Упражнения для формирования слоговой структуры слова
материал

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводится в два этапа. Подготовительный этап (работа на невербальном материале). Цель: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слова. 1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Консультация для  педагогов:

«Игры и упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова»

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводится в два этапа. 

Подготовительный этап (работа  на невербальном материале).

Цель: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слова.

1) Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Примеры игр и упражнений:

«Где позвонили», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?» , «По звуку угадай действие», «Кто кричал?», «Как стучали громко или тихо?» 

2) Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

- Ориентировка в собственном теле

«Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).

«Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).

«Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов). .

- Ориентировка в трехмерном пространстве

«Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)

«Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»). 

«Найди клад» (ориентировка по схемам). 

«Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

Развитие временно-пространственной ориентировки

«Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)

«Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).

«Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)

3) Работа над ритмом.

 Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли  предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

1.«Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). 

2.Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).

3.Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий). 

4.Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

5.Сравнение ритмов: узнавание ритмов и соотнесение  их с определённым ритмическим рисунком;

6.Воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;

7.Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка; произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символам.

Выше перечисленные виды заданий выполняются с помощью следующих способов:

1. Отхлопывание в ладоши.

2. Отстукивание ладонью по столу.

3. Оттопывание ногой.

4) Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка) и коротких (барабан, бубен).

5) Формирование общей координаций движений под ритмическую музыку.

Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

Примеры игр и упражнений:

«Делай как я» Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону. 

, «Танцующие снежинки», «Передай привет», «Загадки от зверят», «Танцующие листочки», «Бабочки и цветы». 

6) Формирование координации движений пальцев рук.

  • развитие переключаемости движений пальцев рук;
  • развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук;

формирование пространственной организации движений пальцев рук. «Умелые ручки»Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.

7) Развитие чувство темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

  • «Кулачки —  ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук 
 стук, стук  стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп 
 хлоп, хлоп  хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук 
 стук  стук, стук  стук  стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп 
 хлоп  хлоп, хлоп  хлоп  хлоп.

8) Формирование координации пальцев рук и органов артикуляции при  выполнении совместных движений.

Примеры артикуляционных упражнений: «улыбка», «трубочка», «заборчик», «лопатка», «иголка», «горка», «парус», «грибок», «лошадка».

Перед ребёнком раскладываются картинки-символы с изображением артикуляционных упражнений. Логопед осуществляет показ чередующихся движений: губы растягиваются в улыбке, указательный палец касается нужной картинки; губы вытягиваются трубочкой, третий палец касается нужной картинки и т.д. Ребёнок повторяет упражнение.

Примеры упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

«Качели» Вариант 1. Рот широко открыт, язык приподнимается вверх, затем опускается вниз. Прямые руки двигаются одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения, руки двигаются в                   противоположных направлениях.

«Часики» Вариант 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы рук выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.

Вариант 2. Органы артикуляции производят те же движения. Указательные пальцы рук синхронно двигаются в противоположном направлении и т.д.

Артикуляционные упражнения

Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».

 9) Упражнения на развитие реципрокной координации рук.

Примеры выполнения одновременных движений:

- кулак (левая рука) – ребро (правая рука)

- ладонь левой руки опущена вниз – ладонь правой руки поднята вверх

- ладонь левой руки опущена вниз – правая рука – ребро

- кулак – левая рука, ладонь – правая рука

Коррекционный этап (работа  на вербальном материале).

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

1) Коррекционная работа на уровне гласных звуков.

    Виды заданий и упражнений:              

1. Пропевание серии звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв.

2. Те же задания с выделением ударного звука.

3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесения их голосом.

4. Отстукивание ритма ребёнком по образцу данным логопедом с разноударным произнесением звука. 

5.«Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

6.Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.

7.Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.

8.Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

2) Коррекционная работа на уровне слогов.( с разными типами слогов)

Виды заданий и упражнений:

1. Сосчитать сколько слогов произнесено (слоги прямые, обратные, со стечением согласных).

2. Наращивание количества слогов: «Скажи на один слог больше, чем я».

3. Уменьшение количества слогов: «Скажи на один слог меньше, чем я».

4. Проговаривание цепочек слогов. Проговаривание и повторение серии слогов. с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы); с общим гласным (ка – та – ма – ва);

5.Проговаривание слогов со стечением согласных.

6. Игра с мячом- «скажи наоборот»: са – ас, тса –аст, со – ос, тсо – ост, су – уст.

7.Обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);

8.Закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);

9.Прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко). 

3) Коррекционная работа на уровне слов.

Работа над словом

1.Двухсложные слова из открытых слогов. (_ива, дети)    

2.Трехсложные слова из открытых слогов._(охота, малина)

3. Односложные слова.(дом, мак)

4. Двухсложные слова с закрытым слогом. (диван, мебель)

5.Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.(банка, ветка)

6 Двухсложные слова из закрытых слогов. (компот, тюльпан)

7.Трехсложные слова с закрытым слогом. (бегемот, телефон)

8. Трехсложные слова со стечением согласных.(комната, ботинки)

9.        Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. (ягненок, половник)

10.    Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.(таблетка, матрешка)

11.    Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.(стол, шкаф)

12.    Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.(лифт, зонт)

13.    Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.(кнопка)

14.    Многосложные слова из открытых слогов.(черепаха, пианино)

При отработке слов различной слоговой структуры учитывалось следующее:

  • структура слова расширяется за счёт конструкций, уже имеющихся в речи ребёнка;
  • формирование слоговой структуры слов ведётся на основе определённых схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
  • в наиболее тяжёлых случаях работу необходимо начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание уделялось повторению звукоподражаний,  что создаст определённые возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав);
  • переход к двусложным словам осуществлялся с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагались двусложные слова типа: СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

Виды заданий и упражнений:

1. Игра «Телеграф».

2. Игры на деление слов на слоги.

3. Упражнение на деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия.

4. Упражнение на разбор слова по схеме:

сколько слогов; какой первый; какой последний; какой слог стоит перед слогом ….; какой слог стоит после слога ….; какой слог стоит между слогами ….

5. Игра «Муравей - почтальон».

6. Игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова (ко… козы, ко… корова, ма… машина).

7. Упражнение: объясни значение слова.

8. Упражнение: исправь ошибку в словах: мотолок, моколо, полоток….

9. Упражнение: ребёнку предлагается ряд картинок (слов) - выбрать из них:

самое длинное слово; самое короткое слово; назвать одинаковые по количеству слогов слова.

10. Упражнение: логопед называет пары слов, которые рифмуются и которые не рифмуются.

Инструкция: найди слова, какие рифмуются, а какие нет, определи количество слогов  в них.

11. Упражнение: даны слова: рады, сосна, лыжи.

Инструкция: поменяй слоги местами, составь новое слово.

12. Задание: придумать родственные слова к слову.

13. Задание: придумай куклам имена, состоящие из двух слогов, из трёх слогов. Подари им вещи, состоящие из двух слогов из трёх слогов.

Все задания подбирались с постепенным усложнением вербальных и невербальных средств. С целью преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей, основные акценты ставились на совершенствовании умений правильно структурировать слова.

4) Коррекционная работа на уровне фраз, чистоговорок, текстов.

Виды заданий и упражнений:

1. Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах).

2. Придумать чистоговорку самому.

3. Заучивание речёвок, выполнение движений в процессе речи.

4. Проговаривание слогов, слов, стихотворений, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено с взрослым.

5. Игра «Телеграф»: передать другому телеграмму.

6. Рассказывание коротких стихотворений с отстукиванием ритма.

7. Пропевание распевок с чёткой ритмической структурой.

8. Договорить предложение за взрослым и повторить его целиком.

9. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.

10. Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры.

11. Выбрать из трёх слов то, которое подходит по рифме и повторить фразу целиком.

Шепчет ночью мне на ушко, сказки разные… (перина, подушка, рубашка).

12. Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно:

Где весною было пусто, летом выросла…(капуста).

13. Чтение предложения по слогам.

14. «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).

15.«Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).

Таким образом, логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).

.

Список литературы:

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.

2.Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

3.Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.

4.Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.

5.Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.

6.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.

7.Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.

8.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.

9. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.

10.Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни в процессе занятий со студентами

Каждый современный человек немало наслышан о пользе движения, о том, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Вспоминаются мудрые изречения мыслителей древности: “Умеренно и последов...

Упражнения по формированию речевого дыхания

С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ра...

Упражнения по формированию понимания речи

Все родители хотят, чтобы их ребёнок быстрее начал говорить. У каждого ребёнка это происходит индивидуально, однако принято считать, что малыш в возрасте около года уже должен говорить около десятка с...

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет"

Статья о формировании слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет....

Игра на развитие слоговой структуры слова

В данной публикации представлена игра на развитие слоговой структуры слова у умственно отсталых младших школьников...

Интерактивная игра на развитие слоговой структуры слова

Данная интерактивная игра позволяет сформировать у учащихся с интеллектуальными нарушениями представления о словой структуре слов...