Семинар-практикум Путь успеха
учебно-методический материал

Яковкина Екатерина Петровна

«Развитие профессиональной компетентности педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_put_uspeha.docx842.16 КБ

Предварительный просмотр:

Адресный семинар-практикум

(для молодых педагогов)

 «Развитие профессиональной компетентности педагога

 или «Путь к успеху»

Цель:  повышение качества профессиональной деятельности молодых педагогов дополнительного образования.

Задачи:

- способствовать развитию профессиональной компетенции у  молодых педагогов;

- способствовать активизации имеющихся у педагогов теоретических знаний,
практических умений и навыков в вопросе развития профессиональной компетенции;

- привлечь внимание к рассматриваемому вопросу, повысить  активность,  способствовать профессиональному росту и успешности  молодых педагогов

- создать благоприятную психологическую обстановку для молодых педагогов.

Форма проведения: семинар-практикум.

Методы обучения: проблемно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.

Слушатели: молодые педагоги дополнительного образования.

Методы проведения: объяснение,  интерактивная беседа, творчески-поисковые методы, методы проблемного изложения материала, игровые методы, метод «Рефлексия», педагогический прием «Кластер», метод «Перевернутый класс».

Планируемые результаты:

педагоги приобретут знания и умения:

- умение воспринимать и переосмысливать методический материал, умение преподнести свою работу в доступном и увлекательном виде;

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с коллегами;

педагоги закрепят навыки:

- уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- способность вести диалог,  достигать взаимопонимания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с коллегами.

 «Не обязательно быть лучше всех,

достаточно быть лучше, чем неделю назад»

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Слайд1.)

Добрый день, уважаемые коллеги. Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеюсь, что наша встреча будет для всех полезна и интересна.

В  условиях развития системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Таким образом, у начинающего педагога возникает необходимость получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Предлагаю Вам, принять участие в методическом семинаре в форме игры «Развитие профессиональной компетентности педагога или «Путь к успеху».

Упражнение «Ассоциации»

- На каждую букву слова придумайте слова – ассоциации понятия «успех» (Работа в группах – 3 мин. Затем каждая группа участников зачитывает свои ассоциации).

У

удача, упорство, удовлетворение, уверенность, увлечённость…

С

способность, самореализация, самосовершенствование, самодостаточность, счастье, сознательность…

П

потребность, потенциал, прогресс, познание, признание, победа…

Е

единство (цели, постоянство или единство взглядов) …

Х

харизма…

Мы пройдем с вами пять станций. За каждое выполненное задание на станции Вы будете получать конверт. На протяжении всей игры  будем подниматься по лестнице успеха к вершине педагогического мастерства. В итоге узнаем, в чем заключается ключ к успеху педагога. Готовы? Тогда в путь…

Станция 1. «Целеполагание». (Слайд 2.)

Предлагаю Вам, вспомнить сказку «Колобок».

– «Испекла бабка колобок и положила его на окошко студиться. Колобок спрыгнул и покатился…»  А куда же он покатился и зачем?

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/04/18/s_625d1577686a4/phptgnzYB_Sochneva-T.P.-Scenarij-metodicheskogo-seminara_html_40ffdb19c4726551.jpg

Слушаем варианты ответов.

– Была ли у Колобка цель в его путешествии? (возможные варианты ответов: погулять, найти друзей, посмотреть мир, спастись от бабки с дедом – они его съесть хотели, стать личностью и т.д.)

– То есть конкретной цели он перед собой не ставил. И ведь его съела лиса. Давайте пофантазируем и попробуем исправить печальный конец сказки.   Выберите для Колобка цель и придумайте новый финал – позитивный – для нашего Колобка.

Вывод:

Как в сказке, так и в жизни – если нет цели, непредсказуем финал. А если цель перед нами четкая есть – то и на финише будет достойный результат.

Цели бывают глобальные и локальные. Локальные цели  формулируем на каждый день, глобальные же цели представляют для нас ориентир, к которому стремимся.

Профессионализм и компетентность являются основными ориентирами нашего выбора.

- Молодцы, Вы славно справились с этим заданием.

И получаете в знак благодарности конверт. Держите. Но пока не открывайте его.

  Станция 2. «Рекламное объявление».  (Слайд3.)

А теперь  движемся по нашему маршруту и делаем остановку на этапе  «Рекламное объявление».

Задание для 1команды.

Сейчас 1 команде предстоит взять на себя труд подобрать сотрудника-педагога (выбираете сами) на одно-единственное вакантное место. Вам необходимо составить резюме, в котором отражены качества претендента, наиболее ценные для педагога.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/04/18/s_625d1577686a4/phptgnzYB_Sochneva-T.P.-Scenarij-metodicheskogo-seminara_html_e03d0eaf9b0a5cf9.jpg

Задание для 2 команды. (Слайд 4.)

Представьте, что вы – родители, которые выбирают педагога для своего любимого ребенка. И вам нужно составить резюме с точки зрения «Только к этому педагогу!».

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/04/18/s_625d1577686a4/phptgnzYB_Sochneva-T.P.-Scenarij-metodicheskogo-seminara_html_2eec24602ce4553f.jpg

Правила остаются прежними. Время выполнения задания– 3-5 мин.

Представители команд, пожалуйста, зачитайте резюме. Сделайте краткий вывод из сказанного, написанного, сжато изложите основные положения.

Значимые качества педагога: современный педагог должен быть компетентным профессионалом.

- За правильный ответ получаете  еще один конверт.

 Вывод: Современное дополнительное образование требует от специалистов особой подготовки. Готовить обучающихся к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

 Станция 3. «Пути развития профессиональной компетентности». 

 На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование через всю жизнь».

Задание: Составьте кластер «Пути развития профессиональной компетентности педагога», указав, через какие виды деятельности происходит повышение профессиональной компетентности педагога. (Слайд 5.)

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/04/18/s_625d1577686a4/phptgnzYB_Sochneva-T.P.-Scenarij-metodicheskogo-seminara_html_999779cd0e028ec1.jpg

Время выполнения задания-3-5 минут.

Представители от каждой команды представляют кластеры «Пути развития профессиональной компетентности педагога». (Слайд 6.)

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/04/18/s_625d1577686a4/phptgnzYB_Sochneva-T.P.-Scenarij-metodicheskogo-seminara_html_a3238ff266839fe6.jpg

Вывод. Пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях и творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах и другое.

С этим заданием Вы успешно справились. Вот еще один конверт.

Станция 4. «Модель профессиональной компетентности педагога». (Слайд 7.)

 Последняя остановка на нашем пути - это станция «Модель профессиональной компетентности педагога».

На данной станции необходимо разработать модель профессиональной компетентности педагога. Попробуйте определить наиболее важные, по Вашему мнению, качества, которые составляют профессиональную компетентность педагога.

- Вам нужно выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, которые составляют профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные («мозговой штурм»).

- Сейчас каждая команда на листе бумаги  оформит свою модель профессиональной компетентности педагога. Для этого определить и записать десять его наиболее значимых качеств педагога дополнительного образования, которые вы выбрали после обсуждения.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/04/18/s_625d1577686a4/phptgnzYB_Sochneva-T.P.-Scenarij-metodicheskogo-seminara_html_f118f41b4ed61706.jpg

Творческий подход к заданию приветствуется. Время работы – 5 минут.

Демонстрационный этап.

Попрошу Вас представить модель профессиональной компетентности педагога и обосновать представленные профессиональные и личностные качества.

Личностные качества

Профессиональные качества

Доброжелательность, общительность, ответственность, уверенность, толерантность (уважение, доброта, вежливость), способность к сотрудничеству (честность, взаимопонимание), самоконтроль (управление эмоциями, самоконтроль, стрессоустойчивость), самостоятельность (вера в себя, целеустремленность, инициативность) и другие личностные качества.

Креативный, владеющий современными образовательными технологиями, способный к профессиональному развитию, педагогическая эрудиция, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция; педагогическая наблюдательность, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.

Задание выполнено, получите конверт.

Станция 5. «Народная мудрость». ( Слайд 8.)

Народная педагогика – совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. 

- «Мудрость предков – зеркало для потомков» (К.Д.  Ушинский)

«Первый воспитатель - это народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики».

Великий русский педагог  К.Д.  Ушинский  высоко  оценивал  воспитательный  потенциал

народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом  и  основанное  на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет  в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»

- «Настоящая педагогика – это та, которая повторяет педагогику нашего общества». (А.С.Макаренко)

 «Семейная,  трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека» ( А.С. Макаренко).

-  «Патриотизм и гуманность составляют нераздельное единство, когда он раскрывает лучшие качества русского человека, воплотившиеся в народный идеал: оптимизм, интеллектуальное богатство, духовность, скромность и простоту».   Большое внимание в  воспитании А.С. Макаренко уделял народным играм и танцам. В танце проявляется характер нации.

-  «Язык - духовное богатство народа» (В.А. Сухомлинский) 

В.А. Сухомлинский  подчеркивал  необходимость  и  важность  изучения нравственных идей и вытекающих из них  педагогических  взглядов  народа.  Он считал,  что,  несмотря  на  богатство  и  огромное  практическое   значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие  исследования по этим проблемам не проводятся.

Задание: «Перепутанные пословицы».

 Составьте пословицу из  отдельных слов и фраз. (Слайд 9.)

https://memorado.ru/wp-content/uploads/0/f/0/0f0579c2a8da1df0a089a3226226d9ec.jpeg

https://present5.com/presentation/17789802_440025770/image-10.jpg

Итоговый продукт «Лестница успеха». (Слайд 10.)

Настал важный момент, теперь возьмите все конверты, которые  собрали на протяжении всей игры, и составьте «Лестницу успеха». Для этого Вам необходимо разместить на ступенях лестницы слова в соответствие   со значимостью при достижении какой-либо цели.

      Слова для справок (из конвертов): учусь, творю, могу, расту, желаю.

Вот мы с Вами и добрались до вершины педагогического мастерства. Чтобы быть мастером своего дела и добиться успеха, необходимо иметь цель и желание. Вот тогда все непременно получится!!!

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/04/18/s_625d1577686a4/phptgnzYB_Sochneva-T.P.-Scenarij-metodicheskogo-seminara_html_645b5b447192ed40.jpg

Рефлексия. Метод «Рефлексивный экран». (Слайд 11.)

Уважаемые, коллеги! Прошу Вас, продолжить фразы, которые  буду говорить:

- «Среди этапов работы на семинаре мне особенно понравился…»;

-  «Во время работы на семинаре я приобрел…»;

- «Работа на семинаре заставила меня задуматься о…».

С какими трудностями при выполнении заданий Вы столкнулись?

Оцените степень эффективности методического семинара для Вас с точки зрения получения новых знаний.

новых знаний                                                             узнал (а) много нового

не получил (а)     0   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10          полезного для работы.

 Подведение итогов семинара.                                                                            

«Свободный микрофон» (Если Вам есть ещё что сказать…).    

Уважаемые коллеги, мне хочется сказать, что все, кто здесь присутствует, выбрали нелегкий  педагогический путь. Чем больше мы учимся и растем, тем свободнее становимся. Благодарю всех за работу!   (Слайд 12.)

Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В.А. Сухомлинский

Список использованной литературы

1.Горина В.С. Мастер-класс «Путь к успеху». 

2.Нефедова Е.М. Методическая игра-квест. Развитие профессиональной компетентности педагога, или как добиться успеха. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Стресс! встретим его Достойно!"

Эффективно справляться с теми изменениями, которые преподносит жизнь - значит, быть сильнее, быть успешнее. Этому можно научиться и этому надо учиться. Развивая способности творчески обращаться с затр...

Семинар-практикум по теме: "Этноигры"

В семинаре-практикуме раскрыта тема: "Этноигры", где говорится о значение этноигр, об основных задачах,об условии организации, о методах и приемах педагогического воздействия, а также о видах традицио...

Методическая разработка семинара-практикума для родителей обучающихся: «Легко ли быть подростком?»

В условиях значительных изменений в социальной жизни нашей страны проблемы взаимодействия семьи и школы-интерната являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется си...

Методическая разработка семинара-практикума для родителей обучающихся: «Легко ли быть подростком?»

В условиях значительных изменений в социальной жизни нашей страны проблемы взаимодействия семьи и школы-интерната являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется си...

семинар-практикум "Культура делового общения"

Психологическое просвещение участников семинара – практикума; создание условий для сплочения группы, развития мотивов межличностных отношений....