Статья "ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ"
статья

Макаренко Екатерина Павловна

Аннотация: В статье рассматривается эффективность применения методов перцептивной модальности при разработке УМКД и обучении информатике студентов ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж» для повышения качества образовательного и воспитательного процесса на примере «Методических указаний обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ЕН.02 Информатика специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования», а также в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: Перцептивная модальность, аудиал, визуал, кинестетик, дискрет (дигитал), канал восприятия, метод обучения, средство обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

Макаренко Екатерина Павловна

преподаватель

ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж»

Аннотация: В статье рассматривается эффективность применения методов перцептивной модальности при разработке УМКД и обучении информатике студентов ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж» для повышения качества образовательного и воспитательного процесса на примере «Методических указаний обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ЕН.02 Информатика специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования», а также в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: Перцептивная модальность, аудиал, визуал, кинестетик, дискрет (дигитал), канал восприятия, метод обучения, средство обучения.

Несколько лет назад, выбирая наиболее эффективные и результативные методы и приёмы обучения, я столкнулась с интересной организационной классификацией методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения, которую предложил Юрий Константинович Бабанский, советский педагог, академик Академии педагогических наук СССР (1974). [1]

Из всего многообразия представленных выше методов обучения наиболее интересными (возможно, в силу новизны) оказались перцептивные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Взяв их за основу, используя в сочетании с другими, не менее важными методами обучения, можно добиться отличного учебного результата и полного усвоения обучающимися знаний, получаемых ими на лекционных и практических занятиях, а также в процессе выполнения студентами самостоятельной домашней работы.

Перцептивная модальность это тип восприятия. От того какая модальность является для человека доминирующей зависит тип информации наиболее значимый и легко воспринимаемый человеком. [2]

Изучив проблематику перцептивной модальности, можно увидеть, что наиболее глубокой ее разработкой занимались С.С Ефремцев и С.А. Ефремцева. Тем не менее, результатом работы Ефремцевых явилась диагностика доминирующей перцептивной модальности для определения ведущего типа восприятия информации. Вначале таких типов выделяли три: аудиальный, визуальный и кинестетический. В 2009-2010 году впервые появились упоминания о четвертом типе восприятия – дискретном. Итак:

  1. Аудиалы, или люди с аудиальным типом восприятия. Канал получения информации – слуховой.
  2. Визуалы, или люди со зрительным восприятием.
  3. Кинестетики, или люди с тактильным восприятием, то есть через прикосновения.
  4. Дискреты, или люди с дигитальным восприятием. Узнают о происходящем в окружающем мире по тому, что подсказывает логика.

Для достоверного определения ведущего канала восприятия существует тест С. Ефремцева. Следует учесть, что хотя человек обрабатывает входящую информацию четырьмя способами, основных каналов ее получения – три, поэтому и тест определяет только три первых типа восприятия. Современные психологи доработали уже имеющийся тест, и на сайте https://www.b17.ru/tests/veduschaya_reprezentativnaya_sistema/ имеется тест всего из 12 вопросов, позволяющий точно определить ведущую перцептивную модальность онлайн, включая и дигитальную. [3]

В табл. 1 можно отразить средства обучения, сделав упор на том, что метод обучения стоит выбирать именно с учётом перцептивной модальности каждого студента.

Таблица 1.

Методы и средства обучения

Метод обучения

Средство обучения

Отметка о применении

Визуальные

книга

+

презентация

+

карточки

+

наглядные пособия

+

Аудиальные

объяснение

+

рассказ

+

беседа

+

лекция

+

Аудиовизуальные

презентация со звуком

+

видеоролики

+

учебные фильмы

+

Дигитальные

дидактические игры

+

упражнения

+

практические задания

+

лабораторные задания

+

Кинестетические

наглядные пособия

+

карточки

+

лабораторные задания

+

Опираясь на диагностику доминирующей перцептивной модальности, определяем ведущий канал восприятия ученика, а затем подбираем наиболее эффективные для него методы обучения.

Для проведения практических занятий я составляю Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины. Ориентируясь на перцептивную модальность студентов, задания составлены таким образом, чтобы студенты всех четырёх типов модальности могли их понять и выполнить, развивая, параллельно, и остальные три «не ведущих» канала восприятия.

Кроме того, каждая из практических работ содержит теоретические сведения, которые не только более полно раскрывают изучаемую тему, но и помогают при выполнении практических заданий.

В качестве примера рассмотрим «Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ЕН.02 Информатика специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования». Цикл практических занятий в группе включает 8 практических работ по 7 темам и составляет 46 часов. Выглядит в разбивке по работам это так: см. табл.2. [4, с.4]

Таблица 2

Список практических работ

№ п/п

Название практической работы

Кол-во часов

1

Практическая работа №1. Создание и форматирование текстового документа

4

2

Практическая работа №2. Создание и форматирование графического документа

6

3

Практическая работа №3. Создание мультимедийной презентации «Виды вентиляторов»

6

4

Практическая работа №4. Создание видеоинформации на тему «Современные системы вентиляций и кондиционирования воздуха»

6

5

Практическая работа №5. Создание электронной таблицы

6

6

Практическая работа №6. Создание базы данных

8

7

Практическая работа №7. Этапы обеспечения информационной безопасности. Анализ основных угроз и стратегии защиты компьютерной информации

8

8

Практическая работа №8. Антивирусная защита компьютера.

2

Всего

46

Как видно из табл. 2, лишь одна из работ – последняя – двухчасовая, т.е. составляет одно практическое занятие, а все остальные практические работы должны быть выполнены в течение двух, трёх или даже четырёх пар. Здесь присутствует ряд положительных моментов: во-первых, студент учится сам планировать время выполнения работы, разбивать её на этапы, во-вторых, преподаватель может не ограничивать обучающегося во времени на разных стадиях, ведь каждый из них работает со своей скоростью (что-то усвоено лучше на теоретических занятиях, например, визуалами и аудиалами, а кинестетику нужно опробовать материал «методом тыка», чтобы полностью его усвоить, дигиталу может не хватать именно этой практики, чтобы установить для себя логические взаимосвязи в материале, без чего он просто не сможет овладеть знаниями по теме).

С 2023 года начинает накапливаться статистика, которая позволит определить эффективность такой работы, но уже сейчас можно сказать, что студент, приступив к выполнению практической работы, и даже, будучи в силу своих причин, не настроенным на учебную деятельность, обычно приступает к оформлению отчёта. Центральную роль в отчёте занимают ответы на контрольные вопросы. Ответив на все вопросы, обучающийся видит, что часть работы уже выполнена, а времени до конца занятия, как правило, хватает на выполнение ещё части работы.

Далее студент уже гораздо охотнее занимается планированием и прогнозированием, деля практическую часть работы на этапы и постепенно выполняя их.

С помощью презентаций на занятиях можно представлять аудитории новые планы, идеи, наглядную информацию, которая трудно воспринимается на слух. А простота создания мультимедийных презентаций мотивирует студентов активно участвовать в образовательном процессе.

Поэтому я стараюсь создавать и внедрять в образовательный процесс колледжа компьютерные презентации по каждой специальности.

В 2022-2023 учебном году без презентаций не обходилась ни одна лекция, прочитанная и на первом, и на втором курсах. На платформе «Сферум» оказалось возможным запускать не только компьютерные презентации, но и изучаемые на занятиях приложения и программы.

Такой комплексный подход доказал свою эффективность: студенты-аудиалы слушали объяснения, визуалы видели всё, необходимое им, на дисплее компьютера или смартфона, кинестетики очень часто открывали окно своей программы и выполняли действия вместе со мной, иногда переспрашивая или уточняя непонятные для себя моменты, а дискреты могли анализировать и делать логические выводы со своей скоростью, не отвлекаясь на посторонние факторы.

Научно-практическое значение моей темы самообразования заключается в возможности применения результатов и выводов в работе по дальнейшему улучшению форм и методов преподавания теоретического и практического материала студентам колледжа. Окончательные статистические выводы можно будет сделать, используя репрезентативную выборку за 4 года, в 2024-2025 учебном году.

Список источников

  1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/Сост. М.Ю. Бабанский. – Педагогика, 1989. – 560с.
  2. otvetof.org›385945
  3. https://www.b17.ru/tests/veduschaya_reprezentativnaya_sistema/
  4. https://nsportal.ru/npo-spo/informatika-i-vychislitelnaya-tekhnika/library/2020/04/14/metodicheskie-ukazaniya

© Е.П. Макаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье рассмотрены активные методы обучения, как средства повышения качества образовательного процесса в медицинском колледже, так как  умелое владение преподавателями современными образователь...

Повышение качества образовательного процесса через внедрение ИКТ на уроках русского языка.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы при проведении тестирований, презентаций к материалам урока....

Самообразование преподавателя как фактор повышения качества образовательного процесса

Развитие профессиональной компетенции учителя иностранного языка как условие повышения качества образования.Понятие профессиональной компетентности учителя формулируется следующим образом: «влад...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Современные образовательные и информационно- коммуникационные технологии как фактор повышения качества образовательного процесса.Современный педагог должен быть мобильным и отвечать запросам стремител...

Учебная мотивация как фактор повышения качества образовательного процесса

В статье отражены понятие мотивации, ее типы, приведены результаты двух проведенных исследований в техникуме....

Материалы для проведения объединенного заседания ЦМК по теме : Активные методы обучения как средство повышения качества образовательного процесса

Материал доклада дает понятие  активных методов обучения., а так же раскрывает  особенности его применения на занятиях по ПМ04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Активные методы обучения как средство повышения качества образовательного процесса

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знани...