Открытый урок по математике 3 класс "Доли"
план-конспект урока
Тема: Доля. Сравнение долей. Образование долей.
Класс: 3 В
Тип урока: введение нового знания
Цели:первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.
Задачи:
Познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
Регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
Личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
Коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины.
Ход урока
1. Организационный момент
Математика сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята!
Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
− Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете думать и рассуждать. Поприветствуйте гостей! (Дети поворачиваются к гостям и здороваются). Садитесь.
− С каким настроением вы пришли на урок? (С хорошим, отличным)
−Я рада, что у вас хорошее настроение, но я хочу, чтобы оно было ещё лучше. Поэтому у меня в руках «коробочка хорошего настроения», возьмите каждый из этой коробочки по одной улыбке и передайте нашим гостям.
− Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»
− А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? (Чтобы уметь считать, без расчётов нельзя построить дом или мост, математические знания нужны и в производстве, и в искусстве)
− Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны и в реальной жизни и будете с успехом их применять.
− На адрес нашей школы пришло письмо, адресованное 3 В классу. Я не стала его открывать, сначала решила показать вам.
− Отгадайте загадку и скажите, от кого оно может быть? (удивлённо)
Загадка:Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
− От кого же письмо? (от Снеговика). Посмотрим, что в письме? (Да.)
Снеговик пишет: «- Здравствуйте, ребята!Пишет вам Снеговик Иванович, из далекого зимнего леса.У Дедушки Мороза скоро День Рождение, и он попросил испечь для него торт. Лесные жители начали готовить подарок и смогли испечь только 5 долек, но скоро Новый год и они не успевают закончить торт. Лесные жители очень просят помочь им подготовить подарок».
Ребята, поможем? (Да)
(На учительском столе стоит поднос и на него будут выкладываться дольки торта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doli.docx | 180.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г.о. Саранск
План – конспект
Урока математики по теме
3 В класс
УМК «Школа России»
Составила: Царькова Татьяна Алексеевна
Учитель начальных классов
Саранск 2022
Тема: Доля. Сравнение долей. Образование долей.
Класс: 3 В
Тип урока: введение нового знания
Цели:первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.
Задачи:
Познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
Регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
Личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
Коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины.
Ход урока
- Организационный момент
Математика сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята!
Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
− Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете думать и рассуждать. Поприветствуйте гостей! (Дети поворачиваются к гостям и здороваются). Садитесь.
− С каким настроением вы пришли на урок? (С хорошим, отличным)
−Я рада, что у вас хорошее настроение, но я хочу, чтобы оно было ещё лучше. Поэтому у меня в руках «коробочка хорошего настроения», возьмите каждый из этой коробочки по одной улыбке и передайте нашим гостям.
− Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»
− А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? (Чтобы уметь считать, без расчётов нельзя построить дом или мост, математические знания нужны и в производстве, и в искусстве)
− Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны и в реальной жизни и будете с успехом их применять.
− На адрес нашей школы пришло письмо, адресованное 3 В классу. Я не стала его открывать, сначала решила показать вам.
− Отгадайте загадку и скажите, от кого оно может быть? (удивлённо)
Загадка:Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
− От кого же письмо? (от Снеговика). Посмотрим, что в письме? (Да.)
Снеговик пишет: «- Здравствуйте, ребята!Пишет вам Снеговик Иванович, из далекого зимнего леса.У Дедушки Мороза скоро День Рождение, и он попросил испечь для него торт. Лесные жители начали готовить подарок и смогли испечь только 5 долек, но скоро Новый год и они не успевают закончить торт. Лесные жители очень просят помочь им подготовить подарок».
Ребята, поможем? (Да)
(На учительском столе стоит поднос и на него будут выкладываться дольки торта).
− Для этого нам сегодня нужно хорошо потрудиться. За каждое правильно выполненное задание мы будем приготавливать по одному кусочку. Если вы справитесь со всеми заданиями, у нас получится целый торт, и мы поможем лесным жителям порадовать Дедушку Мороза.
− Итак, начнём.
− У меня в руках ключ. Скажите, что обычно делают ключом? (открывают дверь)
− Ребята, открывать можно не только дверь, но и новые знания. И сегодня у нас урок открытия новых знаний.
- Актуализация знаний
− Обычно всё новое начинается с повторения старого.
− Вспомним таблицу умножения.
У вас на партах лежат цифры, положите их перед собой. Я буду читать задание, а вы поднимать карточки с правильным ответом.
1. Первый множитель 8, второй множитель 9, назовите произведение (72 - И).
2. Произведение 5 и 8 равно… (40 - С).
3. Делимое 42, делитель 6, назовите частное (7 - П).
4. Какое из чисел не делится на 8? 40 или 35. (35 - Ь).
5. Какое из данных чисел делится на 5? 20 или 42. (20 - Е).
6. 9*9 будет? (81 - Н).
7.Сколько раз по 4 содержится в числе 12? (3 - А).
8. Если 6 увеличить в 4 раза, получится? (24 - Л)
Молодцы, вы отлично справились с первым заданием, один кусочек торта уже готов.
− Посмотрите на доску. Я выписала все ответы из предыдущего задания. Каждому числу соответствует буква. Давайте расположим числа в порядке возрастания и соберём слово. (Один ученик работает у доски)
3 | 7 | 20 | 24 | 35 | 40 | 72 | 81 |
а | п | е | л | ь | с | и | н |
− Какое слово получилось? (Апельсин)
Отлично, вторая долька торта тоже готова.
− Апельсин – цитрусовый фрукт, очень ароматный, вкусный и полезный.
3. Самоопределение к деятельности.
− Ребята, а причём тут апельсин, когда у нас урок математики?
− Ответить на вопрос нам поможет мультфильм. (Мультфильм «Мы делили апельсин»).
Анализ мультфильма:
− Что делали животные? (Делили апельсин)
− Что получил каждый из животных? (По дольке апельсина, а волк кожуру).
− Произнеся слово «дольки» не так ласково, вы сформулируете тему урока.
(«ДОЛИ»)
− Чему будем учиться на уроке? (Делить на доли, называть, записывать)
− Верно, мы будем говорить о том, как образуются, называются и записываются доли и сравнивать их.
4. Работа по теме урока.
Анализ мультфильма.
− Давайте проверим, насколько вы были внимательны? Ответьте на вопрос «Сколько долек было в целом апельсине?» (5)
− По сколько долек досталось каждому животному? (По одной)
− Сравните эти доли между собой. (Они равные)
− Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.
− Как вы думаете, что такое доля? (Это одна равная часть от целого)
Практическая работа (с яблоком).
− Апельсин делить легко, т.к. он состоит из долей.
− А можно ли разделить яблоко? Как? ( Можно, разрезать)
− Хорошо. (Разрезаю яблоко на неравные части.)
− Можно ли назвать эти части долями? Почему? (Нет, т.к. они не равные)
− А как правильно разрезать? (Разрезаю новое яблоко пополам. Показываю.)
− Какие теперь получились части? (Равные)
− Как мы можем назвать эти равные части? (Половинки)
− Это не только доли, но и половина яблока. Т.е. если любое целое разделить на две равные части, то каждая из них является половиной целого.
− Сколько у меня частей яблока? (показываю одну часть)
− Одна из скольких? (Одна из двух)
Такая доля называется одна вторая.
− А записывать доли в математике принято с помощью специального знака – дробной черты. Доля одна вторая записывается так: ½, где верхнее число показывает, сколько частей взяли, а нижнее, на сколько частей разделили целое. В будущем в школе вы будете много работать с подобными числами.
− Прочитайте, какая дробь записана? (½) (Перехожу к ¼ доле яблока)
− Беру две половины яблока, разрезаю пополам.
− На сколько частей разделила яблоко? (На 4)
− Сколько частей у меня в руке? (1)
− Одна из скольких? (Из четырёх)
− Назовите получившуюся долю. (¼) (Записываю на доске дробь ¼).
− Что значит верхнее число? (Сколько частей взяли)
− Нижнее число? (На сколько частей разделили)
Молодцы, четвертая долька торта готова.
Работа в парах. Практическая работа с кругами.
− На партах у вас лежат круги жёлтого и зелёного цвета.
− 1-й вариант берёт жёлтый круг. Способом перегибания делит его пополам и закрашивает ½ долю круга.
− 2-й вариант берёт зелёный круг. Способом перегибания делит его на 4 части и закрашивает 4 долю круга.
− Сверьте с образцом. (Образец на обратной стороне доски)
Молодцы, ещё одна долька торта готова!
5. Физкультминутка.
Вперед четыре шага, назад четыре шага,
Кружится, кружится наш хоровод.
Ручками похлопаем, ножками потопаем,
Плечиком подвигаем, а потом попрыгаем.
6.Работа по теме урока
− Откройте тетради, запишите число и классная работа.
− Откройте учебники на стр. 92
№1 (стр.92)
− Какие доли получатся, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога? (Одна двенадцатая доля)
(Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях).
Молодцы! Вы справились с заданием. Добавляем ещё один кусочек торта.
№ 2 (стр.92).
(Дети вместе с учителем приходят к выводу, что ½ больше, чем, 1/3).
Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Ещё один кусочек торта готов.
№3 (стр.93)
(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
− Какие данные нам неизвестны, чтобы ответить на вопрос задачи? (Масса одной коробки с бананами)
− Узнав массу одной коробки, сможем ответить на вопрос задачи? (Да, 5 · 9 = 45).
(У доски решает ученик, справившийся с заданием).
Решение:
- 8 – 3 = 5 (кг) – масса одной коробки с бананами.
- 5 · 9 = 45 (кг) – масса 9 ящиков.
Ответ: 45 кг.
Молодцы! Вы справились с заданием. Добавляем ещё один кусочек торта.
7. Резерв
№5 (стр.94).
Решите уравнение с устным объяснением.
(Самостоятельно)
№7 (стр.94)
Вычислить примеры. (Один ученик у доски, остальные в тетради)
− Ребята, посмотрите, какой красивый и большой торт у нас получился. Мы сегодня на уроке славно потрудились и смогли помочь лесным жителям подготовить сюрприз для Дедушки Мороза.
7. Итог урока
− Какова была тема урока? (Нахождение нескольких долей целого.)
− Какие цели ставили на уроке? (научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого, вспомнить, как находить долю числа, развивать вычислительные навыки)
−Удалось выполнить поставленную задачу?
− Удалось помогли Снеговику Ивановичу?
VIII. Оценивание учащихся
− Молодцы! Сегодня за урок вы получаете следующие отметки:… .
8. Домашнее задание
− Откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома выполните № 9, стр. 93 в учебнике.
− Урок окончен. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»
Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...
План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»
Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...
Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"
Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...
Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"
Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...
Конспект открытого урока по математике "Расстояние между точками координатного луча".
Конспект открытого урока....
Открытый урок по Математике
Представлен открытый урок по математике для студентов 1 курса по теме "Логарифмы"...
Открытый урок по Математике
урок – конкурс, который является одной из форм проверки знаний по данной теме....
- Мне нравится (1)