Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.07 Семейное право
методическая разработка
Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.07 Семейное право для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УиВР ГБПОУ Юридический колледж _________________ Л.Ф. Воронцова ______________ 2022 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ (ПРОЕКТОВ)
по ОП.07 Семейное право
специальность
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
базовый уровень подготовки
курс 3 семестр 6
РАЗРАБОТЧИК преподаватель ______________ А.В. Торопыгина подпись иоф ____ _____________2022 г. | |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ЦК общеобразовательных дисциплин Рекомендовано к использованию в учебном процессе | СОГЛАСОВАНО Ведущий специалист по качеству и содержанию образования _________________ __________ подпись иоф ____ _____________2022 г. |
Москва – 2022
СОДЕРЖАНИЕ
2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА 4
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Семейное право» является общепрофессиональной учебной дисциплиной профессионального цикла обязательной части ОПОП.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
составлять брачный договор и алиментное соглашение; оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав; анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия и источники семейного права; содержание основных институтов семейного права;
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 3.1. Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы.
ПК 3.2. Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан.
ПК 3.3. Составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем.
ПК 3.4. Формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом
ПК 3.5. Проводить мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразного применения законодательства, с использованием информационных справочно-правовых систем
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Название разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка обучающихся, час | Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа обучающихся, час | |
Всего часов | В том числе: | |||
Практические занятия, час | ||||
Раздел 1 Общие положения | 21 | 14 | 10 | 7 |
Тема 1.1. Общая характеристика семейного права | 6 | 4 | 2 | 2 |
Тема 1.2. Заключение и прекращение брака | 15 | 10 | 6 | 5 |
Раздел 2 Супружеские и родительские правоотношения | 30 | 20 | 12 | 10 |
Тема 2.1. Права и обязанности супругов | 16 | 12 | 8 | 4 |
Тема 2.2. Правоотношения между родителями и детьми | 14 | 8 | 4 | 6 |
Раздел 3 Алиментные обязательства и устройство детей без попечения родителей | 30 | 20 | 10 | 10 |
Тема 3.1. Алиментные обязательства членов семьи | 16 | 12 | 8 | 4 |
Тема 3.2. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей | 14 | 8 | 4 | 6 |
Итого за 6 семестр: | 81 | 54 | 32 | 27 |
ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ: | 81 | 54 | 32 | 27 |
2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА
3.1. Общие требования
В 6-м семестре обучающиеся пишут рефераты, делают проекты по дисциплине ОП.07 Семейное право, что является важной составной частью учебного процесса.
Выполнение рефератов (проектов) способствует углубленному усвоению положений семейного права, выявляет способности обучающихся к самостоятельной работе над литературой, вырабатывает навыки анализа и обобщения государственно-правовой практики.
Прежде чем приступить к выполнению реферата, обучающемуся следует внимательно ознакомиться с программой курса, усвоить основные понятия семейного права. Тему необходимо выбирать с учетом интереса к определенным вопросам курса, доступности соответствующей литературы, возможности использования личного опыта при подготовке работы.
Перечень тем рефератов приведен в Приложении 1 к настоящим Методическим указаниям.
Написанию работы должны предшествовать глубокое изучение всех рекомендуемых к теме источников и литературы, а также подбор и анализ примеров из государственно-правовой практики для иллюстрации и подтверждения основных положений работы. В качестве источников могут быть использованы монографии, научные статьи, нормативные правовые акты, публикуемая практика судов, иные материалы.
После изучения литературы и ее осмысления можно приступать к формулированию ответов на вопросы темы и составлению плана реферата (проекта).
3.2. Структура и оформление реферата
Структура и содержание реферата должны в полной мере раскрывать избранную тему.
Структура реферата включает:
- титульный лист;
- план работы;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников и литературы.
Титульный лист оформляется согласно Приложению 2 к настоящим Методическим указаниям.
План реферата должен отображать логическую структуру всей работы.
Во Введении необходимо обосновать выбор темы реферата и определить актуальность заявленной тематики исследования.
Основная часть работы подразделяется на главы, которые могут быть разделены на параграфы. Каждую главу нужно писать с нового листа (страницы). Не допускается, чтобы название одной из глав повторяло название всей работы.
В Заключении фиксируются основные выводы и предложения по результатам исследования и вытекающие из текста работы.
В конце работы обязательно приводится список использованных источников и литературы, который оформляется по аналогии со сносками. Перечень используемых источников подразделяется на 3 части: основная литература, дополнительная литература и Интернет-ресурсы и оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2017 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
В перечень основной литературы включаются учебники и учебные пособия, предусмотренные учебной программой, с учетом последних изданий не старше 5 лет.
Перечень дополнительной литературы, кроме учебников и учебных пособий, состоит из печатных изданий, отражающих современный уровень развития соответствующих отраслей науки и техники, в том числе периодических изданий.
Перечень Интернет-ресурсов включает электронные ресурсы, содержащиеся в сети Интернет.
Содержание работы должно соответствовать ее наименованию (заголовку).
3.3. Перечень рекомендуемых источников
Перечень рекомендуемых при написании работы источников приведен в Приложении 3 к настоящим Методическим указаниям.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
для обучающихся по учебной дисциплине
«Семейное право»
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ПРОЕКТОВ)
- История развития отечественного семейного права.
- Предмет правового регулирования семейного права.
- Метод правового регулирования семейного права.
- Основные начала (принципы) семейного права.
- Историческое развитие семейно-правового принципа моногамии.
- Особенности семейных правоотношений.
- Субъекты семейных отношений.
- Осуществление и защита семейных прав.
- Юридические факты как основание возникновения семейных правоотношений.
- Правоспособность и дееспособность в семейном праве.
- Судебная защита семейных прав.
- Самозащита семейных прав.
- Судебная защита прав несовершеннолетних в РФ.
- Социологическое и юридическое понятия семьи.
- Роль семьи в формировании личности.
- Семья: история и современные правовые проблемы.
- Брак - правовой институт семейного права.
- История развития института брака в России.
- Гарантии принципа добровольности брачного союза.
- Условия и порядок заключения брака.
- Прекращение брака.
- Нравственные и правовые проблемы распада семьи.
- Расторжение брака в органах ЗАГСа.
- Правовое регулирование расторжения брака в суде.
- Недействительность брака.
- Фиктивный брак.
- Правоприменительная практика и статистика о причинах расторжения брака, профилактике и предотвращении разводов.
- Равноправие в семье — основа ее прочности.
- Законный режим имущества супругов.
- Совместно нажитое имущество (собственность).
- Имущество каждого из супругов.
- Раздел совместно нажитого имущества.
- Правовая природа и элементы брачного договора.
- Изменение и расторжение брачного договора.
- Ответственность супругов по обязательствам.
- Гарантии прав ребенка в РФ.
- Реализация права ребенка на образование.
- Жилищные права ребенка.
- Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
- Лишение родительских прав — последствие неисполнения родительских обязанностей.
- Ограничение родителей в их правах.
- Ответственность родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми.
- Установление происхождения детей.
- Установление происхождения ребенка при применении искусственных методов репродукции человека.
- Правовые аспекты суррогатного материнства.
- Процессуальные аспекты оспаривания отцовства.
- Алиментные обязательства родителей в отношении несовершеннолетних детей.
- Алиментные обязательства родителей в отношении совершеннолетних нетрудоспособных детей.
- Алиментные обязательства детей в отношении нуждающихся нетрудоспособных родителей.
- Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
- Алиментные обязательства других членов семьи.
- Правовая природа соглашения об уплате алиментов.
- Порядок уплаты и взыскания алиментов по российскому законодательству.
- Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
- Усыновление — приоритетная форма воспитания детей, оставшихся без попечительства.
- Опека и попечительство над детьми.
- Приемная семья.
- Особенности заключения брака в зарубежных странах.
- Тайна усыновления: нравственные и правовые проблемы.
- Усыновление российских детей иностранцами.
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
для обучающихся по учебной дисциплине
«Семейное право»
Оформление титульного листа (образец)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ «Юридический колледж»)
Дисциплина: ОП.07 Семейное право
Форма обучения: очная
РЕФЕРАТ
Тема: «Порядок заключения брака»
Выполнил:
студент 3 курса группы 311
Иванов Петр Сидорович
Преподаватель:
к. пол. н. Торопыгина А.В.
Москва, 2021
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
для обучающихся по учебной дисциплине
«Семейное право»
Перечень рекомендуемых источников
при написании реферата
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. -2009. -№4. -Ст.445
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
- Гомола А.И. Семейное право: учебник (в электронном формате). Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2017.
- Практикум по семейному праву / Л.М. Пчелинцева. 12-е изд., 2019.
- Семейное право: учебное пособие для бакалавров / А.М. Нечаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2018. 289 с.
- Семейное право: учебник / под ред. А.А. Демичева. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. 272 с.
- Семейное право России: учебник / Л.М. Пчелинцева. – 6-е изд., перераб. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 720 с.
- Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (http://www.consultant.ru/online/).
- Справочно-правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru/iv/).
- Справочно-правовая система «Кодекс» (http://www.kodeks.ru/).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по написанию реферата
Методические рекомендации составлены в помощь студентам, рекомендованы для занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-786068-1465289718.jpg)
Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта по дисциплине "Иностранный язык"
В методической разработке дается информация о создании индивидуального проекта по учебной дисциплине "Иностранный язык", в частности излагаются рекомендации по оформлению проекта и структуре его введе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-831077-1476445022.jpg)
методические рекомендации при написании курсовых проектов
Методические указания по оформлению курсовых проектов для студентов Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» по профессии 43...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/20/picture-906964-1489995315.jpg)
Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта по информатике
Методические рекомендации по написанию индивидуальных проектов для лиц с ОВЗ...
Методические рекомендации при написании реферата по физике
Методические разработки для написания рефератов по общеобразовательному предмету физика....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1181850-1579074522.jpg)
Методические рекомендации по написанию Реферата
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА Написание рефератов является одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов в процессе обучения в университете и формой подготовки к научно-иссле...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/20/picture-644209-1666283859.jpg)
Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.01 Теория государства и права
Методические рекомендации по написанию рефератов (проектов) по дисциплине ОП.01 Теория государства и права для специальностей 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и 40.02.02 Правоохран...