Дошкольник и мир социальных отношений
консультация

Потапова Марина Анатольевна

Мы живём в мире людей и ежедневно общаемся с окружающими.
Но первые уроки человеческих взаимоотношений каждый ребёнок получает в детстве. Те навыки общения, которые у ребёнка закладываются с первых лет жизни, во многом определяют успешность дальнейших отношений уже взрослого человека.

И среди малышей можно уже наблюдать активных исследователей, интересующихся всем, что их окружает; лидеров - чрезвычайно товарищеских и инициаторов-заправил в играх; наблюдателей - пассивных «середнячков», ничем среди других не выделяющихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_doshkolnik.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №66

Консультация для воспитателей

«Дошкольник и мир социальных отношений»

Подготовила:

М.А.Потапова

п.Гарь-Покровское

2020-2021г.г.


Мы живём в мире людей и ежедневно общаемся с окружающими.
Но первые уроки человеческих взаимоотношений каждый ребёнок получает в детстве. Те навыки общения, которые у ребёнка закладываются с первых лет жизни, во многом определяют успешность дальнейших отношений уже взрослого человека.

И среди малышей можно уже наблюдать активных исследователей, интересующихся всем, что их окружает; лидеров - чрезвычайно товарищеских и инициаторов-заправил в играх; наблюдателей - пассивных «середнячков», ничем среди других не выделяющихся.

То, какими чертами обладает ваш ребёнок, определяет путь его познания мира, в том числе и мира человеческих отношений.

Именно родители и педагоги дошкольного учреждения являются первым образцом для ребёнка, первым консультантом по общению.

В популярных психологических изданиях встречаются характеристики следующих типов «непопулярных» среди сверстников дошкольников.

  • «Любимчик» - Дети не любят сверстников, которых постоянно выделяют воспитатели (особенно, если им неизвестна причина покровительства), ставят на особое место, занимаются и делают поблажки.
  • «Прилипала» - Дети избегают или настроены агрессивно к тем, кто постоянно старается привлечь к себе внимание. Неважно: положительное или отрицательное, хватает за одежду, забирает вещи, обнимает и удерживает против воли объекта привязанности, постоянно заглядывает в глаза собеседнику.
  • «Клоун» - Дети переводят на него всю вину и неудачи коллектива
    ( «... Это Рома, он всегда так делает ...») Его реплики вызывают смех, на занятиях он выкрикивает разную ерунду, стараясь иметь хоть немного внимания в коллективе, быть интересным группе сверстников. Его перестают воспринимать всерьёз, привлекать в свою команду.
  • «Озлобленный» - от него отстраняются, не хотят стоять в паре, сидеть за одним столом ... Он, не умея найти место в коллективе, ведёт себя так, будто мстит окружающим за свои неудачи. На занятиях мешает детям, стучит по столу, перебивает тех, кто отвечает ...
  • «Незаметный» - К такому ребёнку никто не бежит навстречу после выходных, не замечает, что его нет в группе, никто не выбирает его
    в команду на эстафетах. Такой ребёнок не умеет инициировать общение, он застенчивый, не знает, как обратить на себя внимание.
  • «Неряха» - Такому ребёнку не хотят давать руку в хороводной игре, сидеть за обеденным столом, вместе играть игрушками. Он плохо владеет навыками личной гигиены, у него не сформированы самоконтроль и дисциплина, в его шкафчике всегда лишние вещи, свою одежду носит неряшливо, постоянно жалуется на отсутствие друзей и игрушек.

Научите малыша играть в совместные игры (вспомните классические детские забавы из вашего детства), ведь современные дети часто не могут занять себя на прогулке без организующей работы взрослого.

Можно читать и обсуждать литературные произведения, где звучит тема решения конфликтных ситуаций и воспитания дружеских отношений между детьми.

Психологические упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение детского коллектива

Упражнение «Мы разные»

Двое детей, например, те на кого меньше всего обращают внимания
в коллективе, выходят из группы. Все остальные должны как можно точнее описать их внешний вид. Взрослому важно следить за тем, чтобы высказывания дети не были оскорбительными для тех, кого описывают.


Упражнение «Что я люблю, не люблю»

Каждый должен решить, что он больше всего любит и не любит,
и выразить это. Взрослый: «Вас так много и вы все такие разные,
но большинству из вас нравится и не нравится одно и то же. То есть
вы похожи, у многих из вас общие интересы, а значит, вам будет легко понять друг друга.».

Упражнение «Дорисуй полукруг»

На листе бумаги нарисован полукруг. Детям раздаются такие
же образцы. Они должны представить, на что похож полукруг и дорисовать его на своих листочках. Вывод. «Каждый, глядя на этот полукруг, представил что-то своё. При том, что у вас столько общего, у каждого из вас есть собственное мнение? Это прекрасно и очень интересно».

Упражнение «Закончи предложение»

Детям предлагается закончить предложение: - Я не люблю, когда дети
в группе ... Было бы очень хорошо, если бы дети в нашей группе ...

Цель - проанализировать, что нравится и не нравится детям
в поведении сверстников.

Упражнение «Как расположить к себе окружающих»

Ведущий напоминает золотое правило нравственности «Относиться
к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». С детьми определяются приемы, которые помогают наладить отношения
с окружающими: улыбка, спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания
и заботы ...

Упражнение «Самооценка»

Детям предлагаются макеты многоэтажных сказочных домиков. Отмечается, что фея-волшебница приглашает в гости на первый этаж - некрасивых, ленивых, глупых детей. На второй - немного лучших;
на следующий - ещё лучших, а на самый высокий этаж - красивых, умных, общительных. Детям нужно прикрепить своё имя на тот этаж, на который,
по их мнению, они считают себя достойными пойти.

Так постепенно, шаг за шагом, формируется умение ребёнка-дошкольника жить в мире людей, строить дружеские отношения, сотрудничать, решать конфликты. А задача педагога - оставаться рядом, поддерживать и направлять маленького человека на пути к его взрослению. Ведь именно в мире социальных отношений и формируется личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности подрастающего поколения"

Проект создан студентами колледжа и защищен на конкурсе студенческих проектов Саратовской области. По данной программе многие школы города и области работают....

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 " Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"   может быть...

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

Лекция Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 " Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"...

Презентация к лекции Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

Презентация к лекции Государственная социальная политика в отношении пожилых и инвалидов по МДК 01.01 Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами"...

Методическая разработка урока по теме "Социальная структура и социальные отношения"

laquo;Социальные отношения и социальная структура общества»Урок   усвоения новых знанийФормирование понятия социальной структуры общества и знаний о процессах, идущих в сфере социальн...

Скрипты по обществознанию "Социальная стратификация и мобильность" для подготовки к ЕГЭ по блоку: "Социальные отношения"

Скрипты по обществознанию "Социальная стратификация и мобильность" для подготовки к ЕГЭ по блоку: "Социальные отношения"...