Методические рекомендации для тренеров-преподавателей, педагогов и учителей физической культуры "Обучение технике броска с места одной и двумя руками"
методическая разработка

У каждого игрока есть свой излюбленный способ выполнения броска. Однако выбору этого способа обязательно должен предшествовать процесс овладения традиционной техникой всего арсенала бросков — основой баскетбольной школы движений.

Важной отправной точкой для организации процесса обучения является утверждение о том, что броски вблизи корзины надо уметь уверенно выполнять как правой, так и левой рукой, а со средних и дальних дистанций — сильнейшей.

При овладении навыками игры на занятиях по баскетболу целесообразно придерживаться следующей последовательности изучения бросков, обучаясь:

 - способам броска с места;

- броскам одной рукой сверху (от плеча или от головы) в движении: после получения мяча от партнера, после вышагивания и после ведения;

- основным способам броска в прыжке;

 - разновидностям бросков в движении, после вышагивания, после ведения и в прыжке.

Организационно-методические указания при обучении технике броска:

1. При обучении использовать поточный метод организации занимающихся, групповой или метод круговой тренировки с серийным выполнением однотипных или разнонаправленных заданий.

2. Показ способов броска мяча осуществлять стоя лицом, боком и при необходимости спиной к обучающимся .

3. Выполнение приема в целом начинать с близких дистанций (2 — 3 м) под углом к щиту слева и справа от корзины; бросать с отскоком от щита.

4. И др. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Фаворит» г.Перми

Методические рекомендации для тренеров-преподавателей, педагогов и учителей физической культуры

«Обучение технике броска с места одной и двумя руками»

автор

тренер-преподаватель

Шевырина Дарья Денисовна

Пермь, 2022 г.

При обучении броскам необходимо учитывать, что направление вращения мяча диктуется расстоянием и расположением игрока по отношению к корзине, а также степенью противодействия со стороны защитника.

Для выбора траектории полета мяча руководствуются дистанцией, ростом игрока, активностью противодействия и ростовыми данными защитника. Установлено, что при навесной траектории в связи с удлинением пути мяча снижается точность броска. Близкая дистанция при прочих идеальных условиях стимулирует применение низкой — «скоростной» траектории. А при бросках со средней (3 — 6 м от кольца) и дальней (свыше 6 м) дистанций оптимальной траекторией полета мяча будет парабола, при которой высшая точка над уровнем кольца равна 1,4 — 2 м (средняя траектория).

Результативность броска в значительной мере определяется умением игрока выбрать точку прицеливания, угол выпуска мяча и траекторию его полета.

Соответственно выбирают точки прицеливания. При бросках с отскоком от щита руководствуются не только своим расположением, но и применяемым способом броска. При этом ориентиром является маленький квадрат на щите. А при «чистых» бросках — передняя по отношению к бросающему игроку дужка кольца [1].

У каждого игрока есть свой излюбленный способ выполнения броска. Однако выбору этого способа обязательно должен предшествовать процесс овладения традиционной техникой всего арсенала бросков — основой баскетбольной школы движений.

Важной отправной точкой для организации процесса обучения является утверждение о том, что броски вблизи корзины надо уметь уверенно выполнять как правой, так и левой рукой, а со средних и дальних дистанций — сильнейшей.

При овладении навыками игры на занятиях по баскетболу целесообразно придерживаться следующей последовательности изучения бросков, обучаясь:

 - способам броска с места;

- броскам одной рукой сверху (от плеча или от головы) в движении: после получения мяча от партнера, после вышагивания и после ведения;

- основным способам броска в прыжке;

 - разновидностям бросков в движении, после вышагивания, после ведения и в прыжке [3].

Бросок двумя руками от груди в современном баскетболе применяется крайне редко и главным образом для атаки корзины с дальних дистанций. Этот способ броска обучающиеся осваивают наиболее быстро. С него и начинают обучение дистанционным броскам с места (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

В исходном положении обучающийся удерживает мяч у груди, находясь в стойке нападающего. Так как бросок выполняется двумя руками, расположение ног может изменяться: стопы, носками направленные в сторону корзины, ставятся параллельно на одном уровне или одна из них (любая) выставляется вперед. Игрок индивидуально выбирает оптимальную для себя стойку.

По структуре движений в подготовительной, основной и завершающей фазах бросок начинается петлеобразным движением замаха, а выпуск мяча осуществляется после его проноса вдоль туловища и лица снизу вверх обеими кистями и последующего полного выпрямления рук. Одновременно все части тела выпрямляются вверх. Для сообщения мячу необходимой траектории полета угол вылета здесь отличается большей крутизной по сравнению с передачей. Перед выпуском мяча кисти максимально разгибаются («берутся» на себя), а заканчивается бросковое движение мягким скатыванием мяча с конечных фаланг средних и указательных пальцев с последующим сопровождением его кистями и полным расслаблением рук [5].

Бросок двумя руками от головы (сверху) целесообразен со средней дистанции при плотной опеке соперника  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Расположение ног произвольное. Для замаха мяч из стойки нападающего кратчайшим путем поднимается двумя руками к голове: локти оптимально разведены в стороны, высота поднимания мяча индивидуальна, кисти «взведены» — находятся под мячом, направлены ладонями вверх и расположены параллельно полу. Одновременное и плавное выпрямление нижних и верхних конечностей завершается мягким выпуском мяча. Направление полета задается синхронным движением указательных пальцев обеих кистей в завершающий момент основной фазы броска, т.е. после полного выпрямления всех звеньев тела. Кисти после выпуска мяча повернуты тыльными сторонами ладоней друг к другу, большие пальцы смотрят вниз.

Бросок одной рукой от плеча — эффективный способ атаки кольца с места со средних и дальних дистанций, а также успешно используется в качестве штрафного броска.

В отличие от бросков двумя руками в и. п. игрок всегда выставляет вперед одноименную с бросающей рукой ногу: голеностопный, коленный, тазобедренный, плечевой, локтевой и лучезапястный суставы располагают в одной вертикальной плоскости с мячом. Последовательность и структура движений во всех фазах броска идентичны особенностям выполнения одноименной передачи. Основная функция в достижении результативности броска отводится бросающей руке. Высота поднимания ее локтя варьируется у разных игроков и относится к индивидуальным особенностям, т.е. не влияет на точность броскового движения. Важно, чтобы разгибательное движение было мягким, плавным и совершалось для всех суставов бросающей руки в одной вертикальной плоскости, а мяч направлялся в корзину через указательный палец. Другая рука лишь поддерживает мяч, не принимая непосредственного участия в броске.

Бросок одной рукой от головы (сверху) — основной бросок в баскетболе для поражения корзины с близкой, средней или дальней дистанции, а также с линии штрафного броска. Причем с места этот бросок в игре применяется в большей мере лишь для реализации штрафного. В основном он выполняется в прыжке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

В и. п., как и в предыдущем способе бросков, баскетболист принимает стойку с тройной угрозой: одноименная с бьющей рукой нога находится впереди и носком направлена в сторону корзины; другая нога ставится на полстопы сзади и развернута носком наружу под углом до 45°; мяч удерживается двумя руками у плеча бросающей руки (рабочей кистью со стороны задней поверхности мяча, а поддерживающей сбоку).

Подготовительная фаза начинается одновременным сгибанием ног в коленных и голеностопных суставах и выносом мяча к голове (угол сгибания в локтевом суставе приближается к 90°). Игрок находится в положении, когда указательный палец бросающей руки, локоть, одноименное колено и стопа находятся в одной вертикальной плоскости с корзиной. Взгляд концентрируется на верхней, ближней к игроку точке дуги кольца при «чистом» броске или на соответствующей точке маленького квадрата щита при броске с отскоком. Мяч лежит на кисти бросающей руки, максимально «взятой» на себя, и поддерживается другой рукой сбоку.

Для основной фазы характерным является согласованное разгибание в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах обеих ног, плечевом и локтевом суставах бросающей руки. Мяч удерживается двумя руками до их почти полного выпрямления в локтевых суставах, после чего поддерживающая рука отводится в сторону (кисть направлена в сторону бросающей руки). Туловище и голова сохраняют вертикальное положение. Заканчивается бросковое движение активным сгибанием вперед в лучезапястном суставе рабочей руки — хлестом кисти. Выпуск мяча осуществляется при полном выпрямлении нижних конечностей и бросающей руки. Направляющее движение мячу задается преимущественно указательным пальцем (большой и средний пальцы не дают свалиться мячу в сторону). Усилие приходится на нижнюю часть мяча, что придает ему обратное вращательное движение вокруг поперечной оси [5].

При выполнении штрафного броска мяч выпускается в сторону корзины под углом около 55° относительно горизонтали, что позволяет придать ему такую траекторию, чтобы он приближался к корзине под углом 45°. В других случаях угол вы пуска мяча незначительно варьируется в зависимости от роста игрока, дистанции до корзины и степени противодействия.

В завершающей фазе выполнения приема бросающая рука сопровождает полет мяча к корзине: выпрямленная рука образовывает с ухом угол около 60°, рабочая кисть расслабленно «брошена вниз» — согнута в лучезапястном суставе; игрок «тянется» за мячом, поднимаясь на носки, а затем приходит в стойку готовности [3].

Обучение дистанционным броскам с места следует вести параллельно с совершенствованием одноименных передач в такой последовательности:

 - двумя руками от груди;

 - одной рукой от плеча;

 - двумя руками от головы (сверху);

 - одной рукой от головы (сверху).

Обучение  броскам с места в баскетболе:

1. Объяснение и показ.

2. Имитация изучаемого способа броска без мяча по разделениям в сочетании с воспроизведением элементов техники в обратной последовательности.

3. Многократное выполнение выпуска мяча вверх над собой из различных и. п.: стоя в стойке нападающего, сидя на стуле или на полу, стоя на коленях, лежа на спине.

4. Выполнение изучаемого способа броска в корзину с близкой дистанции под углом 30 — 45° к щиту: бросок с отскоком от щита.

5. То же, но располагаясь прямо перед щитом: «чистый» бросок без использования отскока от щита.

6. То же, что в упр. 6 и 7, но чередуя броски под разными углами по отношению к щиту.

7. Штрафные броски изучаемым способом.

8. Чередование бросков изучаемым способом с различного расстояния до корзины.

9. То же, но при пассивном сопротивлении условного защитника.

10. Выполнение бросков изучаемым способом с различных дистанций в личном соревновании на:

 - количество попаданий в серии бросков с одной или нескольких точек;

- количество двойных или тройных попаданий в серии бросков;

 - максимальное количество бросков без промаха;

 - быстроту достижения заданного количества попаданий;

 - быстроту достижения заданного количества двойных или тройных попаданий;

- количество всех точных бросков либо двойных или тройных попаданий за определенный отрезок времени.

11. То же, но в командных соревнованиях на результативность бросков.

12. Сочетание разновидностей бросков с места с другими игровыми приемами нападения, предшествующими им: остановками, поворотами, финтами, ловлей и передачей мяча, ведением (по мере освоения техники игры).

Организационно-методические указания при обучении технике броска:

1. При обучении использовать поточный метод организации занимающихся, групповой или метод круговой тренировки с серийным выполнением однотипных или разнонаправленных заданий.

2. Показ способов броска мяча осуществлять стоя лицом, боком и при необходимости спиной к обучающимся .

3. Выполнение приема в целом начинать с близких дистанций (2 — 3 м) под углом к щиту слева и справа от корзины; бросать с отскоком от щита.

4. Броски одной рукой в непосредственной близости от корзины  осуществлять справа — правой, слева — левой рукой; со средней и дальней дистанций — сильнейшей рукой.

5. Дистанцию и направление к щиту варьировать по мере освоения техники бросковых движений с близкого расстояния.

6. В соревнованиях на результативность варьировать условия проведения и состав участников; начинать с личных состязаний, а в командных число игроков постепенно увеличивать от 2 до 5.

7. При выполнении разновидностей бросков: принимать устойчивое и рациональное и. п.: для броска одной рукой — одноименная нога впереди (носок направлен на корзину); для броска двумя руками — параллельное расположение стоп на одном уровне или с выставлением вперед любой ноги, нацеленной на корзину; туловище и голову держать прямо, а плечи — на одном уровне; взгляд концентрировать на точке прицеливания; надежно удерживать мяч пальцами (ладонями мяча не касаться), быстро выносить его в и. п. для броска; при бросках одной рукой рабочую кисть располагать на середине мяча, а поддерживающую — на его боковой поверхности; при замахе «взводить» (максимально «брать» на себя) кисти обеих рук или кисть бросающей руки; оптимально разводить локти при броске двумя руками и располагать локоть бросающей руки под мячом и в одной вертикальной плоскости с одноименной ногой и корзиной при броске одной рукой; при броске плавно разгибать руки или бросающую руку, мягко совершать бросковое движение; после выпуска мяча сопровождать его полет расслабленными кистями или кистью рабочей руки, тянуться за мячом, поднимаясь на носки; - после завершения броскового движения приходить в устойчивое положение и быть готовым к дальнейшим действиям.

8. При изучении способов броска одной рукой высоту подъема локтя бросающей руки (на одну четверть, на половину или на три четверти) варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и их физических способностей.

Основные ошибки при выполнении бросков с места.

1. Неустойчивое расположение стоп (узкое или широкое); полностью выпрямленные ноги или недостаточно согнутые колени — ноги не «заряжены» на бросок; разноименная стойка при бросках одной рукой; значительное отклонение от вертикали головы или туловища, округленная спина, одно плечо выше другого; мяч удерживается ладонями или сомкнутыми пальцами, закрепощенными кистями, далеко или близко от туловища.

2. Взгляд отведен от точки прицеливания; медленное, вялое поднимание мяча в и. п. для броска; мяч удерживается кончиками пальцев или с участием ладоней; кисти обеих рук или кисть бросающей руки максимально не разгибаются назад и не располагаются параллельно полу под мячом; при бросках сверху — заведение мяча назад за голову; при бросках двумя руками — недостаточное или чрезмерное разведение локтей в стороны, поворот туловища в какую-либо сторону; при бросках одной рукой локоть бросающей руки отведен в сторону, локоть поддерживающей руки прижат к туловищу или чрезмерно поднят в сторону, кисть поддерживающей руки располагается сверху на мяче, а не сбоку или снизу; прямые или недостаточно согнутые ноги, стопы развернуты носками в стороны (сторону) от корзины.

3. Отсутствие согласованности в работе нижних и верхних конечностей; неполное выпрямление ног или рук в момент выпуска мяча; отсутствие направляющего движения кистей или несинхронная их работа — при бросках двумя руками; отсутствие обратного вращения мяча; преждевременное отведение в сторону поддерживающей руки (потеря контроля над мячом) или полное выпрямление ее в момент выпуска мяча— при бросках одной рукой; - недостаточное сопровождение мяча кистями после его выпуска — пальцы обеих или бросающей руки не опущены расслабленными вниз.

4. Потеря равновесия после завершения броска — игрок не готов к быстрым дальнейшим действиям (выключен из игры) [5].


Список использованной литературы

  1. Баскетбол. Вариативная часть физической культуры. [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей  / Готовцев Е.В. – Электрон. текстовые данные. – Воронежский государственный педагогический университет, ЭБС АСВ. – 2016. – 99c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59110.html
  2. Введению в профессию баскетбольного тренера. Подготовка молодых игроков.  М.:PressPass. 2017.  144 с.
  3. Зельдович Т., Кераминас С. Подготовка юных баскетболистов. – М.: ФиС. – 2014. – 216с.
  4. Золотавина И.В. Техника и тактика игры в баскетбол. Основы обучения и совершенствования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / И.В. Золотавина. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 152 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70784.html
  5. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособ. / Д.И. Нестеровский. - М: Академия, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Картинки по запросу бросок двумя руками от груди


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Картинки по запросу бросок двумя руками от головы


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Картинки по запросу бросок одной рукой от головы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по воспитанию общей выносливости на уроках физической культуре

В данной работе дается определение общей выносливости , видах выносливости, методах тренировки общей выносливости. Приводится примерный план тренировки на неделю....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ ОП.07 «Электронная техника»

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.07 «Электронная техника»,  разработанной на основе Федерального государственного образовательного ст...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по физической культуре

В методических рекомендациях раскрывается роль самостоятельной работы студентов на занятиях по физической культуре в процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта СПО по...

Методические рекомендации для студентов "Осуществление безопасности на занятиях физической культурой в ДОО. Медицинский контроль за детьми".

Методические рекомендации могут быть использованы студентами при прохождении производственной  практики в ДОО....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной по ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02. Адаптивная физическая культура ОГАПОУ СПК, созданные...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в условиях профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в условиях профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции...

Тема: Броски одной и двумя руками.

План конспект урокаПо физической культуре и спорта 5 классахТема: Броски мяча одной и двумя руками.Образовательная- Совершенствование техники броска мяча одной рукой в вертикальную цель.Оздо...