Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ по специальности 44.02.02 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
методическая разработка

Луханина Юлия Владимировна

Методическое пособие рекомендовано для студентов очного обучения по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

В методических рекомендациях представлены общие положения по разработке и написанию курсовой работы по указанным учебным дисциплинам, сформулированы требования к ее выполнению, представлены образцы оформления титульного листа, таблиц, списка литературы, ссылок, приложений. Рекомендации помогут студентам творчески использовать предложенные материалы и сформировать у них общие и профессиональные компетенции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rek._po_kursovym_mdk.03.01.docx195.57 КБ

Предварительный просмотр:

\\Makova\учитель\Соломахина Л.И\шаблоны\Методическая.jpg

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ЦМК специальностей ПНК и КПН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВЫХ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

44.02.02 ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ПМ.03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

МДК.03.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Методическое пособие для студентов

Строитель – 2022


Рассмотрено на заседании ЦМК  специальностей ПНК и КПН

Протокол №1 от 30.08.2022г.         

Печатается по решению научно-методического совета ОГАПОУ ЯПК

Протокол №__ от________    

Рецензент:

Соломахина Л.И., зам. директора по научной работе ОГАПОУ ЯПК

Автор-составитель:

Луханина Ю.В., преподаватель ОГАПОУ ЯПК

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ по МДК.03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя / Сост. Ю.В. Луханина, – Строитель, 2022. – 33 с.

Методическое пособие рекомендовано для студентов очного обучения по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

В методических рекомендациях представлены общие положения по разработке и написанию курсовой работы по указанным учебным дисциплинам, сформулированы требования к ее выполнению, представлены образцы оформления титульного листа, таблиц, списка литературы, ссылок, приложений. Рекомендации помогут студентам творчески использовать предложенные материалы и сформировать у них общие и профессиональные компетенции.

Содержание

Введение.......................................................................................

4

1.Структура  курсовой работы ..................................................

7

2.Этапы исследования…………………………………..……..

11

2.1.Выбор темы курсовой работы………………………..……

11

2.2.Составление рабочего плана курсовой работы ……..…..

12

2.3.Подбор литературы к написанию  курсовой работы..…..

13

2.4.Сбор, анализ и обобщение материалов исследования курсовой работы……………………………………………......

14

2.5.Оформление курсовой работы………………………….....

15

2.6.Защита курсовой работы и ее оценка…………………….

20

3.

Приложения…………………………………………….....

Приложение 1. Примерная тематика курсовых работ

Приложение 2. Образец оформления титульного листа

Приложение 3. Образец примерного содержания курсовой работы

Приложение 4. Образцы формулирования научного аппарата курсовой работы

Приложение 5. Пример оформления таблицы

Приложение 6. Требования к содержанию и оформлению рецензии на курсовую работу

24

Введение

Написание курсовой работы является необходимым элементом учебного процесса при подготовке студентов по специальности 44.02.02  Преподавание в начальных классах.

Цель данного пособия – способствовать формированию у студентов научного мировоззрения, стремления к профессиональному мастерству при условии единства учебного процесса и практической деятельности, а так же формирования общих и профессиональных компетенций.

Курсовая работа – это особый вид учебно-исследовательской работы студента, представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное студентом под руководством научного руководителя, свидетельствующее об умении студента работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении учебных дисциплин.

Самостоятельная работа студентов является важнейшим фактором формирования общих и профессиональных компетенций.

Выполнение студентом курсовой работы осуществляется как промежуточный контроль изучения выбранной учебной дисциплины (естествознание с методикой преподавания, теоретические и методические основы деятельности  классного руководителя), в ходе которого формируются и реализуются общие и профессиональные компетенции:

Учитель начальных классов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость  своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ОК 12.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных   профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1.

Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2.

 Проводить уроки.        

ПК 1.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4.

Анализировать уроки.

ПК 1.5.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

ПК 3.1.

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2.

Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3.

Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4.

Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 3.5.

Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6.

Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7.

Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8.

Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

ПК 4.1.

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.)  на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса / группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2.

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.

ПК 4.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Выполнение студентом курсовой работы по учебной дисциплине проводится с целью:

  • систематизации, закрепления и расширения теоретических и практических знаний студента по учебной дисциплине «Теоретические и методические основы деятельности  классного руководителя»;
  • развития мышления, творческих способностей студента;
  • привития студентам первичных навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, систематизацией и обобщением имеющейся научной и учебной литературы,
  • углублённого изучения вопросов выбранной учебной дисциплины ;
  • формирование умений анализировать и критически оценивать исследуемый теоретический и практический  материал;
  • подготовки к написанию выпускных квалификационных работ;
  • овладение методами современных исследований.

Организационное и методическое руководство курсовой работой осуществляет  руководитель работы – преподаватель дисциплины «Теоретические и методические основы деятельности  классного руководителя»;

Обязанности руководителя заключаются в следующем:

  • оказание практической помощи студенту в выборе темы курсовой работы и разработке индивидуального плана;
  • оказание помощи в выборе методики проведения исследования;
  • предоставление квалифицированных консультаций по подбору литературы и фактического материала;
  • проведение оценки качества выполнения работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями (на основании рецензии руководителя).

  1. Структура курсовой работы

По содержанию курсовая работа может носить реферативный или практический характер.

Курсовая работа реферативного характера состоит из:

  • введения, в котором раскрывается актуальность темы, формулируется цель и задачи работы, описываются объект, предмет и методы исследования;
  • теоретической части, в которой приводится литературный обзор истории вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;
  • заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
  • списка литературы;
  • приложения.

        По структуре курсовая работа практического характера состоит из:

  • введения, в котором раскрывается актуальность темы, формулируются цель и задачи работы, описываются объект, предмет и методы исследования;  
  • теоретической части, в которой раскрываются теоретические основы разрабатываемой темы;
  • практической части, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;
  • заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
  • списка литературы;
  • приложения.

Объем курсовой работы – 15-20 страниц печатного текста (не включая список литературы и приложения).

По структуре курсовая работа состоит из: введения, основной части, заключения, списка  литературы, приложения.

Введение является отдельным, самостоятельным блоком текста работы, ни в содержании, ни в тексте не обозначается цифрами.

Во введении необходимо отразить следующее:

  • обоснование выбора темы, ее актуальность;
  • характеристику степени разработанности темы в отечественной и зарубежной науке;
  • перечень фамилий авторов, рассматривавших исследуемую проблему
  • компоненты научного аппарата исследования.
  • представление структуры работы.

Актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе.

Порядок описания научного аппарата:

цель – объект – предмет – задачи – методы.

Цель работы определяет, для чего проводится исследование, что планируется получить в результате. Достижение цели ориентирует студентов на решение выдвинутой проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и практическом.

Задачи работы представляют собой способы достижения цели работы. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.).

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.

Методы  исследования – это способы и приемы познания объективных закономерностей исследуемых процессов. Выбор методов исследования  зависит от сферы деятельности студента и всегда определяются поставленными в курсовой работе задачами (теоретический анализ литературы; анкетирование детей (родителей); наблюдение; изучение опыта работы педагога дополнительного образования; беседа).

В основной части курсовой работы, если они имеет практический характер, должно быть полно и  систематизировано изложено состояние вопросов, которые посвящены выбранной тематике.

Основная часть будет состоять из двух глав, каждая из которых делится на несколько изучаемых вопросов в зависимости от темы исследования и его целей. В каждой главе должно быть не менее двух вопросов. Объем рассматриваемых вопросов должен составлять не менее 5-6 страниц. В основную часть работы будут входить теоретическая и практическая (аналитическая) составляющие.

В теоретической части отражается умение студента систематизировать существующие разработки и теории по изучаемой проблеме, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать опыт других исследователей, определять главное в изученности темы с позиций современных подходов, аргументировать собственное мнение.

Теоретическая часть является обоснованием будущих разработок, так как позволяет выбрать методологию и методику всестороннего анализа проблемы.

Практическая (аналитическая) часть работы должна содержать общее описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы посредством диагностирования, наблюдения, изучения опыта работы мастера производственного обучения конкретного профессионального техникума, анкетирования, беседы и прочее.

В курсовой работе каждая глава должна заканчиваться выводами.

Выводы – новые суждения, а точнее умозаключения, сделанные на основе анализа теоретического и/или эмпирического материала. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным целям и задачам исследования.

В заключение курсовой работы отражаются следующие аспекты:

- актуальность изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов;

- целесообразность применения тех или иных методов и методик;

- выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы.

После заключения располагается список литературы. На каждый источник из списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте.

Список литературы должен состоять минимум из 15-20 наименований, это пронумерованный арабским цифрами перечень используемых источников в алфавитном порядке. В курсовой работе  обязательно использование Интернет-ресурсов.

Приложения располагают после списка литературы. Их цель – избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не содержат основную информацию. Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение», без кавычек, с указанием его порядкового номера.

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно); протоколы наблюдений, анализов; фотографии и т.д.

  1. Этапы  исследования

При подготовке курсовой работы рекомендуется придерживаться следующих этапов её выполнения:

  • выбор темы;
  • разработка рабочего плана;
  • подбор литературы;
  • сбор, анализ и обобщение материалов исследования;
  • оформление курсовой работы и её представление для проверки и рецензирования;
  • сдача курсовой работы на рецензирование руководителю.

2.1. Выбор темы курсовой работы

Выбор темы – это важный этап научно-исследовательской работы, т.к. именно от степени удачности его прохождения зависит возможность проведения самого исследования. Выбор конкретной темы исследования определяется ее актуальностью, новизной и практической значимостью, имеющимися материалами наблюдений, а также интересами и педагогическим опытом студента.

Выбор темы для исследования по выбранной  учебной дисциплине «Естествознание с методикой преподавания» или «Теоретические и методические основы деятельности  классного руководителя» осуществляется с учетом отражения  специфики работы данного образовательного  учреждения.

Предложенная в приложении 1 тематика курсовых работ примерна и возможно ее изменение, а также уточнение задач исследования в зависимости от направлений конкретной работы.  Поскольку в курсовой работе изучается определенная тема, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы.

Приемы, помогающие выбрать тему исследования:

  • просмотр каталогов и ознакомление с теоретической и методической литературой по выбранной теме;
  • просмотр обзоров достижений науки по изучаемой проблеме, освещенных  ведущими специалистами в данной области;
  • выбор темы исследования по принципу повторения ранее выполненных исследований, но с использованием более совершенных методов, которые дадут новые результаты;
  • теоретическое обобщение собранных материалов;
  • консультации со специалистами для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

2.2. Составление рабочего плана курсовой работы

Следующим этапом подготовки к написанию курсовой работы является составление рабочего плана, позволяющего студенту четко организовать свою работу. Предварительно должны быть продуманы цели работы, ее структура, методика исследования, направления раскрытия вопросов.

Основные разделы плана: подготовительный этап, рабочий этап, заключительный этап.

На подготовительном этапе студент решает задачу определения объема информации для написания курсовой работы, ее поиска и сбора. Поэтому в первый раздел плана должны быть включены пункты:

  • работа в библиотеках по отбору необходимой литературы;
  • работа с каталожными карточками систематического и алфавитного каталогов;
  • выписки, конспектирование, ксерокопирование информационных материалов;
  • систематизация отобранного материала, его изучение;
  • составление плана курсовой работы.

Рабочий этап включает в себя:

  • работу над выводами по главам;
  • формулировку личностного отношения студента к исследуемой проблеме (на базе определения точек зрения различных авторов на проблему);
  • определение и оформление научно-справочного аппарата работы (библиографии, цитат, сносок и т.д.);

Заключительный этап:

  • оформление  курсовой работы в соответствии с установленными требованиями;
  • сдача работы руководителю на рецензию и получение оценки.

2.3. Подбор литературы к написанию курсовой  работы

Начало выполнения курсовой работы связано с процессом подбора литературы, который целесообразно начинать с изучения тех работ, которые близки к выбранной студентом тематике.

Знакомиться с литературой рекомендуется в следующей последовательности:

1) руководящие документы – вначале законы, затем законодательные акты;

2) научные издания – сначала монографии, затем периодические издания;

3) статистические данные.

При этом вначале стоит изучить самые свежие публикации, затем – более ранние.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертациях на соискание ученых степеней, отчетах по НИР и т.д.). Значимость работ определяется известностью автора.

В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного, и имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы, должны быть использованы.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы.

2.4. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования курсовой  работы

Изученный, проанализированный и обобщенный материал должен лечь в основу логически выстроенной системы сведений по теме курсовой работы. Приступая к написанию текста, студент должен иметь в виду, что содержание курсовой работы должно отвечать следующим требованиям:

  1. Работа должна быть выполнена на высоком теоретическом и грамматическом уровнях. Для этого студенту необходимо не только всесторонне изучить выбранную тему, ее теоретические и практические аспекты, но и важно учесть наличие в современной отечественной науке различных концепций, положений, теорий, по-разному трактующих отдельные вопросы темы, дать им соответствующую оценку.
  2. В курсовой работе должен быть дан анализ современного состояния исследуемого вопроса.
  3. В работе должна быть представлена практика применения исследуемых теоретических положений, вынесенная в отдельный вопрос, параграф или органично вставляемая в текст по ходу изложения материала.
  4. При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной.
  5. Обязательным при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновать свое мнение по спорному вопросу и выдвинуть соответствующие аргументы.

2.5. Оформление курсовой работы

Курсовая работа начинается с титульного листа, на котором указываются сведения об учебном учреждении, где выполнена работа, название учебной дисциплины, название темы, фамилия, инициалы, номер группы студента, а также фамилия, инициалы, ученая степень и звание  руководителя, город и год выполнения работы (приложение 2).

На второй странице работы размещается содержание, в которое входят названия и номера начальных страниц всех структурных частей работы (за исключением титульного листа). Сокращение «стр.» над номерами страниц не используется.

В приложениях 3-4 приведены образцы оформления содержания и формулирования научного аппарата курсовой  работы.

Для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах разрешается использование в работах выделения жирным шрифтом, курсивом.

Не допускаются использование подчеркивания, а также одновременное использование выделения курсивом и жирным шрифтом. Внутри текста работы не допускается использование фамилий без инициалов. Инициалы всегда (кроме спискалитературы) должны стоять перед фамилией через пробел, например, И. И. Иванов.

Работа должна быть напечатана на принтере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210/297 мм). На одной странице 18-30 строк, в одной строке - 60-70 знаков) с соблюдением следующих правил:

  • цвет шрифта должен быть черным;
  • размер шрифта - № 14;
  • междустрочный интервал – 1,5;
  • гарнитура шрифта – Times New Roman;
  • размеры  полей: верхнее – 2,5 см, нижнее-2 см, правое -1,0 см, левое -2,0 см.;
  • абзацный отступ равен 1,25 см (5 печатных знаков);
  • основной текст работы должен быть выровнен по ширине;
  • каждая страница  должна быть пронумерована;
  • нумерация страниц производится сквозным способом по всему тексту работы начиная с титульного листа, второй лист содержание, но цифры печатаются только с третьего листа (введение);
  • номер страниц указывается на середине верхней части листа без каких-либо знаков;
  • номер страниц каждого отдельного приложения начинается с первой;
  • названия разделов пишутся прописными буквами полужирным шрифтом, а подразделов – строчными;
  • заголовки пишутся по центру через три интервала сверху и снизу от основного текста, слово «Глава» не пишется;
  • заголовки  не должны слово в слово совпадать ни друг с другом, ни с темой, они должны быть содержательными, отражать идеи раскрываемые в них, их назначение – направлять внимание на конкретный материал;
  • название параграфов в главах пишется после завершения предыдущего текста через три  интервала;
  • главы и параграфы работы следует нумеровать арабскими цифрами, главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста (за исключением приложений);
  • номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой (например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.);
  • названия глав, заключение, списки используемой литературы и приложений начинаются с новой страницы;
  • точки в конце заголовков и подразделов не ставятся;
  • переносы в тексте не допускаются;
  • текст должен делиться на абзацы, каждый абзац начинается с красной строки с отступом в пять печатных знаков или одной «TAB»;
  • текст должен содержать ссылки, цитаты.

Цитаты, список литературы должны соответствовать следующим требованиям:  необходимо указывать фамилии и инициалы авторов работ; полное название работы (книги, статьи и т.п.); место, где издана работа (название издательства иногда опускается); год издания. При необходимости  указываются страницы.

Отдельная книга: ФИО автора(ов), заглавие  книги, сведения, относящиеся к заглавию, сведения об ответственности, сведения о повторности издания, место издания, издательство, год, кол-во страниц.

Пример: Буткин Г.А. Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся [Текст] / Г.А. Буткин, И.А. Володарская. – М.: «Академия»,2009. – 211 с.

Статья из журнала (сборника): библиографическое описание статей состоит из 2х частей: 1) сведения о статье (ФИО автора (ов), название), сведения о документе, в котором статья помещена. Эти части разделяются знаком «//» с интервалом до и после знака.

        Пример: Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы [Текст] / Г.Г. Аракелов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2011. – №4. – С. 45-54.

Сетевые ресурсы: для электронных источников нужно указать практически те же данные, что и для журналов: ФИО автора (ов), название статьи, название сайта (или раздела сайта), адрес URL и дату обращения. В записи обязательно должен присутствовать текст [Электронный ресурс].

Пример: Поправка В. С. Интегрированные занятия как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся / B.C. Поправка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Изд. дом «Первое сентября». - М., 2010-2011. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.lseptember.ru/articles/412181/ (дата обращения 15.04.2011).

URL - унифицированный указатель ресурса.
Указывайте не только имя сайта, а всю ссылку полностью, чтобы страницу можно было найти.

Курсовая работа должна иметь правильно оформленные сноски, ссылки, цитирования и пр.

Ссылка на источник обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул и прочего, а также под каждой таблицей. Оформление ссылок осуществляется в виде квадратных скобок с указанием  номера литературного источника, например [1].

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц, что обеспечивает лучшую наглядность и удобство сравнения показателей. Таблицу в зависимости от ее размера обычно помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Если объем таблицы превышает количество оставшегося места в конце страницы, то ее размещают на следующей странице, а свободное место заполняется текстом, следующим за таблицей. Каждая таблица должна иметь заголовок, точно и кратко отражающий ее содержание. Заголовок таблицы следует помещать над таблицей по центру и печатать строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках таблиц не допускаются. В конце заголовка таблицы точка не ставится. Если таблица заимствована из книги или статьи другого автора, на нее должна быть оформлена ссылка.

В правом верхнем углу над заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» (с заглавной буквы) с указанием номера таблицы. Расстояние между словом «Таблица» и предшествующим абзацем должно составлять два полуторных междустрочных интервала, расстояние между словом «Таблица» и заголовком, а также между заголовком и самой таблицей должно составлять один полуторный интервал. Таблицы должны иметь сквозную нумерацию по всей курсовой работе. После номера таблицы точку не ставят. Знак «№» перед номером таблицы не используется.

В таблицах допускается применять меньший размер шрифта, чем в основном тексте, и одинарный междустрочный интервал. Не допускается выделение курсивом или полужирным шрифтом заголовков граф и строк таблиц, а также самих табличных данных. Заголовки граф и строк таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, начинаются с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков граф и строк точки не ставят (Приложение 5).

Курсовая работа должна быть безупречно грамотна. Наличие в ней грамматических, стилистических и орфографических ошибок резко снижает ее ценность, даже если работа носит новаторский характер.

Если курсовая работа не соответствует предъявляемым требованиям, студент будет обязан в установленный срок доработать в соответствии с полученными замечаниями руководителя или оформить ее заново, устранив ее недостатки.

Курсовая работы должна быть заламинирована.

  1. Защита курсовой работы и ее оценка

Студент обязан выполнить курсовую работу с соблюдением предъявляемых к ней требований на основании данных методических рекомендаций, а также в соответствии с графиком выполнения курсовой работы, составленным совместно с научным руководителем.

После полного завершения курсовая работа в установленные сроки представляется руководителю на рецензирование.

В рецензии руководитель оценивает соответствие содержания курсовой работы утвержденной теме; выполнение поставленных целей и задач; оригинальность и новизна курсовой работы; самостоятельность при работе над курсовой работой; оформление работы; итоговую оценку работы по пятибалльной шкале (Приложение 6).

Возвращаются для повторного написания:

  • курсовые работы (проекты), полностью или в значительной степени выполненные не самостоятельно (путем сканирования, ксерокопирования или механического переписывания материала из источников информации без использования цитирования), и (или) курсовые работы, объем цитированного текста которых составляет более 50%;
  • работы, в которых выявлены существенные ошибки, недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены;
  • работы, характеризующиеся низким уровнем грамотности и небрежным оформлением.

К числу основных недостатков, которые следует учесть каждому студенту, можно отнести:

  1. Отсутствие обоснований, выводов и рекомендаций.
  2. Нарушение последовательности изложения, частые повторения, нечеткие формулировки, оговорки, грамматические ошибки.
  3. Отсутствие четности в определении основного содержания курсовой работы.
  4. Излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями автора.
  5. Курсовая работа пишется как набор цитат, фраз и выдержек из книг, брошюр и других источников, пересказ одной-двух журнальных статей.
  6. При анализе конкретных социальных явлений в рамках исследуемой проблемы используются лишь крайне полярные оценки, нет серьезной аргументации и логики рассуждений, наложения взглядов автора.

Учитывая вышеизложенное, каждому студенту при выполнении курсовой работы настоятельно рекомендуется тщательно изучить методические рекомендации и советы для того, чтобы избежать повторения названных выше недостатков.

Сдача готовых курсовых работ (проектов) научным руководителям, в том числе повторная, должна происходить до начала экзаменационной сессии. Студенты, не представившие курсовую работу (проекты) в установленный срок, не допускаются к сдаче семестрового экзамена (зачета) по дисциплине, по которой выполняется курсовая работа (проект).

Курсовая работа (проект) оценивается с учётом качества её написания: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При определении оценки курсовой работы учитываются:

- степень разработки темы;

- полнота охвата научной литературы;

- творческий подход к написанию курсовой работы;

- правильность и научная обоснованность выводов;

- стиль изложения;

- аккуратное оформление курсовой работы.

Критерии оценки:

  • «отлично» ставится студенту, показавшему глубокие знания, примененные им при самостоятельном исследовании избранной темы, способному обобщить теоретический материал, опирающийся на практический опыт, и сделать на основе анализа выводы;
  • «хорошо» ставится студенту, показавшему в работе полное знание материала, всесторонне осветившему вопросы темы, но не в полной мере  проявившему самостоятельность в исследовании или допустившему некоторые неточности в изложении материала;
  • «удовлетворительно» ставится студенту, раскрывшему в работе основные вопросы избранной темы, но не проявившему самостоятельности в анализе или допустившему отдельные неточности  в содержании  работы,  схематичность, грамматические и орфографические ошибки, небрежность в оформлении;
  • «неудовлетворительно» ставится студенту, не раскрывшему основные положения избранной темы и допустившему грубые ошибки в содержании работы, а также допустившему плагиат и оформление работы не в соответствии с требованиями.

При получении неудовлетворительной оценки работа должна быть переработана с учетом высказанных замечаний и представлена в сроки, установленные руководителем.


Приложение 1

Примерная тематика курсовых работ

по учебной дисциплине «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя»

  1. Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности школьника.
  2. Воспитание культуры общения у младших школьников через внеурочную деятельность.
  3. Использование игровых форм организации внеклассной и внеурочной работы в начальной школе.
  4. Психолого-педагогические условия социальной адаптации младших школьников.
  5. Развитие логического мышления у младших школьников на внеурочных занятиях.
  6. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
  7. Формирование базовой культуры личности младшего школьника. 
  8. Формирование гражданской идентичности у младших школьников во внеурочной деятельности.
  9. Формирование групповых традиций в коллективе младших школьников во внеурочной деятельности.
  10. Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности.
  11. Формирование коммуникативных навыков в коллективе младших школьников.
  12. Формирование нравственной культуры личности младших школьников во внеурочной деятельности.
  13. Формирование патриотического воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности.
  14. Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельность.
  15. Формирование гражданской идентичности у младших школьников посредством организации внеурочной работы.
  16. Формирования культуры межнациональных отношений у младших школьников посредством организации внеурочной работы.
  17. Формирование духовно-нравственной культуры личности младшего школьника посредством воспитательной работы.
  18. Развитие педагогического мастерства посредством формирования личностных качеств учителя начальных классов.
  19. Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения.
  20. Формирование эстетической культуры младших школьников посредством воспитательной работы.
  21. Формирование здорового образа жизни у ученика начальной школы посредством воспитательной работы.
  22. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе
  23. Воспитание толерантности у младших школьников посредством организации классных часов.
  24. Развитие коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения.
  25. Игра как средство формирования познавательной активности учеников начальной школы.
  26. Развитие логического мышления младших школьников организации внеурочных занятий.
  27. Развитие навыков исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения.
  28. Формирование познавательной активности младших школьников посредством создания ситуации успеха на уроках.
  29. Формирование культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности.
  30. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Приложение 2

Образец

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПМ.03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

Обучение младших школьников  исследовательской деятельности

Работу выполнила:

Иванова Вероника Ивановна

специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

курс II, группа 23 ПНК

Руководитель:

Луханина Юлия Владимировна

Работа защищена с оценкой __________

Строитель-2023


    Приложение 3

Образец

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.Учебно-исследовательская деятельность младших школьников: понятие, цель, специфика организации в практике начальной школы

6

1.2.Исследовательские умения как результат организации обучения младших школьников исследовательской деятельности

11

1.3.Исследовательские задачи как средство обучения учебно-исследовательской деятельности младших школьников

15

2.ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1.Анализ существующих методических  подходов к организации исследовательской деятельности младших школьников.

24

2.2.Примерный вариант тематического планирования с использованием учебно-исследовательских задач на уроках в начальной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….

28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….

30

ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 4

Образцы формулирования научного аппарата курсовой  работы

Тема: «Обучение младших школьников исследовательской деятельности».

Актуальность. Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования.

Предпринятая нами попытка определить методические  подходы к организации обучения младших школьников исследовательской деятельности на основе решения учебно-исследовательских задач описывает один из возможных вариантов практической реализации идеи обучения через исследование.

Объект исследования – организация обучения младших школьников исследовательской деятельности.

Предмет исследования – учебно-исследовательские задачи как средство обучения младших школьников исследовательской деятельности.

Цель исследования: определить методические подходы к организации обучения учащихся исследовательской деятельности на основе решения учебно-исследовательских задач.

Задачи исследования:

  1. Уточнить сущность понятий «учебно-исследовательская деятельность», «учебно-исследовательская задача».
  2. Дать характеристику существующим общеметодическим подходам к работе над учебно-исследовательскими задачами.
  3. Осуществить подбор и моделирование учебно-исследовательских задач в начальной школе. Обосновать методику работы с ними.
  4. Разработать и апробировать серию уроков, включающих учебно-исследовательские задачи.

Цели и задачи исследования определили логику и структуру работы, выбор методов исследования:

  • анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; анализ терминологического аппарата исследования;
  • моделирование учебно-исследовательских задач для уроков начальной школы, конструирование методов и приемов работы с ними;
  • эмпирическая проба уроков с использованием исследовательских задач;
  • включенное педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся.

Практическая значимость нашей работы заключается в определении методического алгоритма работы над учебной задачей исследовательского характера. Результат работы при этом нацелен на усвоение учебного содержания и развитие базовых исследовательских умений учащихся.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком теоретических источников и приложением.

Приложение 5

Пример оформления таблицы

Таблица 2

Загадки, стимулирующие исследовательское поведение при изучении природоведческих тем.

Предмет

Тема урока

Цель занятия

Примеры загадок, стимулирующих исследовательское поведение

Природоведение

Лиственные и хвойные растения

Выявление исследовательским методом особенностей деревьев

«Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю». «С иголками, а не еж, зеленая, а не трава». «С иголками, но не мастерица, летом и зимой в рубашке одной»

Чтение

Радуга

Выявление исследовательскими методами признаков и причин возникновения радуги

«Что за чудо-красота! Расписные ворота показались на пути! В них ни въехать, ни войти». «Если прошел дождь и светит солнце, то появится семь волшебных красок. Каких?» «Волшебная красавица приходит в гости к нам, но если вдруг исчезнет, полей из лейки сам»

Внеклассное чтение

Собака -друг человека

Выявление исследовательскими методами роли собаки в жизни человека

«Друг человека, но может пропасть, если пустили одну погулять». «Он и дом сторожит, и вперегонки бежит, и играет на асфальте и в салазках вас прокатит»


Приложение 6

Требования к содержанию и оформлению рецензии на курсовую работу

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯКОВЛЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Фамилия, имя, отчество студента ___________________________

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах 

II курс, 23 ПНК группа

Учебная дисциплина______________________________________

Тема ___________________________________________________

Руководитель ____________________________________________

Дата возвращения работы после проверки_____________________

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность: курсовая работа посвящена ……

В первой главе ….

Вторая глава ….

Выводы, сделанные в заключении, соответствуют целям, поставленным во введении.

Проанализирован объем литературы…,оформление  литературы…

К недостаткам работы следует отнести…..

Таким образом, работа выполнена на … уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам, и заслуживает … оценки.

Отметка о допуске к защите __________________________________

Предварительная оценка ____________________________________

Дата защиты ______________________________________________

Оценка __________________________________________________

Подпись руководителя _____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по написанию и оформлению курсовой работы для студентов специальности 21.02.05 – Земельно-имущественные отношения по ПМ.04 Определение стоимости недвижимого имущества

Методические указанияпо написанию и оформлению курсовой работы для студентов специальности 21.02.05 – Земельно-имущественные отношения по ПМ.04 Определение стоимости недвижимого имущества...

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы

Разработанные методические рекомендации по оформлению и написанию курсовой работы разработаны для обучающихся СПО по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза потребительских товаров...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию и защите курсовой работы по МДК.02.01 Выполнение рекламных проектов в материале для обучающихся по специальности 42.02.01 Реклама

Курсовая работа по МДК.02.01 Выполнение рекламных проектов в материале является важной составляющей процесса подготовки студентов, обучающихся по специальности 42.02.01 Реклама. В соответствии с учебн...

Дипломная работа по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Дипломная работаРАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНИК НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИспециальность 44.02.02  «Преподава...

Методические рекомендации по написанию практической части курсовой работы по МДК 01.01 Организация коммерческой деятельности

Во второй части курсовой  работы  по МДК 01.01 «Организация коммерческой деятельности» оценивается работа коммерческого предприятия по выбору поставщика, дается характеристика пр...

Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оценке курсовых работ студентов, для студентов по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечен...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ по ПМ 05.Проектирование и разработка информационных систем

Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы подготовлены для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование ГБПОУ "Саткинский горно-керамический колледж...