Анкетирование «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (В. В. Ткачева)
материал

Манаенкова Марина Анатольевна

Анкета «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (В. В. Ткачева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa_tkacheva.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» (В. В. Ткачева)

Эта методика частично восполняет отсутствие подобного рода диагностического инструментария для изучения ей с выраженными нарушениями развития. Выбор изучения эмоционально-личностной сферы детей определен тем, что именно эта область в процессе коррекционной работы с детьми, страдающими тяжелыми пороками развития, может в первую очередь показать позитивную динамику.

Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми с тяжелыми отклонениями в развитии и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определить перспективы развития ребенка по ряду параметров.

Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с помощью 9 шкал. Оценка результатов осуществляется простым подсчетом баллов. При выраженном снижении интеллекта, низком уровне общения или тяжелых двигательных расстройствах квалификация результатов деятельности ребенка осуществляется исходя из доступных его психофизическим возможностям заданий. Анкета заполняется специалистом (педагогом, психологом) иявляется эмпирической оценкой особенностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка.

«Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой

сферы детей с тяжелыми нарушениями развития»

(В. В. Ткачева)

1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению

Оценка результатов:

0 баллов — отказ идти в школу;

1 балл — согласие идти в школу только потому, что это требует взрослый;

2 балла — желание идти в школу для того, чтобы там

играть;

3 балла — желание идти в школу, чтобы учиться и общаться с другими детьми и взрослыми.

2. Способы взаимодействия со взрослым (учителем, воспитателем)

Оценка результатов:

0 баллов — проявление откровенной агрессии при попытке взрослого установить контакт;

1 балл — проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого установить с ребенком положительный контакт;

2 балла — проявление радостного оживления (улыбки, объятий, смеха) при появлении конкретного взрослого;

3 балла — проявление желания идти на урок заниматься с конкретным взрослым (учителем, воспитателем, психологом).

3. Принятие—непринятие доступной пониманию инструкции

Оценка результатов:

0 баллов — отказ от принятия инструкции (откровенный негативизм);

1 балл — проявление упрямства;

2 балла — частичное выполнение инструкции;

3 балла — полное выполнение инструкции.

4. Соблюдение доступных правил поведения

Оценка результатов:

0 баллов — нарушение нормативных правил поведения

(крики, возгласы, возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания в школе;

1 балл — нарушение поведения во время урока (отсутствие умения слушать педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, постоянные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на другие объекты и др.);

2 балла — частичное нарушение правил поведения (нарушение правил поведения в случае потери интереса к уроку и правильное поведение, если интерес возобновился);

3 балла - нормативное поведение в течение всего урока и на перемене.

5. Эмоциональные реакции

Оценка результатов:

0 баллов — слезы, крики, желание подраться, выражение

страха или напряженности (на начальном этапе адаптационного периода в учебном учреждении);

1 балл— общая замкнутость и заторможенность;

2 балла — состояние покоя, нормализация состояния;

3 балла — смех, улыбка на лице как проявление положи-

тельных реакций.

6. Продолжительность занятий

Оценка результатов:

0 баллов — отсутствие способности выполнять посильное задание на фронтальном занятии;

1 балл — выполнение посильных заданий в течение 5

мин.;

2 балла — выполнение посильных заданий в течение

5—10 мин.;

3 балла — выполнение посильных заданий в течение

10—15 минут.

7. Установление доступных контактов с другими детьми

Оценка результатов:

0 баллов — отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми (драки из-за игрушек, пособий и др);

1 балл — демонстрация желания играть с игрушкой, которая находится в руках другого ребенка;

2 балла — проявление способности подождать, пока

другой ребенок занят интересующим первого ребенка предметом;

3 балла — демонстрация просьбы дать игрушку.

8. Приобретение новых навыков (в течение учебного года)

Оценка результатов:

0 баллов — отсутствие навыков;

1 балл — приобретение одного навыка;

2 балла — приобретение двух навыков;

3 балла — приобретение трех и более навыков.

9. Взаимодействие с матерью

0 баллов — отвержение матери (откровенная агрессия).

1 балл — отсутствие теплых отношений с матерью.

проявление к ней требовательности для удовлетворения собственных желаний;

2 балла — проявление послушания как стремления установить эмоциональный контакт с матерью;

3 балла — проявление ласки и нежности по отношению

к матери.

Подсчет баллов:

— высокий уровень — 24—27 баллов;

— средний уровень — 16—24 баллов;

— низкий уровень — 8—16 баллов;

— очень низкий уровень — ниже 8 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 класс (вариант 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (в...

РАЗВИВАЮЩИЙ УХОД ЗА ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ "СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА"

Развивающий уход — это обучение ребенка не на занятиях, а в обычных бытовых ситуациях (еда, одевание, поход в магазин). Важно, чтобы действия взрослых, которые занимаются с ребенком, были соглас...

Статья "Особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи"

В статье можно ознакомиться с информацией об особенностях формирования читательского интереса у детей с ТНР. Основные трудности с которыми сталкиваются все участники образовательного процесса  и ...

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи

Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произнося все звуки и слова.Регулярно выполняйте вместе с ребёнком арт...