«Инновационная деятельность и обеспечение устойчивого развития профессиональных образовательных учреждений»
методическая разработка

1 Иновационный процесс

2 Роль,место и фуекций специалистов профессионального образования

3 Иновационные подходы к организации учебного процесса в условиях интеграции образовательных  учреждений

4 Участие в иновационных проектах

5 Развитие эффективных партнёрских отношений, как фактор повышения качества подготовки рабочих кадров

Скачать:


Предварительный просмотр:

УФСИН РОССИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79

ФИЛИАЛ №5

ДОКЛАД

«Инновационная деятельность и обеспечение устойчивого развития профессиональных образовательных учреждений»

Выполнил: мастер производственного обучения

Жучков Александр Алексеевич

г.Донской 2023г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………………………………стр.2

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..стр.3

1. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ……………………………………………………..стр.4

2.  РОЛЬ, МЕСТО И ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………………………………………………………стр.4

3. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ………………………………………………………………………………………….…..….стр.5

4. УЧАСТИЕ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ …………………….…………….стр.6

5. РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ …………………..стр.6

ВЫВОД……………………………………………………………………………………….стр.8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………стр.9


ВВЕДЕНИЕ

За последние годы термин «инновация» прочно вошел в нашу жизнь. Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека, они возникают в результате научных исследований и вносят в образовательную среду стабильные элементы новшества.

В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом:

- инновации, как новые знания;

- внедрение инноваций в практическую деятельность;

- диффузия инноваций, т. е. распространение инновационного опыта, применение инновационных продуктов и технологий в новых местах и условиях.

Создание инновационного климата в сфере образования - цель национальной образовательной политики России, об этом говорится и в проекте «Наша новая школа», широко обсуждаемого в настоящее время.

Основная педагогическая идея этой огромной работы в том, что мониторинг учебного процесса - это важное и неотъемлемое звено управления в сфере образования.

Наиболее эффективно управленческая функция срабатывает на этапах:

- сбор информации;

- планирование действий

- принятие решения;

- выполнение;

- контроль;

- оценка качества выполненной работы.

Исследование ради позитивного воздействия, оперативное реагирование в различных ситуациях, выработка стратегии развития учебного заведения — составляющие технологии управления.


1. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Из аналитических данных известно, что социальными партнерами затребовано изменение роли, места и функций специалистов начального профессионального образования. Возросли требования к компетентности, технологической культуре и качеству труда. Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста новых профессиональных и личностных качеств. Наиболее значимы культура предпринимательства; способность к самостоятельным действиям, приобретению новых знаний, ответственность за выполненную работу и другие.

В подготовке специалистов необходимо опираться не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование компетенций.

Для профессионального образования, наряду с другими моделями, наиболее актуальна, по профессиям модульная система обучения с представлением ключевых компетенций. Содержание формируется на основе образовательных и имеющихся проблем профессионального образования.

Принятая двухуровневая модель модульного профессионального образования позволяет:

- управлять качеством образовательного процесса,

- улучшать взаимосвязи с рынком труда,

- повышать компетенции обучающихся,

- обновлять содержание образования,

- повысить гибкость программ обучения за счет модульного подхода.

Разработана и утверждена на педагогическом совете модель выпускника училища.

Для обеспечения методического сопровождения учебного процесса проведена корректировка программ производственного обучения в соответствии с модульной программой. Учтены рекомендации, и включены в программы детальное изучение местных особенностей, современное оборудование и работа на нем.

Основная проблема, решаемая при переходе на новую модель обучения, - активизация учебно-познавательного процесса за счет максимальной самостоятельной образовательной деятельности обучающихся при работе с модулями.

Таким образом, практически каждая дисциплина может использовать новые мультимедийные технологии, методы и приемы для повышения уровня знаний, ускорения и улучшения подачи материала, активизации обучения в современном учебном заведении.

2. РОЛЬ, МЕСТО И ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Но на сегодняшний день, для общества и работодателя на рынке труда представляет интерес такой специалист, который подготовлен к решению профессиональных задач в различных условиях, умеет работать с информацией. Исходя из этого, необходимо изучить и адаптировать в учебный процесс технологию развития критического мышления учащихся. Эта технология позволяет максимально направить деятельность на уроке на работу с информацией. В ее структуре много интересных методических приемов, формирующих опыт самостоятельной деятельности в различных ситуациях. Планируется в дальнейшем расширять спектр используемых инновационных педагогических технологий.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс модульно-компетентностного подхода повысит качество подготовки будущих специалистов, что подтверждается следующими результатами:

- динамика качественной успеваемости по предметам профессионального и общеобразовательного цикла положительная;

- качественные показатели по производственному обучению и итоговой аттестации стабильно высокие и имеют тенденцию к росту;

- выпускники востребованы на рынке труда.

Адаптироваться к жестким социально-экономическим требованиям обстановки рынка образовательных услуг могут лишь те  учебные учреждения, которые работают в инновационном режиме. Именно инновации определяют в конечном счете имидж учебного учреждения, на сегодня это вопрос его жизнеспособности в образовательном пространстве.

Аналитическая работа и осознание, что за последние годы развитие учебных заведений ориентирована на конкретные нововведения в образовательную среду, стабильные элементы новшества, улучшающие ее качество. Это позволяет работать в инновационном режиме и определять свои перспективные шаги в будущее.

3. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Модернизация профессионального образования является официально признанной стратегией государственной политики Российской Федерации. Ключевой момент модернизации образования - введение в учебный процесс актуальных инноваций, цель которых - улучшение качества профессионального образования. Одним из общероссийских инновационных подходов в области профессионального образования в настоящее время является интеграция образовательных учреждений среднего профессионального образования. Это потребовало от каждого конкретного образовательного учреждения осуществления инноваций, в частности, пересмотра организационной структуры объединённых образовательных учреждений, через создание образовательно-информационного ресурсного центра на основе социального партнерства, позволяющего реализовать связь между различными траекториями профессионального образования: среднее профессиональное образование, повышение квалификации.  Освоение любой квалификационной ступени должно гарантировать выпускнику трудоустройство, а высокотехнологичным производствам и предприятиям - обеспечение квалифицированными рабочими и специалистами в соответствии с Государственными стандартами и изменяющимися условиями рынка труда.

Что конкретно дала интеграция ступеней?

Основные моменты:

- расширение спектра образовательных услуг, обеспечивающих доступность и вариативность профессионального образования;

- модернизацию, на основе модульной технологии, учебных программ и образовательного процесса, обеспечивающих гибкость системы подготовки квалифицированных кадров;

- рост заинтересованности социальных партнёров работодателей в разработке, оценке и реализации Программ развития;

- увеличение удельного веса тех образовательных технологий, которые в большей мере способствуют формированию профессиональных компетенций обучающихся;

- создание системы стимулирования творчества обучающихся, высокий уровень развитости которых является одним из гарантов адаптации на рынке труда;

- возможность выбора обучающимся траектории профессионального образования различного уровня в стенах одного и того же образовательного учреждения, что, в определённой мере способствует, комфортности их образовательного процесса;

- создание оптимальной системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспечения образовательной деятельности;

- социальную защищённость педагогического коллектива.

Чтобы перечисленное выше стало возможным, педагогическому коллективу, в статусе ресурсного центра, пришлось пересмотреть свои функции.

Перечень традиционных функций дополнился новыми: исследование, анализ, координация.

Организующим началом в области исследования, анализа проблем профессионального образования и координации их решения стала разработка методики профессионального образования. Возникают идеи инноваций, в которых реализуются два этапа:

1. Внутрикорпоративное повышение квалификации в области возникших проблем профессионального образования;

2. Деятельность временных творческих коллективов по разработке содержания и технологий инноваций.

Вот некоторые инновационные подходы деятельности:

1. Расширение спектра востребованных профессий и специальностей.

2. Модернизация профессионально-ориентационной работы. 

3. Обновление содержания образования и независимая оценка качества процесса и результатов профессионального образования.

Исходя из результатов анализа рынка труда, учитывая факт появления широкого ассортимента новых материалов, применяемых в швейном производстве, приобретенное, в рамках реализации национального проекта «Образование», новое высокотехнологичное оборудование, с учетом запросов работодателей и их участием, было определено новое содержание образования для всех профессий и специальностей, участвующих в инновационной образовательной программе.

Работодателям необходимо не только участвовать в итоговых аттестациях выпускников, но и открытых уроков, что позволит обратить самое серьёзное внимание на технологизацию дидактического процесса.

4. УЧАСТИЕ В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ

С одной стороны это участие требует достаточно большого напряжения морального, физического и психологического от всей команды, с другой, как сказал Льюис Кэрролл, «чтобы только стоять на месте, надо очень быстро бежать!».

Таким образом, поиск актуальных инноваций, исследование их эффективности и введение в процесс профессионального образования, позволяют каждому образовательному учреждению не только функционировать, но и успешно развиваться.

5. РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ

Трансформация экономического уклада, расширение рынков труда, капитала интеллектуальных ресурсов, образовательных услуг, изменили стратегию подготовки кадров. В связи с изменением форм собственности и  падением промышленного производства нарушились традиционные взаимоотношения между профессиональными училищами и работодателями.

Новые экономические условия диктуют новые подходы к взаимодействию с участниками рынка труда, ориентируясь на конкретные запросы работодателей, которые становятся инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества.

Система образования вынуждена адаптироваться, постоянно и своевременно изменяться, охватывать все большее число заинтересованных участников, стремиться вовлечь практически все возможные ресурсы.

В мире накоплен значительный опыт социального взаимодействия, осуществляемый путем партнерства его участников. Социальное партнерство признается как важнейший фактор модернизации профессионального образования. Возникает необходимость в поиске партнеров с общими производственными задачами и интересами.

Механизмы взаимодействия строятся на определенных фундаментальных принципах и нормах:

- партнерские отношения основываются на добровольности признания партнерами друг друга в качестве участников отношений;

- решающим, в отношениях партнерства, выступает фактор взаимной заинтересованности сторон, уважение и учет интересов партнеров;

- предполагается обоюдная ответственность за общее дело, обязательность исполнения достигнутых договоренностей в рамках соглашений и договоров.

Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов.

Проблемами в подготовке квалифицированных специалистов, остаются:

1. Для качественной подготовки необходимо сложное технологическое оборудование нового поколения.

2. Недостаток педагогических кадров с инновационным мышлением.

3. Низкая социальная планка рабочих специальностей.

Так как подходы к решению данных проблем разные, условно, партнерские отношения можно разделить на две категории:

  1. Партнеры на рынке труда.
  2. Партнеры на рынке образовательных услуг.

Задачей в этом направлении является подготовка высококвалифицированных кадров. Проводя политику глобальной модернизации производства, необходимо искать специалистов на сложное технологическое оборудование. Это возможно, имея современный центр подготовки.

В инновационных проектах и в решении некоторых проблем социального плана необходима поддержка работодателей. Предоставление рабочих мест с высокотехнологичным оборудованием, участие в технологическом процессе предприятия во время производственной практики повышает у учащихся степень ответственности, предполагает более высокий качественный уровень подготовки, повышает конкурентоспособность выпускников учебных заведений.

Научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Использование инновационных методик в педагогической практике позволяет вывести на новый уровень качество подготовки специалиста.

Участие коллектива учебного заведения в приоритетных национальных проектах является стимулом создания системы работы по повышению профессиональных компетенций и разработки системы оценки качества.

Теперь к вопросу мотивации к обучению.

Низкая социальная планка делает непривлекательной рабочие специальности, поэтому необходимо развивать заинтересованность в получении профессионального образования через сильные стимулы.

В современных условиях, это - непрерывное образование. Его задача - создание эффективной системы объединения потенциалов учебных заведений профессионального образования и предприятий для подготовки технических и инженерных кадров.


ВЫВОД

Качество и ожидаемая результативность образовательной программы; существующее состояние качества подготовки рабочих кадров и специалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями; софинансирование подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов.

1. Качество и ожидаемая результативность представленной инновационной образовательной программы оценивается по следующим характеристикам:

1.1. Соответствие содержания инновационной образовательной программы профилям подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов;

1.2. Ожидаемое качественное изменение содержания образования и методов организации образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с современными производственными технологиями, потребностями работодателей;

1.3. Создание системы контроля реализации инновационной образовательной программы, в том числе со стороны работодателей;

1.4. Соответствие учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, программного и методического обеспечения образовательного процесса целям представленной инновационной образовательной программы;

1.5. Планируемое участие работодателей в образовательном процессе, итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения и аттестации педагогических работников образовательного учреждения;

1.6. Устойчивость предполагаемых результатов внедрения инновационной образовательной программы и их влияние на изменение образовательной среды и взаимодействие с работодателями.

2. Существующее состояние качества подготовки рабочих кадров и специалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями оценивается по следующим характеристикам:

2.1. Эффективность системы управления и контроля качества в образовательном учреждении;

2.2. Состав педагогических кадров;

2.3. Использование информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательным учреждением;

2.4. Востребованность выпускников на рынке труда;

2.5. Эффективность договорных отношений с работодателями по предоставлению современных баз практик, мест для проведения практических занятий и производственного обучения, а также мест для стажировок педагогических работников и мастеров производственного обучения; участие работодателей в образовательном процессе, оценке качества подготовки выпускников (итоговой аттестации);

2.6. Эффективность использования переданного работодателями оборудования образовательному учреждению во временное или постоянное пользование.

3. Софинансирование подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов, оценивается по следующим характеристикам:

3.1. Объем софинансирования из средств работодателей;

3.2. Объем софинансирования из средств бюджета субъекта Российской Федерации;

3.3 Объем софинансирования из внебюджетных средств образовательного учреждения, участвующего в конкурсе.

Исполнение обязательства по софинансированию может осуществляться путем приобретения оборудования, предоставления услуг и выполнения работ, предусмотренных договором между образовательным учреждением и работодателем.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Юсуфбекова Н. Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.
  2. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001.
  3. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
  4. Голубков Е. П. Изучение потребителей // Маркетинг в России и за рубежом. — 1998. - № 6 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль библиотеки в деятельности профессионального образовательного учреждения

Статья о роли библиотеки в деятельности профессионального образовательного учреждения...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в профессиональном образовательном учреждении

Методический материал может быть использован преподавателями профессиональных образовательных учреждений для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеклассной работе по эк...

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Любой регион занимает особое место в геополитическом и национальном пространстве, представляя собой территорию, имеющую развивающиеся хозяйствующие субъекты с межхозяйственными связями или наоборот, т...

Развитие интереса к урокам литературы в условиях среднего профессионального образовательного учреждения

Статья посвящена вопросу, как воспитать вдумчивого и внимательного читателя на уроках литературы в СПО. Из опыта работы приведены примеры разнообразных методик и стратегий, направленных на развитие ин...

Инновационная деятельность и обеспечение устойчивого развития профессиональных образовательных учреждений

Инновационная деятельность профессиональных образовательных учреждений...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ смоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рославльский многопрофильный колледж» на 2021 - 2024 годы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯсмоленского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения«Рославльский многопрофильный колледж»на 2021 - 2024 годы...