Открытый урок по математике 3 класс "Доли"
план-конспект урока

Царькова Татьяна Алексеевна

Тема: Доля. Сравнение долей. Образование долей.

Класс: 3 В

Тип урока: введение нового знания

Цели:первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.

Задачи:

 Познавательные: УУД -  формировать представление учащихся о делении на  равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

Регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

Личностные УУД:  развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

Коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины.

 

Ход урока

1. Организационный момент

Математика сложна,

Но говорим с почтением,

Что математика нужна

Всем без исключения!

Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не сможет подняться ракета,

Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята!

Давайте, ребята, учиться считать,

Чтобы скорей математиком стать.

− Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете думать и рассуждать. Поприветствуйте гостей! (Дети поворачиваются к гостям и здороваются). Садитесь.

− С каким настроением вы пришли на урок? (С хорошим, отличным)

−Я рада, что у вас хорошее настроение, но я хочу, чтобы оно было ещё лучше. Поэтому у меня в руках «коробочка хорошего настроения», возьмите каждый из этой коробочки по одной улыбке и передайте нашим гостям.

− Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»

− А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? (Чтобы уметь считать, без расчётов нельзя построить дом или мост, математические знания нужны и в производстве, и в искусстве)

Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны и в реальной жизни и будете с успехом их применять.

− На адрес нашей школы пришло письмо, адресованное 3 В классу. Я не стала его открывать, сначала решила показать вам.

− Отгадайте загадку и скажите, от кого оно может быть? (удивлённо)

Загадка:Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

− От кого же письмо? (от Снеговика). Посмотрим, что в письме? (Да.)

Снеговик пишет: «- Здравствуйте, ребята!Пишет вам Снеговик Иванович, из далекого зимнего леса.У Дедушки Мороза скоро День Рождение, и он попросил испечь для него торт. Лесные жители начали готовить подарок и смогли испечь только 5 долек, но скоро Новый год и они не успевают закончить торт. Лесные жители очень просят помочь им подготовить подарок».

Ребята, поможем? (Да)

(На учительском столе стоит поднос и на него будут выкладываться дольки торта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doli.docx180.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г.о. Саранск

План – конспект

Урока математики по теме

3 В класс

УМК «Школа России»

Составила: Царькова Татьяна Алексеевна

Учитель начальных классов

Саранск 2022

Тема: Доля. Сравнение долей. Образование долей.

Класс: 3 В

Тип урока: введение нового знания

Цели:первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.

Задачи:

 Познавательные: УУД -  формировать представление учащихся о делении на  равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

Регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

Личностные УУД:  развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

Коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины.

Ход урока

  1. Организационный момент

Математика сложна,

Но говорим с почтением,

Что математика нужна

Всем без исключения!

Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не сможет подняться ракета,

Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята!

Давайте, ребята, учиться считать,

Чтобы скорей математиком стать.

− Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете думать и рассуждать. Поприветствуйте гостей! (Дети поворачиваются к гостям и здороваются). Садитесь.

 С каким настроением вы пришли на урок? (С хорошим, отличным)

−Я рада, что у вас хорошее настроение, но я хочу, чтобы оно было ещё лучше. Поэтому у меня в руках «коробочка хорошего настроения», возьмите каждый из этой коробочки по одной улыбке и передайте нашим гостям.

Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»

− А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика? (Чтобы уметь считать, без расчётов нельзя построить дом или мост, математические знания нужны и в производстве, и в искусстве)

Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны и в реальной жизни и будете с успехом их применять.

− На адрес нашей школы пришло письмо, адресованное 3 В классу. Я не стала его открывать, сначала решила показать вам.

− Отгадайте загадку и скажите, от кого оно может быть? (удивлённо)

Загадка:Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

− От кого же письмо? (от Снеговика). Посмотрим, что в письме? (Да.)

Снеговик пишет: «- Здравствуйте, ребята!Пишет вам Снеговик Иванович, из далекого зимнего леса.У Дедушки Мороза скоро День Рождение, и он попросил испечь для него торт. Лесные жители начали готовить подарок и смогли испечь только 5 долек, но скоро Новый год и они не успевают закончить торт. Лесные жители очень просят помочь им подготовить подарок».

Ребята, поможем? (Да)

(На учительском столе стоит поднос и на него будут выкладываться дольки торта).

− Для этого нам сегодня нужно хорошо потрудиться. За каждое правильно выполненное задание мы будем приготавливать по одному кусочку. Если вы справитесь со всеми заданиями, у нас получится целый торт, и мы поможем лесным жителям порадовать Дедушку Мороза.

− Итак, начнём.

− У меня в руках ключ. Скажите, что обычно делают ключом? (открывают дверь)

− Ребята, открывать можно не только дверь, но и новые знания. И сегодня у нас урок открытия новых знаний.

  1. Актуализация знаний

− Обычно всё новое начинается с повторения старого.

− Вспомним таблицу умножения.

У вас на партах лежат цифры, положите их перед собой. Я буду читать задание, а вы поднимать карточки с правильным ответом.

1. Первый множитель 8, второй множитель 9, назовите произведение (72 - И).

2. Произведение 5 и 8 равно… (40 - С).

3. Делимое 42, делитель 6, назовите частное (7 - П).

4. Какое из чисел не делится на 8? 40 или 35. (35 - Ь).

5. Какое из данных чисел делится на 5? 20 или 42. (20 - Е).

6. 9*9 будет? (81 - Н).

7.Сколько раз по 4 содержится в числе 12? (3 - А).

8. Если 6 увеличить в 4 раза, получится? (24 - Л)

Молодцы, вы отлично справились с первым заданием, один кусочек торта уже готов.

− Посмотрите на доску. Я выписала все ответы из предыдущего задания. Каждому числу соответствует буква. Давайте расположим числа в порядке возрастания и соберём слово. (Один ученик работает у доски)

3

7

20

24

35

40

72

81

а

п

е

л

ь

с

и

н

− Какое слово получилось? (Апельсин)

Отлично, вторая долька торта тоже готова.

− Апельсин – цитрусовый фрукт, очень ароматный, вкусный и полезный.

3. Самоопределение к деятельности.

− Ребята, а причём тут апельсин, когда у нас урок математики?

− Ответить на вопрос нам поможет мультфильм. (Мультфильм «Мы делили апельсин»).

Анализ мультфильма:

− Что делали животные? (Делили апельсин)

− Что получил каждый из животных? (По дольке апельсина, а волк кожуру).

− Произнеся слово «дольки» не так ласково, вы сформулируете тему урока.

(«ДОЛИ»)

− Чему будем учиться на уроке? (Делить на доли, называть, записывать)

− Верно, мы будем говорить о том, как образуются, называются и записываются доли и сравнивать их.

4. Работа по теме урока.

Анализ мультфильма.

− Давайте проверим, насколько вы были внимательны? Ответьте на вопрос «Сколько долек было в целом апельсине?» (5)

− По сколько долек досталось каждому животному? (По одной)

− Сравните эти доли между собой. (Они равные)

− Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

− Как вы думаете, что такое доля? (Это одна равная часть от целого)

Практическая работа (с яблоком).

− Апельсин делить легко, т.к. он состоит из долей.

− А можно ли разделить яблоко? Как? ( Можно, разрезать)

− Хорошо.  (Разрезаю яблоко на неравные части.)

− Можно ли назвать эти части долями? Почему? (Нет, т.к. они не равные)

− А как правильно разрезать? (Разрезаю новое яблоко пополам. Показываю.)

− Какие теперь получились части? (Равные)

− Как мы можем назвать эти равные части? (Половинки)

− Это не только доли, но и половина яблока. Т.е. если любое целое разделить на две равные части, то каждая из них является половиной целого.

− Сколько у меня частей яблока?  (показываю одну часть)

− Одна из скольких? (Одна из двух)

Такая доля называется одна вторая. 

А записывать доли в математике принято с помощью специального знака – дробной черты. Доля одна вторая записывается так: ½, где верхнее число показывает, сколько частей взяли, а нижнее, на сколько частей разделили целое. В будущем в школе вы будете много работать с подобными числами.

− Прочитайте, какая дробь записана? (½) (Перехожу к ¼  доле яблока)

− Беру две половины яблока, разрезаю пополам.

− На сколько частей разделила яблоко? (На 4)

− Сколько частей у меня в руке? (1)

− Одна из скольких? (Из четырёх)

− Назовите получившуюся долю. (¼) (Записываю на доске дробь ¼).

− Что значит верхнее число? (Сколько частей взяли)

− Нижнее число? (На сколько частей разделили)

Молодцы, четвертая долька торта готова.

Работа в парах. Практическая работа с кругами.

− На партах у вас лежат круги жёлтого и зелёного цвета.

− 1-й вариант берёт жёлтый круг. Способом перегибания делит его пополам и закрашивает ½ долю круга.

− 2-й вариант берёт зелёный круг. Способом перегибания делит его на 4 части и закрашивает 4 долю круга.

− Сверьте с образцом. (Образец на обратной стороне доски)

 Молодцы, ещё одна долька торта готова!

5. Физкультминутка.

Вперед четыре шага, назад четыре шага,

Кружится, кружится наш хоровод.

Ручками похлопаем, ножками потопаем,

Плечиком подвигаем, а потом попрыгаем.

6.Работа по теме урока

Откройте тетради, запишите число и классная работа. 

− Откройте учебники на стр. 92

№1 (стр.92)

− Какие доли получатся, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога? (Одна двенадцатая доля)

(Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях).

Молодцы! Вы справились с заданием. Добавляем ещё один кусочек торта.

№ 2 (стр.92).

 

(Дети вместе с учителем приходят к выводу, что ½ больше, чем, 1/3).

Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Ещё один кусочек торта готов.

№3 (стр.93)

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

− Какие данные нам неизвестны, чтобы ответить на вопрос задачи? (Масса одной коробки с бананами)

− Узнав массу одной коробки, сможем ответить на вопрос задачи? (Да, 5 · 9 = 45).

(У доски решает ученик, справившийся с заданием).

Решение:

  1. 8 – 3 = 5 (кг) – масса одной коробки с бананами.
  2. 5 · 9 = 45 (кг) – масса 9 ящиков.

Ответ: 45 кг.

Молодцы! Вы справились с заданием. Добавляем ещё один кусочек торта.

7. Резерв

№5 (стр.94).

Решите уравнение с устным объяснением.

(Самостоятельно)

№7 (стр.94)

Вычислить примеры. (Один ученик у доски, остальные в тетради)

− Ребята, посмотрите, какой красивый и большой торт у нас получился. Мы сегодня на уроке славно потрудились и смогли помочь лесным жителям подготовить сюрприз для Дедушки Мороза.

7. Итог урока

− Какова была тема урока? (Нахождение нескольких долей целого.) 

− Какие цели  ставили на уроке? (научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого, вспомнить, как находить долю числа, развивать вычислительные навыки)

−Удалось выполнить поставленную задачу?

− Удалось помогли Снеговику Ивановичу?

VIII.  Оценивание учащихся

− Молодцы! Сегодня за урок вы получаете следующие отметки:… .

8. Домашнее задание

− Откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома выполните № 9, стр. 93 в учебнике.

− Урок окончен. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"

Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...

Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"

Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...

Открытый урок по Математике

Представлен открытый урок по математике для студентов 1 курса по теме "Логарифмы"...

Открытый урок по Математике

урок – конкурс, который является одной из форм проверки                   знаний по данной теме....