КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ»
календарно-тематическое планирование

КТП ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ», 2 курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22-23_anatomiya_ktp.docx54.85 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в дисциплину

4

Тема 1.1.

Предмет, задачи и значение дисциплины

Содержание учебного материала  3 СЕМЕСТР 51 час/3 ч в нед

2

1

1

Предмет и задачи дисциплины. Значение анатомических знаний в системе физкультурного образования.

1

2

2

Краткие исторические сведения о развитии анатомии. Значение отечественных ученых в развитии анатомии.

3

Самостоятельная работа обучающихся

Написание  эссе «Значение анатомических знаний в системе физкультурного образования».

Составление библиографии отечественных ученых, внесших вклад в развитие анатомии.

2

Раздел 2.

«Основные закономерности роста и развития организма человека

28

Тема 2.1.

Основные закономерности роста и развития организма человека

Содержание учебного материала

10

3

1

Основные этапы индивидуального развития человека.

3

4

2

Пренатальный онтогенез.

2

5

3

Критические периоды онтогенеза.

2

6

4

Особенности роста и развития в  период новорожденности

3

7

5

Особенности роста и развития в  грудном возрасте

3

8

6

Особенности роста и развития в школьном возрасте

3

9

7

Подростковый период постнатального онтогенеза.

3

10

8

Юношеский возраст

3

11

9

Зрелый, пожилой и старческий возраст.

3

12

10

Индивидуальные особенности развития. Биологический и паспортный возраст.

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сравнительной таблицы «Основные этапы индивидуального развития человека».

Составление комплекса  физических упражнений на основе анализа особенностей роста и развития в период новорожденности и в грудном  возрасте.

 Составление комплекса  физических упражнений на основе анализа особенностей роста и развития в школьном, подростковом и юношеском  возрастах.

Составление комплекса  физических упражнений на основе анализа особенностей зрелого, пожилого и старческого  возраста.

Определение биологического возраста, соответствия паспортному возрасту.

Составление агитационно-пропагандистских материалов   по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью.

4

Тема 2.2.

Строение тела человека

Содержание учебного материала

8

13

1

Уровни строения организма. Части и области тела. Условные плоскости и оси

3

14

2

Клетка. Строение,  сравнительная характеристика растительной и животной клетки.

3

15

3

Ткани организма человека. Соединительная ткань, ее разновидности, особенности строения.

3

16

4

Мышечная ткань, ее разновидности, особенности строения

3

17

5

Нервная ткань, отличительные свойства.

3

18

6

Кровь, строение эритроцитов.

3

19

7

Строение лейкоцитов, тромбоцитов, плазма. Лимфа

3

20

8

Функциональные системы. Организм как единое целое.

2

Практические занятия

21 № 1. Определение видов движения по плоскостям и осям   на скелете человека.

22 № 2. Изображение в виде рисунков особенностей строения различных клеток  (костной, мышечной, нервной клеток)

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сравнительной таблицы «Соединительная ткань, ее разновидности»

Составление перечня  анатомических терминов с определениями, связанных с темой «Строение тела человека».

Написание конспекта    «Сердечная мышечная ткань, особенности строения. Проводящая система. Значение в спорте».

Написание доклада «Изменения  в клетках и в  составе крови при занятиях спортом»

4

Раздел 3.

«Анатомия систем организма»

148

Тема 3.1.

Костная система

Содержание учебного материала

16

23

1

Общая характеристика скелета человека.

1

24

2

Кость как орган. Внутреннее и внешнее строение кости.

1

25

3

Рост, развитие и адаптация костей к физическим нагрузкам

3

26

4

Виды соединения костей, их сравнительная характеристика

3

27

5

Строение сустава, классификация суставов.

3

28

6

Позвоночный столб. Строение позвонков.

3

29

7

Соединения позвонков.

3

30

8

Влияние физических упражнений на позвоночник.

3

31

9

Грудная клетка. Ее форма, подвижность.   Влияние физических упражнений.

3

32

10

Скелет головы. Строение и соединения костей черепа.

3

33

11

Строение и соединения костей пояса верхней конечности.

3

34

12

Строение и  соединения костей свободной верхней конечности.

3

35

13

Адаптация костей верхней конечности к физическим нагрузкам.

3

36

14

Строение и соединения костей тазового пояса.

3

37

15

Строение костей свободной нижней конечности.

3

38

16

Соединения костей свободной нижней конечности.

3

39

Практическое занятие

 № 3.Определение состояния свода стопы. Значение в спортивном отборе.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение текста учебника   с использованием анатомического атласа, анатомических муляжей, наглядных пособий (работа в лаборатории).

Написание реферата   «Адаптация костной системы при занятиях спортом, значение в профилактике заболеваемости и травматизма».

Составление  комплекса физических упражнений для профилактики травм и заболеваемости позвоночника.

Составление  комплекса физических упражнений для профилактики травм и заболеваемости суставов верхней конечностей.

Составление  комплекса физических упражнений для профилактики травм и заболеваемости суставов нижней конечностей

     Составление агитационно-пропагандистских материалов   по привлечению дошкольников и школьников к занятиям физической культурой и спортом.

Составление тезисов ответа на контрольные вопросы «Виды соединения костей, значение в профилактике спортивного травматизма».

8

Тема 3.2

Мышечная система

Содержание учебного материала

9

40

1

Строение и классификация мышц.

2

41

2

Физиологическая гипертрофия мышц.

42

3

Мышцы спины, груди.

3

43

4

Мышцы  живота, поясничной области.

3

44

5

Функциональные группы мышц, производящие движения позвоночника.

3

45

6

Мышцы верхней конечности

3

46

7

Функциональные группы, производящие движения в суставах верхней конечности.

3

47

8

Мышцы нижней конечности.

3

48

9

Функциональные группы, производящие движения в суставах нижней  конечности.

3

49

50

51

Практические занятия

№ 4. Определение топографического положения  мышц спины и груди на поверхность тела. Определение плоскостей и осей движения туловища.

№ 5. Определение топографического положения  мышц конечностей на поверхность тела человека. Определение плоскостей и осей движения конечностей.

Контрольная точка № 1. 

К/Р  Скелета человека. Виды соединения костей. Функциональные группы мышц

3

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение текста  использованием анатомического атласа, анатомических муляжей, наглядных пособий (работа в лаборатории).

Составление  комплекса физических упражнений для профилактики травм и заболеваемости мышц  туловища.

Составление  комплекса физических упражнений для профилактики травм и заболеваемости мышц  верхней и нижней конечностей.

     Разработать методику восстановительных физических мероприятий для спортсменов в разные периоды спортивной подготовки.

Составление  комплекса физических упражнений для профилактики травм и заболеваемости мышц  конечности

     Составление агитационно-пропагандистских материалов   по привлечению взрослого населения к занятиям физической культурой и спортом.

Составление тезисов ответа на контрольные вопросы  «Функциональные группы мышц, производящие движения туловища  и конечностей».

6

Тема 3.3.

Нервная система

Содержание учебного материала   4 СЕМЕСТР 69 час/3 ч в нед

15

52

1

Общий обзор нервной системы. Классификация.

1

53

2

Структурно-функциональная единица нервной системы. Понятие о рецепторе, синапсе.

1

54

3

Строение спинного мозга. Нервные центры.

2

55

4

Проводящие нервные пути

2

56

5

Продолговатый мозг, строение. Черепно-мозговые нервы, 12-9 пары.

3

57

6

Задний мозг, строение. Черепно-мозговые нервы, 8-5 пары.

3

58

7

Мозжечок, строение.

3

59

8

Средний мог, строение. Черепно-мозговые нервы, 3-4 пары.

3

60

9

Промежуточный мозг. Таламус. Гипоталамус.

2

61

10

Конечный мозг. Строение больших полушарий.

2

62

11

Кора больших полушарий, строение. Моторная и сенсорные зоны.

2

63

12

Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы.

3

64

13

Сплетения шейное, плечевое. Местоположение, области иннервации.

3

65

14

Сплетения поясничное. крестцовое. Местоположение. области иннервации

3

66

15

Вегетативная нервная система. Симпатический и парасимпатический отделы.

3

67

68

Практические занятия

№ 6.Определение топографического положения  ветвей  шейного и плечевого сплетений.

№ 7.Определение топографического положения   ветвей  поясничного и крестцового сплетений.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение текста учебника с использованием анатомических муляжей, наглядных пособий (работа в лаборатории).

Написание доклада  «Значение мозжечка в регуляции координации и согласованности движений при выполнении физических упражнений».

Выполнение схем ветвления черепно-мозговых и спинно-мозговых нервов.

     Разработать методику восстановительных психологических мероприятий для спортсменов в разные периоды спортивной подготовки

Составление сравнительной  таблицы «Вегетативная нервная система»

5

Тема 3.4.

Сенсорные системы

Содержание учебного материала

6

69

1

Общая характеристика сенсорных систем, их классификация  и строение. Значение в спорте.

1

70

2

Двигательная сенсорная система. Значение для координации движений и пространственных восприятий.  

3

71

3

Зрительная сенсорная система. Строение глаза. Центральное и периферическое зрение. Поле и острота зрения

3

72

4

Слуховая сенсорная система. Звуковоспринимающие структуры

3

73

5

Вестибулярная сенсорная система

3

74

6

Тактильная, болевая, температурная сенсорные системы.

3

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение текста учебника с использованием  анатомических муляжей, наглядных пособий (работа в лаборатории).

Написание доклада «Координация движений, значение в избранном виде спорта»

Написание реферата «Особенности сенсорного восприятия в различных возрастных периодах.  Значение в спорте».

4

Тема 3.5.

Сердечно-сосудистая система

Содержание учебного материала

14

75

1

Общий обзор сердечно-сосудистой системы. Круги  кровообращения.

1

76

2

Сердце, внешнее строение.

3

77

3

Сердце, внутреннее строение. Клапанный аппарат, его значение.

3

78

4

Адаптация сердца к физическим нагрузкам.

3

79

5

Понятие о гипертрофии, дилатации.

3

80

6

Кровеносные сосуды, особенности строения артерий вен, капилляров.

1

81

7

Аорта, область кровоснабжения.

3

82

8

Артерии и вены шеи, головы

3

83

9

Артерии и вены верхней конечности

3

84

10

Артерии и вены грудной полости

3

85

11

Артерии и вены брюшной полости

        3

86

12

Система верхней полой вены. Система воротной вены.

3

87

13

Артерии и вены нижней конечности

3

88

14

Общий обзор лимфатической системы.

1

89

90

Практические занятия

№ 8. Определение  топографического положения  сердца и сосудов  большого круга кровообращения.

№ 9  Оценивание   адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам по видам спорта.

2

Самостоятельная работа обучающихся

 Чтение текста учебника с использованием  анатомических муляжей, наглядных пособий  (работа в лаборатории).

Написание доклада «Адаптация сердца спортсмена к физическим нагрузкам»

Написание перечня изменений в строении сердца, препятствующих или ограничивающих занятия спортом

 Выполнение схемы ветвления сосудов шеи и головы.

 Выполнение схемы ветвления сосудов верхней конечности

 Выполнение схемы ветвления сосудов грудной полости.

 Выполнение схемы ветвления сосудов брюшной полости.

 Выполнение схемы ветвления сосудов нижней конечности.

Определение топографического положения магистральных сосудов. Выполнение схемы ветвления сосудов воротной вены.

     Разработать методику восстановительных тренировочных занятий для спортсменов в разные периоды спортивной подготовки

8

Тема 3.6.

Система органов дыхания

Содержание учебного материала

6

91

1

Общий обзор системы  органов дыхания.

1

92

2

Носовая полость. Верхние дыхательные пути

3

93

3

Трахея, строение внешнее и внутреннее. Голосовой аппарат.

3

94

4

Бронхи, строение внешнее и внутреннее.

3

95

5

Легкие, строение внешнее и внутреннее.

3

96

6

Плевра. Средостение.

1

97

Практическое занятие

№ 10. Структурно-функциональная единица легкого.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение текста с использованием  анатомических муляжей, наглядных пособий (работа в лаборатории).

Выполнение схемы ветвления дыхательных путей

Написание реферата  «Изменения, происходящие в органах дыхания при занятиях спортом».

4

Тема 3.7.

Система органов пищеварения

Содержание учебного материала

8

98

1

Общий обзор органов пищеварения.

1

99

2

Полость рта. Зубы.

2

100

3

Пищевод, желудок, внешнее и внутреннее строение

3

101

4

Тонкий кишечник. Строение кишечной стенки.

3

102

5

Толстый кишечник. Строение кишечной стенки.

3

103

6

Поджелудочная железа, строение  внешнее и внутреннее

3

104

7

Печень, строение внешнее и внутреннее.

3

15

8

Желчный пузырь. Пищеварительные ферменты.

106

107

Практические занятия

№ 11. Сравнительная характеристика строения стенок  тонкого и толстого кишечника.

№ 12. Строение печени. Структурно-функциональная единица печени.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение текста учебника с использованием  анатомических муляжей, наглядных пособий (работа в лаборатории).

Написание доклада «Печеночно-болевой синдром, профилактика у спортсменов»

Написание доклада «Очаги хронической инфекции. Значение  их санации в спорте»

Выполнение   схемы строения структурно-функциональной единицы печени.

Написание перечня изменений в строении поджелудочной железы, печени и желчного пузыря, препятствующих или ограничивающих  занятия спортом.

4

Тема 3.8.

Система эндокринная

Содержание учебного материала

4

108

1

Общий обзор эндокринной системы. Сравнительная характеристика гормонов

1

109

2

Гипофиз, строение, функциональное значение

3

110

3

Щитовидная, вилочковая железа, строение, функциональное значение.

3

111

4

Надпочечники, строение, функциональное значение. Половые железы

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к выполнению заданий в форме тестов «Сравнительная характеристика гормонов»

Написание реферата  «Значение гормонов гипофиза в физическом развитии человека. Значение  в спорте».

Написание реферата   «Значение гормонов надпочечников в адаптации к физическим нагрузкам»

Определение  алгоритма  оценки физического  развития  при спортивном отборе

4

Тема 3.9.

Мочеполовая и покровная системы

Содержание учебного материала

8

112

1

Общий обзор мочеполовой системы.

1

113

2

Почки, строение внешнее и внутреннее.

3

114

3

Мочевыводящие пути.

3

115

4

Строение органов размножения.

3

116

5

Особенности женского  и мужского организма.

3

117

6

Покровная система человека. Строение кожи.

3

118

7

Функции кожи.

3

119

8

Роль кожи в теплорегуляции

3

120

Практические занятия

Контрольная точка № 2. 

К/Р Тестирование по темам: нервная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная, покровная системы.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение текста учебника с использованием муляжей

Конспектирование  текста учебника

Составление  тезисов ответа на контрольные вопросы  «Мочеполовая система»

Выполнение схемы  строения структурно-функциональной единицы почки

Составление плана и тезисов ответа на экзаменационные вопросы.

8

Всего:

180


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Русский язык и культура" речи для студентов специальности 101101 «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка)

Календарно- тематическое планирование учебной дисциплины  РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ для студентов специальности  101101 «Гостиничный сервис» (углубленная подготовка)...

Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Немецкий язык" на 1 семестр для студентов 1 курса

Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Немецкий язык" на 1 семестр для студентов 1 курса содержит учебный материал по разделам и темам в соответствии с рабочей программой. Кроме т...

Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Математика" ЕН.01, по специальности:Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Каледарно-тематическое планирование по учебной дисциплине " Математика" ЕН.01 Обязательная аудиторная нагрузка - 68 часов,самостоятельная работа студентов - 34 часа,максимальная учебная нагрузка - 102...

календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине Гигиена и экология человека по специальности Сестринское дело

Календарно-тематическе планирование соответствует рабочей программе учебной дисциплины !Гигиена и экология человека" и является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соотвествии с ...

Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Экономика организации"

Поурочное планирование согласно рабочей программы по учебной дисциплине "Экономика организации"....

Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Теория и методика обучения иностранному языку"(5 курс 1 семестр)

Календарно-тематическое планирование по дисциплине "Теория и методика обучения иностранному языку" рассчитано на 16 учебных часов. В нем представлены разделы "Иноязычная коммуникативная...

Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Практическая грамматика (французский язык)" 5 курс 1 семестр

Календарно- тематическое планирование по дисциплине "Практическая грамматика (французский язык)" рассчитано на 32 учебных часа. В нем представлены разделы "Синтаксис простого предложени...