Методическая разработка "Марафон знаний по трудовому праву"
методическая разработка

Конюхова Светлана Николаевна

Данный материал способствует повышению правовой грамотности обучающихся в области трудового права.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_marafon_znaniy_po_trudovomu_pravu.docx107.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ Ленинградской области

«Бегуницкий агротехнологический техникум»

Разработка

внеурочного мероприятия

 

 

   

                                               

  Разработала: преподаватель

Конюхова  Светлана Николаевна

2019

«МАРАФОН ЗНАНИЙ по трудовому праву»

Тема:   «Марафон знаний по трудовому праву»

Цель:   Проверить знания учащихся по вопросам  трудового права

Форма проведения мероприятия:  Игра с использованием фрагментов игры «Слабое звено»

Задачи:  - способствовать повышению правовой грамотности  

                   учащихся

                - теоретическое повторение ранее изученного материала      

                   по вопросам трудового права

                 - развитие познавательного интереса, творческой

                   активности учащихся

                 - формирование коллективизма

Участники:  - учащиеся 203 группы

                       -  ведущий руководит игрой - преподаватель

                       -  жюри оценивает ответы игроков

Оборудование:  карточки-задания, пакеты букв

Ход игры:  а/ Игра состоит  из 10 станций

                         Учащиеся разбиты на 2 команды

                     б/ На каждой станции команды решают задачи,

                          поставленные ведущим

                     в/ Жюри оценивает ответы команд

                    г/Название команд: работники и работодатели

Названия станций:

1. «Кто быстрее»

2. «Бочонок»

3.   «Ловушки испытательного срока»

4.   «Интересные вопросы»

      «Верите ли вы?» (по вопросам рабочего времени)

5.   «Основной документ работника»

6.   «Информация об отпуске» (угадай)

7    «Дисциплина труда»

8.   «Закончите фразу»

9.   «Составьте слово»

10. «Кто больше»

 Вступление: ведущий – преподаватель Конюхова С.Н.

«Знание – сила» - слова знаменитого английского мыслителя, философа, политика Френсиса Бэкона

 

Знание сила. автор

Ф. Бэкон родился в 1561 году в Лондоне. Окончил Кембриджский университет. В 21 год избран в палату общин английского парламента. Он был хранителем королевской печати. Бэкон выдвигал идей о безграничности прогресса развития человека. Его считают отцом эмпиризма – философского направления, признающего чувственный опыт главным источником познания. Френсис Бэкон утверждал, что субъектом познания выступают люди.

Что же такое знания?   Откуда они берутся?

Знания – это результат познавательной деятельности человека. Обладание определенной информацией позволяет человеку решать  поставленные задачи, что сегодня продемонстрируют участники игры «Марафон знаний по трудовому праву»

Ведущий: «Кто на свете самый главный, самый добрый, самый славный? Кто он? Как его зовут? Ну конечно – это труд»

 

Сейчас участники марафона (команды работников и работодателей) побывают на 10 станциях и продемонстрируют свою силу - знания по трудовому праву. Конечно же, одна из команд закончит трудовой марафон первой ( получившая наибольшее количество баллов, поставленное жюри).

Первая станция «Кто быстрее»

Задание: команды на время должны составить четверостишье из предложенных командам четырех предложений. Побеждает команда быстрее составившая четверостишье.

Задание оценивается 3 балла. Команда составившая четверостишье последней получает 1 балл

Ответ:(четверостишье команды работников)

Не позволяй душе лениться

Чтоб в ступе воду не толочь

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь

Ответ:(четверостишье команды работодателей)

В мире слов разнообразных

Что блестят, горят и жгут

Золотых, стальных, алмазных

Нет священней слова труд.

Вторая станция «Бочонок»

Бочонок наполненный вопросами по трудовому праву.

Задание: команды вытаскивают из бочонка по 3 вопроса по трудовому договору. Участники в течении 3-х минут готовят ответы и отвечают.

За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.

Вопросы

1.Что такое трудовой  договор?

Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем по которому работник обязуется выполнять работу по определенной профессии, квалификации, а работодатель обязуется выплачивать ему заработную плату

2.Между кем  заключается трудовой договор и в скольких экземплярах?

Трудовой договор заключается между работником и работодателем в 2-х экземплярах

3.Перечислите виды трудовых договоров.

Договор на неопределенный срок; договор на определенный срок (срочный); договор на время выполнения определенной работы

4.Назовите существенные условия трудового договора.

Вид договора, срок с которого заключен договор, права и обязанности сторон, место работы, оклад

5. Укажите основания прекращения трудового договора.

По соглашению сторон, выход работника на пенсию, поступление работника на учебу, призыв работника в армию, перевод на другую работу и т.д.

6. Если истек срок договора  на определенный срок (срочного), но не одна из сторон не потребовала его прекращения в какой вид договора он превращается.

Договор на неопределенный срок (постоянный)

   

Третья станция «Ловушки испытательного срока»

Задание: на столе разложены  два задания по испытательному сроку. Каждая команда берет по одному заданию и в течении 3- минут дает правильный ответ. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Задания

- На период испытательного срока работнику существенно занижается заработная плата, и это условие прямо оговаривается в трудовом договоре. Законно ли это?

В период испытательного срока на работника распространяются все положения федеральных законов, иных нормативных правовых актов, локальных актов, а также коллективных соглашений и договоров при условии, что в них содержатся нормы трудового права. Между тем такая практика прямо противоречит статье 135 ТК РФ. Из текста этой статьи следует, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с действующим законодательством. В законе не сказано, что на период испытательного срока оплата труда работника имеет какую-либо специфику. Вернуть недоплаченные суммы в судебном порядке вашему работнику ничего не стоит, а для вас это ненужное разбирательство и лишняя головная боль.

- Работодатель устанавливает несовершеннолетнему работнику испытательный срок. Законно ли это?

- Работодатель устанавливает совершеннолетнему работнику испытательный срок 4 месяца. Законно ли это?

По общему правилу, предусмотренному законодателем (ст. 70 ТК РФ), этот период не должен превышать трех месяцев. Исключение сделано лишь для руководителей организаций, главных бухгалтеров и их заместителей, а также для руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений. Испытание деловых и профессиональных качеств этих работников может длиться до шести месяцев.

Та же статья 70 ТК РФ устанавливает круг лиц, которым работодатель вообще не вправе предлагать испытательный срок при приеме на работу. Это беременные женщины, подростки, не достигшие 18 лет, сотрудники, приглашенные на работу в порядке перевода от другого работодателя, а также молодые специалисты, впервые поступающие на работу по специальности.

      Четвертая станция «Интересные вопросы»

 «Верите ли вы?» (по вопросам рабочего времени)

Задание: команды задают друг другу по два вопроса, касающихся рабочего времени работника. (Вопросы готовят заранее)

За каждый правильный ответ 1 балл

-Верите ли вы, что нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю?

Нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю

-Верите ли вы, что неполное рабочее время устанавливается по соглашению между работником и работодателем?

Неполное рабочее время устанавливается по соглашению между работником и работодателем

-Верите ли вы, что сверхурочная работа не должна превышать 180 часов в год?

Сверхурочная работа не должна превышать 120 часов в год.

- Верите ли вы, что для работников, работающих на вредном производстве рабочая неделя не должна превышать 38 часов в неделю?

Для работников, работающих на вредном производстве рабочая неделя не должна превышать 36 часов в неделю

Пятая станция «Основной документ работника»

Задание: каждая команда заранее находит интересный факт о трудовых книжках. Максимальное количество баллов 3.

Интересные факты о трудовой книжке.

Крестьяне — не трудящиеся В 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов о труде: теперь каждый трудящийся обязан был иметь трудовую книжку с отметками о должностях, зачислениях, увольнениях, полученных вознаграждениях и пособиях. Кроме того, в трудкнижки теперь ещё и вклеивали марки об уплате налогов, делали в них отметки о получении продовольственных карточек.
Крестьяне «трудящимися» не считались — и книжек не получили.

Уволен в связи со смертью по утрате доверия Бюрократизм волком не выгрызешь, хоть Маяковский и собирался: до сих пор родственникам скончавшегося на трудовом посту работника в книжке пишут: «Уволен в связи со смертью».
С записями в «трудовухе» связано множество забавных случаев. То советские чиновники отожгут: «Уволен за добросовестное отношение к спиртным напиткам» или «уволен из членов колхоза в связи с неявкой на работу в течении 3 лет, 6 мес. без уважительной причины» (долго же ждали явки на работу хозяина трудовой книжки!) То уже наши, современные: «Уволен без выплаты компенсации по причине интимных отношений на рабочем месте», «уволен за неоднократное выполнение без уважительных причин трудовых обязанностей». И так далее.

Шестая станция «Информация об отпуске»

Задание: каждая команда доносит информацию об отпуске команде-сопернику, которая угадывает о каком отпуске идет речь.

За правильный ответ команда получает 3 балла.

  1. Этот отпуск за первый год работы предоставляется через 6 месяцев. Этот отпуск может быть разделен на части по согласованию между работником и работодателем, но первая часть должна быть не меньше 14 дней. (Основной ежегодный отпуск)
  2. Предоставление этого отпуска – это право работодателя, а не обязанность. Его предоставление оформляется приказом, с которым работника знакомят под роспись.(Отпуск без сохранения заработной платы)

Седьмая станция «Дисциплина труда»

Задание: участники команд должны в правильной последовательности составить схему «Порядок наложения дисциплинарного взыскания на работника»

Ответ

1.Совершение работником дисциплинарного нарушения

2. Докладная записка на имя директора организации от непосредственного начальника о дисциплинарном нарушении работника

3. Объяснительная работника на имя директора организации

4. Тяжесть дисциплинарного проступка

5. Дисциплинарная ответственность в виде дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, увольнение)

6. Сроки применения дисциплинарных взысканий

Время выполнения задания 5 минут. Задание оценивается в 3 балла

Восьмая станция «Закончите фразу»

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл

Задания:

  1. - Неполученные доходы при наложении материальной ответственности------- (не учитываются)

- К полной материальной ответственности работника привлекает --------(суд)

  1. – Материальная ответственность выражается в форме--------(штрафа)

- Ограниченная материальная ответственность ограничена-------- (среднемесячным заработком работника)

         

 

Девятая станция «Составьте слово»

Задание: Участникам предлагается 2 пакета букв

                (по два для каждой команды).

                Предлагается равное количество букв.

                Играющие должны составить из предложенных букв

                слово в именительном падеже по трудовому праву.

Время 5 минут.  Задание оценивается в 3 балла.

Слова: дисциплина,  объяснение, сокращение, увольнение.

                                Десятая станция «Кто больше»

За 3 минуты команды должны написать как можно больше слов по теме: «Заработная плата»

Максимальное количество слов оценивается 3 балла, минимальное 1 балл.

Жюри подсчитывают количество баллов набранное командами работников и работодателей.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "Право","Обществознание","История" Тема:« «Труд: право или обязанность.(Трудовые права несовершеннолетних)»

Сценарий деловой игры предполагает создание трехступенчатой системы участия в ней обучающихся.В методической разработке описаны все три ступени системы участия обучающихся и преподавателей,а также соз...

Учебно-методическое пособие: Трудовой договор в российском трудовом праве

Радикальные экономические преобразования России, переход к рыночным отношениям, приватизация государственного имущества и многие другие факторы внесли существенные коррективы в отношения между работни...

Методическая разработка "Марафон знаний по трудовому праву"

Данная разработка способствует повышению правовой грамотности обучающихся....

Методическая разработка "Марафон знаний по трудовому праву"

Данная разработка способствует повышению правовой грамотности обучающихся....

Методическая разработка "Марафон знаний по трудовому праву"

Данный материал способствует повышению правовой грамотности обучающихся в области трудового права....