Методическая разработка "Весь народ земля питает"
методическая разработка

Худалова Мадина Таймуразовна

Предметом данной разработки стало экологическое воспитание школьников. Структура работы состоит из: пояснительной записки, в котором освещаются цель, задачи, актуальность, область применения; основной части, состоящей из описание подготовки и проведения мероприятия. Такая внеклассная работа, умело организованная в учебном заведении, формирует экологическое мировоззрение подростков, навыки природоохранной деятельности; развивает личность ребенка; повышает мотивацию обучения к тому или иному учебному предмету. В результате работы дети расширят свои познания об экологической ситуации в регионе, способах преодоления экологических проблем, улучшат коммуникативные навыки во время совместной практической деятельности.

Целевая аудитория 8-9 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_metodicheskaya_razrabotka_hudalova_m._t.docx161.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое направление: экологическое воспитание

Тема методической разработки: Весь народ земля питает…

                                                    Автор: Худалова Мадина Таймуразовна ,

                                                    учитель осетинского языка и литературы,

                                                    Государственного бюджетного

                                                    общеобразовательного учреждения

                                                    «Общеобразовательная школа-интернат

                                                     среднего общего образования

                                                                  г.Владикавказ»

2023 г.

Пояснительная записка

Тематическое направление: Экологическое воспитание.

Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность): «Весь народ земля питает…»

Сегодня перед человечеством остро стоят вопросы: Как донести до подрастающего поколения, что земля, которая кормит нас много веков., нуждается в защите? Как обеспечить соответствующее воспитание и образования нового поколения?

Задача экологического воспитания состоит не только в том, чтобы сформировать у обучающихся определенный объем знаний по экологии, но и воспитать культуру способствовать приобретению навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей роли в этом процессе.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 8-9 классов средних образовательных учреждений.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя, связь с другими мероприятиями

В системе работы классного руководителя, экологическое воспитание обучающихся занимает приоритетное место, обеспечивает связь с учителями-предметниками, с социальными партнерами. Такая внеклассная работа, умело организованная в учебном заведении, формирует экологическое мировоззрение подростков, навыки природоохранной деятельности; развивает личность ребенка; повышает мотивацию обучения к тому или иному учебному предмету, к установлению причинно-следственных связей возникновения проблем окружающей среды; развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности. Также мероприятие связано и с другими той же направленности, проводимые в течение года в образовательном учреждении: «Всемирный день Земли», «Чистый город» и т.д.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель данной работы – сформировать экологическую культуру и экологическое сознание.

Задачи:

привлечь внимание школьников к региональным экологическим проблемам;

углубить знания о влиянии загрязнения природы на здоровье человека;

создать условия для творческого личностного подхода учащимися в решении экологических проблем.;

развивать и совершенствовать знания, умения и навыки, связанные с вопросами улучшения окружающей среды;

способствовать формированию умений учащихся работать в команде.

Планируемые результаты

Обучающиеся расширят свои познания об экологической ситуации в регионе, способах преодоления экологических проблем, улучшат коммуникативные навыки во время совместной практической деятельности. Форма проведения воспитательного мероприятия – круглый стол. Учитывая тот факт, что дети любят общаться, такая форма работы им очень подходит, так как основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссии и дебаты. Также позволяет учитывать психологические особенности обучающихся данного возраста и реализовывать системно-деятельный подход в образовании; помогает обобщить изученный материал; осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта; формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства;

Преимуществами такой формы организации внеурочной деятельности: мероприятие проходит в неформальной обстановке; высказаться можно тогда, когда хочется, а не тогда, когда подойдет очередь, участники имеют определенную свободу и возможность высказывают собственные суждения.

Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.  

Собранные внутри «круглого стола» разнообразные виды деятельности делают его интересным и актуальным для всех участников воспитательного процесса, способствуют формированию у обучающихся более глубоких экологических знаний.

Внеурочная деятельность является одним из эффективных направлений экологического воспитания и имеет большое учебно-воспитательное значение. Работа в рамках внеурочной деятельности формируется на основе изучения общих вопросов устойчивого развития общества, способствующих формированию экологической грамотности, и региональных вопросов динамики экологической и социально-экономической среды.

Внеурочная деятельность позволяет, с одной стороны, педагогу осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию обучения, с другой стороны, дает возможность обучающемуся право выбора направления, форм и методов достижения поставленной перед ним задачи.

В данной методической разработке воспитательного мероприятия большое внимание уделено межпредметным связям. При выполнении заданий обучающимся придется использовать знания, полученные на уроках математики, географии, (курс для 8-9 класса), обществознания.

Педагогические технологии, используемые для достижения планируемых результатов

В данной методической разработке использованы следующие педагогические технологии:

Игровая технология.

ИКТ-технология.

Проектная технология

Исследовательская технология.

Длительность мероприятия – 40 мин.

Привлеченные специалисты – специалист пожарной охраны, учителя: географии, обществознания, студенты экологического факультета СОГУ

Волонтёры-экологии центра «Кванториум» «Делай!»

Учитель географии, обществознания, биологии.

На этапе подготовки к мероприятию классный руководитель совместно

с волонтерами готовит все необходимые материалы

и оборудование для проведения круглого стола.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Кадровые:

Студенты экологического факультета

Специалист пожарной безопасности

Учитель географии, обществознания

Руководитель городского проекта  «Зеленая экономика»

Методические:

Карточки с вопросами, фрагменты плаката

Материально-технические

Ноутбуки или стационарные компьютеры.

Смартфоны.

Распечатанные задания.

Цветные карандаши, маркеры, бумага.

Информационные:

Программа для считывания QR-кодов на Android

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

«Круглый стол» направлен на всестороннее экологическое воспитание: интеллектуальное, нравственное, эстетическое и эмоциональное. В зависимости от позиции учащихся на экологическую ситуации в регионе выстраивается воспитательная работа.  

Методическая разработка данного мероприятия может быть использована на любой территории (школа, городской клуб, лесной массив, школьный двор). «Круглый стол» можно провести практически в любом помещении, даже минимально оснащенным. Мероприятие имеет региональный компонент. Сценарий легко скорректировать, подстроившись под региональную историю, привлекая одновременно внимание как к экологическим проблемам региона, так и к культурно-историческому наследию. Все необходимые для проведения материалы прилагаются, что дает возможность любому желающему провести «Круглый стол».


Основная часть.

  1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

На подготовительном этапе необходимо:

- обеспечить присутствие гостей;

- распределить роли между учащимися-персонажами;

-подключить оборудование

- подготовить раздаточный материал

  1. Описание проведения воспитательного мероприятия

Ход мероприятия

Учащиеся рассаживаются по группам – 8, 9 классы 2 группы

1. Приветствие. Мотивационная беседа.

Определение темы и цели воспитательного мероприятия. Актуализация опорных знаний. Слайд 1 картина Унальское хвостохранилище.

Ведущий: Я предлагаю вам послушать стихотворение и подумать над темой нашего занятия

Вы - дети безумного мира,

А я - ваша добрая мать.

Как видно, напрасно просила -

Довольно на части кромсать,

Безжалостно рвать и колоть

Мою беззащитную плоть!

Я вас вразумляла цунами

И жарила жарким огнём.

Но - пропасть опять между нами.

Пыталась и ночью, и днём

Вам всё объяснить. Но теперь

Устала от горьких потерь.

У вас доброта не в почёте -

Телец Золотой на уме!

Мне долго, отчаянно врёте -

От этого больно вдвойне!

Я вижу, что скоро - финал,

Смертельный закончится бал.

Вы бодро шагаете в пропасть

Под звон золочёных монет.

И радостно будете хлопать

В ладоши. Последний билет

Сгорит в чёрном смраде дотла.

Проснётесь, а я умерла...

Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы будем говорить на нашем мероприятии? Ответы учащихся.

Ведущий: А скажите: Какие по-вашему мнению существуют экологические проблемы? Ответы учащихся.

Ведущий: Найден ли способ решения этих проблем? Ответы учащихся.

Ведущий: Сегодня у нас необычные гости. К нам пришли старейшины нартов. Они долго совещались на Ныхасе, но так и не смогли прийти к решению их проблем. Давайте послушаем их, может мы сможем им помочь?

Три нарта (Урызмаг, Сослан, Хамыц).

Нарт Урызмаг: Приветствую вас. Хочу вам поведать о нашей проблеме. Настали для нартов трудные времена. Собрались старейшины на Ныхас, но решить проблему мы не смогли. Обратились мы за советом к Сатане, а она нам сказала, что в ГБОУ школе-интернате собрались на «Круглый стол» великие знатоки, которые могут помочь в решении нашей проблемы. И вот мы здесь.

Нарт Хамыц: Но прежде, чем мы скажем, в чем  она заключается, хотелось бы проверить вас. Для этого вам надо перейти по ссылке и выполнить небольшой тест с пояснениями. Если сможете на них ответить и помочь в решении экологических проблем, то автора лучшего проекта мы наградим чашей «Уацамонга».

https://onlinetestpad.com/wpwmqdhc2ym34

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fonlinetestpad.com%2Fwpwmqdhc2ym34&4&0

После завершения теста ведущий комментирует ответы.

Вопросы теста с пояснениями.

1. Какая страна из воздуха делает деньги?  Пекин – самый загрязненный город в Китае. Экологи установили, что в воздухе содержится более 450 единиц PM2.5, что в двадцать раз больше допустимой нормы. Именно с этими событиями в стране начали массово продавать чистый воздух из Канады, чтобы жители могли насладиться чистотой природного воздуха.

2. Для защиты растений от вредителей и болезней, борьбы с сорняками широко применяются пестициды. Почему применение пестицидов опасно для человека? (Ядохимикаты, попадающие в организм человека с пищевыми продуктами (продуктами земледелия), вызывают тяжелые отравления и различные заболевания)

3. Экологи встревожены осушением и засыпкой значительных площадей в приливно-отливной зоне морей и устьях рек (где река впадает в море) с целью строительства в этих местах городов, курортов, создания обширных зон отдыха для развлечения туристов. Объясните с научной точки зрения обоснованность беспокойства экологов. (Прибрежные участки и устья рек представляют собой «инкубаторы» и «птичники» для многих видов морских организмов. Эти участки служат местами гнездования, кормежки и отдыха перелетных птиц. Разрушение мест обитания при строительстве - самая частая причина вымирания или резкого сокращения численности дикорастущих растений и диких животных)

4. Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил это четвёртое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. (Ара́льское мо́ре —бывшее бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С 1960-х годов уровень моря (и объём воды в нём) стал быстро снижаться, в том числе и вследствие забора воды из основных питающих рек Амударьи и Сырдарьи с целью орошения, в 1989 году море распалось на два водоёма, соединённых исчезнувшим в данное время проливом Берга — Северное (Малое) и Южное (Большое) Аральское море.

До начала обмеления Аральское море было четвёртым по величине озером в мире)

5. Как называется список растений и животных, которые исчезли на планете земля, начиная с 1500 года? (Черная книга представляет собой некий сборник видов растений и животных, погибших от смены природных условий или влияния человека, а входят туда представители, полностью исчезнувшие с лица Земли с 16-го века. За половину тысячелетия исчезло навсегда 844 вида фауны и около 1000 видов флоры, и этот список постоянно пополняется).

Ведущий: А теперь давайте узнаем какие же проблемы есть у нартов? Но для начала надо вытянуть жребий, чтобы определить кому за кем выступать. В осетинском языке понятие вытянуть жребий переводится как «хæлттæ æппарын». Участникам предлагается вытянуть жребий из национальной шапки нымæт худ.

Выступает нарт Сослан. (3 командам дается разное задание).

В Северной Осетии в «2022 году стартовал проект «Зеленая экономика». Министр природных ресурсов и экологии РО-Алания Виталий Кокоев:

«Мы рады, что проект «Зеленая экономика» стартует в Северной Осетии, так как считаем, что его реализация качественно улучшит состояние нашей республики. И дело не только в ее экономической части, но и в социальной. Согласно общепринятому определению «Зелёная экономика» – это экономика, которая не влияет на природные активы. То есть, главные векторы развития такой экономики – это снижение негативного воздействия на природу и что самое главное – сохранение ресурсов», — сказал он.

Одним из важнейших пунктов реализации «Зеленой экономики» участники «круглого стола» назвали разработку Концепции экологического воспитания в школах и вузах, отметив необходимость вовлечения населения республики, особенно молодежи, в различные экологические образовательные программы, мероприятия и акции по уборке территорий, сохранению уникальных видов животных, воспитанию бережного отношения к памятникам природы.

На столах карточки с вопросами.

  1. Нужна ли концепция экологического воспитания?
  2. Охотно ли на ваш взгляд молодежь соглашается участвовать в таких мероприятиях?
  3. Что нужно сделать, по-вашему мнению, чтобы заинтересовать большое количество людей в данной деятельности?

Следующее выступление нарта Хамыца.

Экологи Северной Осетии с приходом весны вновь озаботились состоянием рекультивированного Унальского хвостохранилища.

Обезвреживание этого объекта и Фиагдонского хвостохранилища финансировалось по нацпроекту «Экология» несколько лет назад. Однако в прошлом году стало известно, что рядом с полигоном дорожники прорыли траншею, которая отводит ливневые стоки. По мнению экологов, если они попадут на тело хвостохранилища, то вымоют из него опасные химические элементы.

Завкафедрой экологии и техносферной безопасности СКГМИ Иван Алборов рассказал, что продолжительность пребывания загрязняющих компонентов в почвах несравненно больше, чем в других частях биосферы, а загрязнение почв, особенно тяжёлыми металлами, практически вечно. Содержание кремнезёма как в рудах, так и в хвостах обогащения достигает 65%, что говорит о высокой токсичности пыли в атмосфере.

«Технический и биологический этапы рекультивации выполнены достаточно квалифицированно, создан полуметровый глиняной замок, почвообразующие грунты и гумусовый слой для биологического этапа рекультивации. «Что касается трещин на поверхности, они связаны с недостаточным уплотнением уклонов по периметру защитной дамбы», - считает Таймураз Цгоев. - Выход ливнестоков на тело хвостохранилища является недопустимой погрешностью локального проекта строительства автотрассы, поскольку ливнесток от склонов ущелья в трёх местах выходит на селеотводные сооружения (тоннели), под межгосударственной автодорогой. Естественно, что ливнесток будет сносить геоматериалы (хвосты) вниз к руслу реки Ардон. Необходимо соорудить специальный ливнеотвод этих стоков к реке Ардон».

После завершения рекультивации собственник обязан вести непрерывный экологический мониторинг, рассказывают учёные. В случае с хвостохранилищами в Северной Осетии таких данных экологи не видели.

При этом то, что «законсервировано», может приносить выгоду государству. Суммарная извлекаемая ценность свинца, цинка и меди Унальского хвостохранилища составляет 1384,3 млн руб.

Карточка с вопросами.

  1. Как привлечь внимание людей к проблеме Унальского хвостохранилища?
  2. Как вы считаете, насколько большой вред природе может нанести данная проблема?

Нарт Урызмаг

Между поселками Редант и Балта обнаружен незаконный карьер по разработке строительного балласта.

По словам генерального директора ГУП «Водоканал» Тимура Караева, который находится в этой должность всего четвертый день, первое, что он сделал после назначения — инициировал инвентаризацию объектов, входящих в предприятие.

«Позавчера мы выявили карьер, где шла разработка строительного балласта. Материал вывозили из первой зоны санитарной охраны Орджоникидзевского водоканала. Он также добавил, такие действия могли повлиять на качество воды и привести к проблемам с водоснабжением. Сразу после этого мы направили письма в прокуратуру, ФСБ и минприроды, чтобы они разобрались в ситуации и выяснили, если ли у собственников лицензия», — сказал Тимур Караев.

При этом он выразил сомнение, что вообще возможно получить лицензию на разработку грунтовых пластов в первом поясе водоохранной зоны. Кроме того, неясно, кто владелец карьера, сейчас это тоже пытаются выяснить.

Отметим, что разработка карьера в водоохранной зоне чревата истощением фильтрационного слоя и снижением уровня водозабора. Это, в свою очередь, может привести к проблемам с водоснабжением города.

Карточка с вопросами.

  1. Как вы считаете, законно ли была получена данная лицензия?
  2. О чем думал в первую очередь владелец данного карьера?
  3. Как вы считаете. Какие меры нужно принять в данном случае?

Экологи обсуждают данные проблемы, выдвигают предполагаемые пути решения.

Ведущий: Спасибо членам команд за содержательные ответы. Мы переходим к следующему заданию от нартов. На ваших столах находятся фрагменты, которые вы должны собрать в единый плакат и разместить в сети, подписав фотографию, так чтобы привлечь большее количество людей к проблеме Унальского хвостохранилища. Та из команд, которая быстрее соберет и разместит фотографию в социальной сети, победит.

Подведение итогов.

В конце дискуссии слово предоставляется членам жюри, которые оценивают команды, называют победителя. Команде победителям достается чаша Уацамонга.


Приложения 1

https://alaniatv.ru/wp-content/uploads/2019/11/20191112_110628-1024x498.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый Всекубанский урок "Земля отцов - моя Земля". Урок кубановедения в 4 классе.

Хорошая подборка текстов, стихов. Музыкальное оформление. Рисунки казачьего подворья....

Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» проект «БУДЕМ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ – СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ!» (Подготовили: Морозов Вадим-ученик 5«А» класса, Савочкина Дина Владимировна-воспитатель)

Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» проект «БУДЕМ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ – СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ!» (Подготовили: Морозов Вадим-учени...

Православный календарь "Святые земли Смоленской" (УМК "История святости и главные святыни земли Смоленской")

Православный календарь «Святые земли Смоленской» содержит Жития Смоленских святых, почитаемых Русской Православной Церковью, иллюстративный ряд икон, тропари, агиологические статьи, духовные поучения ...

Внеклассное мероприятие "Чай пить - не дрова рубить"

Чай – это огромный мир, помещённый в чашку.(китайская мудрость)Форма проведения: познавательно-развлекательный час общения (посиделки)Цель: создать условия для познавательной и творческой а...

Потребность пациента в адекватном питании и питье

Потребность пациента в адекватном питании и питье...

Внеклассное мероприятие "Пить, курить-здоровью вредить!"

Прошёл показ презентации на тему о вреде алкоголя и курения в подростковом возрасте. На мероприятии принимали участие обучающиеся объединения "Выжигание". Также проведено обсуждение презента...

Классный час "Правильно ли мы питаемся"

Известный русский писатель Л. Писарев подметил: “Измени пищу человека, и человек мало – помалу изменится”. Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режи...