Некоторые вопросы развития техники баяниста
методическая разработка по теме

 

К вопросу развития техники исполнителя обращались неоднократно музыканты разных специальностей, над ним работали и пианисты, и скрипачи, и баянисты и многие другие. Автор статьи рассматривает эту проблему относительно учащихся младших классов детской музыкальной школы и школы искусств, т.е. в самом начале пути становления юного музыканта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые вопросы развития техники баяниста

Автор: Григорьева Т.М. преподаватель по классу баяна, гармони Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Чебоксарская детская школа искусств №1» г. Чебоксары.

«Разучивая только художественный материал,  и не занимаясь технической работой, ученик будет отставать в технической стороне  исполнения, так как исполнительское искусство требует от музыканта наличия определенных хорошо отработанных двигательных навыков». (В. Демченко).

Когда говорят о баянной технике, то имеют в виду ту сумму умений, навыков, приемов игры на баяне, при помощи которых баянист добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. Техника включает в себя все, чем должен обладать баянист, стремящийся к содержательному исполнению. Соотношение музыкальных и технических задач в работе баяниста, их последовательность можно сформулировать таким образом: от понимания музыки к технической работе, и затем в процессе технической работы к более высокому пониманию музыки.

В музыкально-исполнительском искусстве имеются особые трудности – это трудности моторики, т.е. той части техники, которая относится к игровым движениям. Работа над ними занимает огромную часть времени и сил исполнителя. Они требуют, чтобы обучение начиналось с раннего детства. С этого же возраста становится необходимой ежедневная тренировка. Ни один музыкант-исполнитель не может обойтись без глубокого всестороннего знания секретов своего мастерства. Еще более важно это знание музыкантам-педагогам, каждому из которых приходится сталкиваться с учениками самых разнообразных музыкально-творческих и технических способностей. Проблемы у учеников бывают совершенно разные – постановка рук, слабый слуховой контроль, либо слабое внимание, не понимание музыкальной графики и многие другие. Но независимо от трудностей,  исполнительской техникой баяниста необходимо заниматься в раннем возрасте, не нужно ждать, что техника появится вместе с музыкальной зрелостью.

Для начинающих баянистов одной их проблем является умение приспособиться к инструменту. Успешное развитие техники немыслимо без правильного выбора посадки учащегося, установки инструмента. Позднее в процессе музыкального развития учащиеся находят каждый «свою» посадку, что связано с их творческой индивидуальностью. «Постановка рук», как  и посадка будущего музыканта, формируется в процессе привыкания к инструменту. Под этим термином принято понимать движение рук, изменчивость различных положений их во время игры. Известно, что любое действие требует физического усилия. Из этого следует, что свободное состояние руки можно считать таким, когда она непринужденно двигаясь по клавиатуре, посредством пальцев находит удобные положения для выполнения посильных ей художественных и технических задач. «Рука должна во время работы испытывать физическое удовольствие и удобство, так же как слух должен испытывать все время эстетическое наслаждение». (Н. Метнер). Выработка свободы рук – это сложный процесс, построенный на ощущениях. Ученик должен «хорошо ощущать руку», «ощущать вес пальцев». Отсутствие такого ощущения приведет к зажатости руки, поэтому и надо основу естественных свободных игровых движений закладывать в начальном периоде обучения. Необходимо научить ребенка находить удобные движения, прислушиваться к своим ощущениям, учиться чувствовать свои пальцы рук во время игры. В начальный период очень важно включать в процесс обучения специальную гимнастику для пальцев, благодаря которой ребенок будет осваивать «мышечную азбуку». Можно выполнять следующие упражнения:

Сидя за столом, вначале одной рукой, затем другой и двумя руками «вместе»:

«Шаги великана» - «шагают» ладошки;

 «Цапля» - «шагают» ладошки, стоя на пальцах;

«Воробышки клюют» – пальчики по очереди стучат по столу, изображая птичек;

«Пальчики  шагают» -   «шагают» два любых пальчика одной руки.

Упражнения на релаксацию:

 «Брызги»: и.п. - стоя,  руки перед собой; на счет «раз» - руки сжаты в кулак; на счет «два» – руки резко расслабляются, как бы «стряхивают воду».

«Кисточка» - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.

«Перелеты птички с приземлениями» - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.

Упражнение воздушным клапаном («Самолет летит»: «самолет улетает» -  сидя за инструментом, левая рука, нажав воздушный клапан, раздвигает мех баяна, «самолет прилетает» - левая рука, нажав воздушный клапан, сжимает мех баяна).

Пальчиковая гимнастика:

1.«пальчики здороваются» (в колечке) – указательный, средний, безымянный и мизинец - каждый пальчик по очереди «здороваются» с большим пальчиком. Можно выполнять одной рукой или двумя одновременно медленно, а затем быстро. - Рис. 1.

2.«пальчики раздвигаются» ( - по два или три и один). – Рис. 2, 3.

  

       Рис. 1        Рис. 2                Рис. 3

Эти упражнения хороши для маленьких детей 6-7 лет, а если сочетать упражнения со сказками, ребенок с большим интересом включается в игру, и даже просит повторить игры на следующем уроке.

Например: Сказка Олеси Емельяновой «Просыпайтесь зайки».

Утром на лужайке

Просыпались зайки.- Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз. (Рис. 4).

 

Рис. 4             Рис. 5                   Рис. 6                  Рис. 7                Рис. 8                Рис. 9

- Здравствуй, солнце красное! -        Поднимается большой палец. (Рис. 5).

- Здравствуй, небо ясное!        - Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым. (Рис. 6).                       

- Здравствуй, ёлка!        - Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми. (Рис. 7).                                                                                                                       

- Здравствуй, пень!        - Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми. (Рис. 8).                                                                                         

- Здравствуй, здравствуй,

Новый день!        - Поднимается мизинец. (Рис 9).                                                                                       

Все зайчики проснулись.

Игра гамм и упражнений в начальный период является материалом, на основе которого ученик получает необходимые ему знания, которые помогают развитию координации, ориентированию на клавиатуре. Упражнения – важное и эффективное средство для технического развития ученика. Достижение нужной беглости не цель, но лишь средство для выразительного красивого исполнения сочинения. Играть упражнения и гаммы мы начинаем с первых уроков. И каждый урок у нас начинается с разыгрывания, т.е. с гаммы и упражнений. Конечно, на первых уроках у первоклашек могут возникнуть вопросы: «для чего или зачем  мы это делаем?» Маленькому ребенку можно объяснить, что пальчикам тоже нужна зарядка, и если эту зарядку выполнять ежедневно, пальчики станут сильные, ловкие и послушные, что наши пальчики как молоточки, и от их прикосновения к клавишам зависит характер звучания.

Занимаясь развитием техники, уделяя большое внимание развитию беглости пальцев, нельзя выпускать из вида развитие метроритмического и интонационного слуха. Носителем музыкальной мысли является музыкальная интонация, а значит, выразительное интонирование является основой исполнительства и должно воспитываться с начала обучения. «Процесс интонирования, чтобы стать музыкой, сливается с речевой интонацией и превращается в единство, в ритмо-интонацию слова-тона…» (Б.Асафьев). Основным в работе над интонированием является умение определить во фразе главное по смыслу слово, выделить его, найти ударный слог в слове, которое будет являться кульминацией, связать все это с музыкальным звучанием. Для улучшения интонирования при работе над упражнениями и гаммами так же можно употреблять ритмические словосочетания, фразы. Например:

1.При игре упражнений на первых пяти ступенях: I-V ступени вверх -  «про-зве-нел зво-нок». При игре упражнений на первых пяти ступенях вниз: V-I ступени вниз  –  «на-ча-лся у-рок».

2.При игре гаммы вверх (две октавы) – «по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли мы на-верх!». (Рис.10)

        Все знают аппликатурные требования в гаммах, арпеджио, аккордах, но несмотря на это многие их нарушают. Учащиеся должны овладеть аппликатурной дисциплиной, им необходимо тщательно соблюдать все аппликатурные позиции при работе над гаммами и упражнениями. А при выборе аппликатуры пассажей в произведениях надо помнить, что «лучшей является та аппликатура, которая помогает исполнителю кратчайшим путем реализовать его художественные намерения». (Ф.Липс). Зачастую «лучшей» оказывается аппликатура, состоящая из базовых позиций. Работу над техникой необходимо сочетать с работой над произношением музыкального материала. Гаммы и упражнения следует исполнять различными штрихами, как в чистом виде (legato, non legato,  staccato), так и в сочетаниях. Например:

 (Рис.11)

Исполнение гамм разными штрихами помогает учащимся развивать качественную артикуляцию.

«Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми». ( И.Гофман) Поэтому при исполнении гамм необходимо следить за красотой звучания, ровностью. Работать над техникой надо только осознанно, добиваясь при этом как можно лучшего качества  исполнения инструктивного материала. Без определения поставленной задачи, без слухового контроля работа над техникой превращается в механическую зубрёжку и не дает положительных результатов. Очень важно большое внимание уделить и активизации слуха, а не только развитию игровых движений.  Механическое, бесстрастное отстукивание каждой ноты пассажа в медленном темпе вряд ли принесет ощутимую пользу. Необходимо сконцентрировать все свое внимание на представлении конечного художественного результата. Ритмическая сторона, фразировка, нюансировка обязательно должны соответствовать исполняемому, как в быстром, так и в медленном темпе.

Почти сто лет назад Рубинштейн говорил своим ученикам, что «пианист должен добиваться техники, исходя не из количества времени, затрачиваемого на технические упражнения, а из качества этого труда, превращая его в умственную, психическую работу, требующую напряжения воли и внимания и направленную на музыкальные задачи». Непременным условием осознанной работы баяниста в начальной стадии разучивания инструктивного материала является игра в медленном темпе. При такой игре исполнитель успевает осмыслить извлекаемые звуки, их метро-ритмическую организацию, аппликатуру, целесообразность движений. Осознанная, вдумчивая  игра способствует скорейшему приобретению и закреплению навыков, автоматизации движений. Автоматизация движений является непременным условием в достижении технического мастерства. В принципе каждый баянист находит для себя удобные движения пальцев, кисти, рук, то есть свою индивидуальную технику. То, что удобно одному, совершенно не обязательно удобно для всех.  Надо осознать, что техника является художественным компонентом исполнения. И как бы мы ни искали удобных технических вариантов, на первом месте всегда будет художественная необходимость. Педагогу необходимо всегда помнить, что техника - это не самоцель, а лишь средство для создания музыкально-художественного образа.  «Художественная техника – это не просто «чистая и быстрая» игра; это техника, которая наиболее полно помогает раскрытию содержания той или иной пьесы». (Ф. Липс).

Педагог сможет обеспечить успешное, художественное развитие учащегося в том случае, если будет систематически и целенаправленно работать над совершенствованием его технического мастерства. Процесс обучения состоит из постепенного накопления знаний, умений и навыков. Особенности учебы музыканта заключаются в том, что каждое новое произведение в какой-то мере ставит новые художественные и технические задачи. Педагог должен верить в достижимость хороших и отличных результатов в развитии своих воспитанников, обладать педагогическим оптимизмом.

Список использованной литературы:

Акимов Ю. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне», Москва 1980 г.

Гофман И. «Фортепианная игра» - 1961 г.

Демченко В. «Технические упражнения для баяна». 1967 г.

Емельянова О. Пальчиковые игры. Сайт http://www.olesya-emelyanova.ru/index-palchiki-zajchiki.html

Захарова Т. «Совершенствование технических навыков игры на аккордеоне», Чебоксары 2007 г.

Липс Ф. «Искусство игры на баяне», Москва 1985 г.

Метнер Н. «Повседневная работа пианиста» 1963 г.

 Рубинштейн А. «Очерки по методике обучения игре на фортепиано» 1955 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ СЛУХОВОГО ГАРМОНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Слуховой анализ в курсе сольфеджио музыкальной школы...

Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе

Методическая работа «Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе» посвящена рассмотрению вопросов начального развития гармонического мышления и анализа на I курсе МВМУ, отдель...

Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе

Методическая работа «Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе» посвящена рассмотрению вопросов начального развития гармонического мышления и анализа на I курсе МВМУ, отдель...

Некоторые вопросы организации пианистического аппарата

Преподаватель фортепиано Карпенко Марианна Михайловна в данном методическом пособии рассматривает некоторые вопросы организации пианистического аппарата на основе этюдов Черни, Лемуана, Беренса...

Актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся (опыт учебного исследования в рамках дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности»)

В данной статье автор рассматривает актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся в системе СПО на примере проведения учебного исследования в рамках преподавания дисциплины «Осн...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....

О некоторых принципах фортепианной техники

В процессе обучения, мы - преподаватели решаем две задачи: развитие технических и художественных навыков. Работа над технической, в широком смысле этого слова, осуществляется в каждом музыкальном прои...