«Методика разработки и применения контрольно-оценочных средств, интерпретация результатов контроля и оценивания»
презентация к уроку

Савельева Татьяна Петровна

Данный опыт помогает мне в составлении контрольно-оценочных средств и определении степени усвоения навыков и умений по преподаваемой профессии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление18.62 КБ
Файл презентация14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом совете на тему:

«Методика разработки и применения контрольно-оценочных средств, интерпретация результатов контроля и оценивания»

мастера производственного обучения

Филиала № 1 ФКП образовательного учреждения № 57

Савельевой Татьяны Петровны.

Исходя из требований к проверке знаний, умений и в зависимости от вида проверки в своей работе использую различные методы текущего, промежуточного и итогового контроля: устный опрос, проверочную беседу, практические работы, тестирование, карты пооперационного контроля.

Устные методы пригодны для непосредственного общения педагога с обучающимися на уроке по конкретным изучаемым вопросам на данном занятии. Они помогают мне получить информацию о текущем усвоении учебного материала, а обучающимся подробнее и глубже разобраться в изучаемом материале. Устный контроль способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает речь, но не обеспечивает надлежащей объективности.

Одна из разновидностей устного опроса используемых мной на практических занятиях это - проверочная беседа, которая одновременно решает и обучающую задачу. Эффективность метода проверочной беседы обеспечивается активным участием всех обучающихся  в рассмотрении каждого поставленного перед ними вопроса. При проведении беседы с группой разрешаю другим обучающимся задавать вопросы отвечающему, дополнять и исправлять ответ. В результате содержащиеся в вопросах  мыслительные задачи решаются более качественно. Важнейшее условие при этом - соблюдение намеченного содержания и плана. Эффективность проверочной беседы зависит от содержания и характера задаваемых вопросов, от конкретных целей и задач урока.

Одной из наиболее технологических форм проведения контроля качества знаний является тестирование.

Тесты применяю на всех этапах учебного процесса. С их помощью эффективно обеспечиваю текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений.  Преимущество такой проверки в том, что одновременно занята и продуктивно работает вся группа и за несколько минут можно получить срез обучености всех обучающихся. Это стимулирует их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимости прочности знаний. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для самого обучающегося. Индивидуальная и дифференцированная работа с обучающимися по предупреждению неуспеваемости также основывается на текущем тестировании. В приложения № 1, 2 прилагаю схему по разработке тестов, а так же формы тестовых заданий которые использую в своей практике. Для объективного оценивания использую  универсальную шкалу оценки образовательных достижений. (Приложение № 3.)

Конечно, не все необходимые характеристики усвоения можно определить средством тестирования. Практические умения диагностировать тестированием не возможно. Поэтому приходиться сочетать тестирование с другими традиционными формами и методами проверки. 

При обучении обучающихся применяю эталонные изделия, как в законченном виде (так и с частичной обработкой) и карты пооперационного контроля.

Желательно, чтобы образцы были на каждом рабочем месте и обучающиеся лично могли их видеть и сравнивать с ними свою работу. Важно показ сопровождать объяснением. Объяснение конкретизирует показ, определяет тот круг понятий, которые обучающиеся должны усвоить и выполнить. Сличение учащимися результатов своего труда с образцом мобилизует их силы, вызывает желание добиться изготовления своего изделия в соответствии с образцом. Важно, чтобы обучение на основе эталонных изделий (как по отдельным элементам, так и по конечному результату) проводилось систематически.

Применение эталонов-образцов способствует развитию самостоятельности, так как учащиеся сравнивают, сопоставляют с ними свои изделия, устанавливают отклонения, делают выводы, вносят коррективы в свою работу. Рекомендуется во время производственного обучения и при инструктировании и выполнении заданий чаще практиковать всесторонний анализ качества изготовленных изделий, устанавливать причины допущенных ошибок и разрабатывать меры по их предупреждению и исправлению. Для этого в учебной мастерской всегда должны быть наборы деталей, инструмента, чертежей, эталонов и шаблонов, которые необходимы для организации и проведения с обучающимися систематических упражнений по развитию навыков самоконтроля, приемов и способов самостоятельной работы. Для этого очень важно ставить перед обучающимися конкретные цели, направленные вопросы. Например: «Расскажите, какие размеры будете контролировать. Назовите действия, которые следует сравнивать с образцом». Эти и подобные вопросы задаю обучающимся в устном и в письменном инструктировании.

Один из важнейших вопросов, который возникает у педагога при проверке знаний, умений обучающихся, заключается в их оценке. Суть оценки сводится к объективному измерению, осуществляемому сравнением имеющихся знаний и умений обучающихся, с предварительно планируемым. 

Критерий оценки знаний – важнейший и основной дидактический критерий, так как именно по оценке знаний обучающихся можно судить не только о процессе усвоения, но и в целом о процессе обучения, об эффективности  используемых средств. Критерий оценки должен отвечать таким требованиям, как: адекватно отражать свойства явления, измерением которых он является; выражаться числом, только в этом случае он может служить инструментом измерения и сравнения; отражать относительную значимость свойств оцениваемого навыка.

Для этого к каждому практическому заданию мною используются таблицы критерия оценок. В данных таблицах критерии оценок это описание отдельных умений и навыков, которое и есть выражение качества выполнения практической работы. Описание, которое можно выразить количественно, называют показателем. Набор показателей, характеризующих  качество умений и навыков в виде числовых оценок, представляют карты пооперационного контроля, которые я использую на уроках производственного обучения. (Приложение № 4).

В настоящее время, когда требования ФГОС диктуют улучшения результативности усвоения содержания знаний и умений по изучаемой профессии, для оценивания я использую несколько параметров качества знаний, умений и навыков:

правильность, или объективность знаний и умений;

обобщённость знаний и умений;

прочность – сохранность в памяти полного, обобщенного или системного знания в определённый промежуток времени;

системность знаний.

Данный опыт помогает мне в составлении контрольно-оценочных средств и определении степени усвоения навыков и умений по преподаваемой профессии.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.       Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения (Текст): учебное пособие / В.И. Звонников М.Б. Челышкова; - М.: Издательский центр «Академия», 2007.-224 с.

2.       Челышкова М.Б., Хлебникова В.А. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых (Текст) // Проблемы качества, его нормирования и стандартовв образовании: сб. науч. Ст. / - М. : ИЦ, 1999.

3.       Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов (Текст) : Учебное пособие / М.Б.Челышкова; - М.: Логос, 2002.-432с.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ТЕСТА

1.    Определение цели тестирования.

2.    Анализ содержания учебной дисциплины. Отбор содержаний контролируемых знаний и умений.

3.    Конструирование модели теста.

4.    Анализ содержания знаний и умений (вычленение элементов содержания, оценка их значимости, трудности, соответствия образовательному стандарту).

5.    Создание заданий в тестовой форме.

6.    Составление вариантов теста.

7.    Апробация тестовых заданий, вариантов теста.

8.    Составление окончательного варианта теста, подготовка нескольких параллельных вариантов теста.

9.    Определение процедуры тестирования (расчёт времени, количества баллов, нормы оценок), подготовка инструкции для испытуемых.

10.  Методическое и технологическое обеспечение процедуры тестирования.

                                                                              

Приложение № 2

ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

В соответствии с нормативными документами ФГОС и международными стандартами приняты следующие формы тестовых заданий, достаточные для  эффективного тестирования:

1.  3адания закрытой формы (задание с одним или несколькими правильными ответами),

2   Задания открытой формы,

3.  Задание на установление соответствия,

4.  Задание на установление правильной последовательности.

Приложение № 3

Универсальная шкала оценки образовательных достижений.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90 – 100%

5

Отлично

80 – 89%

4

Хорошо

70 – 79%

3

Удовлетворительно

менее 70%

2

Неудовлетворительно

Приложение № 4

КАРТЫ ПООПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Карта пооперационного контроля шва вподгибку с открытым срезом

п.п

Критерии контроля

Колич.

баллов

1

2

3

4

5

Равномерность подгиба +/- 1, 0 мм

Дальность строчки от подогнутого среза 1+2 мм

Ровность строчки +/- 0,5 мм

Качество строчки

Наличие влажно-тепловой обработки

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Карта пооперационного контроля двойного шва

п.п

Критерии контроля

Колич.

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

Параллельность срезов ткани

Ровность срезов

Дальность первой строчки от срезов 4+/-1 мм

Параллельность строчек

Ровность строчек

Наличие закрепок в начале и конце строчек

Качество строчек

Наличие влажно-тепловой обработки

0,5

0,5

1,0

1,0

0,5

0,5

0,5

0,5

Карта пооперационного контроля стачного шва

п.п

Критерии контроля

Колич.

баллов

1

2

3

4

5

Расстояние от срезов до строчки стачивания 10-15 мм

Ровность строчки стачивания +/- 1,0 мм

Качество строчки (равномерность натяжения верхней и нижней нитей)

Качество влажно-тепловой обработки

Наличие закрепок в начале и конце строчек

1,0

1,0

1,0

1,0

1.0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ для проведения текущего контроля знаний ПМ 01, МДК 01.01- 2019

ПАСПОРТ комплекта контрольно-оценочных материалов для проведения текущего контроля знанийВид контроля:Вопросы открытого типаТестовые заданияЗадания направлены на выявление общих знаний, принципиальных...

Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения текущего контроля знаний по ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико – санитарной помощи населению

Комплект контрольно – оценочных материалов по ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению созданы для обеспеч...