ИЗ ОПЫТА ВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ»
статья

Колунина Надежда Валентиновна

С каждым годом отмечается тенденция  к  тому,  что в колледж поступает большое количество иностранных граждан  с целью получения среднего профессионального медицинского образования.  

На сегодняшний день в колледже обучаются студенты  из разных стран ближнего зарубежья. Это обучающиеся из  Казахстана,  Азербайджана. Большая часть представлена гражданами из Таджикистана. Чаще  эти студенты выбирают такие специальности, как  34.02.01   Сестринское дело  , 31.02.02  Акушерское дело,  31.02.05 Стоматология ортопедическая, 31.02.06 Стоматология профилактическая  и   33.02.01  Фармация.

 Русский язык для иностранного студента в медицинском колледже  – это не просто средство коммуникации, но инструмент приобретения этих знаний по специальности, инструмент, формирующий клиническое мышление будущего специалиста.  

Факультативный курс « Русский язык как иностранный » предназначен для таких студентов, а также для всех желающих изучать русский язык как иностранный. Курс помогает повысить уровень владения языком, его лексический состав,  почувствовать уверенность в общении, расширить познания в области русской культуры. Выстраивается целая  система обучения,  предполагающая   грамотное сочетание разных методик преподавания русского языка. На занятиях внимание уделяется всем аспектам изучения языка: «Грамматика», «Чтение», «Аудирование», «Разговор», «Письмо». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolunina_n._v._iz_opyta_vedeniya_fakultativnogo_kursa.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА ВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

« РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ»

Н.В.Колунина ( г. Тюмень )

ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

С каждым годом отмечается тенденция  к  тому,  что в колледж поступает большое количество иностранных граждан  с целью получения среднего профессионального медицинского образования.  На сегодняшний день в колледже обучаются студенты  из разных стран ближнего зарубежья. Это обучающиеся из  Казахстана, Украины и Азербайджана. Большая часть представлена гражданами из Таджикистана. Чаще  студенты выбирают такие специальности, как  34.02.01   Сестринское дело  , 31.02.02  Акушерское дело,  31.02.05 Стоматология ортопедическая, 31.02.06 Стоматология профилактическая  и   33.02.01  Фармация. 

Тюменский медицинский колледж – это организация со своей стратегической перспективой и  приоритетными направлениями развития, общими принципами корпоративного поведения, традициями и символикой. Согласно современному теоретическому подходу, организация, в частности колледж, приравнивается к культуре и, как любая социальная группа,  имеет свою историю, ценности,  правила поведения, с которыми должны быть ознакомлены все обучающиеся. А русский язык для иностранного студента в медицинском колледже  – это не просто средство коммуникации, но инструмент приобретения этих знаний по специальности, инструмент, формирующий клиническое мышление будущего специалиста.  

Процесс академической адаптации студентов-иностранцев  осложняется необходимостью приспособления к жизни в другой стране, а это  оказывает значительное влияние на их успеваемость и  самореализацию.

Трудности адаптации к учебному процессу обусловлены недостаточной языковой подготовкой, отличием системы образования в России от системы образования на родине, особенностями организации учебного процесса, методами контроля знаний, наличием навыков самостоятельной работы. Во многом процесс адаптации осложнен процессом изучения русского языка как иностранного. Языковой барьер является одним из основных факторов, не позволяющих им в полной мере осваивать окружающую их новую действительность.

Начиная обучение в колледже, иностранные студенты погружаются в новую и незнакомую для них языковую среду. Они вынуждены реализовывать микро- и макросоциальное взаимодействие на иностранном языке. Уровень владения русским языком часто оказывается очень слабым, что затрудняет межкультурную коммуникацию, не позволяет воспринимать новый материал, что приводит к низкой успеваемости, ощущению серьезного дискомфорта. Стоит отметить, на преподавателей  в таких условиях ложится большая нагрузка, и уже остро стоит вопрос о необходимости сохранения хорошего уровня языка у самих носителей, поскольку культура их речи заметно снижается – вокруг не так много образцов правильной русской речи.

Факультативный курс « Русский язык как иностранный » предназначен для таких студентов, а также для всех желающих изучать русский язык как иностранный. Курс помогает повысить уровень владения языком, его лексический состав,  почувствовать уверенность в общении, расширить познания в области русской культуры. Выстраивается целая  система обучения,  предполагающая   грамотное сочетание разных методик преподавания русского языка. На занятиях внимание уделяется всем аспектам изучения языка: «Грамматика», «Чтение», «Аудирование», «Разговор», «Письмо». 

На занятиях студенты учатся  сочинять минитексты, понимать слова, их лексическое значение, определять их грамматическую форму, работают  со словарями, пополняют  лексический запас, учатся на слух воспринимать эстетику текста и «узнавать» то или иное правило на слух в контексте, используются  на занятиях устные диктанты; в рамках занятий осуществляется коллективная работа по созданию алгоритма правил и приемов применения его на практике, отработка правила на так называемых моделях (то есть на предложениях, образцах, по которым, путем подстановки других слов создаются предложения, одинаковые по структуре). На модели-предложении отрабатывается не только грамматика, но и фонетика и интонация.

По мере введения новой грамматики модели постепенно усложняются и наполняются новой лексикой. Расширение словарного запаса идет и за счет внимания к словообразованию. Последовательное изучение учебного  материала распределяется по разным уровням сложности, а задания подбираются и формулируются таким образом, чтобы выполнение их потребовало  работы в парах и группах студентов с разным уровнем владения языком.

Следует подчеркнуть, в  основе факультативного курса лежит  не заучивание  правил  русского языка, а сам язык, его грамматический строй и   постепенное обогащение  лексического состава терминологической медицинской лексикой.

Студенты часто подражают педагогу, поэтому преподавателю необходимо следить за своим произношением на занятии. При работе над предложениями, текстами он постоянно уделяет  внимание  правильной фонетике и интонации, акцентирует  внимание студентов на правильном произношении и ударении – и здесь заучивание стихотворений – лучший способ выработать у студентов хорошее произношение и нормальную интонацию.

Параллельно обращается  внимание на то, как студенты пишут, то есть на каллиграфические навыки. На каждом занятии курса уделяется  время на улучшение почерка студентов, используются  задания по чистописанию.

На занятиях осуществляется  интеграция с литературой и  культурой, историей и этикой, например:  

- посещение   выставки «В Атман»  музейного  комплекса им. И. Я. Словцова,  на которой студенты узнали о  многолетнем творческом  тандеме в области живописи  и графики наших земляков  Игоря и Надежды Щетининых;

 - посещение экспозиции  « Русский авангард »  1910-1920-х гг.   известных русских  авангардистов;   

           Ежегодно в рамках данного курса проводится  литературно-исторический час «Появление письменности на Руси,,.  На занятии студенты узнают  о роли святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в соединении всех славян единой письменностью, о жизнеописании святых братьев; о культурном наследии русского народа и истории русского алфавита.

           Все эти направления курса способствуют  изучению данной дисциплины, прививают студентам чувство языка, воспитывают языковой эстетический вкус, позволяют ярче показать всё богатство, многообразие возможностей применения языка на практике в разных коммуникативных ситуациях и сферах употребления.

           Таким образом,  студенту-иностранцу необходимо дать такую базу знаний, чтобы русский язык для него стал не только средством коммуникации, но и средством реализации его обучающей и профессиональной деятельности. Задача непроста, поскольку язык специальности будущих медицинских работников разнообразен по сферам применения: здесь и строгий язык медицинской науки, и богатый пласт общеупотребительной лексики, и необходимые навыки особенностей коммуникативного поведения в общении с пациентами  разных социальных и возрастных групп.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс"

Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс .1. Законы об образовании2. Цели обучения данного курса3. Критерии оценивания письменных работ4. Содержание курса (знать/уметь)5....

Методические материалы по факультативному курсу Русская кухня

Методическое пособие для факультативного курса «Русская кухня» предназначена для обучающихся :  по профессии Повар, кондитери специальности Технология продукции общественного питания.В методическ...

Презентация курса "Русский язык и культура речи"

•Курс "Русский язык и культура речи"отражает специфику модернизации среднего профессионального образования, то есть способствует обучению специалиста, востребованного на рынке труда, умеющего свободно...

презентация курса "Русский язык и культура речи" для специальности "Сварочное производство"

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» соответствует требованиям ФГОС и успешно реализуется в Новозыбковском  промышленном  техникуме в течение 3-х лет. Данная учебная дисциплина ...

Программа учебного курса русский язык для 10 класса 10 класс

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения рус...

Открытый урок для студентов 1 курса «Русский язык как форма существования национальной культуры»

ЭпиграфПеред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас,наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…Н. В. ГогольТема нашего ур...

Курсы русского языка онлайн.

Вы хотите выучить русский язык, но не знаете с чего начать?Приходите в школу русского языка “Лидер»Наша методика поможет повысить разговорный и письменный уровень языка. Наши учителя &nda...