МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСЕПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПО
учебно-методическое пособие

Ульяна Васильевна Иванова

Аннотация: В данной статье предоставлена методика преподавания правового обеспечения профессиональной деятельности в СПО на примере ГАПОУ «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина». Приведены приёмы преподавания и объедение их в название - метод логико-практической ориентации.

Ключевые слова: СПО, правовые дисциплины, дифференцированный подход, интегрированные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_ivanovoy_u.v._yakse.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 34

ББК 67

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСЕПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПО

Иванова Ульяна Васильевна,

преподаватель общеобразовательных дисциплин

ГАПОУ «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина»

г. Якутск, ул. Петра Алексеева 25, 89640770778

e-mail: ulikka0305@mail.ru

METHODS OF TEACHING LEGAL SUPPORT OF PROFESSIONAL ACTIVITY IN SPORTS

Ivanova Ulyana Vasilyevna,

teacher of general education disciplines

Yakut College of Communications and Power Engineering named after P.I. Dudkin

Аннотация: В данной статье предоставлена методика преподавания правового обеспечения профессиональной деятельности в СПО на примере ГАПОУ «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина». Приведены приёмы преподавания и объедение их в название - метод логико-практической ориентации.

Ключевые слова: СПО, правовые дисциплины, дифференцированный подход, интегрированные занятия.

Abstract: This article provides a methodology for teaching legal support of professional activity in vocational education on the example of the Yakut College of Communications and Energy named after P.I. Dudkin. The methods of teaching and combining them into the name - the method of logical and practical orientation are given.

Keywords: SPO, legal disciplines, differentiated approach, integrated classes.

Обучение правовому обеспечению профессиональной деятельности само по себе соотносится с определённой мерой ответственности за уровень, качество и грамотность преподавания, потому что, все эти знания будут применены на практике и автоматически повышают или понижают уровень правовой грамотности населения. Кроме того, не стоит забывать и о престиже учебного заведения, от имени которого ведётся преподавание праву.

Право - это универсальный инструмент, с его помощью можно помочь и навредить, спасти и уничтожить. Следовательно, относится к преподаванию такого тонкого и мощного инструментария как право следует весьма тщательно.

В системе СПО преподавание правовых предметов имеет свои особенности. Кроме речи, внешнего вида, наличия знаний, других универсальных требований, в СПО есть следующие:

Во-первых – возраст обучающихся (от 16 до 23-х лет на очном отделении). Это скорее положительный момент ввиду того, что, усвоение сложных юридических терминов и категорий требует наличие хотя бы минимальных базовых знаний, что с возрастом тем или иным способом достигается быстро. Однако, с точки зрения дисциплины, этики и морали поведения учащихся процесс преподавания может быть затруднён ввиду девиантных проявлений поведения студентов.

Во-вторых - сам преподаваемый материал.

И наконец – требования к преподавателю. При работе со взрослыми людьми и подростками старше 16 лет, необходимо обладать не только базовыми знаниями в разных областях (не только права), но и уметь ориентироваться в постоянных изменениях законодательства, грамотно применять на практике законодательство РФ. Кроме того, требуются навыки работы с любым информационным оборудованием и уверенное владение интернет – ресурсами [1 с. 106-108].

Преподавая я прихожу к выводу, что для наиболее эффективного преподавания (то есть, чтобы тебя слышали, понимали, отзывались на просьбы и выполняли не только аудиторные, но и домашние задания и наконец, чтобы предмет любили) как сторонний наблюдатель скажу, что необходимо самому преподавателю любить свой предмет, знать и совершенствовать его содержание, не бояться ошибиться и признать свою ошибку перед студентами, всегда доводить начатое до конца и предъявлять требования не только к студентам, но и в первую очередь к себе.

Как преподаватель - считаю необходимым разработать свою методику и также постоянно её совершенствовать. Гибкость и возможность дифференцированного подхода в каждой группе - уже часть успеха. Вторую часть, составляют методики, приёмы и способы преподавания.

В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168 она осуществляется в том числе по следующим основным направлениям: правовое просвещение и правовое информирование граждан и развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права [4, c. 751-754].  Именно этому и должны способствовать уроки права на различных уровнях образовательного процесса.

Немаловажным является вопрос о применяемых методиках, приёмах и способах преподавания. Право – это крайне динамичная дисциплина. Кроме того, она неразрывно связана с процессом реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Показать этот процесс в теории иногда бывает весьма затруднительно не столько для преподавателя, сколько для восприятия студентами [2, с. 45]. Поэтому, считаю необходимым сочетать приёмы наглядности (например, деловые игры, решение ситуативных задач, проведение игр «Встать! Суд идет») с теорией. Даже во время игры необходимо акцентировать внимание на теоретических вопросах (например, сроках, полномочиях и пр.) для наиболее лучшего усвоения.

Кроме того, право нельзя вычленить из жизни и сделать его чем-то отдельным от других отраслей знаний. Оно – в каждой отрасли, а тем более в учебной дисциплине непременно присутствует и более того, без него эта отрасль или учебная дисциплина просто не может существовать (от нормативно-правового регулирования, до непосредственно правовых отношений). Например, в истории - это международно- правовые отношения на основе пактов, договоров, сообществ, конфедераций и пр.; отношения внутри страны – подразумевают изучение формы государства (формы правления, гос. устройства, политического режима) таких примеров – множество, что подчёркивает еще одну уникальность права как явления и как учебной дисциплины.

Сделала вывод, что одна методика, даже самая лучшая, не даст нужного эффекта. Поэтому я выбрала наиболее подходящие для правовых дисциплин и уровня подготовки студентов несколько интересных методик и приёмов преподавания и объединила их в название-метод логико - практической ориентации.

Метод включает в себя несколько этапов:

1. Ознакомительный. Сюда входит входной контроль знаний студентов с целью выяснить уровень начальной подготовки. На этом этапе можно применить формы дискуссии (в небольших группах), опроса, тестов, мини- задач. Здесь главное – выяснить насколько глубоко ребята обладают знаниями.

2. Постановки целей. Этот этап решает - как и в какой форме предоставить материал, чтобы студентам было возможно понять, запомнить и воспроизвести, да еще и применить на практике изученный материал. Здесь необходимо поставить задачи не только перед собой, но и перед студентами, чтобы они сами знали - к чему стремиться.

3. Основной. Это само преподавание учебного материала.

Всегда начинаю с классической лекции, по ходу которой изучаю восприимчивость группы, наличие обратной связи. И далее – все меньше уделяю время на данную форму работы. Она перекликается с играми (ролевыми и деловыми), семинарами ( в форме обсуждения, заслушивания сообщений или докладов с последующим их обсуждением, дискуссии), решением ситуативных задач, дискуссиями ( в форме «Круглого стола»), форума, дебатов – при определённом уровне квалификации группы).

Но увлекаться игровыми и вообще активными технологиями не стоит. Иначе – будет обратный эффект - ребята не смогут усваивать обычные лекции, что приведёт к потере качества обучения.

На этом этапе важна гибкость преподавателя, т.е. умение быстро «переформатировать» урок. Например, изначально преподаватель готовил лекцию, но по каким – либо причинам группа не в состоянии усвоить лекционный материал (повышенная возбудимость, отсутствие внимания, отсутствие обратной связи и пр.). Тогда приходится в экстренном порядке лекцию переводить в ролевую игру для того, чтобы перевести активность в позитивное русло. Для таких ситуаций применимы следующие приёмы: работа в фокус – группах, приёмы прямого или обратного мозгового штурма с элементами соревнования или дискуссии.

Немаловажно здесь и такая форма работы как интегрированные занятия. Это необходимо проводить в том числе для формирования профессиональных навыков. Например, если программист изучает право, то предупреждая его вопрос – зачем мне эта дисциплина - можно провести интегрированный урок право и информационные технологии в профессиональной деятельности на тему «Авторские права в сети интернет».

Крайне необходимо пользоваться не только стандартной системой оценок. Иногда, при изучении, например, тем избирательного, налогового, трудового права, и др. можно выбрать рейтинговую накопительную систему баллов, которая потом переводится в оценки. Эта система весьма эффективна, т.к. стимулирует даже слабых учеников к получению балла повыше. Например, каждое посещение по 1 баллу, выполнение домашнего задания 2-3 балла, в итоге студент может накопить баллы и не сдавать зачет, получить оценку за баллы и у него появляется стимул, конкурентно-способность.

К стандартным формам работы стоит отнести работу с документами (действующими нормативно-правовыми актами, а не только с учебником) – это анализ нормативного акта – общий и специальный, изучение его отдельных положений, решение задач и пр.

4. Мониторинг. Его стоит проводить преподавателю постоянно - как после каждой проверки знаний, так и после промежуточной аттестации. В этом процессе могут участвовать и студенты. Они точнее укажут на недостатки и на ту форму, которая им понравилась более всего.

5. Выводы. Этот этап может не обязательно быть положительным. Все зависит от того, насколько эффективно было применение методов и приёмов работы. Особенностью преподавания правовых дисциплин в СПО является то, что на следующий год они не переходят и необходимо так поставить работу, чтобы студенты усвоили материал сразу и смогли применить потом его на практике.

Ввиду этого и для закрепления результата считаю также необходимым вести и дополнительное правовое образование путём создания правового кружка, который работает и после того, как дисциплина уже закончилась.

Литература

  1. Гаврилова И.Г. Роль правового воспитания в формировании законопослушной личности//Вестник Адыгейского государственного университета,2016 №3 с. 106-108
  2. Головченко В.В. Эффективность правового воспитания, понятие, критерии, методика измерения//К.: Наукова думка.- 2016 – 45 с.
  3. Ибрагимова Е. М., Свердлова Л. М., Кузнецова Ю. Н. Особенности преподавания права в средних общеобразовательных организациях // КПЖ. 2014. №1 (102). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostiprepodavaniya-prava-v-srednih-obscheobrazovatelnyh-organizatsiyah
  4. Савченко В. В. Методы и подходы современного правового образования //Аллея науки. – 2017. – Т. 1. – №. 14. – с. 751-754


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для АСТ теста по теме 3.1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности ПМ 03.01 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

Тестовые задания для проведения комплексного экзамена по теме 3.1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности раздел 3. Обеспечение законности в сфере профессиональной деятельностиМДК 03.01. Уп...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ по учебной дисциплине ОП. 08 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ профессионального цикла, основной профессиональной образовательной программы по специальности специальность 250110 Лесное и

Комплект Контрольно – измерительных материалов по учебной дисциплине ОП. 08 Правовое обеспечение профессиональной деятельности профессионального цикла,основной профессиональной образова...

Методическое пособие по исследовательской деятельности студентов по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело

Методическое пособие по исследовательской деятельности студентов по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело...

Статья: Методика расчета оптимального размера заказа расходных материалов в салоне красоты (Экономические и правовые основы профессиональной деятельности в рамках Учебного плана 43.01.02 «Парикмахер»)

Статья поднимает актуальные вопросы применения современных логистических методов при осуществлении закупок расходных материалов для салонов красоты. Материалы могут быть использованы в целях формирова...

Рабочая программа по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности", КТП по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:права и обязанн...

Опыт внедрения методики преподавания математики с профессиональной направленностью в СПО

Статья содержит описание опыт внедрения применения методики преподавания математики с профессиональной направленностью в системе СПО с целью повышения качества знаний обучающихся....