О некоторых принципах фортепианной техники
методическая разработка

Воловенко Наталия Андреевна

В процессе обучения, мы - преподаватели решаем две задачи: развитие технических и художественных навыков. Работа над технической, в широком смысле этого слова, осуществляется в каждом музыкальном произведении - кроме традиционных технических формул осваивается техника певучего legato, полифоническая техника исполнения полиритмических фигур ит.д. Развитию техники в узком смысле этого слова способствует регулярная работа над гаммами, этюдами, упражнениями. В статье рассматриваются основные вопросы работы над техникой, основные принципы технического развития учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Техническое развитие (введение)          1

Музыкальное и техническое развитие         5

Основные принципы технического развития          7

Заключение          8

Используемая литература          9

Методические рекомендации по чтению нот с листа (Приложение №1)

Техническое развитие

В процессе обучения, мы - преподаватели решаем две задачи: развитие технических и художественных навыков.. Работа над технической, в широком смысле этого слова, осуществляется в каждом музыкальном произведении - кроме традиционных технических формул осваиваются техника певучего тона- Legato, полифоническая техника, техника исполнения полирит- мических фигур и т.д.

Развитию техники в узком смысле этого слова способствует регулярная работа над гаммами, этюдами, упражнениями.

На начальном этапе обучения ученика преподаватель, выстраивая урок на художественном материале, большое значение придает организации игрового аппарата, естественному ощущению инструмента - правильной посадке, свободе корпуса и рук, устраняет зажатость и скованность, которые в дальнейшем могут привести к большим сложностям в освоении музыкального материала и препятствовать техническому развитию.

Выработка естественных игровых приемов способствует работе над звукоизвлечением, помогает организации слухового контроля.

В дальнейшем, особенно в переходном возрасте, необходима корректировка игровых ощущений, которая помогает ученику справиться со своими новыми физическими качествами - это высокий рост, большие и «непослушные» , «тяжелые руки».

Одним из важнейших принципов технического развития является одновременное включение в работу максимального набора разнообразных технических формул - от традиционных (позиционное пятипальцевое движение, гаммаобразные последовательности, арпеджио всех видов, элементы аккордовой техники) до редко включаемых в технический арсенал маленьких детей, таких как исполнение мелизмов , репетиции, двойных нот, элементов будущей крупной техники, «скачков». «Часто один вид техники помогает более совершенному овладению другим видом... Это взаимопроникновение и взаимодействие разных видов техники лежит в основе совершенного мастерства многих крупных исполнителей.» (Фейнберг С.)

Знакомство учащихся с характерными техническими формулами на первом этапе обучения происходит в основном на материале этюдов и неотделимо от развития навыка чтения с листа (приложение №1 прилагается)

Поэтому целесообразно включать в программу как можно больше простых коротких этюдов на различные виды техники, играть их в транспонировании, что не только помогает освоит топографию клавиатуры, но и положительно влияет на развитие координации.

Важной психологической установкой является исполнение этюдов в настоящем темпе. Это способствует развитию не только беглости, но и скорости музыкального мышления и слышания.

Заложенные в первые годы обучения разнообразные технические навыки в дальнейшем развиваются по «спирали», постепенно совершенствуются исполнения технических формул на усложняющемся музыкальном материале и в более скорых темпах.

В России на протяжении многих десятилетий сложились богатые традиции начального музыкального образования. Обучение музыки было престижным, был высокий конкурс на фортепианные отделы музыкальных школ. Большинство учащихся имело предпосылки для дальнейшего профессионального обучения.

Современные условия жизни ставят перед преподавателями новые задачи в работе с учеником. В настоящее время на фортепианные отделения принимают всех желающих обучаться музыки, несмотря на уровень данных ребенка. В результате контингент учащихся современной музыкальной школы можно условно разделить на четыре группы:

  1. - учащиеся с профессиональными данными
  2. - учащиеся, имеющие хорошие данные
  3. - учащиеся, имеющие средние данные
  4. - учащиеся, имеющие данные ниже среднего

Если рассмотреть I группу - то становиться ясно, что показателями профессиональных данных будущих пианистов, наряду с общими музыкальными способностями - слух, ритм, память, являются двигательная одаренность, исполнительские данные и воля, проявляющаяся в сценической ситуации и в творческом отношении к исполняемым произведениям, хорошая работоспособность.

  1. группа - хорошие музыкальные данные - имеют общие музыкальные способности, но пианистической двигательной одаренности или ярких исполнительских данных у ребенка нет. Из этих детей часто вырастают хорошие теоретики или дирижеры - хоровики. В работе с такими учащимися очень важно ставить исполнительские задачи - бережно развивать волю ученика, не подменяя волей педагога.
  2. группа - не обладает комплексом музыкальных данных - может иметь хороший слух, но не очень хорошую память - как двигательную, так и слуховую, или у ребенка проблемы с ритмом и координацией, или у него не достаточное внимание и т.д. С такими учащимися бывает сложно добиться завершенности в работе над произведением до концертного вида. Не надеясь на интуитивное решение учеником возникающих проблем, преподаватель вынужден спланировать последовательность работы, ставя перед ребенком на уроке одну - две конкретные задачи, и только решив их, переходить к следующему этапу работы.
  3. группа - помимо недостаточности музыкальных данных имеет определенные психологические проблемы: ребенок, плохо общающийся со сверстниками и взрослыми, чаще всего имеет плохую двигательную координацию, внутренне зажат. Преподавателю на уроке, обучая ученика, одновременно приходится заниматься и музыкальной психологией, основная задача которой - адаптация ребенка к учебному процессу. Такой ребенок, даже не проявив явного пианистического развития, должен получить достаточно знаний, навыков и умений, чтобы стать грамотным любителем музыки. Поэтому мы, преподаватели, вынуждены создавать адаптированные методические разработки и программы учитывая контингент учащихся своего класса.

Преподаватель помогает каждому ученику в индивидуальном освоении пианистических навыков. Техника каждого учащегося всегда индивидуальна. Каждый избирает свой путь. Но работать над техникой необходимо ежедневно.

Хочется вспомнить рекомендации знаменитых пианистов. Бюлов считал: распознавание трудностей - есть уже наполовину их разрешение. Бузони: «Задачи пианиста - упростить механизм фортепианной игры и свести его к наименьшим движениям и усилиям». Иначе говоря, упростить трудности в результате анализа, приспособить ее к собственным возможностям.

Секрет быстроты - в минимальности движений. Как быть в трудных местах? Это - установить удобную аппликатуру, определить позиции, опоры, придумать упражнения, раскрыть музыкальноинтонационный смысл, добиться минимальности движений, автоматизации.

Сесть - удобно, прочно. Корпус должен являться прочным, устойчивым центром, не должен быть в состоянии судорожного напряжения.

Позвоночник - прямей и эластичный, а не согнутый и сутулый. Движение пальца и кисти идет от плечевого сустава. Принцип звукоизвлечения- круговое движение. Упор в конце пальца необходим. Палец должен быть опертым, чтобы до конца ощутить клавишу.

Лист считал, что самое важное для пианистов - ощущение аккорда. Всякий пассаж можно разделить на позиции, но при этом надо учитывать своеобразие руки. Отсутствие настоящей опоры создает неполноценный звук. Пальцы следуют поднимать, но не слишком высоко. Позиционность у пианиста неизбежна. Эластичная кисть дает дыхание чисто мелодического порядка, помогает фразировке.

Многие ученики недоигрывают пассажи. Учить пассажи - с расширением к концу.

Организация аппарата и воспитание воли - вот самое важное.

Жизнь пианиста складывается из многих часов занятий. Кроме способностей, которыми наделила природа, необходимо желание трудиться.

Работать над музыкой прекрасно, но и очень трудно. Преодоление трудностей рождает чувство радости.

«Чем больше человеку дано, тем больше он дожжен трудиться» - П.И. Чайковский.

Музыкальное и техническое развитие

В работе над техникой большое значение имеет слуховое развитие, а также яркость образных представлений, ощущение живого пульса, движения музыкальной ткани.

В нашей практике очень хорошо видно, когда ученик недостаточно ярко ощущает характер музыки - это не только бедность звукового образа, но и техническая «корявость». Неровность технических пассажей вызвана недослушиванием звуков

- особенно при сменах фигураций, позиций, регистров. Техническая тяжеловесность, слабая подвижность происходят от того, что не ощущается горизонтальное движение музыки, ее развитее. Исполнение в таком случае разбито на мелкие элементы. Двигательная вялость, неточность попадания - это результат медленной реакции, недостаточной концентрации внимания. Звуки, взятые как попало, неподготовленные (даже если они правильные) получают непроизвольную, случайную окраску. Это говорит о том, что для успешной работы над техникой имеет развитие общей музыкальности ученика.

К числу главных недостатков, в техническом развитии ученика, относится зажатость, скованность аппарата. Одна из причин

- искусственность игровых приемов, не связанными с музыкальными задачами. Например: в гаммах, арпеджио, этюдах - это, достижение пальцевой четкости и беглости, а вопросы звучания, фразировки, дыхания, гибкости игнорируются. Ученик играет инструктивный материал хорошо, а при исполнении художественных произведений появляется неловкость. Вот некоторые примеры отрыва технического развития от музыкальнозвуковых задач.

  1. «Изолированные пальцы». Конечно, нужно развивать независимость пальцев; но когда ставится поочередный подъем и опускание изолированных пальцев при застывшей позиции руки, и при этом больше внимания уделяется гимнастике, чем работе над звуком - это становится препятствием для выражения музыки и свободного владения техникой. Кантилена исполняется отдельными взмахами пальцев и руки, что приводит к разорванности музыкальной фразы. В исполнении быстрых пассажей нет пластичности, смены позиций страдает «корявостью», пассажи звучат однообразно, без дыхания, без фразировки.
  2. «Свободная кисть». Если кисть руки движется сама по себе (ради собственной свободы), а активность пальцев при этом снижается, техника становится поверхностной, в музыкальной фразировке появляются случайные моменты, исполнение выглядит невыразительным. Результат гармоничной слаженности всех звеньев аппарата - это и есть подлинная пианистическая свобода. Совершенствование заключается как в приобретении необходимых, так и в избавлении от лишних движений.
  3. «Чрезмерная быстрота». Пальцы «порхают» по клавиатуре, а иногда проносятся по воздуху, не задевая клавиш. Ухо не успевает проконтролировать звуки, пассажи не звучат.

Стремясь компенсировать недостатки звука, ученик «наваливается» на опорные точки, обычно связанные с аккордовым изложением. Отсюда провалы звука в пассажах.

Недостаточное внимание к звуку, цепкости и опоре кончиков пальцев вредят как музыкальной выразительности, так и технической ясности.

Основные принципы технического развития

С самого раннего музыкального обучения добиваться неразрывность связи музыкально-звукового представления с игровым приемом, следует развивать:

  1. Гибкость и пластичность аппарата
  2. Связь и взаимодействие всех его участков при активных пальцах
  3. Целесообразность и экономия движений
  4. Управлять техническим процессом
  5. Как итог - звуковой результат

Лишь под воздействием музыкальных образов возникает глубина ощущений, душевный подъем на пути к яркому и убедительному выражению музыки.

«Только навыки , приобретенные при воплощении художественного образа в материале, могут привести к подлинной виртуозности исполнителя» - С. Савшинский.

Систематическая работа по приобретению музыкально - пианистических навыков и разучиванию музыкальных произведений, а также - просто играть, исполнять готовые, уже выученные и сданные пьесы. В таком музицировании все приемы закрепляются, становятся естественными, и задачи двигательнотехнические сливаются с художественными - музыкальными. Поэтому, на уроках, уже с начального периода, наряду с обычной работой должно быть отведено время на исполнение (как концертное выступление). Пусть сначала это время будет очень маленьким, пьески - легкие, короткие, а качество исполнения - не очень высоким. Однако надо стремится, чтобы эта часть урока приобретала все большее значение, чтобы, в конце концов исполнение было наизусть на достаточно высоком уровне, и стало основным, привычным требованием, предъявляемым к ученику. А также, это - показатель созревания исполнительской индивидуальности ученика, его умения самостоятельно работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые вопросы развития техники баяниста

К вопросу развития техники исполнителя обращались неоднократно музыканты разных специальностей, над ним работали и пианисты, и скрипачи, и баянисты и многие другие. Автор статьи рассматривает эт...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Известно, что самые первые шаги обучения ребенка — самый ответственный этап, во многом определяющий всю будущую жизнь. Фундамент необходимых знаний для развития ребенка должен закла...

Фортепианная техника как необходимое условие формирования профессиональных компетенций студентов исполнительского отделения

Разработка открытого занятия по междисциплинарному курсу "Специальный инструмент" (фортепиано)...

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ФОРТЕПИАННОЙ ФАКТУРОЙ В КЛАССЕ АККОМПАНЕМЕНТА ДШИ

В статье затронуты вопросы, связанные с развитием творческого начала учащихся  ДМШ, ДШИ в рамках предмета аккомпанемент, который является уникальным по своей способности будить фантазию и воспиты...

Развитие фортепианной техники студента-музыканта на примере этюдов К. Черни

Развитие фортепианной техники студента-музыканта на примере этюдов К. Черни   Проблемы связанные с развитием техники, принадлежат к числу наиболее острых, волнующих музыкантов-исполнителей л...

«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 г. НАДЫМА»      МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАДНА ТЕМУ: «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТ...