Как я знаю русский язык
план-конспект урока

Петлинская Евдокия Александровна

Конспект нетрадиционного урока (Урок-олимпиада).  Предоставление обучающимся возможности применения полученных раннее знания по учебному предмету "Русский язык" в условиях соревнования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ya_znayu_russkiy_yazyk.docx858.19 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8

Форма: Нетрадиционный урок (олимпиада).

Тема: «Как я знаю русский язык».

Цель: предоставление обучающимся возможности применения полученных раннее знания по учебному предмету «Русский язык» в условиях соревнования.

Задачи:
Образовательная: формировать умения осуществлять перенос усвоенных знаний на аналогичные задания.
Коррекционно-развивающая: развивать фонематический слух, память, логическое мышление;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к учебной деятельности, усидчивость, умения соблюдать предъявляемые требования.

Условия олимпиады: Обучающимся предлагается модель игры «Поле чудес». Вместо чисел, на столе лежат конверты с заданиями. Сложность заданий одинакова.

Время выполнения: 40 минут.

Определение победителя: победителем признается участник, набравший наибольшее количество баллов.

Оборудование: Волчок, карточки с названиями разделов по учебному предмету «Русский язык», конверты с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.

2.Актуализация опорных знаний.   

           Сейчас внимательно слушайте вопросы, кто правильно ответит, тот и сядет за свое рабочее место, а отгадки к загадкам расположены на правом крыле доски.  Вы выбираете карточку с правильным ответом и располагаете ее на центральную часть доски под темой.  (На доске карточки с названиями разделов учебного предмета «Русский язык» (Состав слова: приставка, корень, суффикс, окончание; части речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное). После правильного ответа, обучающийся выбирает нужную карточку и располагает ее под темой урока)

  • Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!    

Назовите эти части. (Приставка, корень, суффикс, окончание)

  • К какому разделу относятся все эти слова? (Состав слова)

  • Давно живу я в мире этом, даю названия предметам. (Имя существительное)

  • Определяю я предметы, они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное)

  • - Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады. И хлеб в полях растёт. (Глагол)

  • К какому разделу относятся имя существительное, глагол и имя прилагательное? (Части речи)

3. Сообщение темы и цели урока.

          Ребята, сегодня на уроке мы проведем олимпиаду по русскому языку. Но, чтобы вам было интереснее, проведем ее в форме игры «Поле чудес». На столе лежат конверты с заданиями. Задания не простые, а олимпиадные. Все задания по учебному предмету «Русский язык» и все задания по тем темам, которые мы с вами проходили. Вы по очереди будете выходить к столу и крутить волчок, он укажет на тот конверт, в котором находится задание для всех.

          После выполнения каждого задания, мы проведем взаимопроверку. За правильность выполнения каждого задания даются баллы, которые вы внесёте в «карточку оценивания».

Для правильного оценивания работы своего товарища, я дам вам ключ

После первого задания. 

         

Один обучающийся выходит к столу и крутит волчок. Берет конверт с заданием и раздает всем одноклассникам.

4. Олимпиада

  1. Определи и запиши название профессии. (4 балла)

Кто чинит часы? ______________________

Кто шьёт и чинит обувь? _______________________

Как называют работника телефонной станции? _____________________

Как называют человека, который убирает двор? ______________________

       (Часовщик, сапожник, телефонистка, дворник)

  1. Запиши названия предметов, выдели приставки. (4 балла)

_________________ ________________ ________________ ________________

     (Подсолнух, подкова, расчёска, наушники)

  1. Из первого слова возьми приставку, из второго – корень, из третьего – суффикс, из четвертого – окончание. Запиши получившееся слово. (3 балла)

заход, морозный, лавка, санки ________________________________

полез, возит, лодка, стена ____________________________________

пришел, городок, мирная, красный _____________________________

(Заморозки, повозка (транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов или пассажиров с использованием силы животных или человека), пригородный (пригород – близкие к городу районы))

Физкультминутка.

- Ребята, сейчас музыкальная пауза. Предлагаю вам немного отдохнуть.  

  1. Допиши окончания прилагательных. (5 баллов)

Божь___ коровка – спокойный, медлительный жучок. Птицы божь___ коровку не клюют. Яркая окраска божь___ коровки легко запоминается. Божь___ коровки истребляют множество тлей. Поэтому божь___ коровок надо беречь и охранять.

  1. Опиши предмет по схеме: (3 балла)

По цвету (какой?) ______________________

По форме (какой?) _____________________

По весу (какой?) ________________________

  1. Подумайте и укажите стрелками к кому можно так обратиться. (3 балла)

«ты» можно сказать (кому?)

«вы» можно сказать (кому?)

«Вы» нужно сказать (кому?)

незнакомым людям (не зависимо от пола, возраста, национальности), к людям старше вас.

хорошему знакомому, коллеге, другу, детям.

группе людей, когда вместе находятся двое и более людей.

  1. Подбери и запиши в таблицу нужные окончания прилагательных согласно данным существительным. (3 балла)

приборы

Электрическ(?)        чайник

поле

  1. Поставь глаголы в нужном времени. (6 баллов)

          Вчера небо ещё (хмуриться) (что делало?)  ____________________, солнце (прятаться) (что сделало?) __________________ за тучи. А сегодня небо (сиять) (что делает?) ____________ голубизной. Солнце весело (светить) (что делает?) _______________ с высоты. Пусть завтра солнце опять (подарить) (что сделает?)  ______________ нам своё тепло. 

  1. Впиши в клетки слова слева направо. (5 баллов)

1

с

с

1. Название нашей Родины.

2

с

с

2. Небольшое художественное произведение.

3

с

с

3. Тот, кто совершает поездку в каком-либо транспорте.

4

с

с

4. Язык, на котором ты говоришь.

5

с

с

5. Работник кассы.

Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся – _______ балл.

5. Подведение итогов. 

- Наш урок подошел к концу. Предлагаю вам посчитать общее количество набранных баллов. (Оценивание обучающихся).

6. Рефлексия.

- Скажите пожалуйста, вам понравился урок?

- Какое задание больше всего понравилось?

- Какое задание, на ваш взгляд, было самым трудным?

 

Карточка оценивания

Номер задания

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Всего баллов

Кол-во баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи

Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...

викторина по русскому языку "Его Величество русский язык"

Практические задания для проведения викторины по русскому языку для первокурсников профессионального образования...

ИНТЕЛЛЕКТ-КОФЕЙНЯ «ЗРЯ!» («Знаю русский язык»!)

Ваша цель: систематизировать знания по русскому языкуЗадачи:- вспомнить ранее изученный материал;- уметь применять теоретические знания на практике;-проявить творческие способности в выполнении некото...

Презентация к уроку русского языка по теме "Активный и пассивный словарный запас русского языка"

В презентации раскрываются понятия  "активный и пассивный запас",приводятся примеры устаревших слов....

В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...

В ЯРОСЛАВЛЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

18 ноября 2019 года в Ярославле пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранног...