Современные методы обучения каллиграфии младших школьников
план-конспект занятия

Луханина Юлия Владимировна

В данной лекции мы будем говорить о каллиграфии через призму трудностей и недостатков существующей системы, с которой сталкивается каждый из нас.

Каллиграфия – это одна из отраслей изобразительного искусства. Еще каллиграфию часто называют искусством красивого письма. И это определение уже ближе касается деятельности младшего школьника. Но давайте порассуждаем – может ли первоклассник или среднестатистический ученик начальной школы сразу начать писать красивым почерком? Я думаю, что любой из вас понимает, что для получения такого результата придется проделать колоссальную работу.

Таким образом, мы приходим к осознанию того, что к каллиграфии можно отнести не только результат в виде красивого почерка, но и весь процесс предшествующий его созданию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные методы обучения каллиграфии младших школьников

План лекции:

  1. Подготовка к обучению письму;
  • нормы развития графических навыков;
  • показатели логопедической и нейропсихологической готовности к письму.
  1. Обучение чистописанию;
  • принципы обучения;
  • этапы работы.
  1. Каллиграфия.

Сегодня мы будем говорить о каллиграфии через призму трудностей и недостатков существующей системы, с которой сталкивается каждый из нас.

Каллиграфия – это одна из отраслей изобразительного искусства. Еще каллиграфию часто называют искусством красивого письма. И это определение уже ближе касается деятельности младшего школьника. Но давайте порассуждаем – может ли первоклассник или среднестатистический ученик начальной школы сразу начать писать красивым почерком? Я думаю, что любой из вас понимает, что для получения такого результата придется проделать колоссальную работу.

Таким образом, мы приходим к осознанию того, что к каллиграфии можно отнести не только результат в виде красивого почерка, но и весь процесс предшествующий его созданию.

Подготовка к обучению письму

Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. К сожалению, не все знают, что посредством развития мелкой моторики, отделы мозга, отвечающие за эти виды деятельности, находятся по соседству и воздействуют друг на друга. Поэтому любые разговоры о том, чтобы убрать обучение письму из общеобразовательной программы и заменить его печатанием на клавиатуре приводят в ужас нейропсихологов, логопедов и грамотных учителей, ведь если мы не будем развивать навыки письма у наших учеников, то о чистой, лаконичной и насыщенной речи мы можем благополучно забыть. По этой причине следить за развитием мелкой моторики и выполнять упражнения для ее улучшения необходимо с раннего детства.

Рассмотрим этапы развития графических навыков в соответствии с возрастом, описанные нейропсихологом Циновской С.П.

Для детей от двух до трех лет должны быть доступны навыки рисования различных видов линий, спиралей и кругов. Естественно в этом возрасте мы не говорим об идеальных линиях и формах, ведь главная задача – это развить интерес у ребенка к процессу рисования. Было бы очень здорово, если бы этот интерес не превратился в интерес рисования на обоях. Что нужно сделать, чтобы этого избежать? Нужно дать ребенку возможность рисовать на чем-то столь же масштабном, чего требует его душа (ватманы, рулоны бумаги для рисования, раскраски-коврики). Постарайтесь дать волю самовыражения своему малышу или воспитаннику. Старайтесь покупать материалы для ребенка, которые будут приводить в восторг не только его, но и вас.

В современном мире, в погоне за ранним развитием любой ценой, люди забывают, что самое главное это научить ребенка получать удовольствие от процесса познания.

Следующий важный навык – это умение поставить точку или черточку в определенном месте. Это задание не подразумевает того, что ребенок должен поставить точку четко поверх вашей. Для этого уровень развития мышц руки двухлетнего малышка еще не готов. Зато ребенок с удовольствием будет ставить точки в пределах контура какой-то фигуры. Если вам нужна идея творческого выполнения такого задания, то можно взять крупную раскраску цветка, и сделать ему разноцветные лепестки маркерами различных оттенков. В результате вы получите настоящий цветик-семицветик. В такой технике можно обучать малышей этой возрастной группы раскрашивать любые крупные рисунки, но не забывайте напоминать о том, что важно не выходить за контур. А еще прекрасный способ улучшить этот навык – использовать маркеры-печати. Чтобы изображение распечаталось достаточно четко, не размазалось, нужно очень точно поставить руку на бумагу, крепко, всей поверхностью прижимать печать и поднимать руку точно вверх. Для детей этого возраста такой перечень действий требует огромных усилий, но они даже не обращают на это внимания, радуясь, увидев на бумаге получившуюся картинку.

И конечно, в возрасте от 2 до 3 лет важно развивать зрительное восприятие, потому что оно оказывает прямое воздействие на дальнейшую способность копировать графические объекты. Этому способствует узнавание реалистичных и конкретных изображений простых предметов. Для реализации этой задачи отлично подойдут карточки Глена Домана. Можно печатать два комплекта таких карточек, чтобы играть в игру с поиском пары.

Самое важное, что рекомендуется делать сразу – это научить ребенка в возрасте от 3 до 4 лет держать карандаш правильно. С каждым днем мышцы руки будут привыкать к определенному не правильному положению, какие-то будут перенапрягаться и от этого ребенок будет быстрее уставать от рисования, а, следовательно, и удовольствия от этого процесса будет получать меньше, а другие мышцы не будут должным образом развиваться на протяжении того времени, пока их не задействуют правильно. Переучиваться позже конечно можно, но лучше не усложнять ребенку жизнь.

Вопросы о положении руки при письме:

  1. Захват формируется тремя пальцами (средний, указательный и большой; безымянный и мизинчик должны быть спрятаны в ладошку). Для формирования этого навыка хорошо подходит упражнение «курочка клюет зернышко» (ноготочки всех трех пальцев должны стукнуть по столу).
  2. Ручка должна лежать на стыке первых двух фаланг среднего пальца
  3. Указательный и большой пальцы должны находиться на одном уровне при захвате ручки и образовывать форму капельки. Ручку держит только крайняя часть подушечки указательного пальца. Палец не должен прогибаться.

В период от трех до четырех лет творческие возможности для развития мелкой моторики очень расширяются. Можно смело добавлять лепку с тестом или пластилином, различные виды аппликаций, работу с крупными мозаиками, тренировку с шнуровками, пальчиковую гимнастику и вырезание ножницами, но под чутким присмотром взрослых. Пожалуйста, не забывайте, что мышцы руки можно развивать не только письменными заданиями. В дошкольном возрасте основные развития пути любых навыков - игра и творчество.  

На этом этапе ребенок уже должен пытаться раскрашивать изображения внутри контура и уже в этот момент лучше заложить 3 правила раскрашивания:

  1. Нельзя выходить за контур. Под рукой всегда должен быть ластик для возможности исправить себя, а карандаши должны легко стираться.
  2. Прорисовка контура. По мере взросления необходимо плавно делегировать эту задачу ребенку.
  3. Не оставлять пробелов. Если это правило не соблюдать – любая работа будет выглядеть блеклой и небрежной. Напоминайте малышу спрятать белые дырочки и старайтесь помогать малышу в этой задаче. Нужно много поддержки!
  4. Рисовать в одном направлении. Здесь важно научить малыша чувствовать линию и форму контура.

Помимо навыка раскрашивания, мы должны научить ребенка проводить линии по широким дорожкам. Начальный уровень – дорожка шириной 4 см, далее мы сужаем ее по мере развития навыков малыша. Мы обязательно должны объяснить, что линию необходимо проводить не «абы как», а аккуратно. Она должна быть в меру возможности ребенка плавной, непрерывной и располагаться максимально центрально относительно изгибов дорожки.

Также мы учим соединять точки или одинаковые изображения линиями. На этом этапе мы говорим с ребенком, что нельзя перечеркивать изображение или заходить на него. А если мы соединяем точки, то линия должна заканчиваться строго ими.

Вместо того, чтобы в три года обучать скорочтению, ментальной арифметике, и тп, давайте заниматься тем, что реально нужно вашему ребенку. Только так у вашего ребенка будет полноценное и не перегруженное детство, в котором найдется время для того, что по-настоящему важно.

С 4 до 5 лет характерными особенностями развития графических навыков являются:

  1. Соединение до 10 точек для получения изображения.
  2. Рисование различных видов линий: прямых, кривых, ломаных. Делать он это должен как по образцу, так и по устной инструкции.
  3. Изображение геометрических фигур: круг квадрат, треугольник.
  4. Объединение фигур по контуру с небольшими погрешностями.
  5. Закрашивание изображений без выхода за контур. Самостоятельности должно становится больше.
  6. Выполнение крупной штриховки. Рекомендуется начинать со штрихования по контуру, а по мере получения навыка выполнять это упражнение с опорой на точки, а потом целиком, самостоятельными линиями.

Развитие мелкой моторики это планомерный, поэтапный процесс. В этом возрасте развитие мышц руки начинает приобретать интересный масштаб. Изучать виды линий и их различия стоит изучать уже в этом возрасте. Так же стоит начать знакомство с геометрическими фигурами, чтобы ребенок мог изобразить круг, треугольник или квадрат. Самый важный навык для красивого письма, которым нужно овладеть ребенку это умение обводить фигуры по контуру. Надо учить детей делать работу качественно. Все психологические установки идут из детства, не заложим их сейчас – потом будет поздно. Это важно если в будущем мы хотим видеть не подобие черновиков, а чистые тетради.

Как упростить получение навыка раскрашивания по контуру? Даруйте возможность исправить себя. В дошкольном возрасте для обучающих заданий мы должны использовать только такие виды письменных принадлежностей, которые можно стирать. Ребенок не должен боятся или расстраиваться из-за совершенной ошибки.

Возраст от 5 до 6 лет предшествует подготовке к школе. При подготовке к школе нужно повышать интерес ребенка к буквам и цифрам через игру, а не отбивать его непосильными заданиями.

Поэтому к этому моменту добавляется много нового:

  1. Проведение линий в лабиринтах. Сначала попросите ребенка найти выход из лабиринта глазами, когда он будет готов пусть покажет выход пальчиком и только после этого давайте в руки карандаш для проведения линии.
  2. Копирование простых узоров на клеточках. Это самый простой способ ориентироваться на листочке в клетку, чувствовать закономерность или последовательность и улучшить пространственное восприятие. Все это необходимые условия для того, чтобы ребенок мог успешно начать писать.
  3. Написание некоторых цифр и букв по образцу. Нужно спокойно, без фанатизма знакомить ребенка с буквами и цифрами посредством творческих и игровых заданий. Ни в коем случае не использовать пропись, ведь это загубит интерес ребенка к письму. Мышцам руки еще нужно дать время на развитие, а психике ребенка на то, чтобы перестраиваться с игровой деятельности на учебную. Если же вы очень-очень хотите или ребенок сам просит начать писать, то необходимо использовать стирающуюся ручку.
  4. Рисование человека и предметов с характерными деталями.
  5. Дорисовывание вторых половинок изображений. Это должны быть достаточно простые фигуры. Так же можно использовать технику «рисование двумя руками». Это упражнение прекрасно развивает взаимодействие двух полушарий головного мозга.

Также необходимо и родителям, и учителям дать понять ребенку, что из гаджетов можно находить полезную информацию.

И вот мы подошли к последнему перечню графических навыков для возрастной группы от 6 до 7 лет. Это этап подготовки к школе. 

В этом возрасте должны быть доступны любые графические движения, линии или штрихи, копирование сложных узоров и непрерывное рисование и выполнение графических диктантов. Все навыки, которые сформировывались предыдущие годы необходимо качественно автоматизировать.

Без развитой мелкой моторики дальнейшее качественное формирование каллиграфического письма невозможно. Чтобы ребенок мог красиво и аккуратно писать, необходимо сначала обеспечить усвоение базовых графических навыков. Порой перед учителем стоит задача наверстать упущенные годы развития за недели.

Кто же виноват в сложившейся ситуации?

А. Учитель

Б. Родитель

В. Воспитатель

Г. Ребенок.

Определимся, каким путем мы решим эту глобальную проблему, ведь она касается не только каллиграфии. Колоссальная ответственность она не должно перекладываться целиком и полностью за других людей, нянь, воспитателей, учителей. Старайтесь самостоятельно контролировать, то, как развивается ваш ребенок. Не одна серьезная проблема не формируется за пару дней, и если вы заметили, что ваше дитятко с чем-то не справляется, прежде чем бросаться с обвинениями на всех и все, пожалуйста, не забудьте, что это и ваш недосмотр, в том числе. Что касается темы «во всем виноват ребенок». Все это оправдание вашей психологической безграмотности  и отсутствие авторитета. Да, горькая правда такова, и в таких вещах нужно честно себе признаваться в слух: «У меня не получается найти подход к этому ребенку, и я не хочу тратить на это время и силы».

Будем честны отсутствие мотивации обучение у детей, это  следствие неправильных действий со стороны взрослых. Мы не можем требовать от детей то, что чему не научили их сами. Ваш святой долг помочь  ребёнку научится, а не осуждать его за то, что  он ещё чего-то не умеет. Именно поэтому в первом классе отметки не ставят. Вам дают целый год, что бы вы научили детей всему тому, что они ещё не умеют. А во втором классе вы можете оценить результат своего труда.  Не забывайте , любую отметку вы ставите не только за знание ученику, но и за работу себе. Запомните каждый участник образовательного процесса, должен уметь брать ответственность за свои недоработки на  себя.

Как определить, готов ли ребёнок к письму?

К сожалению, низкий уровень графических навыков, не единственная проблема, которая может помешать успешному обучению письму. Кроме этого есть показатели логопедической и нейропсихологической готовности. Огромная проблема нашей системы в том, что специалисты начальных и дошкольных образований не умеют работать сообща друг с другом. А так же с логопедами и нейропсихологами. Как это исправить? Каждый уважающий себя  специалист должен быть компетентным, не только в своей основной сфере деятельности, но и в ближайших смежных. В противном случае вы не сможете, качественно обеспечить обучение своих подопечных. Допустим у некого ученика проблемы с письмом ,к сожалению в большинстве случаев учитель не задаётся вопросами:

  • Как была развита мелкая моторика  в дошкольном возрасте?
  • Имеются ли у ребёнка логопедические проблемы?
  • Достаточно ли развиты его внимание, мышления  и память?

Без ответов на эти вопросы невозможно сформировать оптимальный образовательный маршрут для максимально быстрого  решения проблемы у ученика.

Последствия преждевременного обучения письму:

Дисграфия и дислексия – неспособность или затруднённость овладением  письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребёнка одновременно, но иногда  они могут встречаться изолированно.

Логопедические и нейропсихологические показатели готовности к письму.

Первый показатель, развитая мелкая моторика. Если ребёнок не владеет графическими навыками на уровне возрастной нормы и имеет низкий тонус мышц руки, в дальнейшем это проявится  в нарушении каллиграфии букв  и их элементов, а так же в низком темпе письма. Формируются предпосылки  для моторной дисграфии.

Второй показатель, правильное звукопроизношение. Если в устной речи ребёнок путает и не выговаривает звуки,  вероятно  эти же проблемы перейдут в письменную речь. Пример: У ребёнка который элементарно не выговаривает звук «р» запись «Классная работа» легко превращается «влаботу». В дальнейшем это приводит к формированию артикулиционно-акустической дисграфии .

Третий показатель, умение различать звуки речи на слух. Если этот навык не сформирован, это отразится на написание диктантов. Как проверить этот навык? Попросите повторить за вами фразы «Дочка, Точка». Если ответ у ребёнка «Точка, Точка» или «Дочка, Дочка», это говорит о том, что фонематический слух нуждается в развитие. Данная проблема может превратиться в дисграфию на почве нарушения фонематического анализа и синтеза.

Четвёртый показатель, сформированность слоговой структуры речи. Ребёнок не должен путать слоги в словах местами, затруднятся при произнесении слов 4-5 слогов. В запущенном состояние мы получаем дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Пятый показатель, сформированность грамматического стоя речи. Неточность употребление слов, неправильное написание окончаний, неверное  использование предлогов. Всё это предпосылки аграматической дисграфии.

Шестой показатель, адекватное пространственное восприятие. Если ребёнок искажает графические изображения при копировании, не умеет определять направления и как следствие не ориентируется в  тетради ,он не сможет правильно воспринимать, а тем более воспроизводить писменные знаки. В итоге формируется оптическая дисграфия.

Седьмой показатель, развитые высшие психические функции (внимание, мышление, память).  Если у ребёнка низкая концентрация внимания, сложности в процессе анализа и синтеза информации, малый процент запоминания учебного материала. Всё это может привести к общей неуспеваемости.

Таким образом, мы видим очевидную взаимосвязь между показателями готовности к письму и перспективами, дальнейших проблем усвоения навыков чтения и письма.

Что делать, если в классе есть дети которые не готовы к письму?

Дорогие учителя  если вы хотите чтобы в вашем классе была хорошая успеваемость и высокий уровень граммотности, то необходимо с первых дней, первого класса начинать анализировать показатели и предоставлять их родителям. В данной ситуации есть вопросы решать которые в вашей компетенции. Например: Развить мелкую моторику это ваша задача, реализация которой в полнее возможна в рамках периода учёбного года. Как только вы осознали, что с уровнем мелкой моторике в классе есть проблемы, необходимо принимать срочные меры. На каждом уроке вам необходимо обращать внимание детей на то, каким образом они сидят, как держут ручку, как раскрашивают, как работают с линейкой. Все правила которые применимы к дошколятам, вы должны перенести на школьные уроки.

Не пренебрегайте творческими возможностями для улучшения графических навыков ,которые  нам дают предметы  искусство и технология. Если у вас имеется  возможность  организовать для  класса , курс внеурочной деятельности с уклоном в развитие графических навыков, постарайтесь воспользоваться этой возможностью.

Есть вопросы решать которые должны, не вы, а соответствующие специалисты. Например: Заниматься постановкой звуков задача логопеда; корректировать серьёзные задержки в развитие высших психических функций миссия нейропсихолога. Ваша задача, как учителя ставить в известность  родителей и найти в их лице союзников. Если этого во время не сделать, то наживёте себе врагов, потому что вина за неуспеваемость ляжет на вас.  Вам советую просвещать не только детей, но и взрослых , они лучше будут понимать вас, ваши мотивы и методы обучения, тем легче вам будет делать свою работу. И так:

1.Проведите анализ ситуации в классе.

2.Проинформируйте родителей о текущем положении вещей.

3.Направте их к соответствующим специалистам.

4.Если у них возникнут сомнения или вопросы- постарайтесь на них.

Подведём итог: Если ваши ученики готовы к письму, то пользуясь правильной методикой чистописания вы сможете сформировать у них каллиграфический подчерк.  Если дети не имеют должного уровня подготовки, то обеспечить постановку каллиграфического подчерка ,правильной техники письма, будет в большинстве случаях очень трудно, а без базы дальше двигаться нельзя.

2. Обучение  чистописанию

Чистописание-это направление учебной деятельности, цель которого – формирование каллиграфического почерка.

Рекомендуемые принципы для обучения детей чистописанию:

1.Всегда должна быть возможность исправить себя.

Мы живём в 21 веке не давно в сфере канцелярии произошёл прорыв ,изобретение стирающихся ручек. Я искренне не понимаю учителей которые запрещают такими ручками пользоваться своим ученикам. Мне всегда было любопытно, вы что сами никогда не ошибались? Ошибаются все. Более того это нормально для процесса обучения. Почему у маленького ребёнка, должен формироваться какой либо невроз? В результате простой ошибки в  тетради, которую он сам заметил, но уже не как  не может  исправить .В старших классах разрешают пользоваться замасками, на любых устройствах есть кнопка удалить если ты вдруг опечатался. Так почему  взрослым ошибаться можно, а ребёнку нет ? Мы лишаем права на ошибку маленьких детей, которые только начинают познавать этот мир.

А теперь по подробнее о пользе стирающийся ручке. Разумеется помимо сохранения психического здоровья младших школьников, есть и другие преимущества;

  • Во-первых она формирует более ответственное отношение  к работе. Каким образом? Когда ребёнок ошибается в каллиграфии буквы,  записывая её обычной ручкой, он это видит, но уже ничего не может сделать. Одна ошибка, вторая, третья уже стараться не особо хочется всё равно не получается. Когда ребёнок пишет стирающейся ручкой, он видит ошибку и сразу за неё несёт ответственность, исправляя её.
  • Во-вторых когда ученик имеет возможность в любой момент исправить себя, вы как учитель в результате получаете значительно чистую тетрадь.

2. В процессе обучения ,должна быть гуманность по отношению к ученику. Как с психологической, так и с физической точки зрения.

Давайте вспомним, что может вызывать  начальный этап письма: боль в мышцах, мозоли на чувствительной коже. И при условии этого физически ощутимого дискомфорта, надо ещё думать, слушать, смотреть и что-то запоминать. Пожалуйста не перегружайте детей письмом на уроках, не торопите их, давайте возможность передохнуть во время физминуток. Прошу так же не устраивать акты издевательства над другими и над самим собой, задавая по несколько страниц прописи на дом так вы не улучшите каллиграфии букв своих учеников. Пожалейти руки детей и нервы родителей.

Каллиграфия-это история не про количество, а про качество и осознанность.

3.Поэтапное освоение обучение.

Это усвоения одного блока материала и переход к следущему.

Этапы обучения чистописанию.

1.Изучение печатных букв

Промежуток от 5 до 7 лет. Когда вы чувствуете, что базовые графические навыки уже сформированы.Очень актуально  практиковать это на занятиях по подготовке к школе. Рекомендую использовать пособия в крупную клетку, где необходимо лишь обводить буквы по контору. Вводить самостоятельное письмо букв в дошкольном возрасте, в том случае если ребёнок сам проявляет желание. Детям необходимо владеть  образами печатных букв , если мы проскочим это этап, то осознано замедлим формирование навыков чтения. Советую обучать навыкам  чтения и письма одновременно. Для лучшего усвоения материала ребёнок должен пройти  через три основных канала восприятия; зрительный, слуховой и сенсорный.

2.Изучение элементов прописных букв

Дошкольный или до букварный период. Когда дети уверенно овладели образами печатных букв и готовы к написанию. Рекомендуемые пособия; прописи с ведением элементов и тетрадь в  частую косую линию. Настоятельно прошу вас не подсовывать дошколятам и первоклассникам прописи и тетради без частых наклонных линий, это форма издевательства над детьми и над собой. Объясняю почему. Тетради в частую косую линию образуют разлиновку из ячеек, каждая такая ячейка позволяет ребёнку при правильном использовании контролировать не только высоту, но их ширину и наклон, в  отличие от обычной узкой линейки. Частая разлиновка делает обучение ребёнка в три раза проще, следовательно результат в три раза лучше, а значит ваша работа по корректировке работ в несколько раз меньше.

3.Работа с прописными буквами в тетрадях в частую косую линию

Самое важное на этом этапе- это ваша задача: научить детей правильно пользоваться тетрадями. Ставить детям правильный каллиграфический подчерк, качественно проверять тетради учеников  – это наши обязанности .Но если вы эти обязанности благополучно игнорируете или включаете режим « и так сойдёт» , то не ждите никаких умопомрачительных  результатов от своих учеников. Ученики отражения работы учителя. Если вы хотите начать видеть другие подчерки у детей, то сначала обратите на свои образцы. Как говорится «Хочешь изменить мир, начни с себя».

Основные принципы письма в частую косую линию:

1.Все наклонные линии букв идут строго по наклонным линиям тетради

2.Ширина одного элемента соответствует ширине ячейки в которой он находится

3.Высота букв соответствует высоте строки

4.Переход в тетради в узкую линию

Этот этап советую осуществлять в начале второго полугодия 2 класса. Когда навык работы с прописными буквами закреплён и автоматизирован. Зрительные восприятия и мышцы руки должны были запомнить, что от них требуется, соблюдения наклонна и поддержание ширины, а значит уже без опоры на наклонные линии. Не стоит переводить в новую разлиновку резко, так вы можете просто испортить подчерки которые поставили ранее. Оставьте одну тетрадь в частую косую линию и введите одну в узкую. Тех детей кто хорошо справляется с поддержанием  каллиграфии букв , можно переводить в новую разлиновку целиком. Тем кому пока переход  даётся тяжело, необходимо дать время на перестройку и адаптацию.

5.Переход в тетради в широкую линию

Этот этап нужно осуществлять в середине 3 класса. Единственная трудность состоит в том, что для опоры у  ребёнка остаётся только нижняя строка. Соответственно от ученика требуется контроль не только за наклонном и шириной букв, но и за их высотой. С этого момента подчерк становится самостоятельным и крайне важно, что бы когда приобретая свой характер не ушёл слишком далеко от общих принятых норм каллиграфии.

3.Каллиграфия

Каллиграфия – это не просто искусства, а проявление культуры и уважения пишущего к читающему.

Цель обучения: не просто красивый подчерк, а формирование ответственного отношения к работе, умение признавать и исправлять  свои ошибки, понимание ценности качества и красоты, уважение к себе, к другим к тому, что ты делаешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса

Методическая разработка "Использование  современных методов обучения при  различных формах  организации учебно-воспитательного  процесса"...

Презентация на тему: «Методы организации учащихся на уроках физической культуры младших школьников»

В данной презентации раскрывается понятие урок физической культуры, его основные части, а так же описываются методы организации  учащихся на уроках физической культуры младших школьников....

Современные методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Рассмотренный современные методы обучения...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ИНФОРМАТИКЕ

dquo;Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек“ — Хуан Рамон Хименес...

Применение современных методов обучения при преподавании горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования

В условиях развития ДНР возникает потребность в подготовке квалифицированных специалистов, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. При изл...

Методы и приёмы обучения младших школьников естествознанию

Презентация для студентов по методике преподавания окр.мира на тему : "Методы и приёмы обучения младших школьников естествознанию"...

Статья на тему: "Методические приемы реализации системно-деятельностного подхода в п процессе обучения математике младших школьников"

Данная статья может использоваться, как студентами данной специальности, так и учителями...