены

1

Цена выше  среднего уровня цен   на однородную продукцию,  производимую другими предприятиями  

1

2

Цена на среднем уровне  цен на однородную продукцию, производимую другими предприятиями

3

Цена ниже среднего уровня цен на однородную продукцию , производимую другими предприятиями

Возможность многовариантности условий оплаты

1

100% предоплата

0,5

2

возможна  частичная предоплата

3

частичная предоплата

4

оплата после поставки МТР

Приемлемость требуемого объема поставок

1

 Большая партия

1

2

 Малые партии

Наличие сертифицированной СМК

1

СМК не внедрена

0,5

2

ведутся работы по созданию СМК

3

имеется Заключение на СМК ( по продукции В и ВТ)

4

СМК сертифицирована

Удаленность

1

находится за пределами региона

1

2

находится в регионе

3

находится в С-ПБ или области

П отбора


.Приложение 6. Критерии оценки Поставщиков

Критерий оценки поставщика

Коценки

 Значение оценки  критерия отбора

(баллы)

 Степень выполнения установленных требований

Значение коэффициента весомости bi

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Наличие долгосрочного периода договорных отношений

1

 Договор заключён впервые

0,5

2

 Договорные отношения не более 1 года

3

 Договорные отношения  более 1 года

4

 Договорные отношения  более 3 лет

Отсутствие срывов сроков поставок

1

 Более 5-ти случаев в год

1

2

 Более 3-х случаев в год

3

 Отсутствуют

Отсутствие претензий к оформлению документов, подтверждающих качество поставленной продукции (МТР)

1

более 9 претензий за год

0,5

2

от 6 до 9 претензий

3

от 3 до 6 претензий

4

от 1 до 3 претензий

5

претензии отсутствуют

Отсутствие претензий и рекламаций к поставляемой продукции

1

более 6 претензий за год

1

2

от 4 до 6 претензий

3

от 2 до 4 претензий

4

от 1 до 2 претензий

5

претензии отсутствуют

Отсутствие срывов сроков удовлетворения рекламаций(претензий) по поставляемой продукции

1

срок ответа на рекламацию (претензию) более 2мес.

1

2

срок ответа на рекламацию (претензию) от 1 до 2 мес.

3

срок ответа на рекламацию (претензию) меньше месяца

Наличие поставщика в «Списке одобренных поставщиков» за предыдущий период

1

отсутствие  в «Списке одобренных поставщиков»

0,5

2

наличие в «Списке одобренных поставщиков» от 1 до 3 лет

3

наличие в «Списке одобренных поставщиков» более 3-х лет подряд

П оценки

Приложение 7.  
  Методы оценки потребителя

Метод № 1

МЕТОД ПРОСТОЙ ОЦЕНКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Оценка каждого аспекта деятельности предприятия осуществляется   по 7 бальной шкале: 1  –абсолютно не удовлетворен,  7 –полностью удовлетворен

1 Коммерческие аспекты сотрудничества

Потребитель 1

Потребитель 2

Потребитель 3

Средние оценки

Удовл.

Значим.

Удовл.

Значим.

Удовл.

Значим.

Удовл.

Значим.

Конкурентоспособность продукции ОАО … с точки зрения  соотношения цена-качество

Качество и быстрота обработки заявок со стороны ОАО….

Гибкость условий оплаты

Соблюдение договорных обязательств

Общая оценка качества и профессионализма работы менеджеров завода

Качество и быстрота рассмотрения Ваших претензий, выставленных ОАО……. (если таковые были)

Качество связи:

тел/факс

электронная почта


Продолжение Приложения 7

2 Удовлетворенность поставками

Потребитель 1

Потребитель 2

Потребитель 3

Средние оценки

Удовл.

Значим.

Удовл.

Значим.

Удовл.

Значим.

Удовл.

Значим.

Сроки изготовления продукции

7

7

6

7

5

7

7

6

Наличие продукции на складе

Предоставление информации о текущем состоянии поставки

Качество и своевременность предоставления товаросопроводительной документации

Качество транспортных услуг ОАО «…»

Удовлетворенность продукцией

Потребитель 1

Потребитель 2

Потребитель 3

Средние оценки

Удовл.

Значим.

Удовл.

Значим.

Удовл.

Значим.

Удовл.

Значим.

Оцените качество поставляемой ОАО …. продукции

Качество упаковки продукции, в том числе обеспечение сохранности

 Удовлетворенность технической и рекламной поддержкой

Потребитель 1

Потребитель 2

Потребитель 3

Средние оценки

Удовл.

Значим.

Удовл.

Значим.

Удовл.

Значим.

Удовл.

Значим.

Возможность получить техническую поддержку или рекомендациипосредством телефонного  общения, обращением на сайт, пользовании рекламно-информационными материалами ОАО

Быстрота получения технической поддержки

Наличие рекламно-информационных материалов

 Средние значения  удовлетворенности характеризуют  удовлетворенность потребителя по каждому аспекту. Чем выше оценка, тем выше удовлетворенность потребителя по  оцениваемому аспекту. В соответствии с данным методом   в первую очередь следует улучшать аспекты деятельности , имеющие наиболее низкие оценки  

Продолжение Приложения 7

Метод № 2

"метод анализа несоответствий»

Данный метод заключен в оценке  несоответствий оценок   удовлетворенности и оценок значимости по конкретным аспектам деятельности предприятия. Вычисляется разность между  средними значениями  оценки удовлетворенности потребителей по определенным аспектам и  средними значениями удовлетворенности потребителя

Конкурентоспособность продукции ОАО … с точки зрения  соотношения цена-качество

Расхождение в оценках

Средняя оценка значимости

Качество и быстрота обработки заявок со стороны ОАО….

Гибкость условий оплаты

Соблюдение договорных обязательств

Общая оценка качества и профессионализма работы менеджеров завода

Качество и быстрота рассмотрения Ваших претензий, выставленных ОАО……. (если таковые были)

Качество связи:

тел/факс

электронная почта

Способность ОАО…. поставить нужное Вам количество продукции

Сроки изготовления продукции

Наличие продукции на складе

Предоставление информации о текущем состоянии поставки

Качество и своевременность предоставления товаросопроводительной документации

Качество транспортных услуг ОАО «…»

Оцените качество поставляемой ОАО …. продукции

Качество упаковки продукции, в том числе обеспечение сохранности

Возможность получить техническую поддержку или рекомендации посредством телефонного  общения, обращением на сайт, пользовании рекламно-информационными материалами ОАО

Быстрота получения технической поддержки

Наличие рекламно-информационных материалов

В соответствии с данным методом   в первую очередь следует улучшать аспекты деятельности , имеющие наиболее большое расхождение в оценках. Для аспектов  разность между оценками значимости и  оценками удовлетворенности  которых является отрицательной – уровень удовлетворенности   потребителей  этими аспектами превышает их важность для них и , следовательно,  не стоит тратить время на совершенствование  этих аспектов деятельности предприятия

Продолжение Приложения 7

Метод №3  

"метод  взвешенных оценок»

Концепция метода:

1 Рассчитывается  разность между  максимально  возможной  по выбранной шкале  уровня  удовлетворенности ( в нашем случае это 7) и  средними оценками  удовлетворенности по каждому критерию.

2 Полученное значение умножается на   значение средней оценки значимости  по каждому критерию.

Конкурентоспособность продукции ОАО … с точки зрения  соотношения цена-качество

Расхождение в оценках

Средняя оценка значимости

Качество и быстрота обработки заявок со стороны ОАО….

Гибкость условий оплаты

Соблюдение договорных обязательств

Общая оценка качества и профессионализма работы менеджеров завода

Качество и быстрота рассмотрения Ваших претензий, выставленных ОАО……. (если таковые были)

Качество связи:

тел/факс

электронная почта

Способность ОАО…. поставить нужное Вам количество продукции

Сроки изготовления продукции

Наличие продукции на складе

Предоставление информации о текущем состоянии поставки

Качество и своевременность предоставления товаросопроводительной документации

Качество транспортных услуг ОАО «…»

Оцените качество поставляемой ОАО …. продукции

Качество упаковки продукции, в том числе обеспечение сохранности

Возможность получить техническую поддержку или рекомендации посредством телефонного  общения, обращением на сайт, пользовании рекламно-информационными материалами ОАО

Быстрота получения технической поддержки

Наличие рекламно-информационных материалов

В соответствии с этим методом улучшать необходимо те аспекты деятельности, которые  имеют наибольшую взвешенную оценку.

Сравнение ранжирования критериев по приоритетности, полученного разными способами анализа удовлетворенности потребителей  

 

Продолжение Приложения 7.

Эту таблицу заполняют по  результатам оценки по трем  вышеперечисленным методам.   Каждому аспекту присваивается, в зависимости от    результатов его оценок разными методами соответствующее «место». Например -  первое место  присваивается  аспектам, оцениваемым  различными методами, имеющим наибольшие  оценки.  Сопоставление этих оценок   наиболее объективно выявляет аспекты,  подлежащие улучшению в первую очередь.

Например – первоочередному улучшению подлежат аспекты, имеющие большинство «первых мест» и т.д.  

Продолжение приложения 7.

Конкурентоспособность продукции ОАО … с точки зрения  соотношения цена-качество

Метод простой оценки

( № 1)

Метод анализа несоответствий

 ( № 2)

Метод взвешенных оценок

(№3)

Качество и быстрота обработки заявок со стороны ОАО….

Гибкость условий оплаты

Соблюдение договорных обязательств

Общая оценка качества и профессионализма работы менеджеров завода

Качество и быстрота рассмотрения Ваших претензий, выставленных ОАО……. (если таковые были)

Качество связи: тел/факс, электронная почта

Способность ОАО…. поставить нужное Вам количество продукции

Сроки изготовления продукции

Наличие продукции на складе

Предоставление информации о текущем состоянии поставки

Качество и своевременность предоставления товаросопроводительной документации

Качество транспортных услуг ОАО «…»

Оцените качество поставляемой ОАО …. продукции

Качество упаковки продукции, в том числе обеспечение сохранности

Возможность получить техническую поддержку или рекомендации посредством телефонного  общения, обращением на сайт, пользовании рекламно-информационными материалами ОАО

Быстрота получения технической поддержки

Наличие рекламно-информационных материалов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методичекие рекомендации по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ по дисциплине Управление качеством

Данные методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Управление качеством» предназначены для курсантов, обучающихся по специальности 40.02.01 (030912) Право и орга...

Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Химия, Естествознание (Химия)

Учебно-метдическое пособие содержит:1. Результаты выполнения самостоятельных работ, подлежащие проверке  2. Оценку результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов  3. М...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для самостоятельной работы по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Предмет «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» изучается студентами  специальности 38.02.1 «Экономика и бухгалтерский учёт по отраслям». В соответствии с разработан...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для самостоятельной работы по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Предмет «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» изучается студентами  специальности 38.02.1 «Экономика и бухгалтерский учёт по отраслям». В соответствии с разработан...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА» для специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Учебно-методические материалы по выполнению самостоятельных работпо дисциплине "Математика" для студентов специальности 38.02.05 2Товароведение и экспертиза потребительских товаров"...

Методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине "Профессиональная этика"

Пособие содержит необходимый материал для самостоятельной работы студентов в рамках изучения дисциплины профессиональная этика"...

Учебно-методическое пособие «Внеаудиторные самостоятельные работы» по дисциплине «Метеорологическое обеспечение полетов»

 Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ПМ.01 «Организация  и обслуживание движения воздушного транспорта гражданской авиации...