Мастер- класс «Воспитатель в современном детском саду»
классный час

Цель: Сопоставить различные точки зрения студентов, дисциплинировать мысль по теме «Воспитатель в современном детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс «Воспитатель в современном детском саду»

Цель: Сопоставить различные точки зрения студентов, дисциплинировать мысль по теме «Воспитатель в современном детском саду»

Ход:

 Итак, сегодня мы  с Вами проведем диспут на тему «Современный воспитатель». Мы поговорим о том, каким быть должен  современный воспитатель, может быть, выработаем требования к личности современного воспитателя. Но сначала я познакомлю вас с законами диспута:

-Диспут - свободный обмен мнениями.

-На диспуте все активны. В споре все равны.

-Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.

-Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.

-Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты в качестве аргументов не принимаются.

- Острое, меткое слово приветствуется.

-Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.

 А сначала давайте настроимся на предстоящую работу, создадим себе хорошее настроение  с помощью тренинга «Давайте говорить друг другу комплементы». Каждому участнику, по кругу, мы будем говорить комплементы, начинающиеся на первую букву его имени. Например: Анна – активная, артистичная и т.д.

Начинаем работать.

 В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

 Это продиктовано:

- принципиальным обновлением системы образования;

- перестройкой организации педагогической науки;

- запросами современного общества;

- происходящими трансформациями в системе дошкольного образования;

- высокими требованиями к педагогам дошкольных учреждений;

 Сегодня, как никогда ранее, возрастает ответственность педагога перед обществом за качество воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Педагог обязан совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От него  в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

 В настоящее время, в период ломки многих жизненных устоев, понятий, жизнь ставит перед воспитателями новые проблемы. И даже опытные педагоги испытывают большие затруднения в своей работе. Многие воспитатели пересматривают сейчас свои жизненные позиции, стараются выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встать на позицию ребенка. Но, к сожалению, далеко не всем это удается.

 «Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!

1.  - А кто же такой «современный воспитатель»?! Тот, кто работает сегодня или тот, который должен быть? Давайте порассуждаем (дискуссия среди воспитателей).

 2. Давайте подытожим все высказанное нами с помощью  игры «Карусель». Я начинаю: Современный воспитатель должен быть эрудированным. Сосед справа дополняет меня и т.д. по кругу.

3. Одним из критериев Вы назвали – умение работать с родителями. К данному мероприятию был проведен опрос родителей о  воспитателях (анализ анкет).

Результат анкетирования родителей:

«Современным воспитателем» родители считают:

-того, кто постоянно учится, самосовершенствуется, применяет в работе новые методики, вносит в свою работу творчество, новшества;

-того, кто любит свою работу, любит детей, хорошо понимает их, умеет найти правильный подход к ребенку;

-того, кто умеет работать с современными  детьми, использует современный и интересный материал в работе;

-воспитывающий современными методами, профессионально подготовленный, идущий в ногу со временем. Он может занять детей, заинтересовать их. Он любит свою профессию.

Кто-то из родителей написал: Современных и несовременных не бывает, главное-любовь к детям.

Наиболее важными профессиональными качествами и чертами характера воспитателей  родители считают следующие:

-доброта, понимание, подход к ребенку,

-строгость, снисходительность в некоторых случаях, терпение, самообладание, любовь к детям,

-знание детской психологии

-компетентность в вопросах педагогики

-умение видеть мир глазами детей

-стремление повышать профессиональное мастерство

-честность, творческая инициатива, ответственность, строгость.

Таким образом, Вы видите, что для родителей на первое место встают не профессиональные качества, а черты характера воспитателя (доброта, терпение, любовь к детям), профессиональные качества ставят на первое место всего 22% родителей.

4. - Как Вы думаете: Воспитатель это профессия или призвание?

 5.- Есть мнение, что воспитатель должен занимать активную жизненную позицию. Как Вы понимаете, в чем проявляется активная жизненная позиция воспитателя?

6. Поразмышляйте и попытайтесь ответить на вопрос: какой воспитатель работает лучше – имеющий от природы задатки и призвание к пед. труду или же человек средних способностей и не особенно одаренный, но много, активно и постоянно работающий над своим профессиональным совершенствованием? (рассуждения)

 7.Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью.

 Мы много и часто говорим о здоровье наших воспитанников, но мало задумываемся о том, что оно напрямую зависит от здоровья педагога, его эмоционального, физического и психического состояния. Что ни говори, но состояние здоровья современного воспитателя остается быть неблагополучным. Давайте порассуждаем, почему? В чем причина?

 Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане.

 Во- первых, педагогическая профессия- профессия здоровьеразрушающая.

 Во-вторых, мы наблюдаем кризис педагогической профессии, молодежь все реже идет в педагогику.

 В-третьих, перегрузки в педагогической деятельности, большой объем работы, высокие требования.

 Вот мы выявили причины неблагополучия здоровья педагогов. А что можно сделать, чтобы устранить эти причины? Ваши предложения.

 -Больше положительных эмоций

 -Уметь противодействовать отрицательным эмоциям

 Вообще ученые выделяют следующие виды эмоций:

 Здоровьесоздающие: интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение.

 Эмоции и чувства нравственного роста: стыд, угрызения совести, раскаяние, сочувствие, благоговение, уважение, жалость.

 Здоровьеугнетающие, болезнетворные эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, отчаяние, грусть.

 Эмоции – это психическое здоровье. И все же вернемся к физическому здоровью. Как его сохранить?

 - делать физические упражнения, зарядку

 - больше гулять на свежем воздухе

 - не переносить болезнь « на ногах», а полноценно лечиться.

 8.Вы знаете, что в любой профессии есть свои положительные моменты и есть сложности. Так и в работе воспитателя. Сейчас мы проведем игру

«Хорошо или плохо быть воспитателем». Каждый из Вас по очереди выскажется о своей работе, приводя доводы о её значимости (положительная оценка ) и профессиональных или не очень профессиональных трудностях (отрицательная оценка). Воспитателем быть хорошо, потому что… плохо, потому что…

 И все таки, ( + ) Вы отмечаете больше, чем ( -  ) в своей работе.

9.Личность современного воспитателя во много определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Сейчас мы проверим Вашу эрудицию. Я буду задавать Вам вопросы из самых различных областей знаний, а Вы постарайтесь на них ответить.

Вопросы:

1.Поделки из бумаги, изготовленные путем сгибания. (оригами)

2.Кто из современных педагогов наиболее полно разработал теорию эстетического воспитания дошкольников:

-О.С.Ушакова

-Л.М.Кларина

-В.А.Сластенин

-Т.С.Комарова

3.Зачем белке длинный и пушистый хвост.(руль)

4.Цвет символизирующий активность, энергию, силу, решительность . (красный)

5.Какова ежедневная продолжительность прогулки в ДОУ. (4-4,5 ч)

6.Самая длинная река в Европе. (Волга)

7.Труд «Великая дидактика» разработан . (Коменским)

8.Назовите имя прообраза нашего Буратино (Пиноккио)

9.Какое количество времени должны занимать занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла. ( не менее 50% общего времени занятий)

10.Сколько месяцев в году имеют 28 дней ( все месяцы)

11.Кто из педагогов и психологов внес значительный вклад в теорию игры дошкольника:

-М.И.Лисина

-Д.Б.Эльконин

-Т.С.Комарова

-С.Н.Николаева

12.Самая престижная премия в американском кинематографе (Оскар)

13.Короткий рассказ, чаще всего стихотворный с выводом моралью. (басня)

14.Самая распространенная обувь на Руси. (лапти)

16.Что означало старинное слово недуг ( болезнь)

17.Наиболее эффективный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей д\в (игровая деятельность).

 10.Современный воспитатель – это всегда активная, творческая личность.

- А что такое педагогическое творчество? (Педагогическая деятельность, при которой происходит создание принципиально нового в содержании, организации воспитательно-образовательного  процесса)

-Может быть педагогический труд не творческим?

-Можно ли научиться творчеству?

-Чем отличается педагогическое творчество от педагогического мастерства?

(пед. мастерство – это высший уровень пед. деятельности, проявляется в творчестве, постоянном совершенствовании искусства обучения и воспитания)

 В наше время наметилась тенденция к превалированию качеств, связанных с умением организовывать, прогнозировать, планировать, вести процесс воспитания и обучения в соответствии с достижениями науки и передовой практики. Вы видите, что перечень требований к современному воспитателю очень огромен.

11. А какими же видят воспитателя дети? Неподкупная детская душа фальшивить, не способна, не может. В ней воспитатель отражается таким, какой он есть. Воспитатель для ребенка – человек без изъяна.

Хотите в этом убедиться? (высказывания детей о воспитателях)

  Воспитанники нарисовали  своих воспитателей. Они очень старались, и, я думаю, Вы это оцените.

 -А сейчас подумайте и скажите: что нам необходимо для того, чтобы воспитатели отвечали современным требованиям? Может нужно, что то изменить в своей деятельности, может в деятельности администрации сада или это от нас не зависит? (рассуждения).

Работаем в подгруппах: согласны ли вы с высказываниями «Детский сад – вчера, сегодня, на практике, рисуем портрет»

Вчера

Детский садик… Сколько приятных воспоминаний связано с этим замечательным учреждением. Игры с друзьями, прогулки во дворе, запеканка и компот на завтрак, детские утренники, маленькие детские шалости и, конечно же, добрая и заботливая воспитательница. Прошло много лет с тех пор, как мы сами покинули стены своего детского сада, многое забылось, но своих воспитательниц помним до сих пор и, кажется, никогда ее не забудем. Спроси у любого, помнит ли он свою воспитательницу, свой детский сад, почти каждый ответит утвердительно, у подавляющего большинства эти воспоминания вызовут улыбку.

Времена изменились. Сегодня словосочетание "детский садик" не вызывает столько позитива, как раньше (имеются в виду родителей). Проблем с детскими садами сегодня много. Об этом знает каждый. Однако детки, посещающие это учреждение сегодня, как и 20 лет назад, с пользой проводят там время, учатся общаться со сверстниками, развиваются физически и умственно, гуляют на свежем воздухе, играют и получают массу других удовольствий.

Воспитатель. Каким он был 20-30 лет назад и какой он сегодня? Изменился ли его портрет?

________________________________________________________________________

Сегодня

Какими качествами должен обладать воспитатель сегодня? Самое главное - любовь к детям. Без этого воспитатель ничего не сможет дать ребятам. В детском саду главное - это создание психологического комфорта для детей, оторванных от мамы, и условий для развития детей.

Умение преподать ребенку тот объем знаний, умений и навыков, который он должен освоить к школе, конечно, очень важно, но, как показывает практика, если ребенку не комфортно в детском саду, обучение не даст должного результата.

Индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку (где учитывается группа здоровья ребенка, уровень его развития и так далее), который сегодня практикуется, отличает современные подходы в образовании от подходов 20-30-летней давности.

Однако говорить о том, что сегодня дети идут более подготовленными в школу, неправильно. И раньше воспитатели давали хорошие знания своим подопечным, только вот учебные программы и требования сегодня изменились, стали другими.

Всем известно, что молодежь нынче не стремится работать в детском саду. Нагрузка, да и ответственность большая, а уровень зарплаты, мягко говоря, оставляет желать лучшего.  

________________________________________________________________________

На практике

Как выяснилось, во многих детских садах работают много педагогов пенсионного возраста, чей опыт, несомненно, очень ценен и неоспорим. Но тут появляется чрезвычайно актуальная проблема – эмоциональное и профессиональное выгорание некоторых пожилых работников, нежелание принимать ими новые, современные проекты, которые, несомненно, требуют много знаний, сил, умений. В такой ситуации необходима поддержка пожилых педагогов, мягкое привлечение их к инновациям, внедряемым в ДОУ.

Педагогам среднего возраста, которые уже имеют за плечами большой педагогический багаж, гораздо легче принять требования современной педагогики. Здесь нельзя не назвать такие качества, как оптимизм, жизненная активность, коммуникабельность, мобильность, обучаемость, умение идти в ногу со временем, владение компьютерной техникой. Последнее очень важно, ведь прогресс не стоит на месте, и сегодня даже маленькие дети общаются с компьютером на "ты". Взрослые должны соответствовать. Требования к педагогам сегодня очень серьезные: это знание методических основ педагогической деятельности, знание психологических основ возрастной педагогики, знание и умение владеть ИКТ (информационно-коммуникативными технологиями). Компьютер, магнитные доски, мультимедийный проигрыватель, видеопроектор… Современный воспитатель должен уметь управляться со всей этой техникой. Иначе нельзя.   Новые жесткие требования диктуют свои правила.

Быть воспитателем - нелегкий труд, а потому каждый, и стар, и млад, должен его ценить и уважать. Педагоги стараются для  детей, вкладывая в них свою душу, чтобы их детство было счастливым и беззаботным.  

________________________________________________________________________

Рисуем портрет

Итак, что же получается?   Современный воспитатель - женщина лет 35-45, имеющая высшее образование,  скромно зарабатывающая  и при этом ухитряющаяся выглядеть в праздники на все сто, в будни же чуть менее элегантно и строго. Главное качество современного воспитателя (как и в былые времена) - умение дарить детям любовь и ласку. Новое, что приобрел воспитатель, - мобильность, умение идти в ногу со временем, следовать современным тенденциям в воспитании и обучении детей. Большое внимание современный воспитатель уделяет самообразованию. Так как воспитательница - женщина немолодая, ей пришлось научиться работать с компьютером, с Интернетом. Воспитатель сегодня должен быть современным человеком,  способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря на возраст и другие обстоятельства, должен им соответствовать.

 Но для педагога прошлого, настоящего и будущего незыблемыми останутся:

•        Любовь к детям  

•        Постоянный творческий поиск  

•        Самообразование  и самосовершенствование

Таким образом, наш диспут подходит к концу. На память о нем, я хочу подарить Вам вот такие памятки «Современный воспитатель, каков он?»

 А закончить наше мероприятие я хочу следующими строчками:

Каким быть должен воспитатель?

Конечно добрым должен быть

Любить детей, любить ученье,

Свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель?

Конечно щедрым должен быть

Всего себя без сожаленья

Он должен детям подарить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)

Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...

Мастер-класс ««Использование LEGO–конструирования в детском саду»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах использования LEGO -конструктора в работе с дошкольниками....

Индивидуальная программа саморазвития воспитателя детского сада. "Игровые технологии для младшего дошкольного возраста"

Учитывая результаты самоанализа своей деятельности, целесообразно будет выбрать тему для повышения своей профессиональной самоподготовки (с 2017 г.- по 2021 г.): «Игровые технологии ...

Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада

Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада...

Силивон В.А. Когда ребёнок рисует. Книга для воспитателей детского сада

В пособии дано краткое, но ёмкое описание возможностей ребёнка в рисовании в разных возрастных группах. Представленны таблицы со схематичными изображениями разных предметов и объектов, доступных для д...