Статья на тему: Современные ресурсы для повышения цифровой грамотности педагога
статья

Велиева Залина Сейрановна

Статья на тему: Современные ресурсы для повышения цифровой грамотности педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В данной работе рассматривается понятие цифровой грамотности. Обосновывается необходимость развития цифровой грамотности специалистов педагогического профиля. Описываются основные компоненты цифровой грамотности. Анализируются главные современные ресурсы, предназначенные для повышения цифровой грамотности, и их основные возможности, способствующие усовершенствованию педагогического процесса.

Ключевые слова: цифровая грамотность, образовательный процесс, цифровизация образования, повышение педагогической квалификации, цифровые образовательные ресурсы.

MODERN RESOURCES FOR INCREASING THE DIGITAL LITERACY OF THE TEACHER

Annotation. This paper discusses the concept of digital literacy. The necessity of developing digital literacy of pedagogical specialists is substantiated. The main components of digital literacy are described. The main modern resources designed to improve digital literacy and their main features that contribute to the improvement of the pedagogical process are analyzed.

Key words: digital literacy, educational process, digitalization of education, improvement of pedagogical qualifications, digital educational resources.

Ни для кого не секрет, что технический прогресс определяет темпы развития общества. Особенно очевидным данный факт становится в современном социуме, в котором все более приоритетное значение отдается цифровым технологиям, незаменимым сегодня во многих сферах человеческого бытия. Это можно сказать о производстве, науке, медицине, сфере услуг. В современном мире процесс цифровизации постепенно охватывает все области жизнедеятельности человека. Важно отметить, что цифровизация и информатизация не обходят стороной и образовательный процесс, способствуя формированию так называемой «цифровой образовательной среды», в рамках которой активно внедряются различные современные информационно-компьютерные технологии и ресурсы.

В свою очередь цифровая образовательная среда требует специальной профессиональной подготовки педагогов, развития у них цифровой грамотности с целью их оптимальной интеграции в современную образовательную систему, чему может препятствовать ряд профессиональных педагогических дефицитов, среди которых очевидным является недостаточное овладение цифровыми навыками.

Поэтому особо актуальной становится проблема повышения цифровой грамотности педагогов для обеспечения качественного и результативного образовательного процесса. Встает вопрос о важности подготовки специалистов педагогического профиля, развитии у них профессиональных компетенций в сфере цифровых технологий.

Вопросы развития цифровой грамотности современных педагогов изучались такими отечественными исследователями как Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, С.С.Жумашева, О.А. Зайцева, В.И. Колыхматов и др. Современные образовательные ресурсы как средство повышения цифровой грамотности педагогов рассматривались в трудах Е.Е. Дурноглазова, В.И. Колыхматова, Е.А. Кузнецовой, И.В. Шевердина, Д.С. Шапиева и др. Авторы подчеркивают эффективность использования специально разработанных ресурсов для повышения педагогической квалификации в сфере использования цифровых технологий в образовании.

Таким образом, возрастает значимость специализированных образовательных ресурсов, используемых при подготовке педагогов к работе с современными информационно-цифровыми технологиями с целью обеспечения успешной педагогической деятельности в условиях цифровизации образовательного процесса.

Целью данного исследования является изучения основных современных ресурсов для повышения цифровой грамотности специалистов педагогического профиля.

Изложение основного материала. Для педагога, как и любого другого специалиста, ведущего профессиональную деятельность в современном мире, важным является развитая цифровая грамотность, то есть совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в цифровом обществе. Во многих развитых странах трудоустройство современного специалиста, в том числе и педагога, не обладающего должным уровнем цифровой грамотности, не представляется возможным. Именно поэтому можно говорить о том, что цифровая грамотность становится фундаментом для развития профессиональных компетенций в области информационно-коммуникационных технологий.

Понятие «цифровая грамотность» впервые было введено в 1997 году американским писателем и журналистом Полом Гилстером. По его мнению, постоянное нахождение в сети Интернет, в рамках так называемого гипертекста, быстрой навигации с одного ресурса на другой, формирует определенную модель поведения человека в отношении коммуникации и поиска информации. В свою очередь это обуславливает развитие сетевого мышления, которое находит выражение через информационно-коммуникационную активность [2].

В качестве критериев цифровой грамотности П.Гилстером были выделены следующие навыки:

1. Информационная компетентность – выражается в навыках поиска необходимой информации, а также освоения и применения инструментов, необходимых для работы с ней;

2. Коммуникативная компетентность – выражается в навыках общения с другими пользователями в рамках цифровых ресурсов;

3. Креативная компетентность – представлена навыками производства разнообразных форм и форматов информации [2].

Цифровая грамотность определяет эффективность поиска, оценки, использования и создания информации во всех сферах жизни с целью достижения личностных, социальных, профессиональных и образовательных целей [1, с. 17].

А.С. Малышев определяет цифровую грамотность в качестве способности создавать и использовать контент с помощью цифровых технологий, включая компьютерное программирование, поиск и обмен информацией, коммуникацию с другими людьми. По мнению исследователя, цифровая грамотность состоит из широкого круга компетенций, представленных навыками управления персональными данными в сети Интернет и собственной кибербезопасностью, знаниями о собственном цифровом следе, развитым критическим мышлением, способностями к анализу достоверности информации, размещенной в различных интернет-ресурсах, умением создавать медиаконтент и обмениваться им и т.д. [7, с. 2180].

С.С. Жумашева определяет цифровую грамотность в качестве навыков уверенного, эффективного, критичного и безопасного выбора и применения инфокоммуникационных технологий в разных сферах жизнедеятельности. Основу данных навыков представляет непрерывное овладение компетенциями (знания, умения, мотивация, ответственность) [4, с. 26].

Таким образом, цифровая грамотность человека определяется его умением работать с информацией, а именно находить ее, анализировать, интегрировать, управлять и обмениваться ею, поддерживать через нее компьютерные технологии, а также цифровую среду в сфере обучения, работы и досуга.

Данное умение относится к группе базовых компетенций человека, следовательно, цифровая грамотность является такой же необходимой, как и другие навыки, такие как чтение и письмо, математические навыки, управление поведением в социуме и пр.[8].

В структуре профессионального становления педагогов исследователь В.И. Колыхматов выделяет следующие ключевые компоненты цифровой грамотности:

- эффективное использование новых цифровых технологий (средств коммуникации, интерактивных средств работы с информацией, мобильных технологий, электронных ресурсов и пр.);

- эффективная ориентация в Интернет-пространстве, навыки поиска, обработки и анализа информации;

- навыки создания нового образовательного контента, интерактивного учебного материала в цифровой среде.

По мнению исследователя именно эти компоненты будут определять основные требования к цифровой грамотности педагогов в ближайшие годы.

На основе указанных критериев В.И.Колыхматов рассматривает цифровую грамотность как совокупность информационных, компьютерных, коммуникативных компетенций [6, с. 159].

На сегодняшний день цифровое пространство располагает различными цифровыми образовательными ресурсами, представленными как в свободном доступе так и на рынке медиаконтента. Данные ресурсы могут носить демонстрационный, информационно-справочный, обучающий, моделирующий, имитационный и другой характер.

Исследователь Д.С. Шапиев под цифровыми образовательными ресурсами рассматривает определенного рода информацию, представленную в цифровом формате (в виде фотографий, видеофрагментов, статических и динамических моделей, объектов виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографических материалов, звукозаписей, символьных объектов и деловой графики, текстовых документов и иных цифровых учебных материалов),которые могут быть использованы для организации образовательного процесса [9].

Среди наиболее популярных информативных и удобных ресурсов, используемых в процессе самообразования современных педагогов можно выделить следующие:

1. Цифровая Грамотность.рф – библиотека знаний по безопасному и эффективному использованию цифровых технологий и сервисов. Данный ресурс был создан в 2019 году при участии крупнейших российских компаний в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Сайт оснащен обучающими видеороликами и статьями, помогающими в настройке и использовании цифровых гаджетов, предупреждающими о мошенниках в сети Интернет, обучающими работе с приложениями банковских и других сервисов, обучающими работе с антивирусами и цифровой гигиене. Платформа предназначена не только для начинающих, но и для продвинутых пользователей, вне зависимости от уровня владения цифровыми технологиями и требованиями профессиональной деятельности [5, с. 98].

2. Цифровой диктант – сайт поддержки Всероссийской образовательной акции по определению уровня цифровой грамотности. Данный ресурс интегрирует различные информационные образовательные платформы, посвященные вопросам развития цифровой грамотности, навыков работы с компьютером и другими цифровыми устройствами. Также данная платформа предназначена для повышения знаний о правилах безопасности в Интернете и культуры общения. Указанный ресурс оснащен различными образовательно-просветительскими онлайн-материалами(в виде видео, инфографики, онлайн-уроков, пособий и рекомендаций)для повышения цифровой грамотности разных категорий пользователей [5, с. 101].

3. Учи.ру – специализированный тематический раздел, предназначенный для дистанционной формы обучения. Данная платформа в период дистанционного обучения, введенного по причине пандемии коронавирусной инфекции, получила наибольшее распространение. Так, практически каждым вторым учителем в России была использована данная платформа для реализации педагогического процесса. Представленные на данном ресурсе материалы и рекомендации, могут не только помочь педагогам в обеспечении успешности и эффективности проведения занятий в режиме онлайн, но и позволят им повысить цифровую грамотность в отношении применения в своей практике новейших цифровых сервисов и технологий [5, с. 102].

4. «Вклад в будущее» – информационный ресурс Благотворительного фонда Сбербанка. Данный ресурс снабжен тематическими подборками различных материалов по актуальным направлениям:

• Советы и рекомендации педагогов в организации дистанционной формы обучения.

• Игры, лекции, учебные пособия и тренажеры для саморазвития и образования детей.

 • Советы по организации образовательного процесса в период карантина. Данное направление содержит информацию о том, каким представляется урок в современных образовательных реалиях, в чем заключаются особенности организации внеурочной работы, как поддерживать связь с детьми во время карантина и пр. [5, с. 104].

5. Фонд развития Интернет – данный ресурс, созданный в 2000 году, направлен на поддержание проектов по развитию Интернета как безопасного пространства для учащихся, формирование способностей представителей разных поколений в полной мере использовать все возможности современных цифровых технологий. Основные результаты деятельности Фонда представлены в видеоинформационных и научно-методических материалов, в том числе виде пособий и монографий, способствующих повышению знаний и соответствующих компетентностей использования цифровых технологий [5, с. 105].

6. Национальная электронная платформа педагогического образования – создана с целью аккумуляции на единой платформе учебной и методической литературы и предоставления качественного образовательного контента от ведущих специалистов в сфере образования педагогам из разных уголков страны. Данный ресурс знакомит пользователей с различными материалами в сфере современного образовательного процесса и его цифровизации [3, с. 23-24].

Рассмотренные образовательные ресурсы могут быть успешно использованы с целью повышения цифровой грамотности современных педагогов. Благодаря представленным на них материалам педагоги могут усовершенствовать свою работу, делая образовательный процесс более эффективным и качественным.

Выводы. Таким образом, современная система образования, находясь под непосредственным влиянием мирового процесса цифровизации, требует срочного и качественного формирования новой цифровой компетенции педагогических работников. Проведенный в данном исследовании теоретический анализ показал, что современным педагогам важно осваивать последние ИТ-технологии, обучаться современным педагогическим методам и технологиям, что предполагает освоение новых видов взаимодействия, которые затем должны использоваться в педагогической практике. Основная цель всех современных педагогов заключается в постоянном развитии и совершенствовании профессиональной компетенции, в том числе и в сфере работы с цифровыми технологиями. Разработанные информационные ресурсы по развитию указанных педагогических компетенций позволяют в значительной мере усовершенствовать педагогический процесс в современных образовательных реалиях.

Список использованных источников

  1. Аймалетдинов, Т.А. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева и др. - М.: Издательство НАФИ, 2019. - 84 с.
  2. Гайсина, С.В. Методические рекомендации по цифровому образованию «Карта цифровых компетенций» [Электронный ресурс] / С.В. Гайсина, И.П. Давыдова. – Режим доступа: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B9-%D0%98%D0%A2%D0%9E%D0%93.pdf
  3. Дурноглазов, Е.Е. Цифровая образовательная среда электронного обучения: методическое пособие / Е.Е. Дурноглазов, Е.А. Кузнецова, И.В. Шевердин и др. - Курск, 2019. - 64 с.
  4. Жумашева, С.С. Цифровая грамотность как одна из ключевых компетенций современного педагога / С.С. Жумашева // Вестник науки и образования. – 2021. - №9. - Часть 3. - С. 25-29.
  5. Колыхматов, В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования: учеб-метод. пособие / В.И. Колыхматов. - СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. - 135 с.
  6. Колыхматов, В.И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога / В.И. Колыхматов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №8. - С. 156-160.
  7. Малышев, А.С.  Цифровая грамотность обучающихся и педагогов: проблемы и перспективы / А.С. Малышев // Информатика: проблемы, методы, технологии: сборник материалов XXI Международной научно-методической конференции. - 2021. - С. 2179-2182.
  8. Цифровая грамотность педагога. Дистанционные технологии обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/tsifrovaia-gramotnost-pedagoga-prakticheskoe-prime.html
  9. Шапиев, Д.С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя [Электронный ресурс] / Д.С. Шапиев // Молодой ученый. - 2019. - № 16 (254). - С. 296-298. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/254/58204/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"

Новый подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования....

Статья на тему: Современные психолого-педагогические технологии в непрерывном образовании

В данной статье рассматриваются наиболее часто встречающие инновационные психолого - педагогические технологии, которые педагог может применять при планировании образовательной деятельности....

Статья на тему: "Современные техники окрашивания волос"

Сегодня стилисты в сфере красоты владеют несколькими десятками способами окрашивания. В 2018- 2019 г особенно популярными будут: колорирование, омбре, сомбре, шатуш, бейбилайтс, балаяж, коломбре, спле...

Статья на тему "Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС"

Тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переход на новый ФГОС  внедрил некоторые инновации  в структуру современного урока, где главной задачей является активизироват...

Статья на тему: Роль аттестации в повышении профессиональной и общей культуры педагогов и руководителей ОУ.

Основная идея аттестации заключается в том, что данная процедура несет в себе еще одну идею, которую должен понимать, а также знать каждый педагог: повышая уровень квалификации, безусловно, повышается...

Использование LearningApps приложение Web 2.0 для повышения цифровой грамотности педагога

Использование возможностей Интернета для организации дистанционного обучения....