Развитие интереса к урокам литературы в условиях среднего профессионального образовательного учреждения
статья

Статья посвящена вопросу, как воспитать вдумчивого и внимательного читателя на уроках литературы в СПО. Из опыта работы приведены примеры разнообразных методик и стратегий, направленных на развитие интереса к литературе и процессу чтения произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова А.В. преподаватель литературы и частных методик ГБПОУ Калужской области «Кировский индустриально-педагогический колледж им. А.П.Чурилина»

Развитие интереса к урокам литературы в условиях среднего профессионального образовательного учреждения

Читать – это еще ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чем главное.

К.Д.Ушинский

Современный студент, какую бы не осваивал профессию, всегда является читателем. Ему приходится не только усваивать содержание, но и находить необходимую информацию, переосмысливать её.

Воспитание внимательного, вдумчивого читателя – вот одна из главных задач преподавания литературы. Решение такой нелегкой задачи довольно проблематично в современных условиях, ведь сейчас растет поколение нечитающих людей.  В среднем профессиональном образовании уроки литературы, главным образом, являются уроками чтения художественных произведений, в меньшей степени представлены уроки по  изучению теории и истории литературы, литературно-критического материала.

Какие же возникают трудности у студентов при освоении курса литературы и у преподавателей, ведущих этот предмет?

Во-первых, многих пугает количество произведений, предназначенных для чтения. Ведь весь этот огромный список студенты должны освоить за один учебный год. Программа СПО перегружена учебным материалом, а количество уроков для изучения слишком мало, поэтому результатом часто становится отторжение самого предмета литературы.

Во-вторых, многие произведения XIX и XX веков, включенные в программу, очень объёмны и, чтобы прочитать их, обучающиеся должны потратить много времени, а  без внутренней потребности это практически невозможно. Студенты сами не читают, а воспринимают всё с чужих слов - преподавателя, одногруппников,  готовых кратких изложений, взятых из Интернета. В целях экономии времени обучающиеся могут заменять чтение текста просмотром экранизаций. Возникает проблема — обзорное изучение большей части произведений, которое не даёт полного представления о замысле автора и об особенностях его  произведения.

В-третьих, уровень восприятия студентов и их интересы не соответствуют содержанию многих произведений, предусмотренных обязательной программой. В силу отсутствия жизненного опыта ребята не могут объяснить причины и следствия поведения героев, смысл развития сюжетной линии и т.п. Плюс ко всему – маленький кругозор, отсутствие представлений о некоторых предметах и явлениях. Возникает следующая проблема – неумение полноценно анализировать текст, делать выводы, соразмышлять и сопереживать.

Выявленные трудности, возникающие  при освоении программы литературы – это всего лишь часть проблем, с которыми мне и многим преподавателям приходится сталкиваться.  Без решения данных проблем научить студентов быть читателями, а тем более внимательными и  сопереживающими читателями, как было сказано выше, достаточно сложно.

На своих уроках литературы я часто использую чтение текста и аналитическую беседу. Для развития интереса к литературе и к процессу чтения произведений, я применяю разнообразные методы и стратегии, о которых расскажу подробнее.

1. Составление студентами кроссвордов по биографии писателя или по его произведениям. 

Обучающиеся должны внимательно прочитать как произведение, так и дополнительный материал, чтобы отобрать слова для кроссворда и сформулировать вопросы, описывающие эти слова, а затем слова собрать в горизонтальные и вертикальные строки.  Такая работа развивает познавательную активность, создает положительный эмоциональный настрой, учит задавать вопросы и находить на них ответы, учит сравнивать и сопоставлять.

Такой кроссворд составил один из студентов после знакомства с творчеством А.Куприна и И.Бунина:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

3

 

 П

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 П

 

Р 

 

 О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

1

 Ф

А 

Д

Е 

Е

В 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Б

 У

 Н

И 

Н 

 

 

 

 Р

 

 А

 

 Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 А

 

6

 

 И

 

 Л

 

 С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 В

О 

 Р

О 

Н 

Е

 Ж

 

 И

 

 Т

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 О

 

 О

 

 

 

 З

 

 Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 Б

 

 

 

16

 

 В

 

 Б

 

 

 

 М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Е

 

 

 

 Ф

 

 Ч

 

 Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 Т

А

Т

А 

Р

К 

 А

 

 Л

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Х

 

 

 

 А

 

Т

 

 Е

 

 М

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 О

 

 

 

 Н

 

 

 

 В

 

 О

 

 

Л 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В

 

 

 

 Ц

 

 

9

 С

У 

Л

А 

М 

И 

Ф

Ь 

 

 

 

 

 

 

 

 Е

 

 

 

 И

 

 

 

 К

 

 О

 

 

 С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Н

 

 

 

 Я

 

 

 

 А

 

 Х

 

 

 Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Я

 

 

13

 П

 О

Д 

П

О

Р 

У

Ч

И 

К 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

С

У 

Х

О 

 Д

О 

Л 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

  1. возглавил делегацию, встречавшую из эмиграции Куприна

5 – родной город Бунина

8 - писатель, друг Куприна

9 – Рассказ  Куприна о любви (1908)

12 – мать Куприна по национальности

13- чин, в котором Куприн начал военную службу

14 – известный рассказ Бунина (1911)

По вертикали:

2 – город, в котором умер Бунин

3 – к этому литературное направление  относится творчество Куприна и Бунина

4 – жанр произведения Куприна «Гранатовый браслет»

6 – высшая награда в литературе, которой был удостоен Бунин

7 – родной город Куприна

10 – поэма, за которую Бунин был награжден Пушкинской премией

11 – первое крупное произведение Куприна

15 – композитор, упоминающийся в произведении Куприна

16 –в этой стране жил в эмиграции Куприн

2. Стратегия «Алфавит  за «круглым столом»

 Цель – заполнить как можно больше ячеек словами, относящимися к теме  (урока, текста, занятия, блока, раздела и т.д.) Слова должны начинаться с той буквы, которая указана в ячейке. Обсуждение результатов работы проходит по методике обсуждения («круглый стол»). Такое задание помогает припоминать то, что узнали после прочтения произведения на стадии рефлексии.

В качестве примера -  «Алфавит» к повести А.Куприна «Олеся»:

А

Алёна

Африканович

К

Крестьяне, карты,

Колдовство, кораллы

У

Урядник, уговор

Утеснение, удрученный

Б

Буквы, барин, болото, бабушка, беззащитные

Л

Лес, лихорадка

Люди, любовь, лён

Ф

Фокус, фабрика

Формализм

В

Волынская, вражда

Ведьма, воображение, воспитание

М

Мануйлиха, молоко

Мыло

Мужчина

Х

Хата, хлеб, хинин

Хлопец

Хибарка

Г

Грамота, гроза, грех, гордость, гадание, город

Н

Недоверие, недуг

Необразованность

Ц

Циничный, церковь,

Целомудренный

Д

Деньги, дикарка, душа

Дорога, доброта, дьявол

О

Охота, озноб, Олеся

Озверение, откровенная

Ч

Чай, чехол, четвертак

Чудовищный

Е

Евпсихий

П

Паныч, Переброда

Презрение, прялка

Ш

Шлях, шинель

Шаловливо, штукенция

Ж

Жадность, жизнь, жена

Жалость, женитьба

Р

Разногласие, ружьё, разлука, раздражение

Щ

Щупают, щека

Щепетильная

З

Заяц, заблудился, замуж

заговоры, зяблики

С

Староста, суеверие, соль

Старуха, страх, судьба

Э

Экипаж

И

Иван, избушка

Избегать, изуродовали

Т

Тропинка, травы

Торопливая, тихий

Тяготеющий, тоска

Я

Ярмола, янтарный

языческий

3. Трехминутное эссе (свободное письмо)

Студенты, обучающиеся в средних профессиональных учебных заведениях, при написании сочинения после чтения и анализа литературного произведения часто прибегают  к готовым работам из Интернета, поэтому выполнение такого задания порой сводится к бездумному переписыванию. Я практикую другую форму письменной работы – эссе, оно позволяет трактовать частную тему и представляет собой попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с нею связанные. Требование – в 10-15 предложениях изложить  свои мысли и выводы о конкретном произведении.

Шаг 1. Студенты пишут свои мысли о прочитанном произведении.

Шаг 2. Желающие читают свои сочинения в «кресле автора», которое ставится посередине класса.

Шаг 3. Изложение мыслей на бумаге не оценивается.

Шаг 4. Студенты уверены в своем праве высказывать мысли свободно, а также в уважительном отношении аудитории к их рассуждениям.

Шаг 5. Получив отзывы на собственные мысли, обучающиеся имеют широкие возможности для их обсуждения.

Например, после изучения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» одной из студенток было написано такое эссе:

Это подлинно народное произведение, т.к. в нем выражена заветная мечта народа о справедливом общественном строе. Автор описывает время сразу после отмены крепостного права и ставит вопрос, как стал жить народ после реформы, изменилось ли что-нибудь. Но жизнь  народа не стала лучше.

 В поэме много запоминающихся образов крестьян. Яким Нагой -  30 лет работает на земле, «и сам на землю-матушку похож». Ермила Гирин авторитет у крестьян заслужил своей честностью, неподкупностью,  стал на сторону восставших крестьян и попал в острог. Матрена Тимофеевна - женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая и решительная. Но «ключи от счастья женского заброшены, потеряны у бога самого!»

  Гриша Добросклонов – «народный заступник», он близок к народу, счастье Гриши — в сознательной борьбе за счастливое будущее народа, за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси».

Основная тема поэмы — поиски счастья. Семь мужиков-правдоискателей ищут счастливого на Руси, но поиски счастья не дают никаких результатов. Народ несвободен, а значит и несчастлив.

4. Составление цитатной характеристики героя

Цитатная характеристика представляет собой совокупность отличительных свойств и качеств литературного персонажа, составленных при помощи цитат из произведения. Такая характеристика включает в себя описание внешности, черт характера, происхождения, образования, особенностей поведения, отношения к жизни. Цитаты могут быть от лица автора, других персонажей или же самого героя.

Обязательным условием такого задания является наличие в конце характеристики собственной позиции по отношению к герою с обоснованием. Это своего рода читательская рефлексия. Со студентами мы составляем цитатные  характеристики Катерины, Кабанихи, Обломова, Матрены Тимофеевны, Раневской,  Ермолая Лопахина, Раскольникова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского и др..

5. Ромашка Блума

Психолог Элисон Кинг однажды сказала:  «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Эти слова  можно перефразировать: «Умеющие задавать вопросы умеют мыслить». Умение задавать вопросы, формулировать их влияет на развитие познавательных и коммуникативных умений. Последнее время популярен в практике педагогов приём под названием «Ромашка Блума», он основан на работе с текстом и предполагает составление вопросов разных видов: простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, практические  и   оценочные вопросы.

Я предлагаю студентам составить такие вопросы по изученному произведению, а затем устроить «дуэль» с одногруппниками. Ребята стараются придумать сложные вопросы, а для этого им приходится перечитывать произведение или отдельные фрагменты.

Например, после чтения рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» получаются такие вопросы для «Ромашки Блума»:

- простые вопросы – Что вы узнали о жизни главного героя до войны? Как Иван Денисович попал в лагерь? Что помогло ему выжить в лагере? 

- уточняющие вопросы - Если я правильно понял, то герой стал забывать своё деревенское прошлое? Если я правильно понял, то Иван Денисович  потерял человеческое достоинство, ведь он покорился и приспособился к обстоятельствам?

- интерпретационные -  Почему автор описывает всего лишь один день пребывания в лагере своего героя? Почему заключенные в общении между собой используют не зэковские номера и клички, а имена и фамилии?

- творческие вопросы - Что изменилось бы, если бы герой не согласился с несправедливым обвинением и не подписал признательные документы?

-  практические вопросы - Как бы вы поступили на месте героя рассказа, когда его несправедливо обвинили и отправили в лагерь? Какие правила «выживания» в лагере вы можете сформулировать?

-  оценочные вопросы - Как вы относитесь к поступкам главного героя?

Приведенные примеры методов и стратегий способствуют развитию интереса к уроку литературы, делают  процесс работы с  произведениями увлекательным и разнообразным. Литература - уникальный предмет, выполняющий одновременно образовательную и воспитательную функцию и имеющий множество связей с другими предметами. Студенты, выполняя такие задания, не только читают, но и понимают прочитанное, тем самым становятся внимательными и вдумчивыми читателями.

 Список литературы:

1. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В.Ф.Чертов ; под ред. О.Ю.Богдановой. —М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 400 с.

  1. Васильева, М.Г. Технология развития критического мышления/ М.Г. Васильева// http://www.rcio.rsu.ru/webp/class1/potok86/Vasil'eva/ycht.htm 

 3. Соколова,  И.Б.  Уроки-модели  по  технологии  развития  критического  мышления: «Образование» - СПб., 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений

Методика   проведения установочных занятий  со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений...

Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...

Рабочие программы и календарно тематические планы для студентов 1 курсов средних профессиональных образовательных учреждений общеобразовательных дисциплин по английскому языку

Рабочие программы и календарно тематические планы для студентов 1 курсов спо по английскому языку по специальностям: 44.02.01 Дошкольное образование, 09.02.07 Информационные системы и программирование...

Рабочие программы и календарно тематические планы для студентов 1 курсов средних профессиональных образовательных учреждений общеобразовательных дисциплин по английскому языку

Рабочие программы и календарно тематическое планирование для студентов 1 курсов спо по специальностям: 44.02.02 Преподавание в начальных кдассах, 49.02.01 Физическая культура....