Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений
методическая разработка на тему

Ильина Наталья Владимировна

Методика

   проведения установочных занятий

 со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Всероссийский  аграрный колледж заочного образования»

(ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»)

                                         

СОГЛАСОВАНО

Председатель ПЦК

 ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»

____________Т.М. Мурашова

 « _____»______________20___г

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

 ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»

_______________Н.В. Ильина

 « ______»______________20___г

.

Методическая разработка

  урока-игры «Маркетинговое исследование»  

по дисциплине « Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

г. Сергиев Посад

2014

 

АННОТАЦИЯ

           Предлагаемая форма проведения учебных занятий – урока - игры активизирует учебный процесс по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий,  усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком знании изучаемой дисциплины, предоставляет им возможность повышать профессиональное мастерство.

          Данная форма проведения занятий позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, у студентов возникает необходимость осмысления теоретического материала, межпредметных связей, поиска возможностей практического применения знаний и навыков, анализа фактов и явлений действительности. Обучающиеся получают практику работы в команде, что дает возможность проявить себя тем студентам, у которых изучение теории по той или иной причине вызывало затруднения.         

         Данную методическую  разработку рекомендуется использовать для проведения практических занятий в группах студентов, обучающихся по специальности  110809 «Механизация сельского хозяйства» по дисциплине

« Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

ВВЕДЕНИЕ

          Радикальная экономическая реформа, предусматривающая изменение форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда вызывает необходимость применения методов менеджмента руководителями нового типа, ответственными за результаты деятельности предприятия.

                 Современный деловой мир нуждается в людях, способных принимать  экономически грамотные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь. Поэтому очень важно для студентов в период обучения определить свои профессиональные возможности, почувствовать себя в роли лидера и исполнителя. Именно участие студентов в деловых играх, построенных на межпредметных связях, позволяет моделировать поведение будущих специалистов в условиях рыночной экономики и активировать их познавательную деятельность.

          В ходе проведения урока-игры активно проявляются такие качества личности, как дисциплинированность, ответственность, умение взаимодействовать с коллективом, создается большая эмоциональная включенность игроков в образовательный процесс.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

          Цель методической разработки:

 закрепить и активизировать знания, понятия и  умения, полученные в ходе изучения темы «Социальные основы маркетинга» по вопросам:

«Маркетинг, маркетинговая деятельность», « Цели системы маркетинга. Практическая деятельность маркетинга», «Основные понятия в области управления маркетингом», «Концепция управления маркетингом. Анализ рыночных возможностей»,  способствовать развитию экономического мышления у студентов при анализе экономической информации; воспитанию коммуникативных способностей в ходе коллективной работы; выявить непосредственную связь изучаемых экономических дисциплин.

Методика организации и проведения занятия

            Предлагаемое практическое занятие относится к нетрадиционным формам технологий развивающего обучения, являясь уроком - деловой игрой, в ходе которого участники и команды состязаются в ответах на теоретические вопросы, в проведении качественного исследования, решении практических ситуаций по изучаемой теме, в аналитических выводах, графическом изображении информации. При  этом происходит формирование на основе полученных знаний позитивной позиции по отношению к маркетинговой деятельности, понимание ее значения и преобразующей роли в экономике, а также  развитие экономического мышления, аналитических умений и навыков, познавательного интереса, повышение уровня культуры профессионального общения.

           Предлагаемая деловая игра моделирует маркетинговое исследование, без которого невозможно обойтись для того, чтобы понять клиентов фирмы, её конкурентов и т.п.

           Перед практическим занятием студенты должны прослушать лекцию по изучаемой теме «Социальные основы маркетинга»,  вопрос «Концепция управления маркетингом. Анализ рыночных возможностей», в которой дана характеристика сущности и структуры процесса управления маркетингом, рассматривается методика анализа рыночных возможностей с целью выявления новых рынков. При этом на уроке студентам необходимо применять практические приемы и методы обработки маркетинговой информации, полученной в ходе проведения маркетингового исследования.

          Предварительно – до проведения деловой игры проводится подготовительный этап, который заключается в самостоятельном формировании студентами состава команд (по 6-7 человек), выборе лидеров, названий и девизов команд. Каждая группа студентов представляет конкретного производителя. Преподаватель подготавливает критерии оценки и оценочные ведомости, необходимый дидактический материал, определяет состав жюри (преподаватель экономических дисциплин, студенты, не вошедшие в команды), в ходе игры сообщает всем командам информацию о содержании каждого этапа и задачах, стоящих перед ними.

            Перед уроком необходимо оформить аудиторию: расставить столы, подготовить технические средства обучения, экран соревнования, разложить бланки игровых документов, подготовить комплекты канцелярских принадлежностей, ватман.

            Преподаватель в начале урока знакомит с правилами игры и ходом занятия, раздает участникам рабочий материал, объявляет жюри,  контролирует  время , отведенное на каждый этап.

            Урок - игра состоит из семи этапов, проводится со всей группой студентов, которые разбиваются на четыре команды – фирмы. Фирмы являются конкурентами, производящими кондитерские изделия. Все участники игры из других фирм являются потребителями. Цель каждой фирмы - изучить потребительские предпочтения и проанализировать деятельность конкурентов.

            В начале игры фирмы получают конверты с наименованием продукции, которую они будут выпускать, определяется круг потребителей и конкурентов.

            Члены жюри оценивают правильность ответов выполненных заданий, фиксируя итог каждого этапа игры по командам и отдельным игрокам в оценочной ведомости, подводят результаты игры и выявляют победившую команду. Во время подведения членами жюри итогов урока, студенты заполняют карту самооценки.

  1. ПЛАН УРОКА – ИГРЫ «МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА»

(время урока – 90 минут)

 

Тема: «Социальные основы маркетинга»

Урок: « Концепция управления маркетингом.  Анализ рыночных возможностей»

Цель:   выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Задачи:

  • актуализация,  активизация и закрепление у студентов знаний теоретических основ маркетингового исследования и методов обработки информации, полученных в ходе изучения темы, необходимых для творческого применения знаний;
  • развитие практических навыков и умений при обработке маркетинговой информации, полученной при проведении маркетингового исследования;
  • формирование на основе полученных знаний позитивной позиции по отношению к маркетинговой деятельности, понимания ее значения и преобразующей роли в экономике;
  • развитие логического, экономического мышления, аналитических умений и навыков, познавательного интереса, повышение уровня культуры профессионального общения;
  • совершенствование методики проведения уроков нетрадиционной формы;
  • формирование ключевых профессиональных компетенций;
  • применение обобщенных знаний, умений  в новых условиях;
  • контроль и самоконтроль знаний, умений.

Тип урока:  урок комплексного применения знаний

 Вид занятия:  практическое

 Форма проведения: урок – деловая игра

 Методы и приемы:

  • развивающее обучение
  • проблемно-поисковое обучение
  • решение практических задач.

Оснащение урока:

  • калькуляторы; бумага;
  • проектор;  ЭОР; ноутбуки;
  • таблицы;
  • маркеры;

Межпредметные связи: основы экономики,   менеджмент.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент: проверка посещаемости, готовности группы к уроку; объявление темы и цели занятия; правил игры и системы оценок, состав жюри.

 2. Основная часть

Подготовительный этап. Предварительно – до проведения деловой игры группа студентов самостоятельно делится на 4 команды (по 6-7 человек), каждая из которых выбирает своего руководителя, название фирмы и девиз, оформляя их красочно на ватманах и эмблемах.

I этап «Создание фирм». Члены команды дают краткую характеристику выбранному руководителю, представляют свою команду, девиз, торговую марку (Максимальный балл- 5).

II этап «Интеллектуальная разминка» (Приложение 1). Участникам команд поочередно задаются вопросы по изучаемым  разделам дисциплины (за правильный ответ – 2 балла).

III этап «Проверка уровня экономического мышления руководителей фирм». Руководителям команд – фирм  задаются вопросы (Приложение 2). По результатам этого этапа проводится розыгрыш отдельных наименований продукции между фирмами, определяются фирмы - «конкуренты» (за правильный ответ – 2 балла).

IVэтап «Маркетинговая разведка». Фирмы получают конфиденциальную информацию о деятельности конкурентов (Приложение 3) и должны её обработать, используя различные  методы:

- сравнить основные показатели деятельности, рассчитав относительные величины;

- сделать выводы.

 (Максимальный балл - 5)

V этап «Пробная продажа». Команды разрабатывают подробное описание товара (спецификацию) с указанием отдельных параметров, концентрируя внимание потребителей на отличительных особенностях товара, его полезности. После ознакомления аудитории с выпускаемой продукцией, фирмы поочередно распространяют её среди потенциальных потребителей вместе с анкетами (Приложение 4), которые позволяют выявить их предпочтения (Максимальный балл - 3).

VI этап «Анализ результатов опроса». Необходимо проанализировать результаты анкетирования в таблице (Приложение 5), графически их представить и сделать аналитические выводы о том, на что в дальнейшем следует обратить особое внимание, какие параметры изделия следует скорректировать для увеличения сбыта (Максимальный балл - 5).

VII этап Идеология «партизанского маркетинга». Каждой команде предлагаются некоторые из возможных приёмов малозатратного маркетинга («партизанские налёты») Дж. Левинсона (Приложение 6), которые следует использовать в своей деятельности малым предприятиям. Студентам необходимо аргументированно объяснить свою позицию по предложенным вариантам малозатратного маркетинга (За правильный ответ – 2 балла).

 

3. Заключительная часть

           Во время подведения членами жюри итогов урока в оценочной ведомости (Приложение 7), студенты заполняют карту самооценки (Приложение 8). Определяется команда – победитель.

 

Приложение 1

Интеллектуальная разминка

1. Для изображения какой маркетинговой информации применяют круговую диаграмму?

2. С помощью какой диаграммы можно графически изобразить  динамику  потребностей рынка?

3. Как рассчитывается относительная величина структуры?

4. Дать определение маркетинговой деятельности.

5. Что называют внешней средой маркетинга?

6. Назовите факторы внешней среды.

7. Дать определение внутренней среды.

8. Что называют социальным маркетингом?

9. По какой формуле определяют емкость рынка?

10. В каких единицах определяется емкость рынка?

11. Влияет ли увеличение доли рынка на достижение лидирующего положения на рынке?

12. С какой целью проводят маркетинговое исследование?

13. Какая разница между системой маркетинговой информации и системой сбора внешней текущей маркетинговой информации?

14. Опишите вкратце сущность системы анализа маркетинговой информации.

15. Назовите ряд внутрифирменных факторов и факторов внешней среды, которые потребовали бы проведения фирмой дополнительных маркетинговых исследований.

16. Перечислите методы исследования, применяемые при маркетинговом исследовании.

17. Перечислите этапы проведения маркетингового исследования.

                                                                                                         

                                                                                                           Приложение 2

Проверка уровня экономического мышления руководителей фирм

  1. Капитал вырос в 5 раз. На сколько процентов он увеличился? (на 400 %)
  2. Капитал уменьшился в 5 раз. На сколько процентов он уменьшился? (на 80%)
  3. Капитал вырос на 50 % . Во сколько раз он увеличился? (в 1,5 раза)
  4. На сколько процентов число 50 больше, чем 25? (на 100 %)
  5. Одним из наиболее динамично развивающихся российских рынков являются рынок туристских услуг, в первую очередь такой его сегмент, как морские круизы. Предложение круизов существенно превышает спрос на них. В этих условиях туристические фирмы вынуждены искать нестандартные пути привлечения клиентов. Предложите варианты повышения конкурентоспособности туристской фирмы занимающейся организацией морских круизов. (Представление скидок детям, пенсионерам, молодоженам, вкладчикам некоторых банков; расширение географической тематики круизов и его культурной программы и т.п.)
  6. Историк Арнольд Тойнби, критикуя практику маркетинга в Америке, сказал, что американскими потребителями манипулируют, вынуждая их приобретать товары, которые, по существу, не нужны для удовлетворения необходимых материальных требований жизни. А какова ваша позиция? Обоснуйте её.
  7. Президент одной из студенческих организаций, членом которой вы являетесь, обратился к вам с просьбой провести маркетинговое исследование, чтобы выяснить причины сокращения числа ее членов. Как бы вы воспользовались всеми этапами процесса маркетингового исследования в ходе своей работы?
  8. Какой тип исследования и почему был бы уместен, если корпорация «Макдональдс» обдумывает возможность размещения нового кафе в быстрорастущем пригороде?

                                                                                                           Приложение 3

«Маркетинговая разведка»

№ п/п

Основные показатели деятельности

«Фирма»

Конкурент

Отклонение

абсолютное, руб.

относительное, %

1.

Среднесписочная численность работников, чел.

180

230

 

 

2.

Среднемесячная заработная плата, руб.

24 200

24 100

 

 

3.

Товарооборот, руб.

6 900 000

5 600 000

 

 

4.

Прибыль, руб.

1 800 000

1 475 000

 

 

5.

Издержки обращения, руб.

990 000

705 000

 

 

6.

Цена изделия, руб. (за упаковку)

40

38

 

 

1. Сравнить основные показатели деятельности  фирмы с её конкурентом, рассчитав абсолютное и относительное отклонения;

2. Сделать выводы.

                                                                                                        Приложение 4

Анкета

(выбранный вариант ответа определить знаком «X»)

1. Ваш возраст

До 20 лет                               

свыше 20 лет                       

2. Как часто вы едите кондитерские изделия?

каждый день                        

один раз в неделю                                                             

один раз в месяц                                         

3. Когда вы их едите?

утром                        

днём                                                  

вечером                                

4. Почему вам нравятся именно эти изделия?

5. Как вы оцениваете качество предлагаемого кондитерского изделия?

высокое                                

среднее                                 

низкое                                  

6. Не слишком ли данные изделие приторное?

да, оно слишком приторное                                  

нет, оно не приторное                                           

7. Каков уровень ваших доходов?

ниже прожиточного минимума                           

выше прожиточного минимума                           

8. Купите ли вы его по цене              рублей

да, куплю                             

изредка буду покупать                   

нет, не куплю                                  

                                                                                                      Приложение 5

«Анализ результатов опроса»

п/п

Группировка потребителей по уровню доходов

Всего опрашиваемых, чел

в том числе

будут покупать

изредка будут покупать

не будут покупать

1.

Доходы ниже прожиточного минимума

 

 

 

 

2.

Доходы выше прожиточного минимума

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

1. Заполнить статистическую таблицу.

2. Представить графически в виде  столбиковой  диаграммы результаты анкетирования и сделать аналитические выводы.

                                                                                                         Приложение 6

Идеология «партизанского маркетинга»

1. Выберите фирменный цвет и используйте его как можно чаще в оформлении помещения, на ваших деловых бумагах, при маркировке товара. Так вас лучше запомнят.

2. Попробуйте изменить режим работы своей фирмы так, чтобы быть открытыми тогда, когда ваши конкуренты не работают.

3. Чем лучше у вас отношения с соседями-жителями и предприятиями – тем выше ваши прибыли.

4. Обдумайте заранее стиль своего поведения, если клиент останется недовольным вашим товаром (услугой)

Ответьте на вопросы:

1. Какие из отмеченных рекомендаций  Дж. Левинсона вы считаете наиболее действительными? Аргументированно объясните свою позицию.

2. Какие другие приемы малозатратного маркетинга вы можете предложить?

Согласны ли вы со стратегией «партизанского» маркетинга? Что позитивного и негативного вы в ней находите?

 

 Приложение 7

Оценочная ведомость

№ п/п

Оцениваемые элементы

деятельности

(максимальный балл)

Фирма 1

Фирма 2

Фирма 3

Фирма 4

1.

Создание фирм (5 баллов)

 

 

 

 

2.

Интеллектуальная разминка (1 ответ – 2 балла)

 

 

 

 

3.

Проверка уровня экономического мышления руководителей фирм(1 ответ – 2 балла)

 

 

 

 

4.

«Маркетинговая разведка» (5 баллов)

 

 

 

 

5.

Пробная продажа (3 балла)

 

 

 

 

6.

Анализ результатов опроса (5 баллов)

 

 

 

 

7.

«Партизанский маркетинг» (1 ответ – 2 балла)

 

 

 

 

Итоговая оценка

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 8

КАРТА САМООЦЕНКИ СТУДЕНТА

Группы_______Ф.И.О.____________________________________________                    

При выполнении практикума по теме «Концепция управления маркетингом. Анализ рыночных возможностей»

Вопросы

Оценка

да

нет

1.Активно ли работал (а) в группе?

 

 

а) участвовал(а) в выполнении всех заданий практического занятия

б) участвовал(а) в выполнении некоторых более понятных для меня заданий

в) был(а) пассивным

 

 

2.Выработал (а) умения:

 

 

а) составлять  таблицы;

б) рассчитывать показатели;

в) представлять экономическую информацию в виде графиков;

 

 

г) анализировать рассчитанные показатели;

д) составлять анкеты;

е) проводить маркетинговое исследование.

 

 

3.Понравилась ли технология работы на таком занятии?

 

 

4. Будут  ли  применяться полученные знания в дальнейшем   по выбранной  специальности?

 

 

Список использованной литературы:

  1. Жукова И.П. Новые педагогические технологии – основа практической подготовки специалиста // СПО № 4, 2007
  2. Климова Ю.В. Использование активных методов обучения // Специалист, № 7, 2007
  3. Корлюгова Ю.Н. Деловые игры по экономике: Пособие для учителя. – М.: Витя-Пресс, 2011. – 152с.
  4. Котлер Ф. Основы маркетинга – Санкт-Петербург: ЛИТЕРА*ПЛЮС, 1994 г.
  5. Трайнев В.А., Матросова Л.Н. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Теория и методология учебных деловых игр. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 269 с.
  6. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Сборник ситуационных задач, деловых игр, тестов по курсу «Маркетинг». – М.: Финансы и статистика, 2009. – 190 с.