Методическая разработка классного часа Тема «Диагностика буллинга на раннем этапе развития и методы его коррекции»
методическая разработка
В современном обществе подростки все чаще сталкиваются с проблемой жестокости и не всегда знают, как вести себя в таких ситуациях, к кому обращаться и как избежать негативных последствий травли. Поэтому тема буллинга является актуальной для любой образовательной организации, будь то СОШ[1], СПО[2] или ВУЗ[3].
О буллинге заговорили только в начале 20-го века, началом исследования данной проблемы послужила работа К. Дьюкса, опубликованная в 1905 году, в которой впервые был исследован данный феномен, и его научные изыскания были положены в основу целого ряда трудов европейских исследователей.
Диагностика и профилактика буллинга играет важную роль в воспитательном процессе любой образовательной организации. От того, насколько качественно и своевременно будет выявлено и устранено психологическое и(или) физическое насилие, зависят жизнь и здоровье ребенка. Мы знаем, что одной из задач духовно-нравственного и культурно-эстетического воспитания является воспитание духовно-нравственной толерантной личности обучающегося, обладающего антикоррупционным мировоззрением, нравственными качествами, способного к творчеству, открытого к восприятию других культур независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения человека.
Поэтому тема буллинга занимает одно из первостепенных мест в системе работы классного руководителя, а так же имеет связь с такими темами как зависимое поведение, правонарушения, экстремизм и терроризм.
[1] СОШ – средняя общеобразовательная школа,
[2] СПО – среднее профессиональное образование,
[3] ВУЗ – высшее учебное заведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_hohrina_m.v.docx | 71.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс профессионального мастерства среди классных
руководителей профессиональных образовательных организаций Самарской области «Классный руководитель года» в 2022 году
Номинация: Профилактическая работа
Методическая разработка классного часа
Тема «Диагностика буллинга на раннем этапе развития и методы его коррекции»
Выполнил(а): Классный руководитель ГБПОУ «Обшаровский государственный техникум им. В.И. Суркова» Хохрина Мария Владимировна |
С. Обшаровка, 2022
В современном обществе подростки все чаще сталкиваются с проблемой жестокости и не всегда знают, как вести себя в таких ситуациях, к кому обращаться и как избежать негативных последствий травли. Поэтому тема буллинга является актуальной для любой образовательной организации, будь то СОШ[1], СПО[2] или ВУЗ[3].
О буллинге заговорили только в начале 20-го века, началом исследования данной проблемы послужила работа К. Дьюкса, опубликованная в 1905 году, в которой впервые был исследован данный феномен, и его научные изыскания были положены в основу целого ряда трудов европейских исследователей.
Диагностика и профилактика буллинга играет важную роль в воспитательном процессе любой образовательной организации. От того, насколько качественно и своевременно будет выявлено и устранено психологическое и(или) физическое насилие, зависят жизнь и здоровье ребенка. Мы знаем, что одной из задач духовно-нравственного и культурно-эстетического воспитания является воспитание духовно-нравственной толерантной личности обучающегося, обладающего антикоррупционным мировоззрением, нравственными качествами, способного к творчеству, открытого к восприятию других культур независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения человека.
Поэтому тема буллинга занимает одно из первостепенных мест в системе работы классного руководителя, а так же имеет связь с такими темами как зависимое поведение, правонарушения, экстремизм и терроризм.
План-конспект классного часа
Цель: провефести диагностику, в ходе которой выяснить, присутствует ли буллинг в группе обучающихся и принять меры для его коррекции.
Задачи:
- изучить поведенческие и эмоциональные особенности буллинга;
- провести диагностику с помощью метода Д. Олвеуса «Буллинг»;
- изучить меры ответственности.
- выявить жертву и (или) агрессора;
- провести профилактическое мероприятие в виде трехсторонней беседы;
- закрепить пройденный материал.
Форма проведения, обоснование ее выбора: классный час - это наиболее важная форма организации воспитательной работы с обучающимися. Именно классный час позволяет построить диалог: учитель-ученик. Каждый может высказать свое мнение и получить обратную связь.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
Педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве, так как она является одной из самых современных. Она предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Педагогический метод: метод воспитания и личного примера, как одного из самых эффективных. Он представляет собой специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение обучающихся.
Педагогические приемы: доверие и постепенное приучение к деятельности на общую пользу.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.):
Кадровые ресурсы:
Преподаватель, учитель. Рекомендую пройти курсы повышения квалификации «Воспитательная деятельность в учреждениях среднего профессионального образования» на базе ФГБО «Международный детский центр «Артек».
Методические ресурсы:
1. Лекции по психолого-педагогическим основам организации воспитательной работы со студентами образовательных организаций;
2. Лекции по современным вызовам воспитания;
3. Методы диагностики буллинга (травли) в школьном коллективе / Кузнецова Ю.Н., педагог-психолог ГБУ «Центр помощи детям».
Материально-технические ресурсы:
моноблок;
мультимедийный проектор;
экран;
ручки;
анкета (раздаточный материал по количеству студентов).
Информационные ресурсы:
Он-лайн урок «Диагностика буллинга на раннем этапе развития и методы его коррекции» Хохрина М.В.
Содержательный компонент классного часа
Данный классный час является личностно ориентированным с оценочно-аналитическим компонентом. В качестве оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала обучающегося, на развитие индивидуальных и творческих способностей обучающихся; влияние на развитие коллектива; влияние на психологический комфорт и активность группы.
Ход классного часа:
1. Вступительная часть
Необходимо расположить к себе обучающихся, настроить их на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый обучающийся не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать. Обучающиеся выстраивают посадочные места по кругу, чтобы каждый мог видеть и слышать участника классного часа.
- Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о таком явлении как буллинг, выясним есть ли он в нашей группе и вместе научимся ему противостоять. Проведем профилактическое мероприятие, если в нем будет необходимость. Побеседуем с гостем нашего классного часа.
2. Основная часть
Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время классного часа царил дух искренности и откровенности.
Слайд 1
Буллинг – это систематическое агрессивное преследование, травля одного из членов коллектива со стороны другого или других лиц. Он является серьезной проблемой во взаимоотношениях среди подростков.
Как определить, подвергается ли кто-то в нашей группе буллингу? Для этого мы должны изучить поведенческие и эмоциональные особенности;
Слайд 2
Поведенческие особенности
- отстраненность от взрослых и других детей;
- негативизм при обсуждении темы буллинга;
- агрессивность к взрослым и детям.
Эмоциональные особенности:
- напряженность и страх при появлении взрослых или ровесников;
- обидчивость и раздражительность;
- грусть, печаль и неустойчивое поведение.
Слайд 3
Факторы говорящие о том, что обучающийся может оказаться жертвой буллинга:
1. Провоцирующие особенности жертвы.
Необычная манера речи, необычный смех, необычный юмор.
2. Множественный стресс.
Низкий социальный статус, плохо здоровье, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие.
3. Стигматизация – физические или расовые (национальные) особенности ребенка.
Слайд 4
Физическое состояние и поведение ребенка подвергшегося буллингу:
1. требует или крадет деньги, чтобы выполнить требования агрессоров;
2. у обучающегося есть следы (царапины, синяки, порезы) или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом;
3. выглядит несчастным, депрессивным, расстроенным, раздражительным, часто плачет;
4. избегает говорить в слух, производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
Слайд 5
Последствия буллинга для детей-жертв
- Суицид
- Тяжелые психологические последствия
- Нарушения в эмоциональном и социальном развитии
- Защитное агрессивное поведение
Обсуждаем с обучающимися просмотренные слайды. Выслушиваем мнение каждого.
Слайд 6
- Для диагностика буллинга на раннем этапе развития будет использован метод Д. Олвеуса «Буллинг».
С помощью этого методы, мы сможем измерить два отдельных аспекта: проявления буллинга и подверженность ему.
Прямой активный буллинг – проявления физической (умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, кража или порча вещей, обидные жесты) и вербальной (оскорбления, угрозы, запугивание) агрессии;
Косвенный активный буллинг – проявления изоляции (социальной депривации): сплетни, заговоры, бойкоты, игнорирование просьб;
- После того, как мы вошли в курс дела и определили признаки буллинга, предлагаю выявить жертву и агрессора с помощью этого метода.
Заполняем анкеты (Приложение 1).
- Пока Я обрабатываю анкеты, наш гость участковый – уполномоченный с.Обшаровка, майор полиции Мурлыканов Андрей Николаевич ознакомит вас с ответственностью за «буллинг».
Слайд 7
Ответственность за «буллинг» для несовершеннолетних правонарушителей и их родителей.
Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, согласно ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей.
Аналогичное нарушение, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, грозит наложением штрафа от 5 до 10 тысяч рублей.
Такой ответственности подлежит нарушитель, достигший шестнадцатилетнего возраста.
Самое суровое наказание в соответствии со ст. 110 УК РФ установлено за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.
Такое деяние, если оно совершено в отношении несовершеннолетнего, или в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет") наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет. Ответственности подлежит лицо, достигшее 16 лет.
Кроме того, в связи с ненадлежащим воспитанием несовершеннолетних детей может быть поставлен вопрос и об ответственности их родителей по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Так, в силу ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ нерадивый родитель может понести наказание в виде штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Обучающиеся задают вопросы Мурлыканову Андрею Николаевичу.
- А теперь давайте с играем в игру «Мне в тебе нравится…»
Цель: развитие бесконфликтного поведения через толерантное отношение к окружающим.
Ход игры: Участники располагаются в кругу, к каждому по очереди обращается участник группы и говорит фразу «Мне в тебе нравится…».
После завершения упражнения участники высказываются о том, с чем они были согласны, а что они не принимают.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов тестирования.
- В ходе проведения исследования мы получили следующие результаты:
В группе 15 обучающихся.
Прямой активный буллинг – 0
Косвенный активный буллинг – 1
Прямой пассивный буллинг (виктимизация) – 0
Косвенная виктимизация (косвенный пассивный буллинг) – 2
По итогам обработки анкет, классный руководитель проводит профилактическую беседу с обучающимися.
- Сегодня мы узнали, что такое буллинг, изучили его признаки и поведенческие особенности, а так же ознакомились с ответственностью за нанесение психологического или физического вреда посредством «буллинга». Прошу вас серьезно задуматься над этой проблемой, ведь сейчас мы живем в очень непростое время. Россия всегда на первый план ставила национальные ценности, такие как жизнь, права и свободы человека, взаимопомощь и единство народов России. Вы знаете, что наши военные проводят специальную военную операцию, по защите населения Донбаса и границ нашей родины. Сегодня мы должны, как никогда, сплотиться и поддержать друг друга. Ведь в единстве наша сила. На этой положительной ноте мы заканчиваем классный час. Для закрепления материала предлагаю пройти он-лайн урок на изученную тему с помощью онлайн-платформы Coreapp.ai. Ссылки и QR-коды вы видите на экране, а так же они будут размещены в классном чате. Всем большое спасибо!
Слайд 8
Ссылка на материал:
для обучающихся, по коду урока 310F
https://coreapp.ai/app/player/lesson/6350ed5763d15d5a343310dc
для коллег https://coreapp.ai/app/preview/lesson/635107cb34756a595d0317e8
Либо отсканируйте QR-код
для обучающихся для коллег
- Возьмите мобильный телефон с камерой
- Наведите объектив камеры на QR-код
- Получите информацию!
По окончанию классного часа мы провели трехстороннюю встречу (классный руководитель, агрессор – староста, жертва – двое обучающихся) в ходе которой установили причины агрессии и провели профилактическую беседу с обеими сторонами. В ходе беседы мы пришли к удовлетворяющему все стороны решению, что привело к восстановлению благоприятной обстановке в группе.
Список использованных источников[4]:
- Бычкова Ю.С., Современные педагогические технологии: [сайт]. – URL: - [https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2011/11/04/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii]
- Кузнецова Ю.Н. Методы диагностики буллинга (травли) в школьном коллективе: [презентация] / URL: - [http://centr45.ru/data/metodyi_diagnostiki_bullinga__sotsiometriya.pdf/.]
- Наумова Н.Н., Ефимова А.С.: Зарубежные исследования феномена буллинга в 1980-90 годы: [сайт].–URL:- [https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye-issledovaniya-fenomena-bullinga-v-1980-90-gody/viewer]
- Хохрина М.В. Классный час «Диагностика буллинга на раннем этапе развития и методы его коррекции» [https://coreapp.ai/app/preview/lesson/63510519f0989879cc068266].
- Агрессия. Методики диагностики. Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. [сайт]. – URL: - [https://studfile.net/preview/16485765/]
- Классный час «Буллинг и его профилактика». [сайт]. – URL:-[https://infourok.ru/klassnyj-chas-bulling-i-ego-profilaktika-5095937.html]
- Ответственность за «буллинг». Вестник общественной организации ветеранов прокуратуры и пенсионеров Рязанской области: [сайт].–URL:-[http://prokrzn.ru/active/comments/vopros-otvet/otvetstvennost-za-bulling-/]
- Психолого-педагогические основы организации воспитательной работы со студентами образовательных организаций:[сайт].–URL: - [https://education.apkpro.ru/courses/417]
- Современным вызовы воспитания:[сайт].–URL:- [https://education.apkpro.ru/courses/417]
- Стоп! Буллинг! Памятка для детей и подростков. - Уфа, 2021 г. [сайт].– URL:- [http://rkdb.ru/wp-content/uploads/2021/03/Буллинг-памятка-для-подростков.pdf]
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данная методическая разработка дает возможность классному руководителю провести диагностику группы на наличие буллинга, а обучающимся решить проблемы личностного взаимодействие, для улучшения обстановки в коллективе. Я рекомендую данную методическую разработку для включения в календарный план воспитательной работы на базе ГБПОУ«Обшаровский государственный техникум им.В.И. Суркова».
Приложение 1
Анкета Д. Олвеуса «Буллинг»
Инструкция: Внимательно прочитайте утверждения, выберите вариант ответа и отметьте его любым знаком:
Никогда не было | Было раз или два | Бывает иногда | Бывает раз в неделю | Бывает несколько раз в неделю | |
1. я кого-то обозвал | |||||
2. я с кем-то специально не разговаривал | |||||
3. я нанес кому-то физический вред, например, толкнул или дарил | |||||
4. я распространял о ком-то сплетни. | |||||
5. я угрожал | |||||
6. я украл или испортил чьи-то вещи | |||||
7. меня обзывали | |||||
8. обо мне распространяли сплетни | |||||
9. никто не хочет сидеть со мной или проводить свободное время | |||||
10. у меня украли вещи | |||||
11. мне нанесли физический вред (ударили, толкнули) | |||||
12. никто не говорит со мной | |||||
13. мне угрожали |
Приложение 2
Методика оценивания анкет обучающихся
Предлагаются варианты ответов, за которые потом присваиваются баллы:
никогда не было – 0 баллов;
было раз или два – 1 балл;
бывает иногда – 2 балла;
бывает раз в неделю – 3 балла;
бывает несколько раз в неделю – 4 балла.
Ключ к опроснику:
- активный буллинг (проявление агрессии):
1, 3, 5, 6 – прямой буллинг, а 2 и 4 – косвенный буллинг;
- для выявления виктимизации (пассивный буллинг, т.е. подверженность агрессии): 7, 10, 11, 13 – прямая виктимизация, а 8, 9, 12 – косвенная виктимизация
Обработка результата:
Полученные баллы группируются в соответствии с ключом и подсчитывается количество баллов по каждой шкале. Сумма баллов делится на количество вопросов в данной шкале.
Показатель выраженности проявлений активного и пассивного буллинга колеблется в диапазоне от 0 до 4:
0 - 1 балл – показатель слабо выражен;
более 1 балла - менее 3 баллов – умеренно выражен (эпизодически);
3 - 4 балла – ярко выражен (регулярно, систематически).
[1] СОШ – средняя общеобразовательная школа,
[2] СПО – среднее профессиональное образование,
[3] ВУЗ – высшее учебное заведение.
[4] Все использованные материалы находятся в свободном доступе в сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка классного часа "Методы контрацепции"
повышение осведомлённости студентов о методах контрацепции, акцентирование внимания на образ жизни а главное на том, как можно предотвратить развитие болезний передаваемых половым путем....
Методическая разработка классного часа «История развития сестринского дела»
Методическая разработка предназначена для проведения классного часа по тематике развития сестринского дела.в данной методической разработке четко прослеживаются следующие общие компетенции:&laqu...
Методическая разработка классного часа, тема: "Правда и мифы о курении"
Настоящее положение разработано в помощь кураторам учебных групп для планирования и проведения мероприятий, приуроченных Международному дню отказа от курения в последний четверг ноября. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ТЕМА «ПРЕДМЕТ ПОВЫШННОЙ ОПАСНОСТИ – ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ (ПЕРОЧИННЫЕ НОЖИ, КУХОННЫЕ НОЖИ, ЭЛЕКТРОШОКЕРЫ И Т.П.)
Познакомится, какие посторонние предметы могут причинить вред здоровью участников образовательной деятельности.Ознакомить студентов с отдельными пунктами ПРАВИЛ внутреннего распорядка обучающихся ГАПО...
Методическая разработка классного часа Тема «Толерантность - путь к миру и взаимопониманию»
Сейчас тема межнациональной терпимости, дружбы народов, добрососедства и взаимного уважения очень актуальна. Наша страна встала на защиту двух соседних республик, нуждающихся в защите своего нас...
Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»
Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...
Методическая разработка классного часа Тема: "Вредные привычки"
Методическая разработка: «Вредные привычки» предназначена для организации классного часа, направленного на формирование общей культуры здоровья и ведения здорового образа жизни среди обуча...